- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Родительское собрание Как уберечь ребенка от насилия
Родительское собрание Как уберечь ребенка от насилия
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шевела С.А. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Как уберечь подростка от насилия.
Чем больше свидетелей у чужого несчастья, тем меньше шансов у жертвы получить помощь.
Б. Лабейн
Задачи собрания:
-
Показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы.
-
Обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций.
Форма проведения собрания: дискуссионный клуб.
Вопросы для обсуждения:
-
Статистика обсуждаемой проблемы.
-
Анализ мнения родителей по проблеме насилия.
-
Возможные пути предупреждения насилия по отношению к детям.
Подготовительная работа к родительскому собранию
-
Анкетирование детей и родителей.
-
Классный час по проблеме собрания.
-
Выставка плаката-обращения к сверстникам.
-
Подготовка памяток для родителей.
-
Подготовка ситуаций для анализа в ходе собрания.
Анкетирование детей №1
A. Если ты один остался в квартире и в твою дверь кто-то позвонил,
как ты поступишь?
-
Откроешь дверь.
-
Попросишь назваться человека, стоящего за дверью.
-
Не будешь отзываться, имитируя, что дома никого нет.
-
Позвонишь по телефону соседям или родителям.
Б. Если ты один дома и в вашу дверь звонят люди, называя себя специалистами различных служб, просят открыть дверь, как ты поступишь?
-
Откроешь дверь.
-
Сделаешь вид, что в доме никого нет.
-
Позвонишь родителям или знакомым людям.
-
Начнешь кричать и шуметь.
B. Если ты услышишь, что дверь вашей квартиры кто-то открывает,
как ты поступишь?
-
Будешь ждать того, кто в нее войдет.
-
Спросишь, кто там.
-
Сообщишь родителям.
Г. Если к тебе на улице подойдет незнакомый человек, как ты поступишь?
-
Вступишь с ним в разговор.
-
Молча отойдешь в сторону.
-
Подойдешь туда, где есть люди.
-
Начнешь шуметь, чтобы обратить на себя внимание посторонних людей.
Д. Если во дворе к тебе подойдут незнакомые ребята и пригласят пойти куда-нибудь с ними, как ты поступишь?
-
Примешь их предложение.
-
Откажешь им.
-
Свяжешься с родными и спросишь у них разрешения.
-
Пообещаешь, что встретишься с ними в другой раз.
Ж. Если ты хочешь войти в подъезд, и за тобой идут один или несколько незнакомых тебе людей, как ты поступишь?
-
Не пойдешь в подъезд.
-
Дождешься знакомых или соседей и тогда пойдешь в подъезд.
3. Пойдешь к ближайшему телефону-автомату или позвонишь
родителям по мобильному телефону.
4. Пройдешь мимо своего дома и пойдешь туда, где больше людей.
3. Если ты войдешь в подъезд и увидишь там одного или нескольких
незнакомых тебе людей, как ты поступишь?
-
Немедленно выйдешь из подъезда.
-
Пойдешь спокойно по лестнице домой.
-
Позвонишь в любую квартиру.
-
Начнешь звать на помощь.
Анкетирование детей №2
-
Что значит, по твоему мнению, подвергаться насилию?
-
Считаешь ли ты вполне возможным проявление насилия к человеку в наше время?
-
Какие виды насилия, по твоему мнению, существуют в реальном мире?
-
Сталкивался ли ты с проявлением насилия по отношению к себе?
-
Считаешь ли ты возможным проявление насилия по отношению к себе?
-
Можно ли предупредить насилие по отношению к себе?
-
Что для этого нужно предпринять?
-
Говорят ли с тобой родители на эту тему?
-
На какие моменты они обращают внимание при разговоре с тобой на эту тему?
-
Как ты думаешь, где ты можешь столкнуться с проявлением насилия по отношению к себе?
Анкетирование родителей
-
Говорите ли вы своему ребенку о том, что он может быть подвергнут насилию?
-
Как вы учите своего ребенка предупреждать насилие по отношению к себе и бороться с ним?
-
Знает ли ваш ребенок телефоны экстренной помощи?
-
Комментируете ли вы своему ребенку передачи, посвященные борьбе с насилием?
-
Какие правила самозащиты известны вашему ребенку?
-
Вы знаете, как и в обществе кого ваш ребенок проводит свободное время? Может ли он быть подвергнут насилию, общаясь с теми людьми, с которыми он проводит свободное время?
-
Где, на ваш взгляд, подросток может быть подвергнут насилию?
Подготовка ситуаций для анализа родителями
Родителям предлагаются для анализа реальные жизненные ситуации. Необходимо не только предложить решение проблемы, но и выступить с возможными предложениями, как предупредить подобные ситуации.
Ситуация 1
Подросток, который всегда ходил в школу без особых проблем, вдруг стал мрачным, радостное настроение сменилось угрюмостью и нежеланием идти в школу. Родители не могли понять причину изменения настроения. Лишь спустя какое-то время они узнали, что по дороге в школу взрослые ребята требуют у него деньги. Для того, чтобы его не били, подросток отдавал им все деньги, которые ему давали родители на завтраки.
