- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Классный час Добро и зло
Классный час Добро и зло
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Солодкова Е.Ю. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Добро и зло
Цели :Прививать детям чувство любви к окружающему миру, к ближнему своему. Формировать стремление к оценке своих поступков, желание разобраться в своем поведении, учить предвидеть последствия своих действий. Расширять представления детей о понятиях "добро" и "зло". Развивать творческое воображение, умение отразить в рисунке с помощью цвета свои мысли и настроение».
Ход занятий:
- Ребята, сегодня у нас гости, пришли они к нам с добрыми намерениями, посмотреть, послушать, чему мы научились, как мы умеем общаться друг с другом.
- А чтобы у нас получилась приятная беседа, что лучше всего сделать? Как вы думаете? (Дети улыбаются гостям и друг другу) .
- Ребята, а что вы почувствовали сейчас, когда улыбались? (Тепло, любовь к окружающим, расположение гостей, нам стало хорошо, спокойно, весело) .
- Ребята, а какой улыбкой вы улыбались гостям и друг другу? (Ласковой, доброй, нежной, веселой) .
- А разве может быть еще какая-то улыбка?
Дети: Недобрая, злая, язвительная, насмешливая.
- Ребята, злыми или добрыми могут быть лица. А что еще может быть добрым или злым? (Человек, дела, поступки, мысли) .
- Если мы вспомним сказки, то заметим, что во многих сказках идет борьба между добром и злом. (Воспитатель обращает внимание детей на два замка, за ними спрятаны сказочные герои) .
- Что вы видите? (Замки, сказочные замки). Как вам кажется, одинаковые они или нет? (Нет, один - светлый, а другой - темный) .
- Ребята, какие чувства вызывает у вас этот замок? (Радость, веселье, счастье, добро, смех, улыбку) .
- А какие чувства вызывает у вас этот замок? (Грусть, печаль, злость, обиду) .
- А кто еще рядом с замками? (Сказочные герои) .
- Ребята, «эти сказочные герои» все перепутались и без вашей помощи им не обойтись? Поможем? В какой замок поселим добрых героев? (В светлый) .
- Как можно его еще назвать, замок чего? (Доброты, улыбок, дружбы, радости, веселого настроения) .
- Кто первым отыщет нужного героя и поселит его в замок Добра? (Дети выбирают добрых сказочных героев) .
- Смотрю я и думаю, а почему вы не всех героев поселили в этот замок? В каком замке могут жить остальные сказочные герои?
- Как его можно назвать? (Плохого настроения, страшный, плохой, злой, грустный, печали, хаоса) .
- Вот все герои расселены. Никого мы не перепутали?
- А в каком же замке больше героев? (Больше героев в замке Добра) .
- Ребята, а что побеждает в сказках? (Добро) .
- Да, ребята, в сказках побеждает добро.
- Ребята, а вам не жалко героев живущих в замке зла? А мы не можем помочь им? Что нужно сделать этим героям? (Сделать доброе дело, совершить хороший поступок, попросить прошения) .
- Я предполагаю, что эти герои из злого замка, услышали нас, и вернувшись в сказку, они воспользуются вашими советами.
- Ребята, вот в сказке мы побывали и увидели, что наряду с добром есть и зло. Так и в жизни встречается и добро, и зло.
- Ребята, хотите поиграть? Игра эта необычная. Вот лежат кружочки. А это чаша весов. Вы будете называть разные поступки и случаи, хорошие и плохие, добрые и злые, и раскладывать кружочки в нужную чашу весов.
- Ребята, что у нас победило? (Добро) .
- А как вы думаете, каким лучше быть добрым или злым? (Добрым) .
- И я думаю, что добрым быть лучше. И знаете почему. Если ты сделал добро, то оно и возвращается. А сделал зло, то зло возвращается. Как в этом тазике с водой, в который я сейчас брошу камушек. Представьте, что камушек это поступок, дело человека. Смотрите, сначала волны расходятся кругами во все стороны, а потом, смотрите, возвращаются к тому месту, куда я бросила камушек.
- Но бывает зло и другого вида. Человек не хотел совершить зло, а оно совершилось. Какое это зло? (Ошибочное, необдуманное, нечаянное, случайное)
- Ребята, мы читали много рассказов о таком зле. Я знаю, что вы любите отгадывать кроссворды. Название одного рассказа зашифровано в этом кроссворде. Отгадаем?
1. Доброе слово лежит, а худое бежит. (Правда) .
2. Он боится паука, мышь, лягушку и быка. Он в беде оставит друга, лишь бы не было недуга. (Трус) .
