Коррекционная работа с детьми на тему: Конфликтам нет!

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коррекционное занятие

тема: "Конфликтам нет!"


Цель: Профилактика здорового психологического климата в классном коллективе.


Комплекс игр с детьми для разрешения конфликтов


"Ковер мира" - игра


Ковер мира лучше изготовить заранее вместе с ребенком. Для этого можно взять

кусок ткани и наклеить (а лучше нашить) на нее различные узоры. Можно облег-

чить задачу, использовав готовый, большой платок, на который можно наклеить

какие-нибудь символы мира и согласия. Взрослым об этом напоминают голубь, зем-

ной шар и тому подобные символы, но у детей могут быть другие ассоциации. Постарайтесь их учесть. Главное, чтобы полученное творение нравилось вашим сыну или дочери и вызывало у них положительные эмоции.


Когда вы видите, что дети ссорятся и уже переходят границы приличия в своих

высказываниях, то срочно воспользуйтесь этим ковром мира. Объясните детям, что

это необычный ковер. Он помогает людям успокоиться и помириться, если они поссорились. Для этого расстелите ковер на полу и предложите детям сесть на него вдвоем. Теперь они могут встать только друзьями. Сходить с ковра раньше того, как дети помирились, запрещено. В то время когда ребята сидят на ковре, они должны соблю-дать следующие правила: нельзя дотрагиваться друг до друга и нельзя произносить ничего, кроме фразы «Тух-тиби-дух». При этом они могут жестикулировать сколько

угодно, даже махая кулаками. Главное, не задевать ими второго ребенка.


Волшебную фразу ребенок тоже может произносить так, как ему нравится: если хочет, он может грозно выкрикивать ее, может злобно шипеть, может ворчливо бурчать. Таким образом, получается забавный диалог двоих детей, сидящих на ковре мира. Как правило, они говорят свои фразы по очереди и так или иначе реагируют на эмо-циональный тон таких посланий от второго ребенка. Можете не сомневаться, что даже если общение на ковре мира началось с диких грозных криков и угрожающих размахиваний, то через какое-то время дети «выдохнутся» и тон «тух-тиби-духов»

станет гораздо спокойнее.


Вы все это время можете просто сидеть рядом, следя за соблюдением правил, а можете давать шутливые реплики типа: «Ух ты, как грозно!» или «Ужас, даже я испугалась!» Это поможет ребятам понять, что их отрицательные эмоции достигли своей

цели. Когда же вы почувствуете, что дети уже выплеснули свои обиды и злость, немного устали и готовы к перемирию, то сообщите им, что если они протянут друг дру-гу руки, то смогут встать с ковра мира и пойти вместе с вами на прогулку (или пред-ложите еще что-нибудь приятное). Если дети морально готовы к этому, то пусть молча соединят мизинцы. Тогда они снова получают «право голоса» и могут вместе с вами закрепить дружбу исполнением ритуала

«мирись-мирись-мирись и больше не дерись...».


Примечание. Эта игра очень эффективна при правильном ее проведении. Дело в том, что в процессе выполнения игрового задания дети получают возможность непосредственно выразить свои негативные эмоции, причем тому адресату, который их выз-вал. При этом, так как они не имеют права произносить обидные слова, типичные

для такого процесса в реальной жизни, у них не возникают новые обиды и не подог-ревается чувство злости и гнева. Запрет на «рукоприкладство» не дает возникнуть

драке, при этом ребенок имеет право выражать свою ярость и физически:

с помощью движений, мимики, жестов. В ходе такого непривычного для ребят способа выражения привычных чувств им часто становится смешно, а это значит,

что они уже на полпути к примирению.




Растительные обзывалки - игра


В этой игре используется тот же принцип решения конфликта, что и в предыдущей («Ковёр мира»). Здесь поссорившиеся дети также получат право выразить свои

эмоции с помощью интонаций и даже зайти немного дальше - обзывать друг друга. Пусть вас не смущает такой непедагогический метод! Ведь обзываться дети будут не обычными обидными словами, ущемляющими их достоинство, а с помощью специальной лексики, звучащей смешно и непонятно. С этой целью можно использовать

любой справочник по уходу за комнатными растениями. Желательно иметь их два

экземпляра, чтобы вовремя дать по одному поссорившимся детям. Тогда их ссора

превратится в такую словесную дуэль: «Хавортия ты полосатая!» - «Да сам ты колеус Блюме!» - «Знаешь ты кто? Ты - колумнея мелколистная!» - «А ты - очиток красноокрашенный!» и т. д.


