Программа патриотического воспитания В прошлом наше будущее

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







«В прошлом наше будущее»

(программа в области патриотического воспитания)



Номинация:

Программы в области патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи.




















Пояснительная записка

Программа «В прошлом наше будущее» представлена в номинации Программы в области патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи.

Жизнь и судьба каждого человека связаны с его Отечеством, прошлым и будущим его Родины. Но и судьба страны зависит от ее граждан, у которых должно быть развито чувство долга перед Отчизной.

Цель программы «В прошлом наше будущее»: создать условия для воспитания и развития у участников детских общественных объединений (старших подростков) чувства патриотизма, любви и привязанности к Родине.

Можно определить следующую систему задач патриотического воспитания граждан, а именно воспитания у них:

  • любви к Отечеству - Российской Федерации и ее многонациональному народу;

  • российского патриотизма, в котором общероссийское чувство гражданина (готовность служить Родине, защищать ее) сочетается с его любовью к малой родине (родной республике, области или национальному округу);

  • уважительного отношения ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству;

  • любви к родному языку, культуре и истории своего народа;

  • глубокого уважения к Конституции и другим законам Российской Федерации;

  • непримиримого отношения ко всем формам проявления национализма, шовинизма, расизма; воспитание ненависти к геноциду, апартеиду, проповеди фашизма и иной расовой, национальной или религиозной исключительности;

  • веротерпимости и уважения религиозных чувств людей.

Программа рассчитана на детей от 12 лет и может применяться в воспитательном процессе в детских общественных организациях.

Формы реализации могут быть массовыми, групповыми и индивидуальными. Массовые формы предполагают участие большинства. Это утренники, школьные вечера, праздники, конкурсы, олимпиады, КВНы, конференции, субботники и т.п. Групповые формы - это урок, школьная лекция, экскурсия, лабораторно-практическое занятие, КТД и др. Индивидуальные формы подразумевают подготовку рефератов, докладов, презентаций и т.п.

Методы реализации: получение информации из разнообразных источников; формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе; наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в жизни; оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности; участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике; приведение примера; использование сравнения, сопоставления, противопоставления; яркий рассказ; разъяснение, разоблачение; анализ фактов, явлений, зачитанных как отрывок из книги, документа с их одновременным показом; продемонстрированных в форме декламации стихов, прослушивания аудиокас­сеты, просмотра видеозаписи, телепередачи, проведение акций, митингов, встреч с интересными людьми и т.д.

Программа включает в себя проведение теоретических и практических занятий.

В программе патриотическое воспитание основано на нескольких направлениях.

Историческое направление позволяет воспитывать патриотические чувства на примере конкретных событий и личностей. Каждый год реализации программы подразумевает использование исторических примеров определенного периода, каждый из которых дает богатейший материал в области героизма, самоотверженности, самобытности русского народа. Данное направление также подразделяется на две категории. Первая категория - События, которыми мы гордимся - дает представление о неповторимости нашей истории, вызывает высокие чувства гордости за страну и народ. Вторая категория - Люди, на которых мы хотим быть похожи - позволяет более подробно изучить биографии некоторых выдающихся личностей, которые внесли значительный вклад в историю нашей страны. Это дает возможность понять чувства, которые испытывали люди, совершая определенные поступки, значимые для страны.

Гражданское направление позволяет учащимся больше узнать о развитии русской государственности, осознать значимость России в мировом сообществе. Это направление включает в себя изучение символики России, образования и развития гражданского общества и институтов политической власти.

Семейное направление формирует истинную крепкую привязанность к своей семье и родине. Оно включает в себя изучение истории семьи, ее традиций.

Краеведческое направление включает в себя знакомство с природой, историей и культурой родного края, своей малой Родины.

Культурное направление формирует мировоззрение учащихся, позволяет испытывать чувство гордости за свою страну через знакомство с культурой и духовностью русского народа.

