Конспект классного часа о семье

Раздел Воспитательная работа
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия г.Узловая.







Урок Знаний во 2 «Б» классе.



Тема урока:

«Семья. Семейные ценности.»

Урок подготовила:Конспект классного часа о семье

Просецкая Татьяна Вячеславовна,

учитель начальных классов.









г.Узловая.

1.09.2012г.

ЦЕЛИ:

  • формировать убеждения о важности семьи в жизни человека;

  • укрепить привязанность к членам своей семьи;

  • сформировать представление о важности каждого члена семьи, о роли семьи в жизни человека;

  • привить желание активно участвовать в выполнении домашних обязанностей, оказывать помощь старшим, заботиться о младших и стариках.

Задачи урока: познакомить детей с терминами ближайшего родства; представить детям образ семьи в культурной традиции народов России и мира как великую духовную ценность; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни.
Планируемые достижения учащихся: различать степени родства; уметь с помощью терминов родства определять свои отношения с каждым из членов своей семьи; способность оценить свои отношения с каждым членом своей семьи с помощью понятий «любовь», «уважение», «симпатия», «дружба», «нежность» и др.
Предварительная работа. Чтение с детьми сказки Г.-Х. Андерсена «Пятеро из одного стручка», басни Л. Н. Толстого «Отец и сыновья», «Дележ наследства», были «Мудрый старик», рассказа «Старый дед и внучек» (на выбор).

ОБОРУДОВАНИЕ: матрешка, изображение яблоневого дерева. ТСО: магнитофон, проектор и компьютер.


ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

Фото семей учащихся прикреплены по контуру сердца, в середине - фото класса.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация.

  3. Интерактивная игра "Семья".

  4. Рассказ об интересных семьях.

  5. Знакомство с главными героями занятия.

  6. Работа в группах. Выступление представителей из групп.

  7. Мозговой штурм.

  8. Рассказ учителя с опорой на знания детей.

  9. Распределение ролей в группах. Интерактивная игра "Родственники"

  10. Просмотр видеофильма.

  11. Подведение итогов. Ресурсный круг.

Ход урока.

Звучит «Песенка мамонтенка». Дети входят в класс, рассаживаются. 1. Организационный момент. Психологический настрой.

Учитель: Прозвенел звонок для нас. Вы зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, поздоровались учтиво. Повернитесь-ка друг к другу. Улыбнётся друг пусть другу. Подарите вы улыбку и гостям сегодня нашим.

Да и мне улыбка ваша очень-очень как нужна.

Вот спасибо! Как я рада! Что сегодня к вам пришла.

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнём,

Разговор наш заведём...

2. Сообщение темы . Обращение к толковому словарю. Слайд №2.

Слайд №1. Сегодня у нас с вами необычный первый классный час в этом учебном году.. Вы становитесь год от года взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью.

Семья - это святое слово,

и обижать его нельзя!

В нем наши корни, наша сила,

Наши заветные слова!

А как Вы понимаете это слово «семья»? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?..3. Интерактивная игра «Моя семья. Отношения в семье»

Что такое СЕМЬЯ? ( Это мама, папа, братья, сёстры, бабушки, дедушки.) По мере называния членов семьи, на слайде появляются ЛУЧИКИ: МАМА, ПАПА…

Какой лучик забыли? (Себя.) Что у нас получилось? (Семья - солнышко.) Слайд№3.

Ученица: А я хочу прочесть стихотворение о семье.

Семья - это счастье, любовь и удача,

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы.

Семья - это важно! Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно! Учитель: Замечательно. А давайте попробуем сочинить небольшое стихотворение о семье. Я начинаю, а вы продолжайте. (На магнитной доске появляется стихотворение)

У меня есть - мама.

У меня есть - папа.

У меня есть - бабушка.

У меня есть - дедушка.

А у них есть - я!

Вместе дружная семья!

Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькая: например мама и сын или мама и дочка. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.

Люди во все времена жили семьями. Мы сейчас посмотрим некоторые известные семьи России.

Слайд № 4. 8 июля Россия отмечает День семьи, любви и верности. Днём нового праздника выбрано число, когда все вспоминают святых благоверных князей Петра и Февронию Муромских - святых, чья супружеская любовь и верность преодолела все житейские преграды.

Идеал супружеской любви Святые Петр и Феврония, благодаря их неординарному житию, воспевающему "союз любви, мудрый брак", известны всему миру. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" была любимым чтением русских людей от царей до простолюдинов, а ныне это произведение называют "жемчужиной древнерусской литературы.

