- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности
Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сафронова О.В. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности
Актуальность.
Одной из важнейших задач современной школы является целенаправленное формирование гармоничной личности ребенка. Развитие творческих способностей обучающихся - одно из требований, предъявляемых к организации учебного процесса в школе.
По данным экспертов в 5-ти летнем возрасте 98% всех детей обладают яркими и сильными творческими способностями; в возрасте 10 лет таких детей уже 30%; в 15 лет - 12%; среди взрослых только 2%. Развитие способностей с возрастом постепенно угасает, слабеет и, чем старше становится человек, тем труднее их развивать. Поэтому важно, чтобы условия, в которых растет ребенок, опережали его развитие, были яркими и эмоционально насыщенными.
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, литературного творчества. Без этого он засушенный цветок» - писал В.А. Сухомлинский. Эту особенность детского возраста необходимо учитывать, давать выход детской фантазии.
Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.
Объект проектирования:
художественно-творческая деятельность младших школьников в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.
Предмет проектирования:
педагогический процесс развития художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства.
Понятийный аппарат: тренинг, бутафория, антракт, инсценировка, пантомима, мимика.
Анализ ресурсов: ауди, видеодиски, методическая литература, возможность привлечения специалистов дополнительного образования (муз. работников, хореографа).
Цель: развитие творческих способностей учащихся средствами театральной деятельности.
Задачи:
-
Познакомить детей с различными видами театра (теневой, пальчиковый, кукольный, драматический, оперный, балет и др.)
-
Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать.
-
Развивать коммуникативные навыки у учащихся, умение согласовывать свои действия с другими детьми и взрослыми.
-
Вызвать желание участвовать в праздниках, в постановках, сценках.
-
Развивать диалогическую и монологическую речь.
-
Разработать и внедрить программу внеурочной деятельности «Театр».
Целевая аудитория: учащиеся 2 класса.
Сроки реализации проекта: проект рассчитан на один учебный год.
1 час в неделю. 34 ч. в год.
Этапы реализации проекта (сроки)
-
Подготовительный. (Сентябрь - октябрь)
- На подготовительном этапе происходит изучение психолого-педаго- гической, методической и исторической литературы по данной теме.
- Для успешной работы необходимо создать предметно-пространствен- ную среду: в классе оборудовать театральный уголок для самостоятельной деятельности учащихся с различными видами театров.
- Выявление и выбор методик, которые определяют уровень развития речевых умений детей.
- Создание эмоционального настроя.
-
Практический (основной) (Ноябрь-март)
- Знакомство с историей и развитием театрального искусства.
-Организация творческой деятельности в условиях ОУ, реализация своего творческого потенциала.
- Развитие познавательных интересов школьников через расширение представлений о театральных профессиях, о видах театрального искусства.
- Изготовление кукол, масок, костюмов, декораций (можно привлечь родителей).
- Тренинги, этюды, импровизации, репетиции и показ. Обсуждение показов.
-Участие в театральных постановках, концертах, праздниках.
3. Завершающий (итоговый) (Апрель - май)
Эмоциональное заключение.
- Приобретение основ исполнительской, зрительской и общей культуры.
- Гармонизация творческой индивидуальности, собственного неповторимого стиля.
- Постановка театрализованного представления или спектакля.
Учебно-тематический план.
2 класс (34 ч.)
№ п/п
Содержание деятельности
Теория
Практика
Всего часов
Планируемые результаты
1
Знакомство
1
1
2
Активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей действительности.
2
Дорога в театр
1
3
4
Развитие внимания, памяти.
3
В театре
3
1
4
Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций
4
Как создаётся спектакль
2
1
3
Развитие словарного запаса. Развитие воображения
5
Гномы играют в театр
1
1
2
Овладение навыками правильного произношения и культурой речи. Развитие воображения, фонтазии
6
Учимся актёрскому мастерству
2
4
6
умение сопереживать, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность в себе и вера в свои силы.
7
Делаем декорации
1
1
2
Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над общим делом - оформлении декораций, музыкального оформления спектакля
8
Придумываем и делаем костюмы
1
2
3
Создать костюмы из подручных средств. Развитие фонтазии
9
В мастерской бутафора
1
2
3
Изготовление пальчиковых кукол, развитие умений работать в команде
10
Делаем афишу и программку
1
1
2
Развитие эстетического вкуса. Изготовление пригласительных билетов, афиши, програмки
11
Репетиция и показ спекткля
3
3
Развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Итого
14
20
34
Основные направления реализации проекта.
В рамках достижения цели используются разные направления:
исследовательско- творческое, игровое, индивидуально- групповое, которые реализуются во внеурочной деятельности, на уроках литературного чтения.
Механизмы, средства и способы реализации проекта
Ключевые технологии и способы достижения цели: беседы после чтения для того, чтобы дети смогли понять и почувствовать идейное содержание, художественные достоинства того или иного жанра, чтобы литературные образы надолго запомнились ребёнку . На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы, так и нетрадиционные: посещение театров, музеев, тематических экскурсий, театрализованные праздники и развлечения, интегрированные уроки, уроки-путешествия, творческие задания, сюжетно-ролевые игры, конкурсы, викторины, изготовление пальчиковых, перчаточных кукол, различных масок.
Ожидаемые результаты проекта:
-системная работа театрального кружка;
-увеличение численности детей, вовлеченных в творческую театральную деятельность;
-расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;
-развитие психических процессов: внимания, памяти, восприятия. воображения;
-совершенствование словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, темпа и выразительности речи;
-стремление к творчеству
- Театрализованная деятельность и частые выступления на сцене перед зрителями будут способствовать реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.
Критерии оценки результатов реализации проекта.
- Улучшение психологической атмосферы в группах, выход на новый уровень взаимодействий и взаимоотношений между детьми, взрослыми и детьми.
Способы представления результатов: разыгрывание сценок по прочитанным произведениям, постановка спектакля.
Ресурсное обеспечение: рисунки, аудиозаписи, изготовление декораций, потребуется пошив костюмов из подручных средств
Список использованных источников и литературы:
-
Генералова И.А. Пособие для дополнительного образования. Театр.Методические рекомендации для учителя- М., 2005.
-
Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-05/dissertaciya-razvitie-hudozhestvenno-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-sredstvami-teatralnogo-iskusstva#ixzz3caZWtRkL
-
Давыдов В. В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте - М., 1993.
-
. Шалатонова Н.П. Развитие речи младших школьников в процессе чтения-анализа художественного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе: Пособие для учителя - Брянск: БИПКРО, 2003. - С.6 - 10.
-
Герасимов С. В.. Когда учение становится привлекательным - М., 1993.
-
Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001
-
Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. - М., 2001.
Приложение.