Эссе на тему: Экологическая культура в современном мире

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭССЕ

  1. Понятие «экологическая культура»

Сегодня словосочетание «экологическая культура» стало довольно привычным. Понятие «экологическая культура» состоит из двух слов - «культура» и «экология».

Слово «культура» многозначное, характеризующее сферу бытия человека и употребляющееся в связи с этим в самых разных ситуациях и контекстах. Неслучайно культуру называют «второй природой».

Экология - наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают, а так же надорганизменные системы, их структуру и функционирование. Помимо этого экология рассматривает эволюцию экосистем и биосферы, взаимосвязь между

человеком и окружающей средой, являясь основой рационального природопользования и охраны экосистемы.

Необходимо подчеркнуть, что современные люди наконец-то услышали ключевое слово в понятии «экология» - это ДОМ, которым является вся экосреда. В рамках экологии человек получает знания о доме как среде своего обитания. Подобное привело к тому, что сегодня понятие экологии приобрело широкое значение, характеризуя не только проблемы связанные с окружающей средой и ее охраной.

Экологическая культура - является составной частью общечеловеческой культуры. Она представляет собой мировоззренческую систему взглядов, установок и ценностей, социальных отношений и этических норм, определяющих и регулирующих взаимоотношения человека и окружающего мира природы.

Почему в последнее время мы все чаще говорим об экологической культуре, создавая ее различные концепты? Ответ на этот вопрос связан с тем, что на нашей планете становится все больше загрязненных и экологически неблагоприятных мест: мелеют реки, увеличиваются пустыни, истощаются земные ресурсы, меняются климатические условия, возникают аномалии в погоде…

С чем связана сложившаяся негативная ситуация? Ответ на этот вопрос коренится в самом процессе потребления и его идеологии, сформировавшей современное «общество потребления».

  1. Религиозные отношения к природным богатствам

Но необходимо заметить, начало процессу потребления ресурсов планеты положено в глубокой древности, с момента появления человека, которому для жизнедеятельности были нужны пища, жилище, тепло и другое. Исходя из этого, можно констатировать факт, что культура потребления, продолжавшаяся не одно тысячелетие, напрямую связана с появлением человека и обустройством его быта, где постепенно формировались идеи удобства, комфорта и роскоши. При этом, если взять мировоззренческо-религиозные концепции (буддизм, христианство, ислам и другие национальные учения), то в них существует определенный закон, предписывающий не брать ничего лишнего из природы. В религиозных концепциях не поощрялись жадность, расточительность и неумеренность в потреблении - все это мешало постичь Бога и его творения.

В настоящее время картина распределения населения Земли по религиозному признаку сложилась следующим образом: христиане - 33 %, мусульмане - 23%, индуисты - 14%, буддисты - 6,7%, традиционные китайские религии - 6,6%, иудеи - 0,2%.

На формирование экологической культуры западной цивилизации во многом оказало влияние христианство, на формирование экологической культуры народов Востока - философско-религиозные концепции, возникшие в Индии, Китае и Японии. Великие восточные религии - индуизм и буддизм - ориентируют человека на преодоление границы, отделяющей его от мира природы. В этих религиях человек не выделяется из мира живой природы и не противопоставляется ей, являясь ее органичным компонентом. Ярким тому подтверждением можно считать «круг перерождений» (сансара) в буддизме. На каждом круге может произойти перевоплощение не только в другого человека, но и в любого представителя живой природы. В дзен-буддизме наблюдается наиболее полное слияние человека с природой. Согласно этому учению, каждая частица мира содержит душу Будды, и поэтому проявление уважительного отношения к окружающей среде - есть не что иное, как проявление любви и почитания к великому Созидателю природы. Сам Будда почитал жизнь во всех ее проявлениях. Неслучайно до сих пор земли, окружающие буддийские монастыри, представляют собой уникальные заповедники.

В шкале ценностей представителей восточной цивилизации природа занимает одно из первых мест. Здесь считается, что именно природа играет огромную роль в эстетическом и нравственном воспитании подрастающего поколения.

Экологические принципы христианского учения являются несколько иными, отличными от восточных культур.

Христианская картина мира жестко иерархизирована. Библия возвеличивает не природу, а верующего человека и Бога-творца. То есть акценты священной книги христиан расставлены следующим образом. Здесь ключевым моментом является духовное совершенство человека, в результате которого принижается ценность земных богатств, открывается путь к спасению и конечной обители - «небесному царству», то есть конечной целью земного существования человека является небо, а земля - это лишь временное пристанище. Это приводит к тому, что наиболее радикально настроенные критики в своих интерпретациях сравнивают жизнь христианина на земле с пребыванием на чужбине. По их мнению, такие нравственные установки не способствуют формированию экологической культуры, направленной на понимание окружающего мира как дома и гармоничного, устойчивого существования в нем.

