Урок мужества в музее на тему Храни огонь родного очага

Раздел Воспитательная работа
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

«Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей Родине.

Это гораздо больше. Это сознание своей неотъемлемости от Родины

и неотъемлемости переживания с ней ее счастливых и несчастливых дней».

А.Н.Толстой

Скосырский комплексно - краеведческий музей расположен на территории школьного двора, в отдельном здании.

Свою деятельность музей начал 26 октября 1986 года на основании приказа № 78 от 20. 10. 1986 г (Об открытии краеведческого музея на базе Скосырской средней школы)

Площадь музея 139 кв. м. Пять залов музея вмещают более 1000 экспонатов по строго соответствующей тематике:

1 зал - « История развития села»

2 зал - « Зал Славы»

3 зал - « Летопись образования»

4 зал - «Комната старины»

5 зал - «Флора и фауна донской земли»

Каждый зал очаровывает всех входящих в музей и остается надолго светлой памятью в сердцах.

Весь музей - это рукотворный памятник, созданный общими усилиями:

- ветеранов, приезжавших из разных мест нашей Родины на землю, где хранится прах однополчан, куда рвется душа, бередя память о кровавых схватках с врагом;

- местных жителей, поделившихся своими семейными реликвиями;

- местной власти, правления колхоза им. Г. Димитрова, СПК «Дружба», оказавшими материальную помощь в оформлении музея;

- педагогического коллектива учителей, учащихся.

Каждый экспонат музея несет свое смысловое значение, содержит в себе определенный информационный потенциал.

Все музейные экспонаты зарегистрированы в инвентарных книгах.

Поисковая краеведческая работа стала неотъемлемой частью воспитательной работы в школе. При музее работает детское объединение « Лира». 12 человек- экскурсоводы музея, каждый из них подробно изучил содержание своей экспозиции: фото, рукописи, воспоминание ветеранов, текст.

В 2004 г. нашему музею присвоен статус « Образцово- показательный».

На материалах музея пишутся исследовательские работы, проводятся классные часы, линейки, встречи.

« Храни огонь родного очага», - эти слова передаются от поколения к поколению. Год за годом уходит время, становятся историей события минувших дней, ослабевает, к сожалению, интерес новых поколений к беспримерным подвигам, совершенным в годы Великой Отечественной войны во имя счастья и мира на земле.

2013 г. - юбилейный год в истории станицы Скосырской - 70 лет со дня освобождения от немецко-фашистских захватчиков.

В декабре 2012 г. исполняется 70 лет подвигу танкистов - бадановцев на Скосырской земле. Этим событиям и посвящена данная разработка.

Цель: пропаганда истории Ростовской области, героических подвигов земляков на войне и в тылу, что способствует воспитанию гражданственности и патриотизма, воспитание любви к своей малой Родине.

Задачи: 1. образовательные:

- углубить и расширить имеющиеся знания по истории Ростовской области и Скосырской;

- совершенствовать знания, умения по подготовке сообщений, рефератов, умения собирать материал;

2. воспитательные:

- воспитывать у учащихся любовь к Родине, родному краю через изучение его истории;

- пробуждать национальное самосознание, русский духовный характер, основной чертой которого является ощущение своего исторического долга, преемственности поколений, служение своему Отечеству, своему народу;

3. развивающие:

- развивать умения и навыки практической работы по воссозданию прошлого родного края;

- развивать умственный, духовный, творческий потенциал учащихся;

- развивать умение четко и лаконично излагать свои мысли;

Развивать навыки самостоятельной работы с архивами и первоначальными источниками;










Храни огонь родного очага.


I вед. Памяти наших дедов и памяти вечно молодых солдат и офицеров, павших на фронтах Великой Отечественной войны, участников освобождения нашей станицы посвящается это мерприятие.

II вед. Все дальше и дальше в историю уходят от нас героические и грозные годы Великой Отечественной войны. Уже выросло не одно поколение людей, не испытавших на себе горячего дыхания великой битвы. Но чем дальше уходят от нас те незабываемые годы, чем больше зарастают раны войны, тем величественнее представляется подвиг, совершенный советским народом.

Музыка песни «Священная Война»

I вед. Мы помним пожаров пылающий год…

Военная буря взревела.

