- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Конспект занятия «ВЕЖЛИВОСТЬ И ДОБРОТА»
Конспект занятия «ВЕЖЛИВОСТЬ И ДОБРОТА»
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Полунина Н.А. |
Дата | 31.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект занятия «ВЕЖЛИВОСТЬ И ДОБРОТА»
Цель занятия:
• Продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость.
Учить учиться самостоятельному выполнению заданий.
• Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
• Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
• Работать над выработкой положительных черт характера.
Краткое описание: Вместе со сказочными персонажами, с помощью пословиц, поговорок, игр, сценок говорим с детьми о доброте и вежливости.
Ход занятия:
- Добрый день, ребята! Я рада видеть вас и общаться с вами.
- Общение начинается с приветствия. Кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, простое "добрый день" и "здравствуй".
Европейцы при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются. Русские и англичане в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки. Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине. Латиноамериканцы обнимаются. Французы целуют друг друга в щеку. Военные отдают честь.
- А как приветствуете друг друга вы, ребята?
- Так приятно общаться с культурным человеком. Ведь культура - это доброжелательность, уважительное отношение к друзьям и взрослым, соблюдение норм поведения. Давайте постараемся стать такими, чтобы любому было приятно на вас смотреть, интересно с вами дружить и играть.
- Определите,пожалуйста, тему нашего занятия по зашифрованной записи:
ВдЕаЖвЛзИдВрОрСмТуЬоИжДйОцБяРюОзТпАэ
- Я предлагаю вам отправиться в путешествие.
- И сегодня в этот час я поведу с собою вас.
За полями, за горами есть Волшебная страна.
В ней много разных испытаний и чудес она полна.
Что же это за страна? Нам предстоит узнать.
(Открывается доска, на ней - карта Волшебной страны)
- Итак, мы будем путешествовать по Волшебной стране - стране Добра и Вежливости. Вот перед нами карта этой страны. Прочитайте, какие необычные места в ней. Нас ждут приключения, а кое-где и испытания.
- Как лучше путешествовать: вместе или поодиночке?
- А передвигаться по стране я предлагаю на воздушном шарике.
- Такие человеческие качества, как доброта и вежливость - неразделимы. А как вы понимаете, что такое доброта, вежливость?
(Высказывания детей, обобщение учителя)
- А вот какое определение я прочитала в толковом словаре.
- Доброта - это стремление человека сделать счастливыми других людей.
Понять и исполнить желанье другого -
Одно удовольствие, честное слово.
- Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. (От старославянского "веже"- знаток, следовательно, знать, как себя вести).
Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача - добрый человек поздравит его, а если беда - добрые слова помогут утешить и успокоить.
(Воздушный шарик прикреплен на карте)
- В народе всегда относились к доброте по-особому. Есть такая пословица - доброе слово и кошке приятно. Поэтому, мы начинаем путешествие с первой точки карты - города Народной мудрости.
Задание: «Поговорим о доброте».
- Найдите конечную мысль пословиц.
Жизнь дана на добрые дела.
Как аукнется, так и откликнется.
Слово не воробей - вылетит, не поймаешь.
Доброму везде добро.
В ком добра нет, в том и правды мало.
Кто правдой живёт, тот добро наживёт.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Добро поощряй, а зло порицай.
Кто доброе творит, того зло не вредит.
Не ищи красоты, а ищи доброты.
Подлость пользы не принесёт, доброта зря не пропадёт.
- Мы на улице Волшебных слов.
1 ученик:
Добрый день! - тебе сказали.
Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали теплоты и доброты.
2 ученик:
Нам желают: "Доброго пути!"
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
3 ученик:
Здравствуйте! - ты скажешь человеку.
Здравствуй! - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
4 ученик:
За что мы говорим "спасибо"?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
5 ученик:
Отменить, что ли, слово "пожалуйста"?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без "пожалуйста"
Нам становится неуютно.
Игра "Не ошибись, пожалуйста"
- Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову "волшебное слово".
-Встаньте, пожалуйста!
-Поднимите руки!
-Будьте добры, похлопайте в ладоши!
-Потопайте.
-Попрыгайте, пожалуйста.
-Руки вперед.
-Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:
- Для того, чтобы стать вежливыми, мы должны пользоваться "волшебными словами", от которых становится теплее, радостнее.
Игра «Доскажи словечко»
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … /спасибо/.
Зазеленеет старый пень, когда услышит … /добрый день/.
Если больше есть не в силах, скажем маме мы … / спасибо/.
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … /здравствуйте/.
Когда нас бранят за шалости, говорим … /прости, пожалуйста/.
Во всех странах на прощание говорят…/до свидания/
6 ученик:
Малыша обидел Витя, но пред школою в строю
Витя просит: "Извините, я ошибку признаю".
На урок пришел учитель, положил на стол журнал.
Следом Витя: "извините, я немного опоздал".
Спор давно ведется в классе: вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем и скажите нам ответ.
(Высказывания детей)
7 ученик:
Вот, кто вежливость у нас проявил на деле:
Он в полночный тихий час поднял мать с постели.
Что с тобой?! - вскричала мать, - заболел, сыночек?
Я забыл тебе сказать: "Мама, доброй ночи".
- Вежлив мальчик или нет?