Ситуация 2
Случайно родители обнаружили на теле девочки синяки. Долго родители выясняли причину их происхождения. Услышанное от ребенка повергло их в шок. Подростки несколько раз загоняли ее и других девочек в подвал соседнего дома и принуждали их к оральному сексу. За сопротивление били и приказывали молчать, грозя рассказать все родителям девочек.
Ситуация 3
Мальчик спешил в школу. Она находилась недалеко от дома, поэтому родители ребенка не провожали. В этот раз он вышел из дома несколько позже и немного опаздывал. Рядом с ним остановилась машина и человек, сидевший за рулем, предложил подвезти до школы. Соблазн был велик, очень уж хотелось проехать на красивой машине. Поездка обернулась трагедией...
Ситуация 4
Ребенок стал жертвой сексуального насилия. Его жизнь в собственном доме стала кошмаром. Ребята во дворе, соседи начинали многозначительно на него смотреть и шушукаться. Семья перестала жить той жизнью, которой жила до недавнего времени. Родители испытывали огромное чувство стыда за то, что произошло с их ребенком, и невольно укоряли его за это.
Ситуация 5
Школьника дразнят, обзывают обидными прозвищами и во дворе, и в классе. Он отказывается ходить в школу. Родители идут к детям разбираться. На некоторое время все успокаивается, а затем издевательства повторяются и становятся еще более изощренными.
Ситуация 6
Девочка просится провести выходной день на даче у подруги. Родители не позволяют ей быть целый день вне дома, приводя различные аргументы, в том числе и возможность насилия в любом виде. Девочка возмущена, она перестает общаться с родителями, игнорирует их требования, смеется над подозрительностью и предусмотрительностью родителей...
Подготовка памяток для родителей
Памятка 1
Уважаемые папы и мамы!
В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.
Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.
Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни...
-
Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.
-
Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.
-
Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.
-
Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
-
Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.
-
Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
-
Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.
-
Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами,
-
Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.
-
Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.
-
Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.
-
Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков. Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если?..
-
Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его жизнь невозможна.
-
Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.
-
Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.
-
Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувствие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.
-
Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.
-
Если в этом есть необходимость, пройдите вместе с ним курс психологической реабилитации.
-
Постарайтесь переключить внимание ребенка с пережитой им ситуации на новые занятия или увлечения.
-
Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья вашего ребенка.
-
Не идите на компромиссы со своей совестью, даже если это ваш ребенок. Спустя годы компромисс может обернуться против вас.
Памятка 2
Если ребенок подвергся сексуальному насилию, вы должны знать, что физические признаки насилия могут быть такими:
-
боль и раздражение в области гениталий;
-
необычная походка или манера сидеть;
-
необъяснимые повреждения тканей или синяки;
-
частое принятие ванны;
-
частое мочеиспускание.
Типичные признаки последствий сексуального насилия, проявляющиеся в поведении:
-
слезливость и замкнутость;
-
беспокойный сон;
-
депрессия;
-
плохой аппетит;
-
нежелание выходить на улицу;
-
агрессивность и раздражительность;
-
отчужденность и отрицание родительской ласки;
-
проявление страхов, ночные кошмары;
-
пассивность и равнодушие;
-
изменение во внешнем облике;
-
отрицание друзей и приятелей.
Наблюдайте за своим ребенком!
Прислушивайтесь к своему сердцу и родительскому инстинкту! Консультируйтесь со специалистами, если в чем-то сомневаетесь!
Подготовка классного часа «Я один дома, на улице, в подъезде»
Классный час проводится предварительно, и реальные ситуации сегодняшней жизни обсуждаются с учащимися.
Это поможет классному руководителю выяснить осведомленность учеников по затронутым проблемам.
В ходе классного часа ребята обсуждают правила поведения на улице, в подъезде, в местах, где они могут быть подвергнуты опасности.
На классном часу ребята делают рисунки опасных ситуаций, с которыми они уже встречались в жизни. Эти рисунки можно использовать в ходе родительского собрания.
Подготовка статистики собрания
Каждая четвертая женщина и каждый восьмой мужчина подвергались в детстве сексуальному насилию.
30% учащихся-подростков являются основой преступных групп.
Приблизительно 5,8% процента младших школьников пережили сексуальное насилие в 2002 году (по данным МВД).
Более двадцати процентов учащихся-старшеклассников имеют опыт различного рода физического насилия со стороны сверстников и взрослых (по материалам социологического опроса).
Ход собрания
Вступительное слово специалистов-медиков или классного руководителя.
Анализ анкетирования и просмотр видеозаписи классного часа по проблеме собрания.
Анализ ситуаций. Родителям ситуации зачитываются, и они предлагают свои варианты их разрешения.
Обсуждение памяток, предложенных классным руководителем. Анализ рисунков учащихся, подготовленных ими к классному часу. Обзор педагогической литературы по проблеме собрания.
Итог собрания
Литература для подготовки родительского собрания и рекомендуемая родителям для прочтения и анализа:
-
Гарбузов В. И. Неврозы у детей и их лечение. М., 1997.
-
ГрибоедовА.С.На пути к преступлению (трудновоспитуемые дети). СПб, 1998.
-
Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М, 1985.
-
Макаренко А. С. Книга для родителей. М., 1985.