Солдат отправлялся в суровый поход

Сражаться за правое дело.

II вед. Первой, из скосырчан, кто узнал страшную весть о войне, была Чуйко Ольга Павловна, она работала телефонисткой. На следующий день она ушла в военкомат и затем на фронт.

I вед. На передовой, под пулями, медсестры Худякова Нина Семеновна, Беззубец Мария Ефимовна, Сильченко Анна Григорьевна спасали раненых солдат. Боевые награды свидетельствуют о мужестве этих женщин.

II вед. Не обошелся Дальневосточный фронт без скосырчанки Игнатенко Ефросиньи Ефимовны. Смелая, красивая девушка добровольно ушла на фронт. Рядовая в составе инженерно - саперной бригады III Белорусского фронта прошла свой путь от Крыма до Кенигсберга и закончила его в сентябре 1945 г. в Китае. Мужество ее отмечено медалями «За Отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Японией».

I вед. В 1941 г. в 10 кл. Скосырской средней школы было 26 человек. Они строили планы на будущее, но утро после выпускного бала позвало их в огонь войны.

II вед. Вместе с директором школы Донсковым Гавриилом Алексеевичем, завучем Кириченко Сергеем А, военруком Вожаченко Федором Ивановичем 9 ребят из выпускного класса ушли на фронт.

I вед. Погибли Кириченко С. А., Вожаченко Ф. И., Шевченко П.; попал в плен, а затем бежал Юров М. И.

II вед. Много доблестных сынов земли Скосырской сражались на фронтах войны. Невозможно всех перечислить. Назовем только некоторых:

I вед. Николаев Федор Семенович

II вед. Семенов Пантелей Антонович

I вед. Прохоренко Василий Тихонович

II вед. Кривошеин Михаил Антонович

I вед. Белоусов Алексей Алексеевич

II вед. Вчерашнев Федор Алексеевич

I вед. Ужва Николай Илларионович

II вед. Чернухин Василий Алексеевич

I вед. Шкорупило Михаил Васильевич

II вед. Грищенко Филипп Яковлевич

I вед. Лопин Василий Никандрович

II вед. Николаев Федор Семенович

I вед. Харитонов Николай Алексеевич

II вед. Перебейнос Дмитрий Михайлович

I вед. Сторожев Василий Николаевич и многие другие.

( экскурсия, Воронины)

I вед. Красноармеец Зенцов Тихон Ефремович - участник Великой Отечественной войны с немецкими захватчиками и войны с японскими агрессорами получил 15 благодарностей от Верховного Главнокомандующего.

(демонстрация благодарности)

I вед. Приказ о мобилизации в Скосырской начал выполняться с 24 июня 1941 г. Через месяц после начала войны в Скосырской был набор в кавалерию. Из этого призыва вернулся только Тягусов Яков Гаврилович, пройдя со своими лошадьми всю Европу. Войну он закончил в Вене. Имеет множество наград и благодарностей.

II вед. В июле 1941 г. военным комиссариатом в станице было создано народное ополчение из юношей 16 - 17 лет. Их обучали стрельбе, строевой подготовке, навыкам самозащиты в военных условиях.

I вед. Вся жизнь в станице была подчинена одному девизу: «Все для фронта». Каждый двор, имеющий корову, должен был сдать не менее 200 л. молока, 40 яиц на одну курицу; если в частном хозяйстве были козы, то сдавали пух, мясо. Суровое время, но никто не роптал.

II вед. Тяжело было жителям в те суровые годы. Мария Николаевна Цыбульник вспоминает: «Нас забрали рыть окопы в Морозовский район, в х. Золотой. Там были и Костюк Лиза, и Мария Прохоренко, Шура Колесникова, Аня Гарькавая и другие. Были там с зимы 1941 и до мая 1942. Ох, тяжело было! Земля крепкая, а окопы надо рыть глубокие, широкие, чтобы танк не прошел. Были мы и голодные, и замерзшие. Вши не давали покоя. Весной вода заливала балочки, спать умудрялись стоя, держась за вилы. Но мы понимали, что это надо для фронта».

