Классный час в 6 классе

Раздел Воспитательная работа
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час в 6 классе «Спасите наш язык!»

От гнилого сердца и гнилые слова.

(Русская пословица)

Цель: формирование нормативной устной и письменной речи, профилактика сквернословия

Задачи:

1. Познакомить обучающихся с некоторыми нормами устной и письменной речи.

2. Воспитывать любовь к своему языку, бережное отношение к нему.

3. Развивать умение «слышать» свою речь, речь своих товарищей и взрослых.

4. Тренировка навыка ситуационного анализа в игре.

Оборудование:

  • Карточки с алгоритмом работы по методу Э.де Боно «Шесть шляп мышления»

  • Модели цветных шляп белого, красного, черного, зеленого и желтого цвета

  • Карточки- задания для ролевых игр

  • Компьютер, мультимедийная презентация

  • Оценочные листы

  • Мяч, микрофон.

Ход классного часа:

1. Приветствие.

- Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, ребята!

- Ребята, давайте вспомним, какие способы приветствия вам знакомы (вербальные и невербальные) Поприветствовать друг друга необычным способом.

2. Актуализация знаний.

- Прослушайте стихотворение В. Полторацкого «Слово о словах».

Слова бывают разные - то дельные, то праздные.

То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.

Есть слово - утешения и слово - удушения.

Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.

Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.

Одни помогут выпрямить, другие - душу вытравить.

Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая.

Слова - высокой доблести, и - самой низкой подлости…

Поэт, тебе назначено засеять душу зернами.

Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными,

Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,

Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.

-Итак, какая сегодня тема урока, о чем будем говорить? Конечно, о культуре речи.

- Как вы думаете, какую цель мы с вами будем преследовать на занятии? (формирование нормативной устной и письменной речи, профилактика сквернословия)

- Ребята, а теперь обратимся к эпиграфу: как вы понимаете смысл этого высказывания?

(От гнилого сердца и гнилые слова).

3. Основная часть занятия.

I. Немного из истории:

Сейчас в России много трудностей и проблем. Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но все-таки живем мы хуже других стран. Стремительно растет наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением.

Возникает вопрос: откуда что берется, особенно в детской среде? И как на это реагировать нам, взрослым? Попробуем разобраться.

Откуда есть-пошла речь матерная (из истории вопроса)? Предположения ребят.

Много воды утекло с тех пор, как русский путешественник Миклухо-Маклай открыл острова Папуа и Новая Гвинея. Команда русских моряков на протяжении долгих месяцев весело проводила время в среде папуасов. Последующие английские этнографические экспедиции никак не могли понять смысл странных восклицаний в речи аборигенов. Догадались? В экваториальных водах гордо звучал он, родимый, русский матерный. Вернее, она - «злая лая матерная», как окрестили еще в екатерининской России этот всемогущий пласт русской речи.

II Беседа с учащимися:

И.С. Тургенев сказал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса»

- В чем смысл этого обращения?

- Что значит беречь русский язык?

(правильно, точно употреблять слова, ставить ударения, не засорять свою речь словами «паразитами», знать грамматику, пунктуацию, орфографию; т.е. соблюдать языковые нормы или литературные нормы языка. Филологи, ученые, изучающие слова, выделяют следующие нормы: произносительные, грамматические, лексические. Беречь язык - значит соблюдать нормы.)

Эксперимент 1. Литературная норма.

- А знаем ли мы эти нормы, хорошо ли мы владеем языком? Я предлагаю провести небольшой эксперимент.

Задание: прочитать слова. (звонИт, баловАть, газопровОд, каталОг, завИдно, откУпорить, облЕгчить, пЕрчить, ТвОрог, творОг, хвОя.)

Эксперимент 2. . Слова-паразиты.

- Давайте посмотрим, делают ли слова-паразиты речь красивее.

«Ну, значит, я стоял на вершине пологого холма; ну, и это самое, передо мною то золотым, то, понимаешь, посеребренным морем раскинулась и пестрела, так сказать, спелая рожь.

