• Преподавателю
  • Воспитательная работа
  • Методический материал на тему Организация работы с родителями по профилактике зависимости употребления психоактивных веществ среди детей и подростков (для метод. совета)

Методический материал на тему Организация работы с родителями по профилактике зависимости употребления психоактивных веществ среди детей и подростков (для метод. совета)

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация работы с родителями по профилактике зависимости употребления психоактивных веществ среди детей и подростков


Зенина Марина Анатольевна, методист ГБУ ВО «ЦПППиРД»


Современная социальная ситуация изменяется непрерывно, создавая предельно нестабильную систему, на фоне которой происходит формирование подростковой субкультуры. Являясь одной из наименее адаптированных и социально незащищенных групп, подростки несут на себе отпечаток общей социальной неопределенности, неуверенности и тревожности. В результате этого на первый план в ряду социально-педагогических и психолого-педагогических проблем выдвигаются проблемы детско-подростковой наркомании.

Одним из необходимых условий эффективности антинаркотической работы является включенность семьи как субъекта профилактики в процесс антинаркотической деятельности. Профилактическая работа, направленная на семью, имеет больший эффект, чем стратегии, направленные только на родителей или только на детей. Без привлечения родителей говорить об эффективности любых проводимых профилактических мероприятий бессмысленно. Сформировать какую-либо привычку гораздо легче, если требуемая модель поведения принята в семье, так она закрепляется ежеминутно и постоянно. Поэтому прежде чем решать задачу формирования жизненных навыков и здорового образа жизни у детей и подростков, необходимо обеспечивать их этими знаниями через родителей. Кроме того, если сами родители и обладают определенным жизненным опытом, то часто там, где нужны специальные знания, они оказываются не вполне компетентны. Так обстоит дело с употреблением психоактивных веществ (табака, алкоголя, токсических и наркотических препаратов) и профилактики начала их употребления. Для того чтобы осознать всю сложность и опасность проблемы, чтобы удержать своего ребенка от первой пробы, родитель должен уметь говорить на языке подростка, понимать его интересы и стремления, наконец, он должен уметь донести до подростка информацию о возможной опасности некоторых его поступков.

Важное правило - профилактическая работа с семьей должна быть дифференцирована в зависимости от степени вовлеченности несовершеннолетнего в проблему злоупотребления психоактивными веществами.

Профилактическая деятельность до столкновения ребенка с психоактивными веществами - первый уровень первичной антинаркотической профилактической работы.

Стандарт первичной профилактической работы с родителями учащихся состоит из следующего комплекса задач:

  • формирование знаний, отношений и установок через предоставление неспецифической информации о семье и семейных взаимоотношениях (знания в отношении детей, себя, о семейных отношениях, семейных мифах и стереотипах);

  • формирование знаний, отношений и установок через предоставление специфической информации о ПАВ и семейной патологии (специальные сведения о ПАВ, семейной патологии, конфликтных, асоциальных семьях и их проблемах);

  • тренинг родительских навыков;

  • помощь проблемным семьям;

  • формирование актива и вовлечение его в профилактическую деятельность.

Формы организации профилактической работы с родителями:

  • проведение бесед, чтение лекций специалистами в родительской аудитории (лекционно-информационная форма);

  • семейное консультирование по воспитательным, психологическим проблемам развития и поведения ребенка (проблемно-ориентированная индивидуальная форма первичной профилактической помощи);

  • организация родительских семинаров по проблемам семьи и антинаркотической профилактической работы;

  • организация родителей, готовых участвовать в оказании социальной поддержки другим семьям, создание из действенно настроенных родителей групп родительской поддержки для «трудных» семей данной школы.

Школа накопила огромное количество форм работы с семьей, приобщения родителей к соучастию в творческом построении взаимоотношения «учитель-родители-дети».

Университет педагогических знаний, родительский всеобуч - это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Она помогает вооружить их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи и школы, взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа «университета» составляется с учетом контингента учащихся и их родителей.

Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д., тематические классные часы, родительские собрания, вечера отдыха, семейные спортивные и интеллектуальные состязания, творческие конкурсы, тренинговые занятия.

