• Преподавателю
  • Воспитательная работа
  • Методическая разработка библиотечного урока: «Карамзин есть первый наш историк и последний летописец». (А. С. Пушкин), посвященного 250-летию со дня рождения Н. М Карамзина

Методическая разработка библиотечного урока: «Карамзин есть первый наш историк и последний летописец». (А. С. Пушкин), посвященного 250-летию со дня рождения Н. М Карамзина

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Краснодарского края

«Краснодарский технический колледж»

(ГБПОУ КК КТК)

Методическая разработка библиотечного урока : «Карамзин есть первый наш историк и последний летописец».(А.С. Пушкин), посвященного 250-летию со дня рождения Н.М Карамзина.

Методическая разработка библиотечного урока : «Карамзин есть первый наш историк и последний летописец».(А.С. Пушкин), посвященного 250-летию со дня рождения Н.М Карамзина.

Разработчики: Робакидзе Л.В.,

ЧаусоваТ.Н., Гончаренко И.В.





Краснодар

2015

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора ГБПОУ КК КТК

по воспитательной работе

«____» «_______» 2015 г.

______________________ Е.А. Егорова


РАССМОТРЕНА

Методическая комиссия кл .руководителей

Протокол № ____ «___» «________» 2015 г.

Председатель методической комиссии

__________________ И.В. Гончаренко

Организация - разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский технический колледж» (ГБПОУ КК КТК)

Данная методическая разработка библиотечного урока: «Карамзин есть наш первый историк и последний летописец» ( А.С.Пушкин)предназначена для организации и проведения юбилейных мероприятий, посвященных 250-летию со дня рождения Николая Михайловича Карамзина - поэта, писателя, журналиста, реформатора русского языка, историографа. Методические рекомендации призваны оказать помощь преподавателям русского языка и литературы, истории, библиотекарям, заместителям директоров по воспитательной работе общеобразовательных учебных заведений провести мероприятие, связанные с юбилеем Н.М. Карамзина.

Разработчики:

Робакидзе Л.В. зав.библиотекой ГБПОУ КК КТК

(подпись) _____________________

Чаусова Т.Н. библитекарь ГБПОУ КК КТК

(подпись) _____________________

Гончаренко И.В. преподаватель ГБПОУ КК КТК

(подпись) _____________________

Рецензент:

__________________________________________________________________________






Цель мероприятия:

Создание педагогических условий для формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств личности обучающихся

Задачи мероприятия:

  • формировать интерес и уважение к историческому прошлому и к культуре своей страны, бережно относится к традициям России;

  • развивать познавательные компетентности обучающихся в процессе работы с первоисточниками, научно-популярной и мемуарной литературой;

  • формировать коммуникативную культуру обучающихся;

  • реализовывать воспитательный потенциал учебных дисциплин (литература, история);

  • расширить и углубить знания по русской литературе и культуре;

  • воспитывать духовно-нравственные и патриотические качества личности;

  • совершенствовать и углубить навыки обучающихся в работе со справочной литературой и материалами сети Интернета.

Оборудование:

  • Выставка литературы «Н.М. Карамзин»

  • Проектор, ноутбук

  • Фильм «Биография Н.М. Карамзина» youtube.com/watch?v=EUZO4QdBzDY

  • Стих «Осень»

youtube.com/watch?v=EUZO4QdBzDY

  • Фильм «Бедная Лиза»

youtube.com/watch?v=QmW9XihoCvc

В 2016 году исполняется 250 лет со дня рождения Николая Михайловича Карамзина. Это удивительный человек, поэт, писатель, реформатор русского языка, журналист, историограф. Глава русского сентиментализма, который принадлежал к дворянскому оду, ведущему свое происхождение от татарского мурзы, по имени Кара-Мурзы, Родился 1 (14)декабря 1766 в Симбирской губернии, умер22мая 1826г.

Эта земля нам с рожденья дана:

Воздух просторов Симбирского края

Дышит историей Карамзина!

