- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Сценарий литературного вечера: Я до секунд всю свою жизнь измерил
Сценарий литературного вечера: Я до секунд всю свою жизнь измерил
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Смирнова Т.П. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР «Я ДО СЕКУНД ВСЮ ЖИЗНЬ СВОЮ ИЗМЕРИЛ…»,
ПОСВЯЩЁННЫЙ ПАМЯТИ В.ВЫСОЦКОГО
Цели: познакомить учащихся с поэтическим миром В.Высоцкого, заинтересовать их творчеством поэта, развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: портреты В.Высоцкого; стенды, посвящённые творчеству поэта; выставка книг с поэзией и прозой Высоцкого; диски с записью песен В.Высоцкого.
Ведущий 1: Владимир Высоцкий…Сегодня не найти человека, который бы не знал этого имени.
Актёр, бард, поэт, композитор, Человек. Поговорим с ним и о нём.
Ведущий 2: Из автобиографии:
«У меня в семье не было никого из актёров и режиссёров. Но мама моя очень любила театр и с самых малых лет каждую субботу - лет до тринадцати-четырнадцати -водила меня в театр. И это, наверное, осталось. Видно, в душе каждого человека остается маленький уголок от детства, который открывается навстречу искусству.
Пишу я очень давно. С восьми лет писал я всякие вирши… А потом, когда стал немножко постарше, писал всевозможные пародии».
Ведущий 1: Красивый светловолосый сероглазый ребёнок на увеличенной фотографии вопросительно смотрит в объектив. Возле него - большая овчарка. Это в Германии, в маленьком городке, где стоит гарнизон советских войск. Мальчику семь лет.
Мать, прожив с Володей всю войну, решила на время поручить сына отцу. Его новая жена, Женя, сразу полюбила Володю.
Десяток офицерских семей живёт под прекрасным наблюдением. Всё, что разрешалось бы русскому мальчику в своей стране, там почти совсем запрещено. И все преимущества, о которых мать мечтала, отправляя сына в Германию, обернулось для Володи серьёзными потерями.
Поэтому острее, чем ребята его поколения. Володя чувствует на себе сталинские наставления, клевету, чванство, произвол. Всё это потом будет заклеймено в песнях.
А пока - одиночество, детские переживания, душевные страдания, изгнание.
Ведущий 2: Из автобиографии:
« Родители хотели, чтобы я стал нормальным советским инженером, и я поступил в Московский строительный институт имени Куйбышева на механический факультет. Но потом почувствовал, что мне это… словом, невмоготу, и однажды залил тушью чертёж, в шестой раз переделанный, и сказал своему другу, что больше в институт не хожу.
С большим трудом поступил в студию МХАТ. Считалось, что иой голос не приспособлен для сцены, и пытались даже отчислить из студии за профнепригодность из-за голоса. Но закончил студию в числе нескольких лучших учеников.
Мне казалось, что я пишу для очень маленького круга - человек пяти-шести - своих близких друзей - и так оно и будет всю жизнь. Это были люди весьма достойные, компания была прекрасная. Мы жили в одной квартире в Большом Каретном переулке. Мы собирались вечерами и жили так полтора года. Можно было сказать только полфразы, и мы друг друга понимали в одну секунду, где бы мы ни были; понимали по жесту, по движению глаз вот такая была притирка друг к другу».
Звучит песня «Большой Каретный».
Ведущий 1: Гитара у Владимира Высоцкого появилась не сразу. Сначала он играл на рояле, потом - на аккордеоне. Пел дворовые песни. А потом - услышал пение Окуджавы.
Его песни произвели нп Высоцкого удивительное впечатление, поразило воздействие стихов Окуджавы, которые он читал под гитару.
Звучит песня «У меня гитара есть…».
Ведущий 2: Из интервью Высоцкого:
« Мы с Булатом работаем в одном жанре, и обычно в этом случае возникает какое-то соревнование. У нас с ним никаких соревнований нет. Я пишу очень разные песни, но я и не хочу сравнивать, скажу только, что отношусь к нему с большим уважением, просто я его люблю - и стихи его, и как он это делает, и вообще как личность, - это само собой. Он мой духовный отец и в этом смысле остаётся для меня самым светлым».
В подражание Булату Окуджаве Владимир Высоцкий пишет «Притчу о правде».
Ученик (читает «Притчу о Правде и Лжи»):
Нежная Правда в красивых одеждах ходила,
Принарядившись для сирых, блаженных, калек.
Грубая Ложь эту Правду к себе заманила:
Мол, оставайся-ка ты у меня на ночлег.
И легковерная Правда спокойно уснула,
Слюни пустила и разулыбалась во сне.
Грубая Ложь на себя одеяло стянула,
В Правду впилась - и осталась довольна вполне.
И поднялась, и скроила ей рожу бульдожью,
Баба как баба, и что ее ради радеть?
Разницы нет никакой между Правдой и Ложью,
Если, конечно, и ту, и другую раздеть.
Выплела ловко из кос золотистые ленты
И прихватила одежды, примерив на глаз.
Деньги взяла, и часы, и ещё документы,
Сплюнула, грязно ругнулась - и вон подалась.
Только к утру обнаружила Правда пропажу
И подивилась, себя оглядев делово:
Кто-то уже, раздобыв где-то чёрную сажу,
Вымазал Правду, а так - ничего.
Правда смеялась, когда в неё камни бросали:
«Ложь это все. И на Лжи одеянье моё…»
Двое блаженных калек протокол составляли
И обзывали дурными словами её.
Стервой ругали её, и похуже, чем стервой,
Мазали глиной, спустили дворового пса…
«Духу чтоб не было, - на километр сто первый
Выселить, выслать за двадцать четыре часа!»
