- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Программа по патриотическому воспитанию
Программа по патриотическому воспитанию
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Высоцкая Т.Г. |
Дата | 07.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МОУ «Основная общеобразовательная школа» п. Березовый города Свирска
Программа по патриотическому воспитанию
«Мы частички судьбы Отечества»
на 2013-2017 г.г.
Автор: Высоцкая Т.Г.
2013г.
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
(Из «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».- М.,2009)
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с:
-
Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2016 годы»
-
Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года
-
Стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Иркутской области.
-
Планом мероприятий по выполнению Послания Президента Российской Федерации (утверждён распоряжением Правительства Иркутской области от 28 февраля 2013 года № 63-рп)
-
Концепцией воспитания детей Иркутской области (распоряжение министерства образования Иркутской области от 18.06.2013 № 587-мр).
1. Обоснование для разработки программы
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы школы по патриотическому воспитанию направлена на работу по созданию у школьников чувства гордости за свою работу и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.
Воспитание детей Иркутской области является ключевым фактором развития региона, обеспечения духовного единства многонационального населения и объединяющих его базовых ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своему региону, своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития Иркутской области, России.
Воспитание гражданина начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина России - это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного посёлка, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.
В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания, образования и просвещения, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию в МОУ «Основная общеобразовательная школа» п. Березовый города Свирска на период с 2013 по 2017 годы.
Программа имеет школьный статус и ориентирована на учащихся 1-9-х классов.
2. Основные направления
Духовно-нравственное. Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров.
Культурно-историческое. Система мероприятий направленных на познание историко-культурных корней, культурно-историческую преемственность поколений, формирование активной жизненной позиции.
Гражданско-правовое. Воздействие через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности.
Военно-патриотическое.
Ориентировано на пропаганду
знаменательных героических и
исторических дат нашей истории,
воспитание чувства гордости к
героическим деяниям предков и
их традициям, формирование у
школьников высокого
патриотического сознания.
Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов - значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей - значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания молодёжи.
3. Цели и задачи Программы
Целью программы является поддержка развития системы всеобщего комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования и просвещения школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия школы и города, возрождения традиционных нравственных ценностей. Создание и развитие в школе единой системы формирования патриотических чувств; сохранение, развитие и эффективное использование потенциала школы патриотической направленности.
Основные задачи:
-
создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина.
-
снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;
-
разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий;
-
обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию;
-
разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма учащихся.
-
реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности.
4. Участники реализации Программы:
5. Оценка эффективности реализации Программы:
В результате осуществления Программы ожидается:
-
повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;
-
формирование гражданской грамотности учащихся;
-
внедрение новых форм работы в и повышение эффективности патриотической работы;
-
обеспечение духовно-нравственного единства в школе, возрождение духовных ценностей;
-
развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций нашего города;
-
улучшение условий для формирования патриотических чувств
-
Привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и как следствие снижение числа школьников совершивших правонарушения.
-
Повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся.
-
Разработка исследовательско - поисковых работ учащихся.
6. Мероприятия по реализации Программы. Развитие содержания и форм патриотического воспитания
№
Наименование мероприятий
Сроки реализации
Исполнитель
Духовно-нравственное направление
1
При проведении занятий по предметам гуманитарного цикла уделять особое внимание духовно-нравственному воспитанию уч-ся
2013-2017
учителя гуманитарного цикла
2
Организация и проведение мероприятий, посвященных «красным дням календаря»
2013-2017
педагог-организатор,
кл. рук-ли
3
Работа лектория по темам:
-духовно-нравственное воспитание личности;
- здоровый образ жизни.
2013-2017
кл. рук-ли, учитель физич. культуры
4
Продолжить работу по формированию у учащихся уважительного отношения к семье, семейным традициям (лекторий «Психология семейных отношений», День семьи, тематические вечера, классные часы)
2013-2017
педколлектив,
кл. рук-ли, педагог-организатор
5
«Моя родословная».
2013-2014
педколлектив,
кл. рук-ли, родители, уч-ся
6
1 октября - Международный день пожилых людей - встреча с пожилыми людьми «Согреем ладони, разгладим морщины»
2013-2017
кл. рук-ли, педагог-организатор
Культурно-историческое направление
7
Фотовыставка «Моя малая Родина»
2014
кл. рук-ли, родители, уч-ся
8
Создание музея
2013-2017
библиотекарь, родители
9
Создание Книги Памяти
2013-2014
педколлектив, библиотекарь
10
Оформление «Уголка патриотического воспитания».
2014
педагог-организатор
11
Проведение конкурса стенгазет «Отчизны верные сыны» о героях Великой Отечественной войны
2014
учитель ИЗО
12
Проведение конкурса рефератов «Наши земляки»
2013-2017
учитель истории
13
«Огромный мир и отчий край».
Конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия».
2014
педагог-организатор, учитель музыки
14
«От всей души». Встреча с тружениками тыла, детьми ВОВ.
2013-2017
педагог-организатор
15
Участие в городских акциях.
коллектив школы
Гражданско-правовое направление
16
Изучения основ государственной системы РФ, Конституции РФ, государственной символики, прав и обязанностей граждан России
2013-2017
учитель истории,
кл. рук-ли
17
«Несовершеннолетние и трудовой кодекс»
2013-2017
кл. рук-ли 8-9 классов
Военно-патриотическое направление
18
Проведение «Уроков мужества» в дни воинской славы России с участием ветеранов Вооруженных Сил, Великой Отечественной войны, участников локальных военных конфликтов.
2013-2017
учитель истории,
кл. рук-ли
19
Организация книжных выставок «Военная история России»
2013-2017
библиотекарь
20
Организация экскурсий. «История живет в музее».
2013-2017
кл. рук-ли
21
Организация и проведение выставок детского рисунка «Защитники Отечества»
2013-2017
учитель ИЗО
22
Операция «Моя семья на защите Отечества»
2014
кл. рук-ли
23
Организация постоянно действующего стенда «Мы эту память сохраним»
2014-2015
24
Торжественное проведение мероприятий, посвященных Дню Победы и Дню защитника Отечества «Дорогами мужества».
2013-2017
педагог-организатор
25
Встреча с участниками войны в Афганистане и Чечне.
2013-2017
администрация, педагог-организатор
26
Историческая викторина.
2013-2017
Спортивно-патриотическое направление
27
Лектории «Твое здоровье в твоих руках»
2013-2017
кл. рук-ли, медсестра
28
Часы общения «Вредным привычкам - скажем нет!»
2013-2017
кл. рук-ли, медсестра
29
«Бравые солдаты» конкурсная программа
2014
педагог-организатор, учитель физич. культуры
30
Ежегодные соревнования ко дню Защитника Отечества.
2013-2017
педагог-организатор, учитель физич. культуры
31
Военно-спортивная игра «Большие маневры»
2015
педагог-организатор, учитель физич. культуры
32
Спортивный праздник «Веселыми тропинками лета»
2013-2017
педагог-организатор, учитель физич. культуры
33
День рекордов
2013-2017
педагог-организатор, учитель физич. культуры
Научно-методическое обеспечение патриотического воспитания
34
Разработка программы патриотического воспитания учащихся на 2013-2017 г.г.
2013
Зайцева Г.И.
35
Обобщение опыта по использованию наиболее эффективных форм и методов патриотического воспитания
2013-2017
руководитель МО
36
Формирование комплекта литературы патриотической направленности для библиотеки школы
2013-2017
библиотекарь
37
Проведение «круглого стола» с привлечением ветеранов войны, воинской службы по проблемам методологии патриотического воспитания учащихся
2013
администрация