3. Он привык везде, везде думать только о себе. (Эгоист) .
4. На двух колах бочка. На бочке - кочка, а на кочке лес. (Человек) .
5. Я красавец, я силач, я умелец, я лихач, я отличник, я всезнайка, а зовут меня … (Зазнайка) .
6. Все расскажет про ребят: кто дерется, кто кричит, только про саму себя не расскажет, промолчит. (Ябеда) .
Прочитайте, пожалуйста, слово в красных клеточках (ПТИЧКА). Кто написал рассказ "Птичка"? (А. Н. Толстой) .
- Как вы думаете, ребята, виноват Сережа в гибели птички?
- В чем же его вина? (Сережа не должен был ловить чижа, потому что он не может жить в клетке, в неволе. Из-за Сережиной невнимательности погибла птичка) .
- Да, ребята, если вы заводите животных, то будьте в ответе за них.
- Можно ли Сережу назвать злым мальчиком? (Рассуждения детей) .
- И все же, Сережа не был злым мальчиком. Он не хотел причинить птичке зло. То зло, которое он совершил, было нечаянным, непреднамеренным.
- Ребята, и в вашей жизни, наверное, было так, не хотел сделать плохой поступок, а он получился. Вспомните, пожалуйста? (Толкнул товарища, а он упал и ударился. Грубо ответил бабушке, она обиделась и у нее заболело сердце. Капризничал и у всех стало плохое настроение)
- Вот мы и вспомнили, что у каждого в жизни бывали такие случаи, когда мы нечаянно делаем зло другому человеку. Что же делать, когда мы обидели человека? (Попросить прошения) .
- Да, ребята, надо уметь просить прощения и постараться так больше не поступать. Недаром на Руси существует традиция просить друг у друга прошение. Даже есть такой праздник «Прошенное воскресенье».
- Ребята, совершив плохой поступок у нас с вами вот здесь что-то болит, неприятно. Попросив прощения, вот здесь становится радостно, спокойно. Что же у нас здесь? (Воспитатель прикладывает руку к груди) - то болит, то радуется? (Душа) .
- Ребята, а вы знаете, что каждому человеку при рождении дается душа. И бывает она чистая и светлая, но не каждый сохраняет ее такой до старости.
- Ребята, что это? (Планета, земной шар) .
- Но, посмотрите, какая-то она страшная, темная. Кто может жить на этой планете, какие люди? (Плохие, злые, нехорошие, грубые, нечестные) .
- Ребята, мне кажется, что на этой планете живут люди с недостаточно чистой душой. И какая же жизнь на этой планете? (Плохая, грустная, невеселая) .
- А может мы с вами сможем чем-то помочь? Что для этого нужно? (Заселить добрых людей на эту планету) .
- Как вы думаете, на что похож добрый человек? (Солнышко, цветы, бабочки, травку, колокольчик) .
- На эту планету мы с вами поселим людей похожих на цветы. Называйте хорошее качество человека и прикрепляйте цветок на планету. (Ответы детей) .
- Ребята, посмотрите, от наших добрых «людей-цветов» вся планета засияла, стала веселой и счастливой.
- Ребята, добро - это просто чудо. Оно помогает тому, кто этого хочет. И не даром наш народ составил очень много пословиц о добре и мы, их с вами, знаем. Хотите их вспомнить? (Да). А соберем мы их в этот «цветик-восьмицветик». (Дети называют пословицу и прикрепляют лепесток) .
1. Добро - не горит, не тонет.
2. Добро не лихо - ходит тихо.
3. Добро не умрет, а зло пропадет.
4. От добра добра не ищут.
5. Доброе слово и кошке приятно.
6. При солнышке тепло, при матери добро.
7. В ком добра нет, в том любви нет.
8. Доброе братство - лучше богатства.
- Молодцы, как много вы знаете пословиц о добре.
- Ребята, я горжусь вами, что вы у меня такие добрые. В мире есть зло, но признавать свои ошибки - это уже шаг к исправлению. А в завершение мне хочется зажечь свечу. (Воспитатель зажигает свечу) .
- Издавна считалось, что огонь свечи отгоняет злое, оберегает от плохого, очищает душу. Он дарит тепло и свет, любовь и добро.
Он может гореть слабым робким огоньком, а может разгореться сильным и ярким пламенем, а может и совсем угаснуть, как угасает и погибает душа человека, если он совершил плохие поступки и не раскаивается в них.
Я желаю вам, чтобы ваши души жили всегда, растите добрыми - хорошими и любящими людьми.