Как видите, такие фразы действительно внешне напоминают обзывалки, но ими

сложно задеть самолюбие. Соответственно, дети смогут выразить свои обиды с помощью интонаций, а кроме того, поднять себе настроение, используя смешные и неиз-вестные им слова, которые могут в их фантазии рождать забавные образы. Когда вы заметите у ребят окончательное изменение настроения, то предложите им какое-то интересное совместное дело или конструктивный способ решения проблемы, из-за

которой они поссорились.


Примечание. Часто споры и ссоры детей переходят в драку, так как их словарный запас для таких случаев заканчивается или у одного ребенка он явно больше, чем у

другого. Тогда последний начинает ощущать себя проигрывающим словесный бой и переводит его в «кулачный». Здесь же дети окажутся совершенно в равных позици-ях, а их «плохая» лексика будет необыкновенно разнообразна, ведь вы подкрепите

ее «растительным словариком». Так что вероятность драки практически сводится

к нулю.








Рассказ от первого лица - игра


Эта игра особенно пригодится тем родителям, чьи дети выматывают их, требуя восстановления справедливости и постоянно жалуясь друг на друга. Если у вас не по-

лучается предоставить детям решать их проблемы самостоятельно, то можно испо-

льзовать такой метод.


Согласитесь на то, что вы выслушаете обоих детей и постараетесь помочь им разобраться в ситуации. Но при одном условии. Если ваш Андрюша будет рассказывать о том, что делал и чувствовал Коля, а Коля - об Андрюше. То есть дети должны поведа

ть вам о том, что случилось, ведя рассказ от имени второго участника ссоры и стараясь представить себе ситуацию с его точки зрения. При этом говорить нужно от первого лица, то есть начинать предложение со слов «Я...» или «Мне...». Чтобы детям легче было поменяться мысленно местами, желательно во время объяснения правил посадить их на стулья рядом друг с другом (лучше не напротив и не рука об руку, а под углом на некотором расстоянии). Когда же начнется игра, то дети должны пересесть на стул, где только что сидел второй поссорившийся. Чтобы они не забывали во вре-мя рассказа о том, кто они в данной игре, можно написать их имена на листках и выдать каждому «чужое» имя.


Конечно, сначала ребята будут сбиваться в рассказе и путаться в своих и чужих

мыслях и чувствах, это естественно. Но все равно они будут вынуждены постараться встать на место другого человека и увидеть ситуацию «с его колокольни». Это полез-ное качество, которое нужно развивать в детях, а кроме того, оно дает нам (взрослым) моральные силы прощать (понимаю - значит, во многом уже принимаю). Если вам

удастся так сместить акценты в ссоре детей, то будет легче добиться положительно-

го восприятия вашего резюме о том, что же произошло на самом деле, и согласия с вашими предложениями о выходе из конфликтах Кстати, выдвинуть эти предложения можно попросить самих детей, причем лучше пусть каждый из них скажет, что,

по его мнению, хотел бы сделать Коля (Андрюша), чтобы помириться и решить проблему.


Примечание. Если эта игра идет с большим трудом, то, вероятно, у ваших детей сох-

раняется сильная эгоцентрическая позиция и они не в состоянии поставить себя на место другого человека и увидеть чьи-то интересы и эмоции, кроме своих. Что ж, тогда вам предстоит систематическая и кропотливая работа в этом направлении. Поса-

див конфликтующих на стулья, выслушайте сначала по очереди собственные версии каждого ребенка о произошедшем. Но предупредите их, чтобы они запоминали то, что говорит второй брат или сестра. Не выносите на этом этапе никакого вердикта.

Когда дети скажут все, что хотели, пересаживайте их и тогда уже проводите игру

«Рассказ от первого лица». Когда опыт таких необычных «жалоб» будет завершен, то обратите внимание детей на то, что у них были общие чувства, общие интересы, что где-то они просто не поняли друг друга и т. д. Не забудьте спросить их, что они чувствовали, ведя рассказ от лица другого человека, и как теперь планируют выход из си-туации.




Супергневное письмо о супервозмутительном

поступке - игра


Как вы, наверное, догадались по названию данной игры, в ней мы будем решать

проблему возникшего в душе ребенка возмущения, давая ему возможность описать свое состояние как бурю, а само неприятное происшествие - как неприятность глоба-льного масштаба. Иногда кажется, что дети именно этого и ждут от взрослых - сверхвнимательного отношения и сверхсерьезного восприятия мелких неприятностей детской жизни. Так что предоставьте им такую возможность. Тем более что для ребенка маленькое отрицательное событие его жизни действительно может казаться огром-ным и страшным происшествием.