Короче, не бегало зыби по этому морю; в принципе, не струился душный воздух: ну, и назревала гроза великая.

Около меня ну солнце еще светило - горячо и, это, тускло; но там, понимаешь, за рожью, не слишком далеко, ну и темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой, это самое, половине небосклона.»

(текст написан на карточках, лежит перед глазами учащихся)

Оригинал: Я стоял на вершине пологого холма; передо мною - то золотым, то посеребренным морем - раскинулась и пестрела спелая рожь.
Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая.
Около меня солнце еще светило - горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.

- Ребята, понравился вам текст? Хорошо воспринимается?

- А вы знаете, чей отрывок я «испортила»? (Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Голуби»)

- Давайте уберем слова-паразиты и послушаем, как звучит это стихотворение.

(Повторное чтение без слов-паразитов)

III. Работа по методу «Шесть шляп мышления»

- Вы видите на столах цветные шляпы. Они не простые, а думающие.

Шесть думающих шляп

Классный час в 6 классе

Белая шляпа

Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги. Факты, информация, вопросы - вот что ляжет ровными строчками на белый лист.

Какой мы обладаем информацией? Какие существуют факты, подтверждающие или опровергающие определенное мнение? Какая нам нужна информация?

Классный час в 6 классе

Красная шляпа

Красный цвет символизирует гнев, внутреннее напряжение. В красной шляпе человек отдает себя во власть эмоций, интуиции, чувств. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Классный час в 6 классе

Желтая шляпа

Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет Преимущества. Почему это стоит делать? Каковы преимущества?

Классный час в 6 классе

Черная шляпа

Черный цвет мрачный, зловещий, словом - недобрый. В черной шляпе человек проявляет осторожность. Сработает ли это? Что здесь неправильно? В чем недостатки?

Классный час в 6 классе

Зеленая шляпа

Зеленый цвет - это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей.

Классный час в 6 классе

Синяя шляпа

Синий цвет - это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением. Чего мы достигли? Что нужно делать дальше?

- Сейчас я попрошу вас прослушать одну историю и поработать в группах, примерив на себя шляпу определённого цвета.

А я буду вашим помощником.

Притча Сулхана-Саба Орбелиани (1658-1725) - выдающегося грузинского писателя, ученого и политического деятеля

«Раненный языком».

Побратались человек и медведь.
Человек зазвал медведя в гости и задал ему пир.
Медведь, уходя, простился с хозяином. Человек поцеловал медведя и приказал жене поцеловать его.
Однако, когда жена почувствовала зловонный медвежий дух, она плюнула и сказала:
─ Не терплю вонючих гостей!
Медведь ушел. Некоторое время спустя человек отправился его проведать и взял с собою топор:
─ Нарублю дров да притащу домой, ─ сказал он.
Медведь вышел его встречать, и они ласково приветствовали друг друга ─ каждый, как ему было свойственно. Затем медведь стал настойчиво просить человека:
─ Ударь меня топором по голове, порань меня.
Человек отнекивался, медведь не отставал.
Тогда человек хватил медведя топором и поранил ему голову. Медведь ушел в лес, а человек возвратился домой.
Месяц спустя они снова встретились. Голова у медведя успела уже зажить, и он сказал человеку:
─ Братец, рана, которую ты нанес мне топором, зажила, но не зажило сердце, раненное языком твоей жены.

Работа в группах.

Представление результата работы.

IV. Физкультминутка «Ёль»

- А теперь нам нужно немного отдохнуть, встали удобно, смотрим и делаем так….

V. Игра с мячом «С русского на русский»

- Ребята, а что такое «сленг»? Переведите такие фразы, которых не знал русский человек еще сто лет назад:

1. Я торчу от этой песни (она мне нравится).

2. Ловлю кайф (получаю удовольствие).

2. Понтуется (воображает).

3. Выделываться (вести себя вызывающе).

4. Прикол (шутка).

5. Отпад (замечательно).

6. Тащиться (быть в восторге).

- Продолжите сами, бросая мяч товарищу.