Как повествует житие, молодого князя Петра поразила некая тяжёлая болезнь, от которой всё его тело покрылось язвами - возможно, проказа. Никакие лекари и снадобья не могли ему помочь. До князя дошёл слух о том, что некая премудрая дева Февронии, дочь простого бортника (охотника за диким медом) из села Ласково, славится искусством лечить травами. Князя привозят к дивной лекарке, и она берется его исцелить, но ставит необычное условие: «Аще будет мне супружник, да будет уврачеван». Пётр соглашается взять Февронию в жены после того, как она его вылечит.

Тем не менее, будучи исцелён, он не желает выполнять свое обещание: как может князь взять в жёны простую крестьянку! Вместо этого он решает послать Февронии богатые дары, но она не принимает их.

Нарушивший своё слово князь Пётр заболевает снова, и Феврония снова берётся его исцелить с тем же условием: взять её в жёны. На этот раз выздоровевший Пётр ведёт Февронию под венец, несмотря на сословное различие.

Муромская знать не желает принимать Февронию в качестве княгини и чинит благоверным супругам разные козни. Петра ставят перед выбором: либо он разводится с незнатной Февронией и берёт себе другую, родовитую жену, либо ему придется отказаться от власти и покинуть Муром. Пётр выбирает верность супруге и отправляется вместе с любимой в изгнание.

Но лишения благоверных князей не продлились долго: Петра снова позвали княжить, чтобы прекратить наступившую в Муроме смуту.

До преклонных лет Пётр и Феврония правили Муромским княжеством, а перед смертью удалились в разные монастыри и приняли там постриг.

После смерти, пришедшей к ним в один день, их тела нашли чудесным образом оказавшимися в общей гробнице.

Пётр и Феврония были прославлены в лике святых на церковном соборе 1547 года. Сегодня их святым мощам можно поклониться в Троицком монастыре города Мурома.

- Семья последнего российского императора Николая II причислена к лику святых.( Жена - Александра Фёдоровна (урождённая принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская) - его троюродная сестра.

Дети - Ольга Николаевна, Татьяна Николаевна, Мария Николаевна, Анастасия Николаевна, Алексей Николаевич Романов (наследник престола).

Семья постоянно проживала в Царском селе до июля 1917 года.)

- Семья великого русского писателя и мыслителя, создателя школы для бедных детей, Л.Н.Толстого.( От брака Льва Николаевича с Софьей Андреевной родилось в общей сложности 13 детей, пять из которых умерли в детстве. По состоянию на 2010 год в общей сложности насчитывалось более 350 потомков Л. Н. Толстого (включая как ныне живущих, так и уже умерших), живших в 25 странах мира.)

- Семья известного детского писателя, автора гимна России, С.В.Михалкова.( На сегодняшний день у С.В.Михалкова 10 внуков и 8 правнуков. Старший сын - Андрей Сергеевич Михалков-Кончаловский (1937 г. рожд.). Младший сын - Никита Сергеевич Михалков (1945 г. рожд.).

- Телевизионная многодетная семья Васнецовых.

- Семья Шишкиных, в которой 20 собственных детей.

- Семьи бывшего и действующего президента России.

С какими интересными семьями вы познакомились?

Слайд №5. Ребята, как вы думаете, зачем человеку семья? ( В семье тепло, надежно, спокойно, там всегда поймут, помогут, защитят. Мама вкусно готовит, там меня любят, вместе нам хорошо, весело. Я люблю воскресные вечера, потому что мы все вместе и всем весело. Папа дома.)

Очень трудно самому

Жить на свете одному. Вместе с мамой жить и папой Хочется всегда, ребята.

4. Основная часть.

Учитель: -Ребята, я принесла несколько игрушек. Попробуйте догадаться, какая из них больше всего подходит к теме нашего занятия - к теме дружной, веселой семьи. (После вариантов ответа детей, выставляю на стол матрешку. Раскрываю и выставляю на стол всех кукол, дети считают). Да, это совершенно особенная кукла. А почему особенная? Посмотрите, ребята, как они друг на друга похожи и в то же время отличаются; у каждой из них есть свое место, и стоит убрать одну, как сразу нарушается порядок.
Так и в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и любимые занятия. Вы скажете, что не в каждой семье наберется семеро. Верно, но это не важно. Число «семь» издавна считается особенным. Оно неделимо и как бы напоминает о том, что и СЕМЬЯ тоже едина и неделима.

