Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся через музейную деятельность на уроках Краеведения

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки российской федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»












Гражданско - патриотическое воспитание обучающихся через музейную деятельность на уроках «Краеведение».


Итоговая работа














Выполнил

Кольчугина Ольга Павловна

ГБОУ ООШ пос. Подгорный

Педагог-библиотекарь







Cамара 2015

Содержание.

  1. Введение. ………………………………………………………………….. 2

  2. Профессиональная компетентность педагога как ресурс повышения качества образования в современной школе……………………………..5

  3. Теоретические основы патриотического воспитания……………………7

  4. Краеведческая работа как форма патриотического воспитания………..7

  5. Заключение………………………………………………………………..14

  6. Список литературы……………………………………………………….15










Введение

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от образования: его роль в этом плане невозможно переоценить.

К сожалению, в настоящее время патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме.

Смысл их заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания обучающихся к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России. Если педагог в повседневной работе начнет регулярно обращаться к материалам сборника, то их использование позволит вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот». По мере взросления у обучающихся, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А. Я. Бурштейн), требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы

подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет.

Поэтому тема, которую я выбрала для аттестационной работы и является актуальной.

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Учреждение дополнительного образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Но реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей содержания, форм и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Цель и задачи :

Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

• проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;

• формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

• утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

• привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

Гражданско-патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога. Именно в школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения.

Прекрасный знаток русской словесности, этнограф, талантливый писатель В.И. Даль так трактует понятие «патриот» в своём словаре: «Патриот - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб». Вместе с тем патриотизм - это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. У детей проявление этого чувства начинается с памяти детства, с любви к матери, к дому, к своим друзьям, к родному селу. И лишь взрослея, они начинают понимать свою принадлежность к Отчизне.

Но, обращаясь к этому вопросу время от времени, воспитать Гражданина, Патриота своей страны невозможно. Поэтому считаю, что работа по данному вопросу должна стать составной частью работы школьного краеведческого музея.

Сегодня школьный музей рассматривается в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания, ведь именно он хранитель определённой части национального историко-культурного достояния.

Профессиональная компетентность педагога как ресурс повышения качества образования в современной школе.

«Вся школа, вся педагогика - это в конечном итоге учитель. Любая педагогическая деятельность может быть повернута учителем во благо или зло. Любой ребёнок может стать в его руках или свободной достойной личностью, или невольником, рабом». Эти слова принадлежат К.Д. Ушинскому, основоположнику научной педагогики в России и известному реформатору школы XIX века.

В период интенсивных преобразований, происходящих сегодня в обществе, переосмысления ценностей и смыслов образования нельзя потерять понимание главного: какими должны быть педагогическая деятельность и сам педагог.

Да и сам учитель всё чаще задумывается, способен ли он быть успешным в современной школе, в новой социальной ситуации и обеспечить качество современного образования.

Мастер - это глубокая теоретическая подготовка. Это совершенное владение приёмами обучения и воспитания, педагогической техникой. Это сплав личной культуры, знаний и кругозора. Это искусство общения с детьми.

На конференциях, посвящённых проблеме становления профессиональной компетентности педагога, вслед за учёными мы дали два рабочих определения данному понятию в такой трактовке:

1. Компетентность - это интегральная профессионально-личностная характеристика педагога, определяющая его готовность и способность выполнять профессионально-педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме на настоящий момент нормами и стандартами.

2. Профессиональная компетентность - это обладание знаниями, умениями и опытом, необходимыми для осуществления эффективной педагогической деятельности.

При этом нами обращено внимание на ряд принципиальных позиций:

1. Составляющие профессионально-педагогической компетентности учителей различных учебных дисциплин имеют определённые доминанты, что обусловлено спецификой предмета и методикой его преподавания.

2. Профессиональная компетентность наряду с предметно- методической и психолого- педагогической составляющими включает в себя и человековедческую: школа особенно нуждается в учителе - наставнике, в учителе - гуманисте, обладающем способностью понять и принять другого, проявить эмпатию и уважение.