(Высказывания детей)
- Наше путешествие продолжается. Мы въезжаем в Парк сказок.
(Воздушный шарик на карте передвигаю)
- Вы любите сказки? Какие сказки вы любите? Почему вы любите эти сказки?
- Я тоже люблю сказки, потому, что сказочных героев всегда ждут интересные приключения, в сказках много неожиданного, там всегда всё кончается хорошо. Добрые, весёлые, смелые побеждают злых, коварных, трусливых и жадных. То есть в сказках добро всегда побеждает зло.
- Вспомните сказку «Гуси- лебеди». Почему когда девочка искала братца Яблонька, Печка и Речка не ответили Маше на её вопрос?
- Правильно, Потому, что она обидела их, неприветливо к ним обратилась.
- А когда они убегали от погони, почему же они ей помогали?
- Правильно, потому, что она по-доброму к ним обратилась, а потом ещё и поблагодарила их.
- Ребята, вы видите, что народ, слагая сказки, прославлял слово ласковое, тёплое, дело доброе. И, наверное, не зря, часто такие слова мы называем «волшебными».
- Отправляемся в путь дальше и прибываем в город «Не попади впросак»
- Отгадайте-ка, ребятки мои весёлые загадки .
.
- Они особенные. Если загадка учит добру и вежливости, то в ответ на нее надо всем вместе сказать: "Это я, это я, это все мои друзья".
Но вот в чем трудность: эти слова надо говорить не на каждую загадку. Если загадка с подвохом, надо промолчать.
-Кто из вас, проснувшись бодро,
"С добры утром" скажет твердо?
-Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?
-У кого из вас в порядке портфель, книжки и тетрадки?
-Кто из вас в автобусе тесном уступает старшим место?
-Кто из вас молчит, как рыба, вместо доброго "спасибо"?
-Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?
(Высказывания детей)
Станция «Культурных ребят»
- Я слышала, что часто ребята называют друг друга грубыми словами, дразнятся, смеются над неудачами. А иногда вроде бы вежливые слова звучат, а человеку неуютно, неприятно общаться.
- Ребята, а как вы думаете, от чего зависит сила "волшебных" слов?
(Высказывания детей)
- Правильно, многое зависит от того, как они сказаны: спокойно и приветливо или грубо и невежливо. Тогда они перестают быть "волшебными".
А теперь вашему вниманию инсценировка рассказа:
«СПОР ПРО ВЕЖЛИВОСТЬ».
(трое ребят сидят друг против друга на стульях).
1- я девочка:
«Вот, например, если я сижу в автобусе, закричала она, - а входит старушка, я ей сразу место уступлю».
2 - я девочка:
« Это каждый дурак знает! - закричала она.
- а еще надо сказать: «Садитесь, пожалуйста. Понятно, ворона?».
3 - я - девочка:
«Ты что с приветом? - закричала она. Надо сказать этой старушке:
«Будьте любезны, садитесь , пожалуйста. Понятно? А так она и не захочет, садиться на твое место, овца!»
1-я девочка:
« Да пока ты будешь говорить свои длинные ослиные речи, старушка, может, вообще вылезет из автобуса!».
2 - я девочка:
«Не беспокойся, болванка! Старушка не такая попрыгунья …Сама скачет, а на других сваливает».
ВЕДУЩИЙ:
Спорили - спорили. И без конца по разговору «пробегали» то осел, то козел, то баран, то ворона.
- Ребята знакома ли вам эта ситуация, вы можете сказать, что не употребляете в своей речи такие слова?
(ответы детей)
- Всегда ли вы в общении друг с другом пользуетесь волшебными словами?
Настоящая вежливость полна добродушия, она проявляется в готовности способствовать счастью ближнего и в заботливом старании избегать того, что могло бы огорчить.
Я думаю, что с этого дня вы станете добрее, терпимее к окружающим вас людям. Не только слова должны быть добрыми, но и поступки такие, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни нам, ни взрослым.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
ДО - СВИДАНИЯ!
Мы на улице Волшебных слов.
1 ученик:
Добрый день! - тебе сказали.
Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали теплоты и доброты.
2 ученик:
Нам желают: "Доброго пути!"
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
3 ученик:
Здравствуйте! - ты скажешь человеку.
Здравствуй! - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
4 ученик:
За что мы говорим "спасибо"?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
5 ученик:
Отменить, что ли, слово "пожалуйста"?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без "пожалуйста"
Нам становится неуютно.
«СПОР ПРО ВЕЖЛИВОСТЬ».
(трое ребят сидят друг против друга на стульях).
1- я девочка:
«Вот, например, если я сижу в автобусе, закричала она, - а входит старушка, я ей сразу место уступлю».
2 - я девочка:
« Это каждый дурак знает! - закричала она.
- а еще надо сказать: «Садитесь, пожалуйста. Понятно, ворона?».
3 - я - девочка:
«Ты что с приветом? - закричала она. Надо сказать этой старушке:
«Будьте любезны, садитесь , пожалуйста. Понятно? А так она и не захочет, садиться на твое место, овца!»
1-я девочка:
« Да пока ты будешь говорить свои длинные ослиные речи, старушка, может, вообще вылезет из автобуса!».
2 - я девочка:
«Не беспокойся, болванка! Старушка не такая попрыгунья …Сама скачет, а на других сваливает».