- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Литературно - музыкальное занятие Зимние фантазии - волшебство слова и музыки
Литературно - музыкальное занятие Зимние фантазии - волшебство слова и музыки
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зайцева С.В. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«Зимние фантазии - волшебство слова и музыки»
Лтературно - музыкальное занятие.
Подготовила: Зайцева С.В. библиотекарь,
КШИ №2, г.Костанай
КОСТАНАЙ - 2016.
Цель: Продолжить формирование представления о единстве в окружающем мире, расширение кругозора, познакомить детей с композиторами - классиками, классической музыкой.
Оборудование: Изображения зимних пейзажей, аудиозапись музыкального произведения Г. Свиридова «Метель», стихотворение С. Есенина «Разгулялась вьюга», И. Сурикова «Зима», А. Пушкина. Аудиозапись музыкальных произведений А. Вивальди , Л. Бетховина, П. Чайковского.
Место проведения: библиотека.
Ход мероприятия:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
А. Пушкин
Библиотекарь: Сегодня, ребята, мы будем говорить о замечательном времени года - зиме. Зима воспета в народных песнях, ей посвящено много рассказов и стихотворений .В русском языке существует много слов по теме «Зима». Давайте поиграем.
1. ИГРА «Угадай »
-
Ледяная площадка для катания на коньках. (Каток)
-
Слой только - что выпавшего снега (Пороша)
-
Зимние мягкие сапоги свалянные из шерсти (Валенки)
-
Тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на ограждающей поверхности (иней)
-
Кто или что оставляет узоры на оконном стекле? (Мороз)
-
Верхняя одежда, обычно ниже колена. (Пальто)
-
Первый месяц зимы . (Декабрь)
2. ИГРА «Что это?»
Объясните значение слов.
-
Зимовка.(Место, жилье, где зимуют люди, например полярники)
-
Зимовщик.(Человек, который находится на зимовке, вдали от населенных пунктов)
-
Озимые. (Однолетние растения, засеваемые осенью, зимующие под снегом)
-
Предзимье. (Время поздней осени)
3. «Поэты и зимняя пора»
Вы знаете, ребята, что литература - это искусство слова. Многие поэты писали о своей любви к природе.
-- Какие стихотворения посвященные зиме , вы знаете?
(Дети читают стихотворения)
-- Какой показана зима в каждом из прочитанных стихотворений? ( Зима: тихая, снежная, спокойная, вьюжная, молчаливая, белоснежная, печальная, холодная, красивая, волшебная, великолепная, сказочная, пушистая, таинственная, веселая, солнечная ).
4. ««Времена года» Великих классиков»
Библиотекарь: Не только поэты посвящали свои произведения зиме, но и композиторов вдохновляла зимняя пора.
Антонио Вивальди (1678-1741) - итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижер. В свое время написал много произведений, которые стали известными всему миру. Одно из самых известных произведений - цикл «Времена года»
(дети слушают отрывок из цикла посвященный зиме. )
Людвиг ван Бетховен(1770 - 1827) - великий немецкий композитор, дирижер и пианист. Автор многих произведений, поражавших современников драматизмом и новизной музыкального языка. Цикл музыкальных произведений «Времена года» есть и у Бетховена.
(дети слушают отрывок из цикла посвященный зиме. )
Петр Ильич Чайковский (1866 - 1878) - выдающийся русский композитор. Создал 10 опер, 3балета: «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица», «Щелкунчик»… .
(дети слушают отрывок из цикла «Времена года» посвященный зиме.)
Выслушиваются мнения детей о прослушанных отрывках муз. произведений классиков.
5. Конкурс «Мелодия зимы»
А, сейчас, ребята, я предлагаю вам побыть в роли композиторов. Попробуйте создать на стихотворение «Зима» И Сурикова свое музыкальное произведение.
-- Какая музыка по характеру, на ваш взгляд, могла бы быть? (Плавная, спокойная, лиричная, красивая, нежная)
-- Какая могла бы быть мелодия? ( Волнообразная, изящная, напевная).
Теперь послушайте отрывок музыкального произведения Г. Свиридова. (Звучит музыка Г.Свиридова «Метель»- отрывок)
-- Какую музыку вы представляете , слушая это музыкальное произведение? (Спокойную, тихую, красивую)
-- Похожа эта музыка на ту, которую вы представляли?
5.Конкурс «Нарисуй зиму»
Литература тесно связана с различными видами искусства. Композитор создает образ зимы с помощью музыки; поэт с помощью слов, а художник кистью и красками создает образ зимы. Обратимся к репродукциям картин и постараемся ответить на вопрос: совпадает ли взгляд художника и автора на изображение зимы?
( Дети рассматривают репродукции картин)
Да, ребята, зима вдохновила на творчество многих композиторов, поэтов, художников. Зима бывает разной. А сколько радости она приносит в наш дом? Вместе с ней приходит Новый год и долгожданные каникулы с катанием на лыжах, санках, коньках.
И сейчас предлагаю вам создать свое художественное произведение о зиме. Это может быть рисунок, рассказ, сказка или стихотворение, которое вы представите всем ребятам в группе.
В заключении подведение итогов, поощрение наиболее активных детей.