Часовни и храмы, булгарские камни,

И рвы Белоярской засечной черты, -

Всё то, что укрыто седыми веками,

Душою и сердцем почувствуешь ты…

В каждом живёт своя малая родина,

Где нас и любят, и ценят, и ждут:

Здесь разрослась в огороде смородина,

И в палисаднике астры цветут…

Просмотр фильма «Биография Н.М Карамзина»

Просмотр фильма «Биография Н.М.Карамзина» youtube.com/watch?v=EUZO4QdBzDY

«Роль Карамзина в истории русской культуры не измеряется только его литературным и научным творчеством. Карамзин-человек был сам величайшим уроком. Воплощение независимости, честности, уважения к себе и терпимости к другому не в словах и поучениях, а в целой жизни, развертывающейся на глазах у поколений русских людей, - это была школа, без которой человек пушкинской эпохи, бесспорно, не стал бы тем, чем он сделался для истории России» писал Ю.М.Лотман (Сотворение Карамзина. - М.1987, с.308.).

Николай Михайлович Карамзин Российский историк, писатель, поэт, журналист, почетный член Петербургской Академии Наук (1818).

Родился 1 декабря близ Симбирска. Отец - отставной капитан. Детство провел в имении отца, воспитывался в частном пансионе Симбирска, затем в московском пансионе профессора Шадена (1775 - 81), посещал лекции в университете. С 1782 служил в гвардейском Преображенском полку. Хотел писать я много О том, как человеку Себя счастливым сделать И мудрым быть в сей жизни Н.М.Карамзин. Знал церковно-славянский, французский, немецкий языки. В 17 лет стал поручиком Преображенского полка в 19 - литератором, переводящим Шекспира, французских авторов, да и сам начинает писать стихи.1783 появилось первое печатное произведение Карамзина - "Деревянная нога". В 1784 Карамзин вышел в отставку и до июля 1785 жил в Симбирске. В 1785-89 - в Москве, где сблизился с московскими масонами, с которыми вскоре порвал, поняв их преступную сущность. Изучал литературу французского Просвещения, немецких писателей и поэтов-романтиков, занимался переводами (Карамзин владел многими древними и новыми языками). В мае 1790 Карамзин отправился в заграничное путешествие, в котором находился до середины июля 1790, посетил Австрию, Швейцарию, Францию, Англию, встречался с И. Кантом, И. Гете, в Париже был свидетелем событий французской революции.

Впечатления от поездки по западноевропейским странам Карамзин изложил в "Письмах русского путешественника" (опубликованном в издаваемом им "Московском журнале", 1791-92г.г.)

Литературная молодежь того времени: Жуковский В.А.Вяземский П.А.Пушкин Василий Львович (дядя Пушкина)

Журналы, созданные Н.М.Карамзиным «Детское чтение для сердца и разума» (1787-1789), «Московский журнал» (1802-30)«Вестник Европы» (1802-03)

Обзор библиотечной выставки: «Н.М. Карамзин »зав.библиотекой колледжа - Робакидзе Л.В.

Карамзин - автор, оставивший огромное количество текстов. Все, что написано Карамзиным, очень трудно читать, очень трудно осмыслить и запомнить. О нём невозможно рассказать за то время, которое отведено на урок, но его жизнь и творчество стоят того, чтобы быть изученными Карамзин может быть по-разному интересен современному читателю: кто-то найдет в нём что-то для себя, кто-то ничего для себя не найдёт. А так как человек XXI века относится критически ко всему тому, что он читает и слышит о прочитанном, необходимо говорить о Карамзине так, чтобы не пропало естественное любопытство посмотреть на сделанное им в конце XVIII - начале XIX века. «Хвалу и клевету приемли равнодушно» - это сказал Пушкин, и это впрямую относится и к Карамзину - человеку, который в значительной степени некоторое время заменял Пушкину отца.