Путей сотрудничества много, но в школах чаще оно начинается с родительского собрания. Родительское собрание - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

Как показывает практика, беда может прийти в любую семью. И тогда родители начинают задавать себе вопрос: «Как мы пропустили, как не заметили это?» Часто это происходит из-за отсутствия информации, из-за недостатка знаний. В связи с этим перед проведением родительского собрания можно провести небольшое социологическое исследование по выявлению отношения родителей к проблеме подростковой наркомании, определить степень готовности родителей участвовать в работе по защите своих детей от наркотиков и формы работы образовательных учреждений с родителями.

Считаете ли Вы актуальной проблему употребление подростками психоактивных веществ в своем районе?

Данные социологического исследования свидетельствуют: только 11% респондентов сталкивались с употреблением психоактивных веществ в своей семье или семье близких. При этом подавляющее большинство родителей (95%) согласно с тем, что эта проблема входит в число самых острых проблем района. Способность (или желание) родителей видеть проблему и допускать возможность ее возникновения возрастает прямо пропорционально «расстоянию», которое отдаляет эту проблему от собственной семьи.

В каком возрасте вероятность приобщения к психоактивным веществам наиболее высока?

При ответе на вопрос, в каком возрасте вероятность приобщения к психоактивным веществам наиболее высока, мнения родителей распределились следующим образом: в возрасте 10-12 лет - 20%, 13-15 лет - 49%, 15-17 лет - 31%.

Как видите, большинство родителей считают, что возраст вероятного приобщения к психоактивным веществам - 13-15 лет. На родительском собрании необходимо обратить внимание родителей на то, что наркомания стремительно молодеет. Изменяются черты «социального портрета» подростка, употребляющего психоактивные вещества. Прежде всего, существенно снизился его средний возраст: большой процент первых проб происходит в возрасте от 10 до 12 лет. Еще 10 лет назад попадание в зависимость употребления ПАВ был для многих «осознанным путем» - итогом неудач и разочарований. Чаще всего, приходя к решению поэкспериментировать с собственной жизнью, человек уже имел за плечами какой-то опыт, переживания, житейскую мудрость. Это с одной стороны, удерживало его от быстрого «сползания в пропасть» (на разрушение социальных связей и полное опустошение было необходимо время), а с другой - являлось той «соломинкой», за которую можно было удержаться, принимая решение порвать с наркотиком (человеку было что терять).

Сегодняшний подросток, употребляющий психоактивные вещества в чем-то еще ребенок, он стремительно попадает в зависимость от психоактивных веществ. Такого человека трудно остановить - ему попросту не на что оглядываться. Его трудно вернуть к нормальной жизни и освободить от употребления психоактивных веществ - не к чему апеллировать, не из чего создавать противовес. Психоактивные вещества становятся не просто частью жизни, а основой личности молодого человека.

Какие факторы риска способствуют приобщению подростка к психоактивным веществам? (распределите от 1 до 6 по степени значимости)

- неблагополучная семья

- доступность психоактивных веществ

- мода на употребление психоактивных веществ в молодежной субкультуре

- нестабильность и неблагополучие в обществе

- наличие жизненных проблем у подростков, неумение их решать социально приемлемыми способами

- проблемы детей в школе

Среди возможных причин приобщения подростков к психоактивным веществам можно выделить социальные, личные, семейные факторы риска. Причем те факторы, которые сами подростки обычно называют «решающими», чаще всего имеют психологические корни в семье. Этот тезис кому то из родителей покажется спорным: проще искать и находить социальные причины роста наркомании. По данным опроса 58% родителей считают, что именно неблагополучие в семье способствует приобщению подростка к наркотикам. Вторым по значимости фактором риска 50% респондентов называют доступность психоактивных веществ. На третьем месте - мода на употребление психоактивных веществ в молодежной субкультуре - 45% опрошенных. Нестабильность и неблагополучие в обществе отмечают 33% родителей, а 24% считают, что причиной является наличие жизненных проблем у подростков, неумение их решать социально приемлемыми способами; 21% родителей выделяют проблемы детей в школе как фактор риска.

Такое ранжирование факторов риска позволяет говорить о том, что только каждый второй родитель готов принять на себя значительную меру ответственности за то, что их дети начинают употреблять психоактивные вещества. По мнению специалистов, если родители не сформируют у своего ребенка отношения к психоактивным веществам, то это обязательно сделает кто-то другой. Очень часто говорить о психоактивных веществах и отношении к ним взрослым мешает неуверенность и недостаток знаний. Это приводит в конечном итоге к невозможности разговоров на подобные темы - возникает очевидное табу. Многие подростки знают это слабое место у своих родителей и пользуются безграмотностью взрослых. Поэтому необходимо вести просветительскую работу с родителями - приглашать специалистов для освещения данной темы, а также посоветовать им заниматься самообразованием.

Готовы ли Вы принять активное участие в работе общественной организации по борьбе с наркотиками?

73% опрошенных выразили готовность активно участвовать в такой работе на уровне своей школы, микрорайона.

Это очень важно, потому что в организации противодействия распространения употребления ПАВ необходимо объединение усилий всего общества и, прежде всего, родителей. По мнению многих специалистов, занимающихся профилактической работой, возможности родительских организаций в деле профилактики употребления психоактивных веществ среди детей и подростков можно смело назвать почти безграничными и необходимо помочь родителям объединить свои усилия.

Нуждаетесь ли Вы в дополнительной информации о проблемах употребления психоактивных веществ?

При проведении нами исследования выяснилось, что не нуждающимися в дополнительной информации по рассматриваемой проблеме считают себя 50% опрошенных родителей. Затруднились с ответом 8%, а 42% родителей заявили, что нуждаются в дополнительной информации по различным аспектам наркомании, включая подходы к профилактике и лечению.

В последнее время даже тот, кто специально не интересовался проблемами, связанными с употреблением психоактивных веществ, наверняка обратил внимание на то, что информация на эту тему поступает из самых разных источников, и этот поток возрастает в объеме. Разрастается и круг вопросов, которыми задаются специалисты: какова объективная ситуация с употреблением психоактивных веществ в обществе, как предотвратить распространение употребления психоактивных веществ. Этот перечень можно продолжать бесконечно.

В это же время с каждым днем все большее число людей сталкивается с тем или иным признаком присутствия употребления психоактивных веществ в нашей жизни. У кого-то в беду попали знакомые и друзья, кто-то обеспокоен неблагополучной ситуацией в микрорайоне.

Сталкиваясь с тем или иным аспектом проблемы, многие из нас начинают лихорадочно собирать информацию о ней - благо средства массовой информации сегодня позволяют это сделать. Но находясь под впечатлением первой встречи употребления психоактивных веществ, мы часто не в состоянии оценить адекватность, правдивость, ценность той информации, которую получаем. За счет этого у многих может сформироваться ложное представление о ситуации и действиях, которые необходимо предпринимать.

Назовите учреждения, в которые Вы можете обратиться в случае, если подозреваете ребенка в употреблении психоактивных веществ?

Для того чтобы защитить своих детей от употребления ПАВ, родители должны представлять как причины приобщения детей к употреблению психоактивных веществ, так и роль семьи как фактор защиты своих детей от этой беды. Эти темы также можно освещать на родительском собрании. Настораживает тот факт, что, несмотря на достаточно большое количество выступлений наркологов на родительских собраниях в школах, 58% родителей заявили, что не знают, куда можно обратиться за помощью в случае наркотизации ребенка, еще 10% затруднились с ответом, и лишь 32% отметили, что они осведомлены об учреждениях, оказывающих помощь подросткам употребляющих ПАВ. Тогда на родительском собрании необходимо дать информацию о том, куда можно обратиться в случае, если заподозрили ребенка в употреблении психоактивных веществ.

Что же, по мнению родителей, надо делать им, чтобы ребенок не стал употреблять психоактивные вещества? 80% родителей считают, что надо постараться занять ребенка интересным делом, 58% - беседовать об опасности психоактивных веществ, 37% - изолировать от «плохой компании», 26% - жестко контролировать, 9% - не заострять на этом внимание. Наиболее популярными среди родителей оказались меры не репрессивного характера. Только каждый десятый родитель считает, что на этой проблеме не стоит заострять внимания. По существу эти родители вместо действия готовы выбрать бездействие, пассивную стратегию. Но в отношении к психоактивным веществам не может быть середины.

Достаточно наполненной оказалась группа родителей, настроенных на выбор стратегии гиперопеки во взаимоотношениях с ребенком (26% опрошенных). Но один только контроль без понимания проблем своего ребенка не может принести успеха. Отсутствие эмоционального контакта между родителями и ребенком ведет к нарушению общения, к нарастанию непонимания, к отдалению родителей от своих детей. И у подростков остается возможность найти отклик у кого-то другого, кто способен повлиять на них. Твердость не должна быть заменена агрессией. Дети ждут от родителей последовательности в своем поведении, и если в семье есть определенные правила и ограничения, они должны действовать для всех - и для родителей, и для подростков.

