Статья Путь к миру и созиданию - воспитание толерантно ориентированной личности студента

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБПОУ «Рузаевский политехнический техникум»









Выступление

на тему:

«Путь к согласию и созиданию - воспитание толерантно-ориентированной личности студента»











Автор:

Алагулова Татьяна Александровна преподаватель

ГБПОУ «Рузаевский политехнический техникум»




















2016



Путь к согласию и созиданию - воспитание толерантно-ориентированной личности

Алагулова Татьяна Александровна

ГБПОУ «Рузаевский политехнический техникум»

Воспитание толерантной личности совершенно справедливо считается одной из важнейших проблем современности. Толерантность - это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования.

Наш край зовется мордовским по имени народа, которого население России знает под именем мордва. Все народы, проживающие на территории республики, а их более ста национальностей, живут единой семьей, каждая из которых имеет свои традиции, культуру, язык.

История мордовского края является составной частью отечественной истории. Изучая прошлое своей страны, историю культуры каждого народа, мы учимся уважать и понимать друг друга. Язык основа каждого народа, ибо есть язык - есть народ. Каждый народ - это удивительная и неповторимая частица мироздания. Без разнообразия культур, традиций, языка разных народов наш мир не был бы так интересен, многогранен, уникален, что выражается в этнокультурном многообразии, их единства. Каждая культура самобытна и бесценна.

Население мордовского края более 1000 лет нераздели­мо связано с Русью, Российским государством. Следует вспомнить о нашем сложном и трудном историческом пути, осознать свою принадлежность к гордому, честному, хлебосольному, трудолюбивому мордовскому народу. Вместе со своими славянскими братьями мордовские воины храбро сражались против пе­ченегов, монголо-татар, в ополчении Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освобождали Москву от поляков, вместе с царем-ре­форматором Петром I «прорубали окно» в Европу, отстаивали независимость страны в годы Отечественной войны 1812 год и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг, в рядах российской армии под­держивали славу русского оружия - творили славную исто­рию России. А сколько талантливых, трудолюбивых людей мордовской национальности проживает на просторах России. К сожалению, не обо всех мы знаем. Мордовский народ прошел сложный исторический путь, неоднократно проявлял героизм и бесстрашие в самых горячих битвах за Родину, в борьбе за сохранение своей самобытности, выдвинул из своих рядов выдающихся государственных и политических деятелей, военачальников, деятелей культуры, искусства, религии. Прославили его патриарх Никон, граф Николай Мордвинов, историк Василий Ключевский, просветитель Макар Евсевьев, скульптор Степан Эрьзя, певица Лидия Русланова, легендарный летчик Михаил Девятаев, полководец Максим Пуркаев, татарский поэт Шариф Камал и многие другие.

Сегодняшняя Мордо­вия представляет собой один из динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. Национальные организации мордовского народа на территории российских регионов отчетливо демонстрируют тенденцию к укреплению контактов с Мордовией. Представители диаспоры активно привлекаются властями республики для участия в крупных республиканских мероприятиях. Очевидно, что работа с мордовскими национальными общественными организациями в настоящее время является заметной составляющей политики руководства Республики Мордовия в области национальных отношений.

Проведенное в техникуме социологическое исследование «Этнокультурные ценности - путь к взаимопониманию» показало, что отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры, достаточно распространенное явление в нашей российской действительности, отсутствует у наших студентов, абсолютное большинство которых считают себя частицей и Мордовии и России. Это радует!

Принципиально важно, что студенты техникума, среди которых большинство мордва, татары, русские, приняли в студенческое братство украинцев, поволжских немцев, армян и представителей всех других народов! Именно в этом и заключается смысл деятельности педагога - в создании условий не только для формирования и проявления толерантности одного, но и преодоления негативизма в поведении или общении другого. Ведь толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом не нарушая прав и свобод других людей.

Важнейшая цель воспитания толерантно ориентированной личности студента состоит в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности. Это - центральная ценность во всех теориях прав человека и во всех международных стандартах; это - главный мотив для осуществления усилий по достижению мира и главный стимул для установления демократических форм правления; это - полная противоположность нетерпимости.

Реализации процесса воспитания межэтнической толерантности осуществляется одновременно по нескольким направлениям. Первое - учебно - исследовательская деятельность студентов. На первом курсе в едином контексте рассматриваются события истории России, истории Республики Мордовии и нашего города Рузаевки. Студенты не только углубленно изучают теоретический материал, но и ор­ганизовывают научно - практические конференции, встречи с участниками Великой Отечест­венной войны, почетными жителями города, участвуют в разработке исследовательских проектов и презентаций

Учитывая эти факторы, а также этнорегиональный компонент была разработана программа дисциплины: «Регионоведение: Республика Мордовия». Электронным учебным пособием, составленным на ее основе увлеченно пользуются студенты. Учебное пособие включает в себя разделы, формирующие национальную и региональную идентичность мордовской культуры как культуры коренного населения Республики.

Данный спецкурс воспитывает чувство любви и гордости за свою малую родину, пропагандирует обычаи и традиции мордовского этноса, углубляет знания студентов по истории Мордовского края, основных этапах его развития, ведущих тенденциях и проблемах общественно-политической жизни и социально-экономического развития республики; вписать местные события в историко - культурный контекст, раскрыв специфику локальных проявлений; приобщить студентов к поисково - исследовательской деятельности; придать историческим событиям личную значимость. Этот учебник помогает заду­маться над уникальной судьбой мордовско­го края и проживающих на его территории народов. На старших курсах последнее занятие посвящается защите творческих проектов. Именно на таких занятиях со студентами, языком живших, творивших и прославлявших ее людей говорит сама изучаемая эпоха, формируются не просто специалисты, а настоящие граждане своей страны.

Второе направление - внеурочная работа. Огромный воспитательный потенциал в курсе общегуманитарных дисциплин имеют темы «Роль личности в истории», «Славные сыны Отечества», студенческие чтения «Отчий дом», научно - практическая конференция «Мордовия - равноправный субъект Российской Федерации», публичная защита презентаций.

Студенты убеждаются, что каждая нация делится плодами своей культуры, но беднее от этого не становится, так как взамен получает искреннее уважение других наций, поддержку и понимание. Именно понимая и узнавая культуру других народов, мы сохраним извечные ценности человечества: дружбу, понимание, терпимость и любовь. Реализовать самые амбициозные планы, самые смелые проекты и программы мы можем лишь сохраняя, и поддерживая дружбу народов, тем самым сделав наш регион самым лучшим, интересным и привлекательным местом на земле. Дружба народов является одной из движущих сил развития современного общества, а межнациональные отношения - основа единства в борьбе за мир и счастье, за торжество идей добра и справедливости. Единство народов заключается в этнокультурном многообразии.

Формирование толерантной личности должно продолжаться на протяжении всего процесса обучения.


© 2010-2022