Поэзия Карамзина, развившаяся в русле европейского сентиментализма, кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на одах Ломоносова и Державина. Наиболее существенными были следующие отличия: Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума. Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её описания он использует простые поэтические формы - бедные рифмы, избегает обилия метафор и других тропов, столь популярных в стихах его предшественников.
«Кто же милая твоя?»
Я стыжусь; мне, право, больно
Странность чувств моих открыть
И предметом шуток быть.
Сердце в выборе не вольно!..
Что сказать? Она… она.
Ах! нимало не важна
И талантов за собою
Не имеет никаких;
Странность любви, или бессонница (1793)
Другое отличие поэтики Карамзина состоит в том, что мир для него принципиально не познаваем, поэт признаёт наличие разных точек зрения на один и тот же предмет:
Один голос
Страшно в могиле, хладной и тёмной!
Ветры здесь воют, гробы трясутся,
Белые кости стучат.
Другой голос
Тихо в могиле, мягкой, покойной.
Ветры здесь веют; спящим прохладно;
Травки, цветочки растут.
Кладбище (1792)

Произведения Карамзина
«Евгений и Юлия», повесть (1789)
«Письма русского путешественника» (1791-1792)
«Бедная Лиза», повесть (1792)
«Наталья, боярская дочь», повесть (1792)
«Прекрасная царевна и счастливый карла» (1792)
«Сиерра-Морена», повесть (1793)
«Остров Борнгольм» (1793)
«Юлия» (1796)
«Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», повесть (1802)
«Моя исповедь», письмо к издателю журнала (1802)
«Чувствительный и холодный» (1803)
«Рыцарь нашего времени» (1803)

Стихотворение «Осень» ( видео)

youtube.com/watch?v=EUZO4QdBzDY

«Русская литература знала писателей более великих, чем Карамзин, знала более мощные таланты и более жгучие страницы. Но по воздействию на читателя своей эпохи Карамзин стоит в первом ряду, по влиянию на культуру времени, в котором он действовал , он выдержит сравнение с любыми, самыми блестящими именами». ( Ю.М.Лотман. Сотворение Карамзина.-М.1987, с.232)

Проза и поэзия Карамзина оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка. Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка.

Язык наш был - кафтан тяжелый. И слишком пахнул стариной. Дал Карамзин покрой иной - Пускай ворчат себе расколы, Все приняли его покрой. Петр Вяземский.

Реформа языка Карамзина).

«Карамзин преобразовал русский язык, совлекши его с ходуль латинской конструкции и тяжелой славянщины и приблизив к живой, естественной, разговорной речи» В.Г.Белинский «Красота и чувствительность - вот, что очаровывало в Карамзине» (Один из современников писателя)

Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов - как неологизмов («благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утончённость», «первоклассный», «человечный»)[4], так и варваризмов («тротуар», «кучер»). Также он одним из первых начал использовать букву Ё.
Изменения в языке, предлагаемые Карамзиным, вызвали бурную полемику в 1810-х годах. Писатель А. С. Шишков при содействии Державина основал в 1811 году общество «Беседа любителей русского слова», целью которого была пропаганда «старого» языка, а также критика Карамзина, Жуковского и их последователей. В ответ в 1815 году образовалось литературное общество «Арзамас», которое иронизировало над авторами «Беседы» и пародировало их произведения . Членами общества стали многие поэты нового поколения, в том числе Батюшков, Вяземский, Давыдов, Жуковский, Пушкин. Литературная победа «Арзамаса» над «Беседой» упрочила победу языковых изменений, которые ввёл Карамзин. Несмотря на это, позже произошло сближение Карамзина с Шишковым, и, благодаря содействию последнего, Карамзин в 1818 году был избран членом Российской академии.

А.С. Пушкин называл Карамзина «великим писателем во всём смысле этого слова. Роль Карамзина в истории русской культуры велика: в литературе он проявил себя как реформатор, создал жанр психологической повести; в журналистике заложил основы профессионализации писательского труда, создал образцы основных видов периодических изданий; как просветитель он сыграл огромную в формировании грамотного читателя, приучал женщин к чтению на русском языке, ввел книгу в домашнее образование детей.