Итак, помогая поссорившимся детям выйти из конфликта, решительно откажите-сь слушать их. Сошлитесь на дела или на усталость от их ссор. Разведите ребят по разным комнатам и оставьте на какое-то время (минут на пятнадцать) одних наедине с листом бумаги и ручкой. За это время они могут изложить все свои жалобы в письменном виде. Обратите внимание, что они должны постараться максимально преуве-

личить все свои переживания по этому поводу, а также безмерно преувеличить провинности второго человека.


Когда письма будут написаны, прочитайте их. Наверняка они покажутся вам забавными, в этом случае похвалите ребенка за такой «литературный дар» и от души посмейтесь. К этому времени страсти уже поутихнут и ваш сын (или дочь) настроится

на более оптимистичную (можно даже сказать, юмористичную) волну. Так же поступите и с письмом второго ребенка.


Если эти письма получились не обидными, а действительно смешными, то вы можете разыграть роль судьи и зачитать «состав обвинения» каждому «подсудимому», усадив их рядом. Главное, напустите на себя серьезный официальный вид, а после

прочтения обвинений вынесите какое-нибудь страшное наказание одному и другому провинившемуся. Например, торжественно объявите, что «Иванов Петя, ученик

пятого класса, обвиняется в преступлении против личности Иванова Толи и в качестве наказания приговаривается к поеданию манной каши». Аналогичный приговор

выносится и его брату. Можно приговорить детей к примирению и конкретной помощи друг другу в каких-то делах, а еще лучше - к совместному делу, полезному для дома, например уборке в комнате.


Примечание. Естественно, что такое юмористическое разбирательство конфликта возможно лишь в том случае, когда вы понимаете, что на самом деле не произошло ничего серьезного. Если же событие, из-за которого поссорились дети, действительно заслуживает внимания, то лучше прибегнуть к традиционной беседе или игре «Рассказ от первого лица».







Трагикомедия без слов - игра


Это еще один способ превратить в восприятии ребенка трагедию в комедию. Он

прекрасно подойдет для двух маленьких (или не очень маленьких) ябедников, стремящихся подать происходящее в выгодном для них свете и привлечь к разбирательству родителей.


На этот раз согласитесь не выслушать их, а посмотреть. Поставьте детей в извест-

ность, что постоянные ссоры вам наскучили и если они хотят вам снова о них пове-

дать, то им придется поставить спектакль (или балет) на эту тему. Пусть пришлют

вам билеты в первый ряд! Можно действительно попросить их изготовить для вас

приглашение, придумав название спектаклю. Это переключит их внимание на более мирную волну. В случае если ярость детей друг к другу не слишком велика, можно требовать от них совместного изготовления пригласительного билета.


Когда вы получите приглашение, усаживайтесь поудобнее и смотрите балет или фильм без слов. Дети должны воспроизвести на домашней «сцене» ход событий, приведших к конфликту. Они могут двигаться, всячески жестикулировать и изобража

ть на своих лицах ужас, гнев или, напротив, страдания и беззащитность, но не могут произносить при этом никаких звуков. Подобный немой рассказ конечно же будет

очень непривычен для детей. Поэтому их внимание сосредоточится на тонкостях

актерского мастерства и на том, как донести до вас «истинную правду». При этом не-вольное наблюдение за такими кривляниями и гримасами со стороны другого ребенка неминуемо вызовет у них улыбку. Так за время спектакля эмоции ребят наверняка изменятся.


Если юные актеры остановятся «на самом интересном месте» (то есть покажут то

лько саму ссору), то изобразите возмущенного зрителя, который отдал деньги не за

полспектакля, а за целый и поэтому требует счастливого окончания. Они такого не

придумали? Так пусть думают! Если им нужно время, то пусть объявят антракт, вы пока перекусите в буфете. А если они актеры экстра-класса, то пусть импровизируют и придумывают разрешение конфликта сразу же, на сцене. Если детям действительно удастся разрешить проблему «методами искусства», то кричите «Браво!», аплодируйте и берите автографы у таких мастеров сцены! Не скупитесь на восторги по пово-ду их самостоятельного поиска решения. В благодарность за приятно проведенный

досуг предложите им поучаствовать в каком-нибудь интересном деле вместе с вами. Этим можно завершить перемирие.


Примечание. Конечно, могут быть случаи, когда дети не способны придумать вариант мирной концовки спектакля. Тогда вы можете предложить им помощь сценариста (то есть опять вашу) и скрыться за кулисами вместе с юными дарованиями. Когда ваша идея будет воспринята, снова вернитесь в «зрительный зал» и займите свое почетное место.

© 2010-2022