- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Классный час Уроки толерантности
Классный час Уроки толерантности
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Вовнянко Р.В. |
Дата | 22.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок конференция
«Мы все такие разные …»
Цели: воспитание толерантности , расширение кругозора учащихся, приобщение к культуре народов мира
Ведущий1: стихотворение Е.Евтушенко *слайд2)
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы как истории планет,
У каждой все особое, свое,
И нет планет похожих на нее.
Ведущий 2
А если кто-то незаметно жил
И с этой незаметностью дружил,
Он интересен был среди людей
Самой неинтересностью своей.
Ведущий3
У каждого есть тайный личный мир
Есть в этом мире самый лучший миг
Есть в этом мире самый страшный час
Но это все неведомо для нас.
Ведущий 4
И если умирает человек,
С ним умирает его первый снег
И первый поцелуй, и первый бой
Все это забирает он с собой
Ведущий1
Да, остаются книги и мосты,
Машины и художников холсты
Да, многому остаться суждено,
Но что-то ведь уходит все равно
Ведущий 2
Таков закон безжалостной игры
Не люди умирают, а миры
Людей мы помним, грешных и земных
А в сущности, что знали мы о них?
Ведущий3
Что знаем мы про братьев, про друзей
Что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
Мы, зная все, не знаем ничего.
Ведущий 4
Уходят люди, их не возвратить
Их тайные миры не возродить
И каждый раз мне хочется опять
От этой невозвратности кричать
Учитель:
Замечательным стихотворением Е. Евтушенко мы открываем сегодняшний урок-конференцию, завершающий нашу неделю психологии, которая прошла под девизом «Мы все такие разные…».
Ребята, сколько людей проживает на нашей планете? Почти 7 млрд человек. Огромное количество людей, для которых единственный дом - наша Земля. И среди этого огромного количества людей нет абсолютно одинаковых, каждый человек обладает своим набором ДНК, у каждого человека свой неповторимый внутренний мир, свое восприятие и видение окружающего, свои вкусы и привычки… Самым сладким и приятным словом для человека является его имя, самым родным - место, где он родился и провел свое детство, самым близким человеком - его мама… Однажды в американском городке маленький мальчик пришел из школы после первого школьного дня. Мама спросила его: «Что нового ты узнал сегодня, сынок?». На что мальчик, чуть задумавшись, ответил: « Я научился писать букву Я. Ты знаешь, буква Я пишется всегда с большой буквы, потому что Я один такой на всем белом свете». Мы все такие разные, но в нас так много общего.
Ведущий 1 Слайд3
Гуманистическое понятие «толерантность» формировалось на протяжении многих веков. Этот сложный процесс продолжается и в настоящее время. Наиболее кратко и четко, на наш взгляд, сущность толерантности представил французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери: « Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а наоборот, одаряю»
Ведущий 2 (слайд 4)
Попробуем обратиться к этимологии слова «толерантность». Оно происходит от латинского глагола tolerate - (переносить, выдерживать, терпеть). При этом перевод и трактовка в различных культурах неоднозначны.
Ведущий 3 (слайд 4)
Английский язык: понятие «толерантность» имеет три значения - устойчивость, выносливость, терпимость.
Ведущий 4 (слайд 5)
Французский язык: толерантность - это уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов.
Ведущий 1 (слайд6)
Китайский язык: «быть толерантным» - позволять, допускать, быть великодушным.
Ведущий2 (слайд 7)
Арабский язык: толерантность - это снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим.
Ведущий 3 (слайд 8)
Русский язык: «толерантность» - способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, поступками других людей, мягко относиться к их промахам и ошибкам.
Учитель: Ребята, давайте дадим определение понятию «толерантность». А теперь подберем синонимы к этому слову. Наверное, более всего подойдет слово «доброта». Согласны?
Ведущий 4 (слайд 8)
Александр Исаевич Солженицын говорил:
«В чем самая большая цель в жизни? Я думаю, увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять …» (А. Солженицын)
Учитель: Ребята, как вы думаете, трудно быть добрым человеком? Кто вспомнит, сколько добрых дел сделал за этот день, неделю, месяц? Всегда ли за добро вы получаете добро?
Ведущий 1 (слайд 9)
Одним из аспектов толерантности является этническая и религиозная толерантность. Межнациональные проблемы особо обострились в России в период перестройки (Чечня, Нагорный Карабах), остро стоят они сейчас и перед Европейским Союзом ( проблема беженцев), да и в истории любой страны можно найти немало страшных примеров национальной нетерпимости, когда уничтожались целые народы ( геноцид армянского, еврейского народов).
Ведущий 2 (слайд10)
На нашей планете насчитывается более 2000 наций и народностей, которые проживают примерно в 200 государствах. Вывод напрашивается сам собой - многие страны являются многонациональными, в которых проживают десятки, а то и сотни разных народов. Приведите примеры многонациональных государств.
Ведущий 3(слайд11)
Почему же возникают конфликты среди людей разных стран и народов?
Почему история насчитывает немало случаев истребления людей, только из-за цвета глаз и кожи? Из-за того, что человек верит в другого бога или поклоняется многим богам? Что мешает людям лучше понять друг друга? (ребята дают свои ответы)
Учитель: Вот мы и подошли еще к одному понятию - стереотип.