Тот протокол заключался обидной тирадой, -
Кстати навесили Правде чужие дела, -
Ну, а сама пропилась, проспалась догола.
Чистая Правда божилась, клялась и рыдала,
Долго болела, скиталась, нуждалась в деньгах.
Грязная ложь чистокровную лошадь украла
И ускакала на длинных и тонких ногах.
Некий чудак и поныне за Правду воюет -
Правда, в речах его правды - на ломаный грош:
«Чистая Правда со временем восторжествует,
Если проделает то же, что явная Ложь!»
Часто, разлив по сто семьдесят граммов на брата,
Даже не знаешь, куда на ночлег попадёшь.
Могут раздеть - это чистая правда, ребята,-
Глядь, а штаны твои носит коварная Ложь.
Глядь - а конём твоим правит коварная Ложь.
Ведущий 1: Из интервью В. Высоцкого:
« Первые мои песни это дань времени. Это были так называемые дворовые, городские песни, ещё их почему-то называют блатными. В каждой из первых песен была одна, но пламенная страсть: в них - извечное стремление человека к свободе, к любви, к моей женщине, к друзьям, к близким людям. Помните песню:
ЗА МЕНЯ НЕВЕСТА ОТРЫДАЕТ ЧЕСТНО,
ЗА МЕНЯ РЕБЯТА ОТДАДУТ ДОЛГИ.
Это - о друзьях, это мне очень близко: я и сам в то время точно так же к дружбе относился, да и сейчас стараюсь. Я жил, живу и продолжаю жить для своих друзей и стараюсь писать для них, даже для ушедших и погибших»
Звучит песня «За меня невеста отрыдает честно…»
Ведущий 2: Первая жена Высоцкого - Иза Жукова. Она училась в Школе-студии МХАТ, на два курса старше Владимира. Когда Высоцкий ещё учился, Иза уже работала в Киеве в театре имени Леси Украинки. Два долгих года были врозь, хотя часто ездили друг к другу, почти каждый день писали. Когда Иза Высоцкая приехала из Киева, привезла с собой посылочный ящик Володиных писем. К сожалению, все письма пропали.
Свадьба была на Большом Каретном, в той самой коммунальной квартире, очень многолюдная, очень весёлая.
Ведущий 1: Из воспоминаний Изы Константиновны:
«Тогда мы казались себе взрослыми, это было очень забавно. В сущности, мы были всё-таки ещё дети. Мы очень весело и интересно ссорились, ещё веселее мирились. Мне просто повезло: в моей жизни было большое счастье. И не только в те годы, когда я была женой Володи, но и потом - все наши отношения всегда были неожиданными, нам их дарила судьба. И КОГДА МЫ РАССТАЛИСЬ, У МЕНЯ БЫЛО ТАКОЕ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ЖЕНЩИНЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ С НИМ ОЧЕНЬ СЧАСТЛИВЫ. Потому что у него был такой дар - дарить! Из будней делать праздники».
Звучит песня «Лирическая»
Ведущий 2: Ленинград. Съёмки картины «713 просит посадку». Здесь произошло знакомство Владимира Высоцкого с Людмилой Абрамовой, женой и матерью двух его сыновей: Аркадия и Никиты.
Вот как об этом вспоминает Людмила Абрамова:
«Я увидела перед собой незнакомого выпившего человека - и пока я думала, как обойти его стороной, - он попросил у меня денег. У Володи была ссадина на голове, и, несмотря на холодный дождливый вечер, он был в расстёгнутой рубашке с оторванными пуговицами. Я как-то сразу поняла, что этому человеку надо помочь. Обошла нескольких знакомых, которые жили в гостинице, ни у кого ничего не было.
И тогда я отдала Володе свой золотой с аметистом перстень - бабушкин, фамильный. Володя отнёс перстень в ресторан с условием, что утром он его выкупит. После этого он поднялся ко мне в номер - там мы и познакомились. А познакомились на том, что, что, войдя в номер, Володя предложил мне стать его женой.
В 1962 году родился Аркадий, в 1964 - Никита. А расписались мы только в июле 1965 года. И ему пришлось детей «усыновлять». Расстались через два года».
Учащийся: День-деньской я с тобой, за тобой -
Будто только одна забота,
Будто выследил главное что-то -
То, что снимет тоску как рукой.
Это глупо - ведь кто я такой?!
Ждать меня - никакого резона.
Тебе нужен другой - и покой,
А со мной беспокойно, бессонно.
Сколько лет ходу нет - в чём секрет?!
Может, я невезучий - не знаю!
Как бродяга, гуляю по маю,
И прохода мне нет от примет.
Может быть, наложили запрет?
Я на каждом шагу спотыкаюсь:
Видно, сколько шагов - столько бед.
Вот узнаю, в чем дело - покаюсь.
Ведущий 2: В это время у Высоцкого разрыв с Людмилой Абрамовой, безденежье. Цепь бесконечных унижений ковалась год от года. Ему запрещали выступать на концертах, печатать стихи, в фильмах его песни другие певцы.
В порыве отчаяния Высоцкий пишет письмо Л.И.Брежневу, в котором прямо ставит вопросы о своём неопределённом положении художника-гражданина, о бездуховности современного искусства. Но это был глас вопиющего в пустыне.
В этом случае Высоцкий лишь продолжил традицию советских деятелей культуры, обращавшихся с подобными вопросами. Вспомним отчаянные письма М. Булгакова, Е. Замятина. А счёт этим письмам открыл в 1923 году Сергей Есенин: « Тошно мне, законному сыну российскому, в своём государстве пасынком быть…»
Ведущий 1: