- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Коррекционная работа с детьми и родителями
Коррекционная работа с детьми и родителями
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Красильникова Г.А. |
Дата | 19.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Коррекционная работа
в Истринской специальной (коррекционной)
общеобразовательной школе-интернате Ι, ΙΙ вида.
Развитие слухового восприятия и формирование произношения глухих и слабослышащих учащихся является одной из ведущих задач специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения I-II вида.
Единая система работы охватывает весь учебно-воспитательный процесс. Логопедическое сопровождение и развитие слухового восприятия учащихся координирует слуховой центр школы-интерната.
Система коррекционной работы в школе подчинена формированию устной речи (её восприятия и воспроизведения) как фактора полноценного развития детей с недостатками слуха, наиболее полной их социальной адаптации.
Центр развития слухового восприятия и произношения:
-
проводит первичное обследование учащихся;
-
осуществляет систематическую связь с Красногорским сурдоцентром по вопросам аудиометрии;
-
поддерживает постоянную связь с центром коррекции слуха и речи «Мелфон» по вопросам слухопротезирования. Все учащиеся школы-интерната протезированы современными цифровыми индивидуальными аппаратами и индивидуальными ушными вкладышами;
-
проводит функциональную диагностику слуховой функции;
-
обеспечивает контроль за техническим сопровождением постоянного общения учащихся (рабочее состояние индивидуальных аппаратов).
Структура центра включает в себя 11 кабинетов для индивидуальной работы по развитию слухового восприятия и коррекции произношения. Все кабинеты оснащены:
-
электроакустической аппаратурой индивидуального пользования «Глобус»; «Интон-М»;
-
беспроводной звукоусиливающим FМ-система Сонет-РС, которая создаёт комфортную звуковую обстановку, является самым эффективным средством для улучшения разборчивости речи в сложных акустических ситуациях;
-
приборами, оптически отображающими речевые процессы - И 2-М;
-
учебными программами;
-
компьютерным оборудованием;
-
приспособлениями для пассивного приведения речевых органов в то или иное положение или движение (шпатели, специальные зонды).
Опытные сурдопедагоги ведут занятия на основе государственных программ и самостоятельных разработок. Разрабатывают и составляют в программе MICROSOFT POWER POINT презентации для индивидуальных занятий и массовых мероприятий с целью оптимизации учебного процесса и повышения интереса учащихся к слушанию и развитию речи. Осуществляют подготовку речевых выступлений детей к праздникам, внеклассным мероприятиям и т.п.
В процессе реабилитации педагоги используют специальные методические приёмы:
-
включают в занятия элементы фонетической ритмики;
-
создают наличие речевой ситуации (диалоги);
-
используют все виды восприятия: зрительное, тактильное, слухозрительное, слуховое.
-
сообщают речевому материалу социальную направленность, что, в свою очередь, активизирует мыслительную деятельность, позволяет расширить познавательные интересы учащихся.
Современный взгляд на образование детей с недостатками слуха, социальную адаптацию и последующую интеграцию в общество слышащих, предусматривает общение с родителями на постоянной основе в форме индивидуальных и коллективных консультаций, обеспечения речевым материалом на период каникул, обсуждения текущих результатов.
Система сурдопедагогической работы в нашей школе-интернате отличается гибкостью, подвижностью, открытостью для новых поисков. Ее развитие обусловлено изменением требований со стороны общества и государства к школе, условий материальной и культурной жизни, новыми достижениями науки, техники и медицины.
Наша награда - общение воспитанников в мире слышащих с помощью устной речи.
Советы родителям о накоплении и закрепления слов, их значение и применение.
Каждая мама хочет, чтобы ее сын или дочь развивались не хуже других детей, а желательно - лучше. Но вот где взять время на ежедневные занятия с малышом? Масса домашних дел, без которых не обойтись хозяйке: приготовление обедов и ужинов, походы по магазинам за продуктами, уборка, стирка и прочее могут стать одновременно временем общения с ребенком. Выполнять работу вместе интереснее и полезнее. И занятие, совмещенное с трудом по хозяйству, ваш ребёнок воспринимает не как скучный урок, а как забавную игру.
