Особенности организации воспитательной работы с детьми с нарушением интеллекта

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности организации воспитательной работы с детьми с нарушением интеллекта.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

Воспитание - это процесс, т.е. постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребёнка. Она меняется в зависимости от личности педагога и от личности воспитанника. Необходимо всегда помнить, что по мере взросления, развития ребёнка, коррекции его дефекта и развития механизмов компенсации его позиция как объекта воздействия меняется. Значение взрослого, его наставления должны приобретать роль инструмента, который ненавязчиво организует поведение нашего подопечного.

В общеобразовательной школе очень актуален тезис «саморазвития» личности, самопознания и т.п., когда речь идёт о воспитании как о процессе. Применительно к коррекционным учреждениям этот тезис несколько модифицируется, т.к. невозможно требовать от ребёнка с интеллектуальным недоразвитием адекватного «саморазвития». Но и сводить процесс воспитания к усвоению готовых форм поведения и их отработки методом многократных повторений тоже недопустимо. Необходима профессиональная ориентировка воспитателя. Он должен:

-знать мотивы и ведущие виды деятельности каждой возрастной группы

- учитывать особенности характера и недостатки ребенка;

-знать структуру дефекта, механизмы его возникновения,
влияющие на формирование личности ребенка;

-постоянно наблюдать, отслеживать динамику, изменение,
устранение или нейтрализацию его недостатков, возмож-
ностей и способностей.

Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к дефекту: фиксируется ли на этом внимание с доброжелательных позиций или с позиции пренебрежительного отношения и т.п.

Воспитатель в коррекционной школе должен быть организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников, создавать ситуацию их успеха в результате самостоятельного поиска.

Процесс общения воспитателя и воспитанника должен строиться таким образом, чтобы в ходе него исправлялись, нейтрализовались, устранялись негативные проявления личности, поведения с одновременным развитием, освоением разнообразных моделей коммуникативного поведения.

Основными направлениями создания коррекционно-развивающей среды должны стать:

  1. создание системы позитивно действующих факторов: оформление школы с меняющимся дизайном; включение и приобщение воспитанников к этой деятельности; создание видеотеки, аудиокассетных записей. Средовое влияние, обеспеченное предметно-пространственным, поведенческим, событийным, культурным окружением, становится коррекционным фактором, способствующим воспитанию личности, формированию ее сущности;

  2. разработка разновариантных моделей коррекционно-развивающих занятий, бесед, экскурсий и создание из них научно-методической базы, которой мог бы пользоваться любой воспитатель;

  3. создание психолого-педагогического обоснования работы каждого конкретного воспитателя с учетом его личностных особенностей, его склонностей и способностей

  4. организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития и формирование механизмов компенсации (игротерапия, оригами, арттерапия, психодрама, куклотерапия и т.п.).

Для наиболее эффективного воспитания очень важен момент включения ребёнка в разнообразные виды деятельности, так как тогда в работу вовлекаются различные анализаторы, разные стороны личности и реальным становится выявление сохранных сторон, на которые и должен опираться педагог в своём общении с воспитанником. Именно опора на сохранные анализаторы позволяет вовлечь ребёнка в активную деятельности, через которую воспитатель постепенно будет превращать индивида из субъекта потребляющего в субъект производящий.

Основным стержнем социализации личности является позиция производителя благ, позволяющая воспитаннику реализовать себя. Отсутствие производительной деятельности очень неблагоприятно сказывается на становлении личности воспитанников детских домов. Они привыкают к мысли о том, что им все должны. И когда педагоги сетуют на то, что их воспитанники неблагодарны и т.п., пусть постараются проанализировать свою педагогическо-организаторскую работу с позиции: был ли включен данный воспитанник в систематическую трудовую работу по преобразованию окружающей действительности: дизайн в быту, шитье и вязание, разведение растений, садоводство и огородничество и т.п. Ведь это доступно нашим детям. А если начинать такую работу с первых лет, то именно это направление станет мощным преобразующим началом в коррекции дефекта. Наш воспитанник будет востребован, а не просто рассматриваться как объект педагогического воздействия, который нужно натренировать на определенные модели поведения.

Воспитывающая деятельность (познавательная, трудовая, художественно-творческая, физкультурно-оздоровительная, игровая) становится таковой лишь при условии ее мотивированности. Из широкого диапазона мотивов (страх, принуждение, боязнь, престиж) нравственный аспект мотивации наиболее действенный (благо для другого, помочь кому-то, сделать красиво).

Приказ, принуждение, надзор, подавление личности, часто используемые воспитателями, не решают задачи коррекции дефекта и формирования личности. Они выступают в качестве инструментов, направленных на получение какого-то конкретного предметного результата: убрать игровую, подготовить уроки. Такой стиль общения игнорирует потенциальные возможности личности.

Для того чтобы воспитание соответствовало истинному смыслу этого понятия, организуемая деятельность должна быть совместной, а участники - партнерами по достижению результата. Правда, воспитатель, кроме непосредственного результата действий (приготовление уроков, уборка...), должен учитывать и воспитательный результат, т.е. отношение детей к этой деятельности.

Понятие «отношение» есть существенная характеристика воспитания. Воспитание личности предполагает формирование системы отношений к приобретаемой ребёнком информации. Но чтобы заданные отношения сформировать, необходимо, чтобы ребёнок их принял, захотел присвоить. Для этого воспитатель так должен их представить, чтобы нужное содержание увлекло, заразило ребёнка.

Отношение проявляется в трёх формах: рациональной, эмоциональной и поведенческо-деятельностной.

Рациональная форма предполагает осмысленное отношение к жизни во всех её проявлениях. Учащиеся с недоразвитием интеллектуальной сферы, которое проявляется по-разному, не смогут самостоятельно адекватно осуществлять этот процесс. Значит, в систему методов и приёмов, использумых воспитателем, надо включать специальные упражнения, предусматривающие коррекцию интеллектуального дефекта. Без этого невозможно воспитание адекватной, рациональной формы отношения.

Эмоциональная форма предполагает восприятие любого знания через призму чувств, вызываемых явлением, информацией.

Поведенческо-деятельностная форма - это форма проявления сформировавшихся отношений; это система поступков, которая оформляется в результате усвоения знаний, отношений и привычек поведения.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что воспитание детей с интеллектуальными нарушениями - это многофакторный, комплексный процесс, предполагающий социальную интеграцию воспитанников в современное общество.

Основными задачами по достижению данной цели являются:

1) создание в учреждении коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей развитие компенсаторных механизмов личности ребёнка;

2) организация воспитательного процесса в плане развития механизмов продуктивного общения, освоения и усвоения воспитанниками коммуникативных форм поведения;

3) развитие профессиональной деятельности воспитательского корпуса в плане формирования их продуктивной работоспособности на основе учёта их мотивационных, потребностных и целевых установок.



© 2010-2022