3. Компетентность педагога не только является важным условием успешности его профессиональной деятельности, но и непосредственно связана с качеством результата образовательного процесса.

Качество образования - совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование.

Решение проблемы качества образования школы - это не только государственная задача, но и учительская миссия.

Только компетентный учитель способен принять новые смыслы педагогической деятельности, осознать свою гражданскую миссию и определить стратегию своей успешности.

Музейные уроки по своему эмоциональному накалу должны быть организованы на высоком методическом уровне. Это не просто отлаженная и продуманная система приемов и средств обучения, это система взаимоотношений педагога и обучающихся, это формы интерактивного обучения. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника, снимает психический барьер, происходит внутреннее раскрепощение. И в такой обстановке процесс воздействия на обучающихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, нравственных качествах сынов Отечества, непримиримость к врагам России происходит мобильнее , формируется историческая память, что является одной из главных задач на уроках истории. Благодаря нестандартности удается привлечь внимание большинства обучающихся к наиболее сложным вопросам истории, которые помогает раскрыть современная образовательная технология «Дебаты», помогает педагогу раскрыть поисковые умения обучающихся и сформировать у них информационную компетенцию. В своей педагогической практике я использую данную технологию или элементы дебатов, где также формируются патриотизм и гражданственность - основа национальных целей и приоритетов России.


Теоретические основы патриотического воспитания.

«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно- деятельностной самореализации на благо Отечества».

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».


Краеведческая работа как форма патриотического воспитания.

Еще совсем недавно можно было сказать только «военно-патриотическое воспитание», так как патриотизм ассоциировался только рядом с образом врага. Демилитаризация школы, которая идет несколько успешнее демократизации, убрала из учебных планов курс начальной военной подготовки, обязательные «Зарницы» и «Орлята», хотя и сохранила в лексике учителей и администрации «вооружение знаниями».

Патриотическое воспитание, как и нравственное, невозможно осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм, которые уместны в военном училище и чужеродны в общеобразовательной школе. Для того чтобы в случае опасности человек, не задумываясь, встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине пронизывающую до боли в сердце любовь.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия -- наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место - город или хутор - несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, Малая Родина.

Многие методисты считают, что главным методологическим принципом патриотического воспитания обучающихся должно быть познание и осознание ими своей Малой Родины. Патриотическое воспитание обучающихся начинается с познания Малой Родины, с познания запахов пряных степных трав, таинственного дыхания морских глубин, пения жаворонка в поднебесье. Не случайно ведь в дореволюционной России в школьных программах существовал предмет «Родиноведение», который позднее был переименован в «Краеведение». В толковом словаре В.И. Даля читаем: «Краеведение - это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности - природы, хозяйства, истории, быта людей - преимущественно местными школами».

«Краеведение - это прежде всего краелюбие», -- напомнил на учредительной конференции Союза краеведов России избранный его председателем профессор С.О. Шмидт. «Самый массовый вид науки», - говорил о краеведении академик Д.С. Лихачев. Высокая наука смыкается здесь с массами. Не только фигурально, но и буквально. Ведь краеведческий клуб -единственное, пожалуй, место, где седовласый профессор может обсуждать общую проблему с молодым учителем или школьником из далекого хутора.

Вклад краеведов во многие науки трудно переоценить. Ведь без комплексного, всестороннего изучения родного края (чем занимается краеведение) невозможно формирование человека культуры.

И как не вспомнить здесь слова Виталия Закруткина:

«Любовь к Родине. Неизбывная любовь к месту, где ты впервые увидел солнце и склоненную над тобой голову матери, и услышал слова отца, и повторил их, познавая красоту родного языка! Чью душу не тревожила эта светлая, чистая, неподкупная любовь?».