Справка библиотекаря ( Робакидзе Л.В.)

Сентиментализм в литературе - (вторая половина XVIII - начало XIX века) - от французского слова «Sentiment» - чувство, чувствительность. Особое внимание - к душевному миру человека. Главным объявляется чувство, переживание простого человека, а не великие идеи. Характерные жанры - элегия, послание, роман в письмах, дневник, в которых преобладают исповедальные мотивы.Произведения часто пишутся от первого лица. Они полны лиризма и поэтичности. Наибольшее получил в Англии (Дж. Томсон, О. Голдсмит, Дж. Крабб, Л. Стерн). В России русский сентиментализм появился с отставанием примерно на двадцать лет (Карамзин, Муравьев). Он не получил особого развития. Самым известным русским сентиментальным произведением является «Бедная Лиза» Карамзина.

Просмотр фильма «Бедная Лиза»youtube.com/watch?v=QmW9XihoCvc

В 1890-е годы возрастает его интерес к истории России; он знакомится с историческими сочинениями, основными опубликованными источниками: летописными памятниками, записками иностранцев и т. п.

В октябре 1803 Карамзин добился от Александра I назначения историографом с пенсией в 2000 руб. для сочинения российской истории. Для него были открыты библиотеки и архивы. До последнего дня жизни Карамзин был занят писанием «Истории государства Российского». В этом произведении писатель создал галерею характеров русских людей: князей, крестьян, полководцев, героев многочисленных сражений «за землю Русскую».

В 1804 он приступил к созданию "Истории государства Российского", над которой работал до конца дней, но не завершил. В 1818 были изданы первые восемь томов "Истории" - величайшего научного и культурного подвига Карамзина. В 1821 вышел 9-й том, посвященный царствованию Иоанна Грозного, в 1824 - 10-й и 11-й, о Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове. Смерть оборвала работу над 12-м томом. Это случилось 22 мая (3 июня н.с.) 1826 в Петербурге.

Первые восемь томов "Истории Государства Российского" вышли все разом в 1818 году. Рассказывают, что, захлопнув восьмой, последний том, Федор Толстой по прозванию Американец воскликнул: "Оказывается, у меня есть Отечество!" И он был не один. Тысячи людей подумали, и главное, почувствовали вот это самое. Зачитывались "Историей" все - студенты, чиновники, дворяне, даже светские дамы. Читали в Москве и Петербурге, читали в провинции: далекий Иркутск один закупил 400 экземпляров. Ведь это так важно для всякого, знать, что оно у него есть, Отечество. Эту уверенность дал людям России Николай Михайлович Карамзин.

В те времена, в начале XIX века, древняя вековечная Россия вдруг оказалась молодой, начинающей. Вот-вот вступила она в большой мир. Все рождалось заново: армия и флот, заводы и мануфактуры, науки и литература. И могло показаться, что никакой истории у страны нет - разве было что-нибудь до Петра, кроме темных веков отсталости и варварства? Есть ли у нас история? "Есть", - ответил Карамзин.

Карамзин буквально прочесывает все архивы и книжные собрания Синода, Эрмитажа, Академии наук, Публичной библиотеки, Московского университета, Александро-Невской и Троице-Сергиевой лавры. По его просьбе ищут в монастырях, в архивах Оксфорда, Парижа, Венеции, Праги и Копенгагена. И сколько всего нашлось! Остромирово Евангелие 1056 - 1057 года (это и поныне древнейшая из датированных русских книг), Ипатьевская, Троицкая летописи. Судебник Ивана Грозного, произведение древнерусской литературы "Моление Даниила Заточника" и много чего еще. Говорят, обнаружив новую летопись - Волынскую, Карамзин несколько ночей не спал от радости. Друзья смеялись, что он стал просто несносным - только и разговоров, что об истории. Карамзин пишет брату: "История не роман: ложь всегда может красива, а истина в своем одеянии нравится только некоторым умам". Так о чем же писать? Подробно излагать славные страницы прошлого, а темные лишь перелистывать? Может быть, именно так должен поступать историк-патриот? Нет, решает Карамзин - патриотизм только не за счет искажения истории. Он ничего не добавляет, ничего не выдумывает, не превозносит победы и не преуменьшает поражения.

