Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности

Актуальность.

Одной из важнейших задач современной школы является целенаправленное формирование гармоничной личности ребенка. Развитие творческих способностей обучающихся - одно из требований, предъявляемых к организации учебного процесса в школе.

По данным экспертов в 5-ти летнем возрасте 98% всех детей обладают яркими и сильными творческими способностями; в возрасте 10 лет таких детей уже 30%; в 15 лет - 12%; среди взрослых только 2%. Развитие способностей с возрастом постепенно угасает, слабеет и, чем старше становится человек, тем труднее их развивать. Поэтому важно, чтобы условия, в которых растет ребенок, опережали его развитие, были яркими и эмоционально насыщенными.

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, литературного творчества. Без этого он засушенный цветок» - писал В.А. Сухомлинский. Эту особенность детского возраста необходимо учитывать, давать выход детской фантазии.

Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

Объект проектирования:
художественно-творческая деятельность младших школьников в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

Предмет проектирования:
педагогический процесс развития художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства.


Понятийный аппарат: тренинг, бутафория, антракт, инсценировка, пантомима, мимика.

Анализ ресурсов: ауди, видеодиски, методическая литература, возможность привлечения специалистов дополнительного образования (муз. работников, хореографа).

Цель: развитие творческих способностей учащихся средствами театральной деятельности.

Задачи:

  1. Познакомить детей с различными видами театра (теневой, пальчиковый, кукольный, драматический, оперный, балет и др.)

  2. Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать.

  3. Развивать коммуникативные навыки у учащихся, умение согласовывать свои действия с другими детьми и взрослыми.

  4. Вызвать желание участвовать в праздниках, в постановках, сценках.

  5. Развивать диалогическую и монологическую речь.

  6. Разработать и внедрить программу внеурочной деятельности «Театр».

Целевая аудитория: учащиеся 2 класса.

Сроки реализации проекта: проект рассчитан на один учебный год.

1 час в неделю. 34 ч. в год.

Этапы реализации проекта (сроки)

  1. Подготовительный. (Сентябрь - октябрь)

- На подготовительном этапе происходит изучение психолого-педаго- гической, методической и исторической литературы по данной теме.

- Для успешной работы необходимо создать предметно-пространствен- ную среду: в классе оборудовать театральный уголок для самостоятельной деятельности учащихся с различными видами театров.

- Выявление и выбор методик, которые определяют уровень развития речевых умений детей.

- Создание эмоционального настроя.



  1. Практический (основной) (Ноябрь-март)

- Знакомство с историей и развитием театрального искусства.

-Организация творческой деятельности в условиях ОУ, реализация своего творческого потенциала.

- Развитие познавательных интересов школьников через расширение представлений о театральных профессиях, о видах театрального искусства.

- Изготовление кукол, масок, костюмов, декораций (можно привлечь родителей).

- Тренинги, этюды, импровизации, репетиции и показ. Обсуждение показов.

-Участие в театральных постановках, концертах, праздниках.

3. Завершающий (итоговый) (Апрель - май)

Эмоциональное заключение.

- Приобретение основ исполнительской, зрительской и общей культуры.

- Гармонизация творческой индивидуальности, собственного неповторимого стиля.

- Постановка театрализованного представления или спектакля.

Учебно-тематический план.

2 класс (34 ч.)


№ п/п

Содержание деятельности

Теория

Практика

Всего часов

Планируемые результаты

1

Знакомство

1

1

2

Активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей действительности.

2

Дорога в театр

1

3

4

Развитие внимания, памяти.

3

В театре

3

1

4

Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций

4

Как создаётся спектакль

2

1

3

Развитие словарного запаса. Развитие воображения

5

Гномы играют в театр

1

1

2

Овладение навыками правильного произношения и культурой речи. Развитие воображения, фонтазии

6

Учимся актёрскому мастерству

2

4

6

умение сопереживать, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность в себе и вера в свои силы.

7

Делаем декорации

1

1

2

Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над общим делом - оформлении декораций, музыкального оформления спектакля

8

Придумываем и делаем костюмы

1

2

3

Создать костюмы из подручных средств. Развитие фонтазии

9

В мастерской бутафора

1

2

3

Изготовление пальчиковых кукол, развитие умений работать в команде

10

Делаем афишу и программку

1

1

2

Развитие эстетического вкуса. Изготовление пригласительных билетов, афиши, програмки

11

Репетиция и показ спекткля


3

3

Развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.


Итого

14

20

34




Основные направления реализации проекта.

В рамках достижения цели используются разные направления:

исследовательско- творческое, игровое, индивидуально- групповое, которые реализуются во внеурочной деятельности, на уроках литературного чтения.

Механизмы, средства и способы реализации проекта

Ключевые технологии и способы достижения цели: беседы после чтения для того, чтобы дети смогли понять и почувствовать идейное содержание, художественные достоинства того или иного жанра, чтобы литературные образы надолго запомнились ребёнку . На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы, так и нетрадиционные: посещение театров, музеев, тематических экскурсий, театрализованные праздники и развлечения, интегрированные уроки, уроки-путешествия, творческие задания, сюжетно-ролевые игры, конкурсы, викторины, изготовление пальчиковых, перчаточных кукол, различных масок.

Ожидаемые результаты проекта:

-системная работа театрального кружка;

-увеличение численности детей, вовлеченных в творческую театральную деятельность;

-расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;

-развитие психических процессов: внимания, памяти, восприятия. воображения;

-совершенствование словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, темпа и выразительности речи;

-стремление к творчеству

- Театрализованная деятельность и частые выступления на сцене перед зрителями будут способствовать реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Критерии оценки результатов реализации проекта.

- Улучшение психологической атмосферы в группах, выход на новый уровень взаимодействий и взаимоотношений между детьми, взрослыми и детьми.

Способы представления результатов: разыгрывание сценок по прочитанным произведениям, постановка спектакля.

Ресурсное обеспечение: рисунки, аудиозаписи, изготовление декораций, потребуется пошив костюмов из подручных средств

Список использованных источников и литературы:

  1. Генералова И.А. Пособие для дополнительного образования. Театр.Методические рекомендации для учителя- М., 2005.

  2. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-05/dissertaciya-razvitie-hudozhestvenno-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-sredstvami-teatralnogo-iskusstva#ixzz3caZWtRkL

  3. Давыдов В. В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте - М., 1993.

  4. . Шалатонова Н.П. Развитие речи младших школьников в процессе чтения-анализа художественного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе: Пособие для учителя - Брянск: БИПКРО, 2003. - С.6 - 10.

  5. Герасимов С. В.. Когда учение становится привлекательным - М., 1993.

  6. Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001

  7. Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. - М., 2001.

Приложение.



© 2010-2022