Родина без нас обойтись может, мы же без нее - ничто. Эту великую истину, на которую обращал внимание В.А. Сухомлинский, должен понимать и чувствовать каждый ребенок. Любой школьник, интересующийся краеведением, может выбрать себе занятие по душе. Различают следующие направления краеведческой работы: географическое, художественное, историческое, литературное, экологическое.

Географическое краеведение изучает климатические особенности местности и их динамику, лесные и степные массивы, холмы, овраги, отдельные деревья, курганы, фрагменты ландшафта и морских акваторий, степные курганы, отдельные горы и барханы, почвы, животный мир, ручьи и родники. Объектом художественного краеведческого поиска могут стать скульптура, архитектура, художественные ремесла, устное народное творчество, музыкальный фольклор, резьба по дереву, искусство танца и т. п.

Предметом внимания краеведов-историков является история городов, поселков, отдельных зданий, выдающихся личностей, предприятий, школ, социальных процессов и явлений, население.

Формы краеведческой работы - урочная и внеурочная, как активная (сам поиск, туризм, полевая работа) и пассивная (отработка полевых материалов, экскурсионное обслуживание в школьных музеях).

Внеурочная краеведческая работа - это поисковые экспедиции, туризм, краеведческие теоретические кружки, тематические вечера, конкурсы, олимпиады, пленэр (живописные этюды с натуры).

Конечным результатом серьезной краеведческой работы является школьный музей.

Качество и объем краеведческой работы, увлеченность детей и масштабы их деятельности во многом определяет личность педагога. Нельзя рассчитывать на успех, если относишься к работе формально, без особой личной заинтересованности. Дети ведь сразу почувствуют казенный привкус в общении.

Только после хорошей методической подготовки можно подойти к практической реализации своих замыслов, ибо одной интуиции в краеведческой работе недостаточно. Содержание, тематика и формы работы с детьми, глубина проработки отдельных задач, конечно же, зависят от возрастной группы.

Для того чтобы обучающиеся смогли в полной мере почувствовать особенности школы, проникнуться ее традициями, а затем и продолжить их, взрослые, должны хорошо знать малышей, их особенности.

Многие педагоги, с самого раннего возраста формируют у детей такие важные понятия, как «Родина», «патриот», «подвиг», «воин- освободитель». Обучающихся подводят к осознанию того, что патриотизм - это любовь к Родине, любовь активная, действенная, стремление своими силами укрепить ее могущество.

В нашей школе в 2015 году был открыт краеведческий музей. В основе поисковой и собирательной деятельности лежит краеведческий принцип. Тематика школьного музея связана с историей родного края.

Целью работы музея является:

-воспитание у детей и подростков нравственности и духовности посредством изучения родного края, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа;

- приобщение детей и подростков к историческому и духовному наследию малой Родины через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов природы и культуры.

Актив музея состоит из учащихся 5-7 класса, которые с удовольствием работают в созданном ими музее. Ребята приносят в школу старинные вещи, принадлежавшие их бабушкам, прабабушкам, которыми те пользовались в конце 19, начале 20 века. Им хотелось оставить эти вещи в школе, чтобы их могли посмотреть все ребята. Так родилась идея создания школьного музея. Идею подхватили все учащиеся школы, их родители, учителя. Мы разработали Программу презентации музея, экскурсии по музею, которые проводятся моими учениками. Теперь музей насчитывает около 200 экспонатов. Оформлены выставки:

«История поселка Подгорный»,

«Изделия сельских мастериц»,

«Из истории школы»,

«Герои ВОВ»

« Воины- интернационалисты».

Был собран богатый архивный материал, воспоминания старожилов села. Ребята, занимающиеся в музее, обучаются методам исследовательской работы, приёмам работы с источниками: архивными и музейными документами и материалами, книгами и периодическими изданиями. Это способствует формированию устойчивого интереса к краеведению и повышению его роли в учебно-воспитательном процессе. Экскурсоводы проводят экскурсии по музею для учащихся школы и её гостей. В непринуждённой беседе, присутствующие узнают об истории возникновения поселка Подгорный, её первых жителях, об истории вещей, хранящихся в музее. Такой вид деятельности способствует развитию творческой активности ребят, развитию речевых навыков, любви к родному краю и его истории.

