Особенности познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ Бакалинская коррекционная школа-интернат

для обучающихся с ОВЗ



Особенности познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания

с гиперактивностью


(доклад по самообразованию на МО воспитателей начальных классов)





Подготовила:

воспитатель

Шадрина С.П.

















2015-2016 уч.год

Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Одной из специфичных его черт является чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо.

Гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому, подобные нарушения более точно классифицируются как синдромы дефицита внимания.

Факторы, влияющие на формирование СДВГ

Фактор

Характеристика фактора

Генетический фактор.

Заболевания матери:

- до беременности;- во время беременности.

Осложнение беременности.

- токсикозы;- многоплодие;- эклампсия и преэклампсия;- затяжные роды;- стремительные роды.

Перенатальная патология

- хроническая гипоксия плода;- воздействие вредных веществ; - асфиксия во время родов;- заболевания в период новорожденности.

Органические поражения головного мозга.

- отравление свинцом;- алкогольные интоксикации:- родовая травма и асфиксия;- неблагоприятное течение беременности; - задержка созревания лобных структур головного мозга. Однако, далеко не всегда, собирая информацию о конкретном ребенке, удается обнаружить данные факторы.

Заболевания и травмы в ранний период жизни (до 3-х лет)

- инфекционные заболевания;- сотрясение головного мозга;- частые простудные заболевания;- аллергические реакции.

Социальный фактор.

- тяжелые разногласия родителей;- криминальное окружение;- нейропсихиатрические нарушения;- пьянство;- отклонения в сексуальном поведении у родителей.

Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков такие нарушения фиксируются значительно чаще, чем у девочек.

Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью и недостатками внимания, проявляются у ребенка уже в дошкольном детстве. Однако в этот период они могут выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому дети с признаками СДВГ не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы.

Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность исчезает и нередко, напротив, сменяется сниженной активностью, инертностью психической деятельности и недостатками побуждений.

Выделяют три варианта течения СДВГ в зависимости от преобладающих клинических синдромов:

Специалисты выделяют следующие проявления синдромов дефицита внимания у детей:

  1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.

  2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.

  3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.

  4. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии и прочее).

  5. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.

  6. Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении заданий или во время игр.

  7. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.

  8. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.

  9. Неумение играть тихо, спокойно.

  10. Болтливость.

  11. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

  12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

  13. Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома (например, игрушек, карандашей, книг).

  14. Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Наличие у ребенка по крайней мере восьми из перечисленных выше четырнадцати симптомов, которые наблюдаются в течение, как минимум, шести последних месяцев, является основанием для определения синдрома дефицита внимания.

Все проявления данного синдрома можно разделить на три группы: признаки гиперактивности (симптомы 1,2,9,10), невнимательности и отвлекаемости (симптомы 3,6-8,12,13) и импульсивности (симптомы 4,5,11,14).

Адекватная диагностика СДВГ невозможна без четкого соблюдения критериев диагноза. К ним относятся:

  • наличие у ребенка дефицита внимания и/или гиперактивности;

  • раннее (до 7 лет) появление симптомов и длительность (более 6 мес.) их существования;

  • некоторые симптомы наблюдаются и дома, и в школе;

  • симптомы не являются проявлением других заболеваний;

  • нарушение обучения и социальных функций.

Следует отметить, что наличие нарушений обучения и социальных функций является необходимым критерием для установления диагноза СДВГ. Кроме того, диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью может быть поставлен только тогда, когда очевидны трудности в обучении (то есть не ранее 5-6-летнего возраста).

Диагноз дефицита внимания может быть установлен при наличии по крайней мере 6 из описанных ниже симптомов. Ребенок имеет дефицит внимания, если он:

  • не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе;

  • с трудом поддерживает внимание в работе и игре;

  • не слушает то, что ему говорят;

  • не в состоянии следовать инструкциям;

  • не может организовать игру или деятельность;

  • имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания;

  • часто теряет вещи;

  • часто и легко отвлекается;

  • бывает забывчив.

Для диагностики гиперактивности необходимо наличие по крайней мере 5 из перечисленных ниже симптомов. Ребенок гиперактивен, если он:

  • совершает суетливые движения руками и ногами;

  • часто вскакивает со своего места;

  • гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;

  • не может играть в «тихие» игры;

  • всегда находится в движении;

  • очень много говорит.

Ребенок импульсивен (не способен остановиться и подумать, прежде чем заговорить или совершить действие), если он:

  • отвечает на вопрос, не выслушав его;

  • не может дождаться своей очереди;

  • вмешивается в разговоры и игры других.