Но в тоже время, в Новом завете не раз подчеркивается связь человека с миром живой природы. Обязанностью человека является сохранение и приумножение божественных даров природы. Господь вырастил сад и поселил в нем человека, чтобы он заботился о нем. Человек не имел права на собственность райским садом: ему лишь разрешено было пользоваться дарами и хранить сад для Хозяина.

Следует отметить, что в разных христианских направлениях имеются свои особенности формирования экологической культуры. Пожалуй, наибольшую активность в решении экологических проблем на современном этапе развития христианства демонстрирует православная христианская церковь. Православные богословы связывают современные экологические проблемы с духовным опустошением человека, отклонением людей от христианских принципов.

Католическая церковь подчеркивает невозможность решения экологических и прочих проблем в мире, где периодически развязываются войны и постоянно производится оружие, в том числе оружие массового уничтожения. В 60-70-гг. ХХ века католическая церковь резко осудила научно-технический прогресс, но при этом не предложила оригинальной экологической концепции.

Последователи протестантизма в качестве основного пути решения экологических проблем предлагают «жизнь во славу Бога», которая будет разумно аскетичной, лишенной роскоши, но при этом духовно насыщенной. По их мнению, экологическое равновесие может обеспечить только разумное самоограничение и духовное обогащение человека, которые будут гарантировать снижение уровня потребления природных ресурсов. Специфика протестантской оценки научно-технического прогресса выражается в разработке идеи «нового качества жизни», достигаемого на основе религиозного контроля за развитием науки и техники. Осознав, что остановить прогресс и развитие науки невозможно, теологи выдвинули идею сотрудничества церкви с учеными, но при условии «возвращения утраченной связи научного знания с религиозными ценностями».

Определенные идеи, связанные с экологической культурой, можно обнаружить и в исламе - самой молодой мировой религии. Экологические основания ислама можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, окружающая среда - это одно из творений Бога, поэтому ее защита символизирует проявление любви к Всевышнему. Во-вторых, в природе все гармонично и все ее компоненты необходимы, за что необходимо восхвалять мудрого Создателя. В-третьих, все законы мироздания и природы сотворены Богом, основываясь на абсолютной ценности жизни. Любые попытки нарушить законы Бога и загрязнить/сократить/уничтожить жизнь должны пресекаться. В-четвертых, мусульманин должен понимать, что человек не является единственным видом на Земле, что с необходимостью требует бережного отношения с другими существами из мира флоры и фауны. В-пятых, ислам призывает человека строить свои отношения со всем существующим в мироздании на основе равенства и справедливости (вспомним, один из пророков учил, что Аллах предписал равенство всех). В-шестых, должен соблюдаться баланс Вселенной, созданной Богом, так как «все им вымерено». В-седьмых, природа создана не только для нынешнего поколения: это дар Бога на все времена.

  1. Факторы, влияющие на формирование экологической культуры

Экологизация охватывает философские, политические, социальные, экономические, правовые, нравственно-этические аспекты деятельности современного общества. Однако трудно переоценить роль семьи в формировании экологической культуры подрастающего поколения.

Семья является важнейшим элементом общества, его фундаментом. Именно в семье закладываются базовые ценности, формируется жизненный сценарий, культура поведения и потребления. Как правило, семья является основной поддержкой человека на протяжении жизни, именно с ней связаны ключевые, а нередко поворотные моменты (в том числе, радостные и трагические).

Важную роль в возрождении духовности и патриотизма, в преодолении современного экологического кризиса и достижении устойчивого развития регионов и страны в целом играет национальная система образования.

Современная система образования должна способствовать выработке таких форм социальной активности, которые свели бы к минимуму экологические риски. Образование призвано сыграть ведущую роль в пропаганде нравственных ценностей и изменении поведения человека в экосистеме, связанном с трансформациями структуры потребления природных ресурсов.

Поэтому главная проблема заключается не в технике и изобретениях научно-технического прогресса, а в работе над сознанием человека. Это уже область педагогики и психологии: подобная работа входит в компетенцию именно психологов и педагогов.

Экологическое благополучие тесно связано с экологическим мышлением и сознанием человека, его правом на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды. На протяжении ряда последних лет экология рассматривается не только как биологическая или социальная наука, изучающая воздействие общества на природу, но и как научная основа стратегии выживания человечества.

Экологические проблемы непосредственно связаны с процессом образования населения: именно его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. Обретение экологической культуры, экологизация бытия, формирование экологического мышления и сознания - единственный выход из сложившейся ситуации, имеющий глобальный характер.

Экологическое образование - это непрерывный процесс воспитания, обучения, просвещения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей, эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе. И, кроме того, оно связано с формированием экологической культуры.