Экспонаты нашего музея используются в фольклорных праздниках. Ребята всех возрастов с удовольствием несут старинные вещи к нам в музей, т.к. знают, что на каждом экспонате увидят табличку с его названием и именем дарителя.

Много работаем в музее. Реставрируем вновь поступившие экспонаты, организуем сменные выставки. Принимаем участие в конкурсах, проводимых среди музеев района.

Большую помощь в работе нам оказывают родители ребят, которые во всех мероприятиях принимают активное участие.

В нашей школе проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны. Ветераны с удовольствием встречались с ребятами, рассказывали о боевом прошлом, говоря при этом, что так тепло их не встречали нигде. Но годы идут, ветеранов становится всё меньше и меньше. Тем не менее, работа в музее ведётся и по сей день.

Кроме того в нашей школе ежегодно проводится смотр войск. Каждый отряд имеет свою форму: летчиков, танкистов, пограничников, матросов.. Судейство организуют обучающихся более старшего возраста. Почетное жюри - ветераны. Таким образом, смотр войск фактически открывают уроки мужества, преломляя преемственность поколений в патриотической деятельности обучающихся.

Ежегодно вместе со своими родителями, учителями, ветеранами обучающиеся могут участвуют в возложении венков к могиле солдат. В преддверии этого дня обучающиеся, под руководством педагогов, делают искусственные цветы, вплетают их в каркас венков. Воспитанники хорошо понимают: им оказана большая честь - готовить важное общее дело и непосредственно участвовать в нем. Помимо этого 9 мая 2015 года обучающиеся нашей школы совместно с учителями и родителями приняли участие в параде, посвященном Великой Победе.

На занятиях проводятся циклы бесед, посвященных символике страны: создания Государственного герба, флага, текста и музыки гимна РФ(такую работу в доступной форме начинают проводить в младших классах классные руководители). Для младших школьников проводятся классные часы на тему: «Почему флаг нашей Родины - триколор?», «Герб РФ», «Как создавался Герб РФ».

Таким образом, патриотическое воспитание обучающихся характеризуется появлением ряда новых форм, причем таких, которые предполагают включение обучающихся в непосредственную патриотическую деятельность: «Зарничка», смотры строя и песни, поиск материалов о подвигах родных и близких, героев-земляков, помощь в оборудовании экспозиции музея боевой славы, участие в патриотических церемониалах. Важная предпосылка эффективности патриотического воспитания обучающихся- своевременное приобщение их к традициям, родившимся в учреждении и нацеленным на подготовку патриотов.

Патриотическое воспитание было и остается важнейшим звеном в системе дополнительного образования детей. Именно на занятиях должен закладываться фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и поведения гражданина - строителя и защитника Отечества. Практика показывает, что интересно поставленная внешкольная воспитательная работа компенсирует пробелы, допущенные в деле воспитания в школе.

Дисциплинированность как одно из важнейших качеств, необходимых для успешного выполнения воинского долга формируется именно на занятии.

Гражданско- патриотическое воспитание обучающихся через музейную деятельность на уроках Краеведения

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда было и остается одной из самых важных задач педагогов ГБОУ ООШ пос. Подгорный. Чувство кровной связи с Родиной, страной является основой нравственности человека. Вот почему это чувство необходимо развивать в ребенке всеми средствами.

Педагоги нашей школы строят учебно-воспитательный процесс так, чтобы из стен учреждения мог выйти человек с такими прекрасными человеческими качествами, как любовь к Родине, верность чести и долгу, товарищеская взаимопомощь и солидарность, гражданственность и коллективизм.

Заключение

Итак, из всего изложенного можно сделать вывод, что стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм.

Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения парода. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинно народной многонациональной культуры, верной правде жизни.