Знаете ли Вы, с кем ваш ребенок проводит свободное время?

Очень порадовал тот факт, что 94% родителей знают, с кем проводят свободное время их дети, с кем они дружат. Подросток часто ведет себя тем или иным образом, находясь под влиянием окружения, пробует психоактивные вещества именно в группе. Зная друзей своего ребенка, родители могут вовремя заметить потенциальную угрозу приобщения его к психоактивным веществам и принять соответствующие меры.

Какие меры для снижения остроты проблемы подростковой наркомании нужно предпринять?

25% родителей считают, что для снижения остроты проблемы подростковой наркомании нужно усилить контроль правоохранительных органов за незаконным оборотом наркотиков, принимать более жесткие меры к распространителям; ликвидировать наркоточки в г.Воронеже и Воронежской области. Недопустимо, что наркотики продаются в непосредственной близости от учебных заведений. 64% опрошенных выступают за расширение количества кружков, работающих в учреждениях дополнительного образования. А 11% родителей считают, что надо просто любить своих детей, уделять им больше внимания, т.е. в вопросе о защите своих детей от психоактивных веществ они полагаются не на государство, а на свои собственные силы.

В начале родительского собрания можно ознакомить родителей с результатами социологического исследования в виде презентации и при планировании дальнейшей подготовки к родительским собраниям, профилактической работы учитывать полученные результаты.

Педагогический диспут - одна из наиболее интересных форм работы. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой.

Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута - уважение к позиции и мнению любого участника.

Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания.

Дискуссионный клуб (Родители-дети)

Цель: улучшение отношений между участниками, повышение культуры внутрисемейных отношений, снижения уровня конфликтности в семье через нормализацию системы требований и распределение прав и обязанностей.

Примечание: подобные формы работы могут проводиться на различные темы с обязательным учетом пожеланий участников и быть использованы при работе с учителями, родителями, подростками.

Время проведения: 2-2,5 часа.

Количество участников: желательно не более 50 человек.

Необходимые материалы: ватман (доска), маркеры, ручки, бумага.

Требования к помещению: желательно прос­торное помещение с возможностью передви­жения мебели.

План:

1. Вводная: представление ведущих и участников.

2. Разминка-представление. Участники предс­тавляются и называют одного известного че­ловека с таким же именем.

3. Правила работы (важно, чтобы и родители, и дети приняли правила работы «здесь и сей­час», не переходить на личности, говорить от своего лица).

4. Разбивка на команды: родители - дети. В каждой команде выбираются ответственные за соблюдение правил.

5. Каждой группе предлагается обсудить следу­ющий вопрос: какими правами и обязанностями в семье должны обладать дети (отвечают взрос­лые) и родители (отвечают дети)? Составленные списки не обсуждаются и остаются в группах.

6. Групповое обсуждение: Какой стиль взаимо­отношений в семье был бы для вас предпочти­тельнее? На чем основываются подобные вза­имоотношения? Что или кто влияет на налажи­вание и поддержку оптимальных взаимоотно­шений в семье? Предполагается, что опти­мальным стилем взаимоотношений будет партнерский и демократический, т. е. права и обязанности должны быть равными.

7. Группам предлагается передать листочки с ответами на первый вопрос. Обсуждение.

8. Групповое обсуждение вопросов.

- Что для вас важно в семейных отношениях?

- Как вы думаете, реальны ли списки прав и обязанностей, составленные вами?

- Что значит «хорошая семья»?

- Что значит быть ответственным в семейных отношениях?

- Как можно разделить ответственность в семейных отношениях?

- До какого времени дети остаются детьми?

- Какие вопросы вам трудно обсуждать?

Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состав участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации вариант действий.

Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

В ходе педагогического практикума педагог предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться в семье во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т.д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Следующей формой работы с родителями - занятие с элементами тренинга. Сильной стороной такого занятия является возможность погружения, следовательно, высокая эффективность работы. Подача теоретического материала через практический опыт участников делает процесс обучения интересным и понятным, позволяет включить творческий потенциал.

Одно из направлений работы с родителя - государственно-общественное: создание попечительских советов, советов школ, советов отцов, городских и районных советов родителей.