Случайно сохранились черновики VII-гo тома: мы видим, как Карамзин работал над каждой фразой своей "Истории". Вот он пишет о Василии III: "в сношениях с Литвою Василий ... готовый всегда к миролюбию..." Все не то, не правда. Историк перечеркивает написанное и выводит: "В сношениях с Литвою Василий изъявлял на словах миролюбие, стараясь вредить ей тайно или явно". Таково беспристрастие историка, таков истинный патриотизм. Любовь к своему, но не ненависть к чужому. Карамзин пишет брату: "История не роман: ложь всегда может красива, а истина в своем одеянии нравится только некоторым умам". Так о чем же писать? Подробно излагать славные страницы прошлого, а темные лишь перелистывать? Может быть, именно так должен поступать историк-патриот? Нет, решает Карамзин - патриотизм только не за счет искажения истории. Он ничего не добавляет, ничего не выдумывает, не превозносит победы и не преуменьшает поражения. Случайно сохранились черновики VII-гo тома: мы видим, как Карамзин работал над каждой фразой своей "Истории". Вот он пишет о Василии III: "в сношениях с Литвою Василий ... готовый всегда к миролюбию..." Все не то, не правда. Историк перечеркивает написанное и выводит: "В сношениях с Литвою Василий изъявлял на словах миролюбие, стараясь вредить ей тайно или явно". Таково беспристрастие историка, таков истинный патриотизм. Любовь к своему, но не ненависть к чужому. Любя хорошее везде, Карамзин любил его преимущественно в России: «Чувство: «мы», «наше», говорит он - оживляет повествование, так любовь к отечеству дает нашей кисти жар, силу, прелесть». «Если нет гражданина, нет человека, - писал он, - есть только двуножные животные с брюхом». Патриотическое настроение Карамзина проходит через всю историю. « Для нас, русских с душою, одна Россия самобытна, одна Россия истинно существует; все иное есть только отношение к ней, мысль, Провидение. Мыслить, мечтать можем в Германии, Франции, Италии, а дело делать единственно в России». Н.М Карамзин
Не менее заметно и высокое нравственное чувство: он строго судит то, что считает дурным, восхищается всем добрым и, сознавая необходимость победы, не укоряет побежденных. Он ненавидит только зло. Если иногда к людям былого времени он применяет мерку своего века. Присутствует некоторая доля сентиментальности, - это тоже дань времени. Как художник, Карамзин представил яркие очерки характеров, умел так расположить материал, что обозрение его доступно всякому: нигде он не сбился и все расставил на своем месте. Слог его произведений может иногда казаться искусственным, но зато как мелодично течение его речи, как он пользуется летописными словами.

Итак. Так кто же он такой - Карамзин Николай Михайлович? И какой след оставил в жизни нашей страны? Почему нам, далеким потомкам той России интересны его литературные произведения?

Николай Михайлович Карамзин умер в 1826 г., не закончив работу над 12-м томом, в котором описывал и анализировал события Смутного времени. Пушкин посвятил его памяти замечательную трагедию «Борис Годунов».В 1845 году в Симбирске был установлен памятник Николаю Михайловичу. На памятнике вместе с изображением Карамзина мы видим статую музы истории Клио. «Мы одно любим, одного желаем: любим Отечество, желаем ему благоденствия еще более, нежели славы.»Н.М.Карамзин (1815)

Литература

Берков П.Н., Макогоненко Г.П. Жизнь и творчество Н.М. Карамзина. -- rvb.ru/18vek/karamzin/2hudlit_/03article/article.htm

Карамзин Н.М.: Интернет-портал. -- karamzin.net.ru/

Карамзин Н.М. Полное собрание стихотворений. М.; Л., 1966.

Карамзин Н.М. Сочинения: В 2т.Л.,1984.