В целом, программа строится на основе преемственности российской истории, что позволяет показывать все достижения Руси - России - СССР - Российской Федерации, независимо от того, каким было государство - княжеским, царским, буржуазным или советским. И не смогут тогда учащиеся не почувствовать гордости за свою Родину, ведь ее достижения действительно заслуживают огромного уважения.

Ожидаемые результаты:

  • рост патриотических чувств у учащихся;

  • четкое осознание учениками привязанности к своей Родине;

  • высокая степень толерантности, веротерпимости учащихся;

  • осознание учениками культурной и исторической самобытности русского народа.










Содержание программы

Первый год обучения

Введение (1 час)

Знакомство с целью и задачами программы первого года обучения, с формами и методами ее реализации, структурой.

Тема 1. Родная страна (4 часа)

Понятия «патриот», «патриотизм». Беседа на тему: «Что я знаю о России?»

Психологический тест «Я люблю Россию». Творческая работа - рисунок «Моя Россия».

Тема 2. Откуда есть пошла Русская земля? (16 часов)

Теории происхождения государственности на Руси. Норманизм и антинорманизм. Варяги и славянские племена. Государство. Религии спасения. Христианство. Ольга и Владимир Святой. Крещение Руси.

Чтение отрывков из ПВЛ. Игра «Кто живет в древней Руси?» Подготовка и проведение акции «Помочь пожилым - наш долг». Просмотр мультфильма о Владимире Святом и Крещении Руси. Посещение Храма. Написание мини-сочинения «Святая Русь». Игра «Нас много, мы разные, но мы едины».

Тема 3. Начало начал (11 часов)

Семья. Появление первых семей на Руси. Фамилия, ее корни. Семейные традиции зимних гуляний.

Семейные посиделки. Поисковая работа «откуда ты, моя фамилия?» Презентация «Моя родословная». Семейный театр «старая сказка на новый лад». Просмотр фильмов о зиме по мотивам русских сказок. Конкурс «Я рисую зимний узор». Изготовление новогодних поделок, подарков родным, друзьям и ветеранам.

Тема 4. Русская святость (6 часов)

Первые русские святые Борис и Глеб. Церковь. Икона. Иконостас. Андрей Рублев.

Основы методики написания икон. Посещение храма.

Тема 5. Наши защитники (12 часов)

Защитник. Татаро-монгольское иго. Александр Невский. Ледовое побоище. Невская битва. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

КТД «Наши победы и наши герои». Просмотр видеоматериалов по Александру Невскому и Куликовской битве. Презентация «Куликовская битва». Изготовление подарков к Дню защитника Отечества родным и ветеранам. Посещение музеев. Мини-сочинение, поделка, рисунок на тему: «Защитник Отечества».

Тема 6. Культура Древней Руси (8 часов)

Древнерусская архитектура, живопись, литература.

Экскурсии и поход в театр и музей. Просмотр видеоматериалов. Презентация «Национальный костюм». Конкурс рисунков «Как профессионал». Подготовка к 9 мая.

Тема 7. Моя малая Родина (6 часов)

Природа родного края.

Поход в лес, на природу. Подготовка и проведение акции «Береги родной край». Фото выставка «Родная природа». Игра «Изучаем природу малой Родины».

Подведение итогов (2 часа)

Резервное время (2 часа)


Второй год обучения

Введение (4 часа)

Знакомство с целью и задачами программы второго года обучения, с формами и методами ее реализации, структурой.

Тест «Я - патриот». Диспут «Патриотизм - что это?»

Тема 1. Наша сила - в единстве (16 часов)

Географическое положение России. Постепенное освоение земель в истории нашей страны. Ермак. Государственные символы. Герб. Гимн. Флаг. Великая смута и великое ополчение. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский. Иван Сусанин. Династия Романовых.

Презентация «История государственной символики РФ». Игра «Создай свой герб». Чтение русских сказок. Опера «Иван Сусанин». Подготовка и проведение Дня народного единства.

Тема 2. Семья традициями богата (8 часов)

Семейные традиции, их формирование.

Конкурс «Семейное интеллектуальное шоу». Презентация «Пока живы традиции и память, жива семья». Подготовка и проведение новогодних праздников.