2015 учебный год показателен тем, что коллектив ГБОУ ООШ пос. Подгорный структуры с творческим настроем развернул работу по празднованию 70- летия Победы в Великой Отечественной Войне.

Широко использовались возможности школьных музеев, залов и уголков боевой славы, активизировалась поисковая работа, проведено большое количество разнообразных мероприятий.

Смотры, конкурсы, соревнования всколыхнули, объединили усилия школы, семьи, детских общественных организаций и объединений.

Неотъемлемой частью массовых дел с детьми являются марафоны, эстафеты, акции, встречи. Такие мероприятия формируют у детей гражданскую позицию, сохраняют и поддерживают историческую память в сердце подрастающего поколения.

Важная роль отводится в нашем районе детским общественным объединениям и организациям, которые из года в год совершенствуют формы и методы воспитания личности ребенка.

Педагоги умело используют потенциал детских и молодежных организаций в процессе патриотического, гражданского, нравственного воспитания.

Вопросы патриотического воспитания постоянно рассматриваются и обсуждаются на заседаниях методических объединений, советах школы, на коллегиях администрации района, на семинарах с руководителями образовательных учреждений.

Из класса в класс, как по ступенькам, поднимаются школьники района в познании величия подвига нашего народа в минувшей войне, в битве на Огненной дуге. Об этом говорят результаты районных и областных творческих конкурсов.

Региональный подход отражается и в содержании учебного процесса. С введением базисного учебного плана в школах преподаются такие предметы, как «Риторика», « Развитие речи», «Речь и культура общения», «Русская словесность», «Изобразительное искусство и художественный труд». Программы этих курсов совершенствуют знания учащихся по русскому языку, русской литературе, предусматривают изучение русских национальных традиций с использованием местного материала. К таким занятиям дети собирают сказки и легенды, пословицы и поговорки, вобравшие в себя мудрость и юмор русского народа, дающие богатый материал для развития у школьников умения видеть прекрасное и в быту, и в окружающей жизни. На уроки педагоги школ приглашают местных умельцев, организуют выставки их работ. Эти замечательные люди рассказывают об особенностях старинных промыслов, их связи с настоящим, делятся с учениками своим творческим опытом.

В воспитании патриотизма мои уроки играют большую роль. Входя в краеведческий уголок, беседуя с ветеранами, беря в руки фотографии, фронтовые письма лица ребят меняются, в их глазах можно увидеть и вопрос, и гордость, а это еще один шаг общения с историей.

Патриотическое воспитание - сложный долговременный процесс. Он нуждается в стройной системе мероприятий, учитывающих как возрастные особенности и интересы учащихся, так и необходимость более тесного объединения здесь возможностей школы, семьи и общественности.

Считаю, что работа, проводимая в наших музеях, способствует гражданско-патриотическому воспитанию учащихся, воспитанию любви к родному селу, гордости за свою малую родину.

Список литературы

  1. Абросимова М.Г. Использование информационных и коммуникационных технологий…// Стандарты и мониторинг. 2004.№3.

  2. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя. Монография / Красноярскийгос. Университет.-Красноярск, 1998.

  3. Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства. - М., 2007.

  4. Аксенова Э.А. Компетентностный подход к допрофессиональной подготовке школьников в ФРГ. //Стандарты и мониторинг. 2004. № 2.

  5. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11.

  6. Боголюбов Л.Н. Компетентностный подход к отбору содержания образования на примере формирования компетенции избирателя. // Стандарты и мониторинг. 2004. № 2.

  7. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика, 2003. № 10

  8. Васильева Е.Ю. Стиль педагогической деятельности. - М., 2001.

  9. Гера Р.Д. Проблемы формирования гражданско - правовыхкомптенций. // Образование в современной школе. 2004. № 7.

  10. Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. - М.: Глобус, 2007. - 140 с.

  11. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. - М.: Айрис - пресс, 2005. - 95 с.

  12. Книга. Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001 год.

16


© 2010-2022