Карамзин Н.М. Биография: видеоролик. -- youtube.com/watch?v=jS5JkoWzM1E

Козлов В.П. «История государства Российского Н.М. Карамзина в оценках современников. М., 1989.

Куприянова Е.Н. Русский роман первой четверти XIX в.: От сентиментальной повести к роману // История русского романа. М.; Л., 1962. Т. 1.

Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 1987.

Муравьев В. Карамзин М., 2014.

Н.М. Карамзин. - Российский общеобразовательный портал: litera.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12746&cat_ob_no=12536

Осетров Е. Три жизни Карамзина. М., 1985.

Привалова Е. П. О сотрудниках журнала «Детское чтение для сердца и разума» // XVIII век. М.; Л., 1964.

Топоров В. Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. М., 1995.

Уральская М.А. Проза Н.М. Карамзина и русский сентиментализм. -- proza.ru/2010/10/12/581 17

Успенский Б.А. Из истории русского литературного языка XVIII - начала XIX в. Языковая программа Карамзина и ее исторические корни. М., 1985.

Шмидт С.О. «История государства Российского» в культуре дореволюционной России // Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1988.

Эйдельман Н. Я. Последний летописец. М., 2004.

Приложение 1

Основные даты жизни и творчества Н.М.Карамзина

1766, 1(12) декабря родился в селе Михайловка Бузулукского уезда Симбирской губернии.

1775 - 1781 - воспитывался в Москве, в пансионе профессора И.М. Шадена.

782 - находится в гвардейском Преображенском полку в Петербурге.

1783 - выходит свет первое печатное произведение Карамзина - перевод с немецкого идиллии С. Геснера «Деревянная нога».

1784 - выходит в отставку с чином поручика и уезжает в Симбирск.

1785, июль -1779, май - живет в Москве в кругу масонов.

1788 - 1789 - участвует в периодических изданиях: «Размышлениях о делах Божиих», в журнале Н.И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума». Публикует свою первую повесть «Евгений и Юлия».

1789 - выходит из масонской ложи.

1789, 18 мая - 1790, 15 июля - заграничное путешествие

1791, январь - 1792, декабрь - издает «Московский журнал». Публикует по частям «Письма русского путешественника». Полностью издает в 1801 году; а 1799 - 1804 - переводы на немецкий, польский, английский и другие языки. Выходят в свет «Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь» (1792) и др.

1793 - 1796 - выпускает в Москве два тома 18 альманаха «Аглая», две части повестей «Мои безделки», «Мелодор к Филарету».

1796 - «Ода на случай присяги московских жителей…Павлу I». Вскоре - разочарование в Павле. 1796 - 1799 - несмотря на препятствия цензуры, издает три книжки альманаха «Аониды», повесть «Юлия», прозаический философский диалог «Разговор о щастии», первую часть «Разных повестей», журнал «Пантеон иностранной словесности» и др.

1801, март - восшествие на престол Александра I. Оды Александру I («На восшествие на престол…», « На торжественное коронование…»), выходит в свет полное издание «Писем русского путешественника», пишет «Историческое похвальное слово Екатерине Второй». Апрель - женитьба на Елизавете Ивановне Протасовой.

1802, январь - 1803, декабрь - издание литературно-политического журнала «Вестник Европы». В журнале опубликованы: «Моя исповедь», «Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице», «Рыцарь нашего времени», «Чувствительный и холодный. Два характера» и др.

1802, апрель - смерть жены.

1803 - 1804 - издание сочинений в 8-ми томах.

1803, 31 октября - высочайший указ о назначении Н.М. Карамзина на должность историографа. 1803 - 1816 - работа над первыми восьмью томами «История государства Российского».

1804, январь - женитьба на Екатерине Андреевне Колывановой.