Например: Готовим вместе с мамой «Борщ с секретом».
1. Учим новые слова. Выкладывая из пакета овощи, попросите ребенка называть их. Если он испытывает затруднения, мама произносит название, а ребенок повторяет. Важно пояснять, в чем различие и сходство между похожими овощами или фруктами, принесенными из магазина. Обратите внимание сына или дочери на цвет, форму и величину, попросите внимательно рассмотреть, понюхать и потрогать новый овощ или фрукт. Предложите ребёнку самостоятельно выбрать овощи, необходимые для приготовления борща, продумать и назвать последующие действия (помыть, почистить, порезать и т. д.), достать нужные предметы (кастрюлю, солонку, разделочную доску и т. д.). Таким образом, в процессе приготовления борща ребенок закрепляет названия посуды, овощей, фруктов, бытовой техники и узнает новые слова-действия (варить, жарить, тушить, тереть, чистить и т. д.) и слова-признаки (оранжевый, фиолетовый, гладкий, шершавый, жесткий, овальный, продолговатый и т. д.). Предложите ребенку самостоятельно придумать «новые» слова, соединяя два слова в одно: кислый и сладкий - кисло-сладкий, желтый и зеленый - желто-зеленый, сок выжимает - соковыжималка, кофе варит - кофеварка и т.д.
2. Развиваем память, внимание и мышление. Попросите ребенка вспомнить все, что вы приобрели в магазине, затем назвать только то, что пригодилось для борща и в каком порядке овощи закладывались в кастрюлю. Какие действия выполняла мама, а какие он; что делали сначала, а что потом. Попросите сына или дочь вспомнить другие, известные названия овощей и фруктов, их цвет и форму. Устройте небольшое соревнование, называя по очереди прилагательные: « Морковь, какая?» - вкусная, сочная, полезная и т.д. Вспомните названия блюд, для приготовления которых необходима морковь, капуста, лук и т.д. Вспомните (разучите) стихотворение или песенку, в которых встречаются названия овощей (фруктов).Попросите вашего ребёнка сравнить два овоща, назвать сходства и различия. Поиграйте в игру «Четвертый лишний»: мама называет три овоща и один фрукт (можно три фрукта и один овощ), просит ребенка сказать, что лишнее и объяснить почему. Например: помидор, яблоко, капуста, перец; лимон, апельсин, лук, груша.
3. Учимся строить простые и сложные предложения. В процессе приготовления борща просите ребенка рассказывать о том, что он делает, что делает мама (« Я мою морковку, а мама чистит лук»). Спрашивайте, где находится необходимый предмет, где он был раньше, следите за тем, чтобы ваш сын или дочь отвечали предложением, а не отдельными словами («Что лежит на столе?». «На столе лежат лук и морковь». «Откуда ты достал лук?». «Я достал лук из холодильника»). Обращайте внимание на правильное употребление предлогов (овощи лежали в пакете; овощи достали из пакета, овощи положили на стол и т. д.).
4. Учим детей составлять рассказ, опираясь на проделанные действия. Попросите его подробно рассказать о проделанной работе папе, бабушке, сестре или брату.
5. Закрепляем звуки. Попросите ребенка вспомнить только те овощи (фрукты, посуду), в названии которых встречается например звук «Р»: морковь, картофель, помидор и т.д. Мама называет овощи и фрукты, а ребенок - первые звуки в этих словах: морковь - «м», помидор - «п», картофель - «к» и т.д.
6. Развиваем руки. Позволяйте ребенку в процессе приготовления борща выполнять несложные действия с безопасными предметами, при этом тренируя ловкость пальцев рук: мыть овощи и фрукты, вытирать ложки и миски, перекладывать овощи и кусочки овощей.
7. Готовимся к школе. На овощах и фруктах можно легко закреплять количественный счет, понятия дальше - ближе, больше - меньше, справа - слева, тяжелее - легче; сравнивать группы предметов; придумывать и решать задачки.