I вед. 20 сентября 1942 г. немцы на черных больших машинах, мотоциклах ворвались в Скосырскую. Заняли и ее окраины: х. Пролетарский, х. Борисовку, х. Михайловку. Фашистов было много, расквартировались, назначили старост, представили коменданта. Комендатура была в здании райисполкома.

II вед. Глубоко в память Елизаветы Яковлевны Костюк врезалось увиденное. В сл. Скосырской немцы погрузили людей, это были евреи, в три машины: в одной -мужчины, в другой- женщины, в третьей -дети. Крик, плач разрывали больную душу. Повезли их в Поповскую балку и там расстреляли. Вот он кровавый оскал фашизма.

I вед. Немцы составили списки коммунистов, комсомольцев. Расстреляли они и всех раненых, находившихся в больнице, а главного врача Соболева Александра Владимировича жители спасли, укрыв в одной из хат в селе..

II вед. Декабрь 1942 г. Весь мир следит за исходом Сталинградской битвы. Перед Советской армией стоит задача - ликвидировать окруженную армию Паулюса. Скосырская находится в 25 км от Тацинской, где был немецкий аэродром, откуда сотни самолетов доставляли немецкой армии ежедневно боеприпасы, вооружение и продовольствие, увозили из «котла» раненых.

« Уничтожить аэродром», - такую задачу получил Василий Михайлович Баданов, командир 24 танкового корпуса.

I вед. Комбат К. Г. Будрин в своих записках писал: « Мы тщательно готовили атаку. Выйдя к реке Быстрой, передовыми ротами попытались ворваться в слободу, не удалось... Бой длился 18 часов. Противник был разгромлен. Помог переправиться через мост проводник - паренек местный - Ваня Дегтярев».

II вед. Участник Великой Отечественной войны, бадановец, Петр Морев, приезжал в 1967 г. в Скосырскую поклониться праху однополчан, он и рассказал о Ване: «Ваня сел на передний танк и показал нам дорогу через речку в районе х. Михайловка», без него нам пришлось бы туго».

Фрагмент экскурсии

I вед. Немцев выбили из села, но через 2 дня они вернулись. Злые, они стали выслеживать и выспрашивать о тех, кто помогал танкистам.

II вед. Первыми поплатились жители х. Михайловка. Однажды вечером немцы заглянули в несколько хат и обнаружили там 15 прятавшихся советских солдат, а с ними был и Ваня Дегтярев. Они вывели их хаты и расстреляли

( фото памятника)

I вед. На следующий день 26 декабря в х. Пролетарском (это почти единое со Скосырской) немцы собрали всех жителей. Матери прижимали к себе детей, но фашисты, указывая пальцем, вызвали к себе 15 человек и увели. Куда их отвезли, никто не знает.

II вед. Фашисты лютовали. Они не позволяли хоронить расстрелянных. У здания немецкого штаба несколько дней лежало истрепанное тело советского офицера, пока все -таки ночью его кто - то не унес.

I вед. Не щадили они и стариков.

Лысенко Нефеда Андреевича расстреляют на глазах у жены и сына при многолюдной толпе скосырчан, а через день расстреляют и сына

II вед. Не гнушались немцы применять и средневековые методы расправы. В центре села вздернули на виселице участника гражданской войны Белоусова П. Е., обвинив его в помощи партизанам.

I вед. А рядом в станице Тацинской, уничтожив вражеский аэродром, четыре дня сражались танкисты. В течение нескольких дней Скосырская переходила из рук в руки (ночью наши, днем - немцы).

II вед. Освободили сл. Скосырскую воины 203 стрелковой дивизии 2 января 1943г.

(фото экскурсии в музее)

Рассказ экскурсовода.

1вед. Давно закончилась война. Сравнялись с землей окопы, заросли травой временные фронтовые дороги, цветами покрылись блиндажи. Но земля всегда будет помнить о войне. И люди будут помнить.

Песня « Поклонимся великим тем годам», зажженные свечи.

I вед. Почтим минутой молчания память тех, кто погиб на фронтах ВОВ и при освобождении Скосырской.

Минута молчания.

II вед. Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

I вед. Пусть память вечную о ней

Хранят, об этой муке

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки…

II вед. Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья,

И чтоб счастливыми нам быть

А счастье - не в забвенье.











Литература


  1. Архивные материалы школьного музея.




© 2010-2022