1805 - 1808 - закончены три первых тома «Истории государства Российского». Открывает ценные документальные материалы (с помощью сотрудников и помощников А.Ф. Малиновского, К.Ф. Калайдовича, П.М. Строева и др.): Лаврентьевскую (Пушкинскую) и Троицкую (сгоревшую в 1812 году) летописи, два списка Ипатьевской рукописи, рукопись Кормчей книги (13 век), древнейший список Русской Правды, Судебник Ивана 19 Грозного и др. Работа с Ипатьевской рукописью заставляет переработать пятый том « Истории…». Он был закончен только в 1811 году.

1810 - знакомится в Москве с сестрой императора Александра I великой княгиней Екатериной Павловной. По ее приглашению посещает ее резиденцию в Твери. 1811, март - подает императору трактат «О древней и новой России в ее политических и гражданских отношениях» («Записки о древней и новой России»). В России документ полностью издан в России в 1900 году. 18 марта - читает императору главы из «Истории государства Российского».

1812,12 июня - начало Отечественной войны. Июль - начало августа - Карамзин прерывает работу над «Историей…», отправляет семью в Ярославль, отав жене «лучший и полный экземпляр «Истории»».

26 августа - Бородинское сражение. Карамзин готовится вступить в народное ополчение.

1 сентября - покидает Москву.

1813 - Карамзин вместе с семьей прибывает в Нижний Новгород. Возобновляется работа над « Историей государства Российского».

1814 - 1815 написаны седьмой и восьмой тома «Истории…».

1816 - аудиенция у графа А.А. Аракчеева, а затем у императора Александра I. Вместе с семьей переезжает из Москвы в Санкт-Петербург.

1818, 28 января - выходят в свет первые восемь томов «Истории…». Тираж 3000 экземпляров разошелся в один месяц. Потребовалось второе издание.

5 декабря - Карамзин избран в Императорскую Российскую академию наук.

1821 - выходит девятый том «Истории…», посвященный эпохе Ивана Грозного.

1824 - выходят в свет 10 и 11 тома «Истории…». 12 том вышел в свет посмертно в 1829 году.

1825, 19 ноября - смерть императора Александра I.

14 декабря - восстание на Сенатской площади. Карамзин на площади, но восстание резко осуждает. Резко ухудшается состояние здоровья

1826, 22 марта - Карамзин пишет письмо императору Николаю I с просьбой о назначении его во Флоренцию на должность русского резидента. Карамзин предполагал там поправить здоровье. 6 апреля - ответ Николая I на просьбу Карамзина: «…хотя место во Флоренции еще не вакантно, но Российскому Историографу не нужно подобного предлога, дабы иметь способ там жить свободно и заниматься своим делом, которое, без лести, кажется, стоит, дипломатической корреспонденции…». 13 мая - рескрипт императора о назначении «Историографу Российской империи, Действительному Статскому Советнику Карамзину, отъезжающему для излечения своего за границу», пенсии по 50 тысяч рублей в год» с тем, чтобы сумма сия…была после него произведена сполна жене его , а по смерти ее также сполна их детям - сыновьям до вступления всех их в службу, а дочерям до замужества последней из них».

22 мая (3 июня) - Карамзин скончался.

25 мая - Николай Михайлович Карамзин похоронен в Санкт- Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. (По материалам сети Интернет; работам Козлова В., Лотмана Ю., Муравьева В., Осетрова Е., Успенского Б., Шмидта С, Эйдельмана Н. и др.)


Методическая разработка библиотечного урока : «Карамзин есть первый наш историк и последний летописец».(А.С. Пушкин), посвященного 250-летию со дня рождения Н.М Карамзина.

google.ru

КАРАМЗИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ
(1 (12) декабря 1766 - 22 мая (3 июня) 1826)
- великий русский историк-историограф, писатель, переводчик, журналист, литератор и поэт; почётный член Императорской Академии наук (1818), действительный член Императорской Российской академии (1818); создатель «Истории государства Российского» (тома 1-12, 1803-1826 гг.) - одного из первых обобщающих трудов по истории России, редактор «Московского журнала» (1791-1792) и «Вестника Европы» (1802-1803); один из основателей и глава русского сентиментализма


© 2010-2022