Что такое стереотип? Как вы понимаете выражение - стереотипы мешают взаимопониманию?
Ведущий 4 (слайд 13)
Мы - поколение нового, 21 века, века цифровых технологий и коммуникаций. Один клик мышки - и мы легко общаемся с друзьями по другую сторону Земли. Билет на самолет - и вы летите в далекие страны, где люди живут также радуясь и плача, смеясь и переживая, только делают это чуть-чуть по другому. Часто, попадаю в другую страну, человек испытывает так называемый «культурный шок». Как вы понимаете это выражение?
Учитель: Давайте немножко отвлечемся. Посмотрите на экран и послушайте ребят. Что удивило вас больше всего? Испытали ли вы культурный шок? Приведите примеры, что необычного о жизни других народов вы знаете.
Просмотр слайдов: ведущие читают по очереди.
Ну а теперь сравним себя с зарубежными школьниками. Давайте побываем на уроках в разных школах мира.
Слайд Япония
Задача
-
7 класс (12-13 лет)
-
Такэси позавчера было 11 лет, а в следующем году ему исполнится 14. какого числа какого месяца у Такэси день рождения?
Ответ: если в следующем году мальчику 14, значит, в этом году ему исполнится 13,а в прошлом году было 12. таким образом, если нам известно, что позавчера Такэси было 11 лет, значит «позавчера» - это день накануне его дня рождения прошлого года. Тогда позавчера ему было 11 лет, вчера исполнилось 12 лет, сегодня ему 12. предположим, что год сменился между «вчера и сегодня», тогда «позавчера» 30 декабря прошлого годаТакэси было 11 лет, «вчера» 31 декабря ему исполнилось 12 лет, сегодня 1 января нового года, а 31 декабря этого года ему будет 13 лет. В следующем году исполнится 14. День рождения Такэси 31 декабря.
Слайд Япония
-
Аяо-сан, Харуке -сан и Масаюки-сан надо приготовить салат, суп мисо и сварить рис. Для салата Аяо-сан взяла 4 и 1/5 ч.л. рисового уксуса, 6 ч.л. раст.масла, 3 ч.л. соевого соуса. Для супа нужно 450 г воды и 50 г пасты мисо. Для риса 300 мл риса и 360 мл воды. Задание: перевести объемы в дроби и посчитать соотношения продуктов долях.
Ответ: соотношение растительного масла к соевому соусу 6:3 или 2:1. Паста составляет 1/9 супа мисо. (50:450= 1/9). Соотношение воды и риса 3:3.6 или 1:1.2.
Слайд Испания
-
11-12 лет
-
В соответствии с опросом испанские семьи тратят 1/3 своих доходов на приобретение жилья, что составляет в среднем 11000 евро в год. Каков среднемесячный доход семьи?
Ответ 2750 евро в месяц
Слайд Испания
-
12-13 лет
-
У моего деда есть оливковая роща. Оливы посажены таким образом. Что в каждом ряду количество деревьев возрастает на постоянную величину. Если в пятом ряду дед посадил 17 олив, а в двенадцатом 38, то какова эта величина?
Ответ 3
Слайд Греция
-
7 класс, 13 лет
-
Винная компания получила с полуострова Халкидики 900 л белого вина и 600 л красного, с о.Крит - 800л красного и 700 л розового, с о.Пелопонес - 500л белого, 600 л красного и 400 л розового вина. Сколько всего литров вина получила компания, Сколько бутылок объемом 0,75ил потребуется, чтобы разлить вино и сколько ящиков вместимостью 20 бутылок потребуется для упаковки?
Ответ: Всего компания получила 4500 литров вина. Для розлива потребуется 6000 бутылок и 300 ящиков для упаковки
Пока группы решают задачи, остальной аудитории предлагаются другие задания.
Слайд Греция
В Греции огромная часть земель отдана под посадки оливковых деревьев. Оливковое масло с античных времен считается символом Эллады, оливковое дерево - символ мира и процветания нации. Вы, конечно, помните, что победитель Олимпийских игр получал в награду оливковый венок. А сколько трудов о пользе оливкового масла написал Гиппократ!. Он советовал не только готовить на оливковом масле, но и наносить его на все тело, чтобы восстановить силы и укрепить организм. Сегодня польза оливкового масла очевидна и доказана учеными всего мира, но, чтобы поддерживать конкурентоспособность продукта, нужно постоянно продвигать продукт на новые рынки.
Заключительное слово учителя.
Дорогие ребята! Спасибо вам за участие в сегодняшней конференции. Мы сегодня с вами узнали новые слова, которые, я уверена, войдут в ваш лексикон ( толерантность, тактичность, стереотип, культурный шок); узнали много интересных фактов из жизни других народов, попробовали «поучиться в разных школах» и поняли, что учеба - нелегкое дело для школьников всех стран. А самое главное, я уверена, сегодня мы стали чуточку добрее друг к другу и почувствовали ответственность за будущее - ведь от того, какие отношения вы выстроите друг с другом, зависит , будет ли наша планета жить без войн.