VI. Работа с памяткой. «Как избавиться от сквернословия»

- Ребята, изучите, пожалуйста, памятку и скажите, какие правила вам больше всего понравились и почему?

1. Сам не говори плохих слов.

2. Сознавай и цени меру своего авторитета, свой рейтинг.

3. Сквернословие не есть способ расслабления, а расслабление не означает вседозволенности.

4. Как быть с теми, кто сквернословит? Мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса, группы можно.

5. В речевом поведении следует восстановить приоритет «сегодня».

6. Научись просить прощения, если что-то с языка вдруг сорвалось.

7. Моё кредо: Я - исключение! Моя речь - это моё зеркало, моё достоинство. Настоящий контроль- это изнутри.

VII. Игра «Волшебный микрофон».

- Я хочу, чтобы каждый, кто держит "волшебный микрофон" в руках, подарил комплимент своему соседу.

От кл. рук. пожелание «Я от всей души желаю вам стать по-настоящему прекрасными людьми. Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки!» Дети передают микрофон и желают друг другу чего- либо, делают комплименты.

4. Заключение.

- К сожалению, время нашего занятия подошло к концу, я прошу вас оценить свою работу (на оценочных листах)

5. Рефлексия (раздать листы с предложениями, которые нужно закончить).

o На уроке я работал (активно/нет)

o Своей работой на уроке я (доволен/нет)

o Я постараюсь следить за своей речью и избавиться от скверных слов, выражений (да/нет)

o Моё настроение стало (лучше/хуже)

М. Матусовский

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове.
Пожалеете рано иль поздно.

Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.

На этом разрешите закончить. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Пословицы о речи.

- Ешь пирог с грибами, да держи язык за зубами.

- Худое слово громче скрипит.

- У всякого словца жди конца.

- Брань правды не любит.

- Криком изба не срубится.

«Слово не воробей - вылетит - не поймаешь»

«Смола - не вода, брань - не привет»

«Не давай воли языку во пиру, во беседе, а сердцу в гневе»

«Кто оком за глаза худо говорит, тот того боится»

«Не стыдно молчать, когда нечего сказать»

«На всякий роток не накинешь платок»

«Мели Емеля, твоя неделя»

«Хлеб, соль ешь, да правду режь»

«Доброе слово лечит - а злое - калечит»

«Спорить спорь, а браниться - грех»

«Говори с другими поменьше - а с собой побольше»

«Блюди хлеб на обед, а слово на ответ»

«Мелет день до вечера, а послушать нечего»

«В добрый час молвить - в худой промолчать»

«Язык мой - враг мой, прежде ума глаголет»

«От одного слова - на век ссора»

«За худые слова, слетит и голова»

«Для красного словца не пожалеет родного отца»

«Что на уме, то и на языке»

«Слушай больше, а говори меньше»

«Язык болтает, а голова не знает»

«Сядем рядком, да поговорим ладком»

«Выстрелив, пулю не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь»

«От приветливых слов язык не отсохнет»


Оценочный лист: ______________________(Ф.И. ученика)

1. На уроке я работал

активно

нет

Нарисуй своё настроение

(смайлик)

2. Своей работой на уроке я

доволен

нет

3. Я постараюсь следить за своей речью и избавиться от скверных слов, выражений

да

нет

4. Мое настроение стало

лучше

хуже

Оценочный лист: ______________________(Ф.И. ученика)

1. На уроке я работал

активно

нет

Нарисуй своё настроение

(смайлик)

2. Своей работой на уроке я

доволен

нет

3. Я постараюсь следить за своей речью и избавиться от скверных слов, выражений

да

нет

4. Мое настроение стало

лучше

хуже

Оценочный лист: ______________________(Ф.И. ученика)

1. На уроке я работал

активно

нет

Нарисуй своё настроение

(смайлик)

2. Своей работой на уроке я

доволен

нет

3. Я постараюсь следить за своей речью и избавиться от скверных слов, выражений

да

нет

4. Мое настроение стало

лучше

хуже

8

© 2010-2022