Слайд №6. А сейчас, чтобы ещё больше узнать о семье и ближе познакомиться, поиграем в игру « Кто кому кем приходится?»

- Ирина, ты кто для мамы? ( Дочь.)

- Женя, кто называет тебя сыном? ( Папа, мама.)

- Ярослав, ты кто для бабушки? ( Внук.)

- Полина, у папы есть брат. Кто он тебе? ( Дядя.)

- Дима, у папы есть мама. Кто она тебе? ( Бабушка.)

- Настя, у маминой сестры есть дети: 2 сына. Кто они тебе? (Двоюродные братья.)

2.А сейчас игра « Найдём пару» (показ на экране).

Бабушка


сестра

отец


племянница

брат


дочь

тётя

внучка


Дома с родителями вы находили пословицы о семье. Поделитесь с нами своими находками. (Дети рассказывают)

Пословицы недаром молвятся Без них прожить никак нельзя.

Они великие помощницы: И в жизни верные друзья!

Порой они нас наставляют.

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Слайд № 6. Мудрость, накопленная в народе веками, выражается в пословицах, поговорках. Особенно много таких народных изречений на тему семьи, брака, взаимоотношений между мужем и женой. То, что проверено временем, нельзя отрицать или забывать, а стоит прислушаться, понять и может быть применить в своей жизни. Пословицы и поговорки составлялись не одним человеком, они слагались поколениями, выверяя и выделяя самое ценное и главное. А теперь игра-конкурс «Пословицы недаром молвятся». Составь пословицу.

  1. На что и клад, коли в семье лад.

  2. Вся семья вместе, так и душа на месте.

  3. Вместе дружная семья.

  4. Дружная семья гору свернет.

  5. Семейный горшок всегда кипит.

  6. Семья стариками держиться.

  7. Мама, папа, я - дружная семья!

  8. Моя семья - моя крепость.

(На слайде набор слов для пословиц. Дети составляют пословицы.) Обсуждается их смысл. (Учитель уточняет, что значит слово «лад» и происходящий от него глагол «ладить» - дружить, жить в согласии, договариваться, уметь уступать. Объясняю, что значит выражение «любовь да совет». Любовь да совет - это не только когда дают советы, но и когда советуются друг с другом: уточняют, как думает родной человек, чего ему хочется, как ему будет лучше.)


Слайд №7. Учитель знакомит детей с главными героями занятия - семьёй дяди Фёдора, созданной Э.Успенским. Вспомним сюжет мультфильма про дядю Фёдора. Не всегда семья была такой дружной, случались и конфликты. Почему они возникали? Учитель даёт задание для групповой работы:

-Найти выход из создавшейся ситуации. Слушает ответы детей. Делает вывод о том, что проблемные ситуации в семье можно разрешить. Предлагает вопрос для "Мозгового штурма":

-Чем крепка семья?Вот мы и назвали, что самое важное в семье. Проверка ответов на слайде.

Давайте еще раз повторим волшебные слова семейного счастья. (Читают слова на слайде: ЛЮБОВЬ, УВАЖЕНИЕ, ПОМОЩЬ, СОГЛАСИЕ, ЛАД)

Давайте запишем эти слова на свои бумажные сердечки и запомним , что нужно делать, чтобы семья была крепкой?

Слайд №8. Вот сейчас по фотографии вы попробуете отгадать семейный праздник и чья это семья. (Показ на слайдах фото, реликвий семьи.)

5. Заключение. Слайд №9.

Я очень рада, что ваши сердца, ребята, полны добра и великодушия по отношению к своим близким, своей семье. Ведь семья - это самое дорогое, что есть у каждого из нас, семья - это маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые, и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь. Давайте гордиться своей семьей, ведь другой, такой же, нет на целом свете! Какова наша семья, таковы наши дети, такими будет наше будущее, такой будет Россия.

Ученики читают стихотворения:

Нет ничего прекрасней на свете

Счастливой и дружной семьи,

Где мамы и папы, и внуки, и дети

Живут в мире, дружбе, любви!

Друг другу всегда и во всем помогают,

И радость, и боль - пополам,

Семейную крепость свою охраняют

И верят счастливым мечтам!

Учитель: Здесь каждый, верю, для себя решил вопрос: «Что есть семья?»

А если нет, ещё не вечер. Всё впереди. До новой встречи!

Звучит «Гимн Семье» группы «Инь-Ян»

8


© 2010-2022