8. Повышаем самооценку. Хвалите своего ребёнка за каждый правильный ответ и интересную версию (пусть не совсем верную), не скупитесь на добрые и ласковые слова, расскажите всем родственникам о его достижениях, поощряйте подробные отчеты сына или дочери о новых открытиях перед другими членами семьи. В затруднительных ситуациях незаметно помогите ребенку найти правильный ответ. Помните, что для него это только игра. Главное, чтобы ребенок понял, что он значим для мамы и общаться с взрослым интереснее, чем одному катать машины в своей комнате. Детям зачастую трудно освоить новый вид деятельности, поэтому подбирайте задания, с которыми они справятся самостоятельно или с небольшой подсказкой. Похвала мамы (папы) поможет закрепить успех и повысить уверенность ребенка. Доброжелательный тон и слова поддержки создадут положительную эмоциональную атмосферу в вашем доме и сделают взаимодействие с ребенком более эффективным, желанным и радостным. Чтобы повысить мотивацию вашего ребёнка к общению с взрослым, можно на время поменяться с ним ролями. Пусть он объясняет маме, что и как нужно выполнять, ощущая свою значимость и осознавая, что только посредством речи можно наладить контакт с окружающими людьми.
Общайтесь и играйте с ребенком всегда и везде, делитесь своим опытом и эмоциями, не откладывайте на завтра то, чему можно научить сегодня. Помните о том, основы межличностного общения дети познают дома, наблюдая за действиями родителей и участвуя в повседневных семейных делах.
Положительные результаты зависят от системы в работе и требуют постоянного использования индивидуальных аппаратов в транспорте, на улице, в том числе и дома.
Ваши задачи, товарищи родители:
-
Следить за гигиеной использованных аппаратов;
-
Учить ребенка бережному и ответственному обращению с аппаратом;
-
Проверять наличие аппарата перед тем, как отправить ребенка в школу, так как Вы лишаете своего ребенка дополнительной, очень важной опоры в развитии речи и слуха;
В силу вышеуказанных причин, речевое развитие детей не может быть одинаковым. Научитесь радоваться успехам Вашего ребенка, не сравнивая его с другими. Помните, что каждый, даже самый маленький шаг в развитии речи и слухового восприятия, ведет к расширению социальных связей.
Вот некоторые общие рекомендации для Вас, товарищи родители:
-
Использовать все органы чувств для развития знаний об окружающем, не забывая о развитии слуха;
-
Выделять время в течение дня, который вы полностью посвятите ребенку;
-
Ежегодно проходить контроль у врача-сурдолога;
-
Постоянно проверять исправность индивидуальных аппаратов;
-
Разговаривать с ребенком, не утрировать собственную речь;
-
Сотрудничать и интересоваться об успехах Ваших детей у учителя и учителя по слуховой работе.
Хочется сказать, что наука наша не стоит на месте. Вы, наверное, слышали о кохлеарной имплантации. Надо знать, что это не только хирургическая операция, но и послеоперационная слухоречевая реабилитация. Длительность реабилитации зависит от многих причин и составляет в среднем 2-3 года.
И в заключении хочу сказать, что навыки общения на слухозрительной основе способствуют, а иногда и определяют адаптацию учащихся в обществе, способности дальнейшего обучения выбору профессии.
Современные образовательные и коррекционные технологии
на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и коррекции произношения в специальной (коррекционной) школе Ι,ΙΙ вида.
Краткое описание технологий, применение, результат, перспектива.
Учитель слуховой работы Г.А.Красильникова
Описание этапов работы по внедрению технологий на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и коррекции произношения.
Здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленную организацию индивидуального занятия. На моих занятиях я использую методы позитивной психологической поддержки ученика, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к овладению устной речью, и также принцип двигательной активности на занятии.
1.Занятие - зона психологического комфорта.
В результате введения в занятие видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменился микроклимат на занятии. Атмосфера на занятиях стала более благоприятной для обучения и для межличностного общения. С этой целью использую методы эмоциональной разгрузки, релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию.
Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Она может быть вербальной: «Молодец!», «Очень хорошо!», «Замечательно!» и т. п. Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д. Вспоминается высказывание К.Д. Ушинского: «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов». Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках. Оценивание в виде солнышка, где лучики выдаются в виде бонуса за удачный ответ. Разрезные жетончики (по типу пазил). Чем полнее картинка, тем значительнее их победа. На своих занятиях я достаточно широко практикую самооценивание. Например, оцени свою работу на занятии:
(хорошо) (нормально) (подумай)
2.Индивидуальный и дифференцированный подход на моих занятиях осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания. Дополнительный языковой материал подбирается с учетом интересов ученика. Для организации благоприятного климата на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и коррекции произношения, для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых я использую на занятиях элементы здоровьесберегающих технологий. Я стараюсь найти такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость и, одновременно, несли смысловую нагрузку. Для этого я включаю в занятие элементы речедвигательной ритмики при постановке, автоматизации и дифференциации звуков речи, пальчиковую гимнастику при подготовке к постановке звуков и при автоматизации, дифференциации звуков.
Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ). Мотивация лежит в самом проекте. Ученику предоставлена возможность использовать приобретенные языковые навыки в новых реальных ситуациях. Применение на занятиях информационных компьютерных технологий повышает интерес ученика к процессу развития слухового восприятия и овладения устной речью путем развития внутренней мотивации. А позитивная мотивация - это ключ к успешному учению. Современные подходы к обучению устной речи подчеркивают важность использования компьютера на занятиях, т.к. это возможность выразить свои собственные идеи в удобной для детей творчески продуманной форме.
Исходя из целей индивидуального занятия и его педагогических задач, аргументируется необходимость использования средств ИКТ в образовательном процессе. Так, она может быть названа: дефицитом источников учебного материала; возможностью представления в мультимедийной форме информационных материалов (звукового приложения к занятию; презентации по теме занятия); необходимостью наглядной визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами; (использование прогаммы «ЛогоМиры», «Учимся говорить» для повторения действий и изменения ситуации); необходимостью формирования умений и навыков информационно-поисковой деятельности (работа с лексическими единицами по тематической группировке и слайд с таблицей для составления монологических высказываний); созданием условий для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогических методик (проектная деятельность, игровые формы обучения и т.п.); необходимостью объективного оценивания знаний и умений в более короткие сроки, воспитания самооценки.
Личностно-ориентированная технология. Правомерность использования личностно-ориентированной системы в обучении подтверждается современным взглядом на цели и задачи формирования успешной личности в способности переноса полученных умений и навыков в выстраивании собственной линии жизни и успешной социализации. Мотивы использования данной технологии: увеличение группы учащихся со сложной структурой дефекта (использование разноуровневых программ), слабая мотивация к учению (стимулы: соответствие материала интересам ученика), замедленность психических процессов (индивидуальный подход, развивающие упражнения), несформированность учебной деятельности (использование игровой деятельности с постепенным переходом к учебной деятельности, как ведущей), недостаток форм взаимодействия с окружающими: нарушение слуха, отсутствие устной речи, как средства общения, дефицит самостоятельно проектируемой деятельности (создание базовых речевых формул, перенос базовых речевых модулей в различные ситуации общения и т.п.). Признание индивидуальности ученика - основа личностно-ориентированного подхода в обучении.
Специальные (коррекционные) технологии. Наряду с общими технологиями развития и обучения для успешного овладения речью, как средством общения, социализации и последующей интеграции в общество слышащих необходимо использование специальных технологий. Технология дифференцированного подхода к развитию восприятия и воспроизведения устной речи, коррекции произношения у учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений для глухих детей позволяет максимально активизировать и направить знания и умения ученика на формирование активной позиции в применении полученных опор для «умения учиться» (технология развивающих упражнений Е.Ф.Архиповой, технология эмоционального развития школьников с недостатками слуха Т.М.Грабенко, И.А.Михаленковой и т.п.)