Тема 3. История одного города в истории страны (9 часов)

Санкт-Петербург, история основания, великое наследие. Петр I. Полтавская битва. Первый русский театр и музей.

Виртуальная экскурсия по Санкт-Петербургу. Чтение литературных произведений о городе. Просмотр видеоматериалов о Полтавской битве. Посещение театра и музея.

Тема 4. Победы, которые мы одержали (16 часов)

Суворов. Ушаков. Отечественная война 1812 года. Бородино. Кутузов. Декабристы. Крепостное право. Крымская война и ее герои. Ермолов, Истомин, Корнилов, Скобелев и др. Русско-японская война.

Презентации «Великие люди великого времени». Викторина «Отечественная война». Чтение стихотворения «Бородино». Просмотр кинофильма «Война и мир». Мини-сочинение на тему: «Я хочу быть похож на него…»

Тема 5. Золотой век культуры (8 часов)

Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пирогов. Менделеев и др. Живопись и архитектура 18-19 веков. Храм Христа Спасителя.

Презентации «Пушкин - наше все», «Лермонтовские чтения», «Гоголевская сатира». Чтение произведений русских писателей, просмотр видео, снятого по этим произведениям. Посещение театра, музея, библиотеки.

Тема 6. Моя малая Родина (6 часов)

История названия родного края. Жизнь малой Родины сегодня.

Акция «Посади дерево - сделай воздух чище…». Поисковая работа «Родное имя». Презентация «Мой знаменитый земляк». Вечер встреч. Фото выставка «Быт и жизнь села», «Я в истории моей страны». Подготовка и проведение 9 мая, изготовление подарков ветеранам и оказание им помощи.

Подведение итогов (1 час)


Третий год обучения

Введение (1 час)

Знакомство с целью и задачами программы третьего года обучения, с формами и методами ее реализации, структурой.

Тема 1. Я гражданин России (8 часов)

Конституция РФ. Права и обязанности граждан. Гражданская позиция. Избирательное право.

Проекты «Идеальное государство», «Лучший гражданин». Игра «Изучаем конституцию». Викторина «Мои права». Фото конкурс «Счастливое детство». Подготовка и проведение акции «Не проходи мимо».

Тема 2. Моя страна (5 часов)

СССР. Братские республики и народы. Украина и Белоруссия.

Презентация «Они наши братья». Подготовка и проведение акции «Не забывайте о наших общих предках».

Тема 3. Родной край (8 часов)

История родного края. Народные промыслы. Культура современного села.

Конкурс рисунка «Мое село через 30 лет». Акция «Сохрани то, что есть, возроди то, что было…». Поисковая работа «Жители села в истории страны». Встречи с интересными людьми, посещение театра, музея, храма.

Тема 4. Это наша победа (20 часов)

Великая Отечественная война. Битва за Москву. Сталинградская битва. Курская битва. Оборона Ленинграда. Герои ВОВ: полководцы и солдаты, партизаны и работники тыла. Ветераны сегодня.

Акции «Память», «Они ковали победу». Уроки мужества. Презентации «Великие победы великой войны». Поисковая работа «Он настоящий герой». Составление экспозиций о ВОВ, конкурс стихов о ВОВ. Фото конкурс «Наши ветераны - наши герои». Просмотр кинофильмов о войне. Помощь ветеранам.

Тема 5. Родной дом (10 часов)

Семейные ценности, традиции. Истории семей.

Семейные посиделки. Поисковая работа «ВОВ в моей семье». Конкурс семейных команд КВН. Презентация «Моя семья: сегодня и завтра».Фото конкурс «Родной дом».

Тема 6. Искусство 20 века (12 часов)

Живопись, литература, архитектура, техника. Космос. Гагарин, Королев. Кино.

Походы в музеи, на выставки, в театр. Встречи с интересными людьми. Концерт художественной самодеятельности. Составление экспозиций «Достижения техники», моделирование. Чтение произведений русских писателей и поэтов.

Подведение итогов (2 часа)

Резервное время (2 часа)


© 2010-2022