В организационном плане необходимо отрабатывать реальные механизмы сотрудничества общества, различных общественных организаций и государственных структур с семьей. При этом крайне важно организовывать активность самих родителей на уровне школы, микрорайона, муниципалитета в виде становления и поддержки таких движений как «Родители против наркотиков», «Школа без наркотиков», «Чистый район» и пр.

Родители нередко считают, что проблемой подростковой наркомании должны заниматься правоохранительные органы, школы, учреждения здравоохранения, но только не семья. Однако эффективная профилактика употребления психоактивных веществ среди детей и подростков возможна только при активной поддержке родителей.

Так, при разработке программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде в г.Лиски основное внимание было уделено созданию не только волонтерского движения подростков, но и общественного движения родителей.

В октябре 2001 г. постановлением районного оперативного штаба был создан общественный комитет «Родители против наркотиков». В его состав вошли социально активные граждане: педагоги, медики, психологи, предприниматели, священнослужители, журналисты, а также родители, чьи дети уже оказались наркозависимыми. Периодичность проведения заседаний - не реже одного раза в квартал.

Среди членов комитета определились родители, которые выступают с лекциями в учреждениях, организациях, готовят информацию по проблеме подростковой наркомании для газет, в которых появилась постоянная рубрика «Родители против наркотиков», выпускают буклеты, памятки по профилактике наркомании.

Комитет установил тесные связи с различными службами и организациями, заинтересованными в решении проблемы подростковой наркомании, участвует в подготовке и проведении различных массовых городских мероприятий профилактического характера для подростков.

В декабре 2013 года прошла встреча за «круглым столом» «Наше общее дело», где были рассмотрены меры реагирования педагогов и родителей, когда близкий человек начал употреблять наркотики.

В Лискинском муниципальном районе по инициативе членов общественного комитета «Родители против наркотиков» в январе 2014г. была организована акция «Зимние забавы», направленная на возрождение дворового спорта. Проведение дворовых игр было объединено с марафоном «Лиски-Сочи-2014» в поддержку олимпийского движения. Волонтеры объединения «За здоровый образ жизни» рассказывали сверстникам о том, как было принято решение о проведении XXII зимних Олимпийских игр, о подготовке к ним, об олимпийской символике. В акции «Зимние забавы» приняли участие более 2 тыс. человек.

Интересен опыт общественного объединения «Совет отцов» Каширского муниципального района, целью работы которого является оказание помощи педагогическому коллективу в организации внеурочного времени обучающихся и их социальной защиты. В рамках работы «Совета отцов» проводятся родительские конференции, на которых освещаются вопросы сохранения и укрепления здоровья учащихся, актуальные вопросы воспитания, проводятся массовые мероприятия с участием родителей и детей.

В феврале 2014 года прошел форум отцов «Отцовство - мужской взгляд». Цель форума - привлечь внимание общественности к повышению статуса отца, семьи, повышению ответственности отца за воспитание детей, вовлечение отцов в укрепление и развитие здорового образа жизни, создание Советов отцов в районах Воронежской области.

Члены общественного движения родителей выступают с лекциями в учреждениях, организациях, готовят информацию по проблеме подростковой наркомании для газет, в которых может появиться постоянная рубрика «Родители против наркотиков», выпускают буклеты, памятки по проблемам наркомании.

Общественное движение устанавливает тесное взаимодействие с различными службами и организациями, заинтересованными в решении проблемы подростковой наркомании, участвует в подготовке и поведении различных массовых районных, городских мероприятий профилактического характера для подростков.

Такие объединенные усилия родителей могут стать действенной силой, которая будет эффективно противостоять распространению подростковой наркомании.

Семья, родители, микросоциальное окружение - это очень важный участник профилактического процесса. Конфликтные ситуации, непонимание между детьми и родителями могут явиться причиной употребления детьми психоактивных веществ.

Работа с семьей должна быть направлена на формирование ее ресурсов, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения.

Список литературы:

  1. Шаг за шагом от наркотиков/ Книга для родителей, - СПб., 1999 г.-95с.

  2. Смотри по жизни вперед/ Руководство по работе с подростками, - СПб., 2002 г.- 112с.

3. Антинаркотическая профилактическая работа с подростками и их семьями/ Т.А.Фолькович, Н.А.Шостаковская, В.Ф.Крапивина.-Воронеж, 2006 г. - 195с.

Методический материал на тему Организация работы с родителями по профилактике зависимости употребления психоактивных веществ среди детей и подростков (для метод.совета)

© 2010-2022