  1. Мое отношение на утверждение « в современном мире множество экологических культур, так как в мире множество религий и народностей, развивающихся в разных природных условиях»

Формирование экологической культуры должно рассматриваться как сложный, многоаспектный, длительный процесс утверждения в обществе нравственных ценностей, формирования знаний и умений, способствующих сохранению здорового и полноценно развивающего потомства, как процесс формирования безопасной, комфортной и эстетичной среды обитания человека. Необходимо учитывать особенности развития конкретных природных систем при планировании хозяйственной деятельности, сохранить экологический каркас территорий (природных резерватов).

Хотя коренные народы различных религий существенно отличаются друг от друга культурой, историей и социально-экономическими условиями своего существования, у них имеется и много общего. Одна из таких общих черт - гармоничность сосуществования коренных народов и окружающей природной среды в местах проживания, наличие у этих народов богатого набора морально-этических норм, касающихся взаимоотношения человека и природы, то есть наличие высокой естественной экологической культуры.

В независимости от того, что различные религии по-разному смотрят на природу и окружающий мир, в деле преодоления экологического кризиса и выживания человека они преследуют единую цель.

В поисках долгосрочной экологической устойчивости, несомненно, существует расхождение между современными проблемами в области окружающей среды и религиозными традициями. Религиозные традиции не могут дать конкретных указаний в решении таких сложных вопросов, как изменение климата, опустынивание, или вырубки леса. Но в то же время признано, что определенные ориентации и ценности мировых религий могут быть не только полезными, но и необходимыми для более полной космологической ориентацией и экологической этики. Несмотря на исторические и культурные обстоятельства, существуют определенные религиозные взгляды и практика, а также общие этические ценности, которые могут быть определены для расширения и углубления экологического мировоззрения.

Очевидно, что религии играют одну из важнейших ролей в формировании ценных установок в деятельности людей, которые смогут ориентировать нас в мир природы. Размер и сложность стоящих перед нами проблем требует совместных усилий, как между религиями, так и в диалоге с другими ключевыми областями человеческой деятельности. Религия должна взаимодействовать с наукой, экономикой, образованием, правом, в диалоге с которыми, рассматривались бы экологические проблемы.

Ориентация на гуманистические ценности и необходимость преодоления экологических проблем требуют от современного человека во всех формах своего поведения в природе и социуме совершить переход от отчуждения и борьбы к стилю сотрудничества и взаимодействия с природой и другими людьми, к природосообразному мышлению и деятельности, к диалогу культур. Вдумчивое ответственное отношение к себе, к своему месту в мире - и природном, и социальном, сформировалось как важнейшая черта культуры, духовности.

У планетарно экологически мыслящего человека возникает главный нравственно-экологический вопрос: что нам делать для исцеления Планеты Земля? Может, взять на вооружение всему человечеству заветы Будды, чтобы люди не обманывали себя иллюзиями, будто овладение вещами ведет к счастью? Человек планетарного мышления - это человек нравственно-экологической культуры. Его главная заповедь - общечеловеческое единение с природой, отказ от какого-либо насилия над ней, отказ от «благ» цивилизации. В настоящее время возникает важнейшая потребность в обретении человечеством новой экологической религии как самой значимой ценности - сохранения жизни на земле.

Особую значимость среди этических категорий приобретает ответственность. В его содержании нравственная основа и экологический смысл в ситуации экологической напряженности пересекаются и взаимопроникают в друг друга, образуя единое основание, формирующее нравственно-экологическую ответственность. Необходимость слияния духовных ценностей и экологических норм во взаимодействии человека с природой должна быть переосмыслена в качестве методологической основы для исследования границ человеческой деятельности, управления перехода общества к устойчивому развитию и принятия решений.

Человек должен ответственно осознать, что все негативные последствия научно-технического прогресса, и, прежде всего экологический кризис, перед которым оказалось человечество, результат деятельности самих людей, их бездумно-хищнического отношения к окружающей природе, в безответственности по отношению к настоящему и будущему поколениям. Человек, как существо разумное должен осознать, что выход из существующего разрушительного отношения к природе нужно искать в том числе и в себе. Религия устанавливает систему ценностей, проповедует такие понятия, как уважение, ответственность, говорит о необходимости делиться с ближним - все, что необходимо для формулирования более широкого понятия экологической этики, призванной регулировать отношения между людьми и природой. В результате люди начинают уважать долгий эволюционный путь, пройденный Землей, выступать за внимательное отношение к миллиардам биологических видов, которые вместе с ними живут на этой планете, за экономное использование природных ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности, за их справедливое распределение, за осознание своей ответственности перед будущими поколениями.

Я не согласна с утверждением « в современном мире множество экологических культур, так как в мире множество религий и народностей, развивающихся в разных природных условиях». В независимости от того, что различные религии по-разному смотрят на природу и окружающий мир, в деле преодоления экологического кризиса и выживания человека они преследуют единую цель. И решить ее мы сможем сообща, независимо от вероисповедания.

© 2010-2022