В значительном проценте случаев клинические проявления синдрома возникают в возрасте до 5-6 лет, а иногда уже на 1-м году жизни. Дети 1-го года жизни, у которых впоследствии отмечаются явления гиперактивности, часто страдают нарушениями сна и гипервозбудимостью. В дальнейшем они становятся крайне непослушными и гиперподвижными, их поведение с трудом контролируется родителями. Вместе с тем дети, имеющие в дальнейшем синдром дефицита внимания без гиперактивности, в младенчестве могут умеренно отставать в двигательном (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес. позднее) и речевом развитии, они инертны, пассивны, не очень эмоциональны.

По мере роста ребенка становятся очевидными нарушения внимания, на которые родители, как правило, сначала не обращают внимания.

Нарушение внимания и/или явления гиперактивности - импульсивности приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к советам взрослых.

Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берет чужие вещи, часто ведет себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации). Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении.

Ребенок также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается в подростковом периоде, когда у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью возрастает риск формирования стойких нарушений поведения и агрессивности.

Подростки с данной патологией чаще склонны к раннему началу курения и приему наркотических препаратов, у них чаще наблюдаются черепно-мозговые травмы.

Выделяют две группы признаков симптомов дефицита внимания:

Таблица Основные психологические особенности детей с СДВГ

Психические процессы

Особенности

Внимание

- тенденция к ярко выраженному снижению концентрации внимания;

- отсутствие переключения внимания;- низкий объем внимания;

- устойчивость внимания приобретает несущественное значение;

- общая рассеянность.

Эмоциональная сфера

- быстрая смена настроения;- неадекватные реакции на окружающих;

- аутоагрессия;- заниженная самооценка;- низкие самоконтроль и произвольная регуляция;- повышенный уровень тревожности.

Двигательная деятельность

  1. Координаторные нарушения:

- нарушения тонкой моторики;

- слаборазвитая сенсомоторная координация и ловкость движения рук;

- рисунок примитивен, диспропорционален, линии взаимно некоординированы и нечетко соединены друг с другом.

  1. Двигательная расторможенность;

- бесцельна;- ничем не мотивирована;- бесситуативна;- не управляема ни взрослыми, ни сверстниками.

  1. Трудности, связанные с удержанием равновесия

(при стоянии, катании на коньках, двухколесном велосипеде).

  1. Нарушения зрительно-пространственной координации (неспособность к играм, особенно с мячом).

Память

- расстройства кратковременной памяти;- уменьшение объема запоминания;- повышенная тормозимость посторонними раздражителями;

- замедленное запоминание.

Речь

- задержка развития речи;- нарушение регулирующей функции речи;

- недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата;

- излишне замедленная речь, или, наоборот, взрывчатость;- нарушения голоса;- нарушения речевого дыхания. Это обусловливает нарушения фонации речи, ограниченность словаря и синтаксиса, недостаточность семантики.

Мышление

- снижение уровня словесно-логического мышления;- продуктивная деятельность мышления циклична, не превышает 5-15 минут;- умственная утомляемость;- отсутствие дискурсивного (рассудочного) мышления.

Социализация

Социальная дезадаптация:

- низкий уровень социальной зрелости, чем обычно бывает у сверстников.

- аффективная напряженность;- значительная амплитуда эмоционального переживания;- трудности в общении со сверстниками и взрослыми;

- враждебность к окружающим. Это ведет к формированию негативной «Я-концепции».

Проявления СДВГ могут быть распределены по четырем основным группам симптомов: нарушения внимания, признаки импульсивности и гиперактивности, симптомы статиколокомоторной недостаточности, социальная дезадаптация.

Отставание биологического созревания ЦНС у детей с СДВГ и, как следствие, высших мозговых функций (преимущественно регулятивного компонента), не позволяет ребенку адаптироваться к новым условиям существования и нормально переносить интеллектуальные нагрузки.

О.В. Халецкая проанализировала состояние высших мозговых функций у здоровых и больных детей с СДВГ в возрасте 6-8 лет и пришла к выводу, что выраженных различий у них не наблюдается. В 6-7-летнем возрасте различия особенно ярко выражены по таким функциям, как слухо-моторная координация и речь, поэтому целесообразно с пятилетнего возраста проводить нейропсихологическое наблюдение за детьми с СДВГ, используя индивидуальные восстановительные методики. Это позволит преодолеть задержку созревания высших мозговых функций у данной группы детей и предотвратить формирование и развитие дезадаптационного школьного синдрома.

Наблюдается несоответствие между реальным уровнем развития и той успеваемостью, которую можно ожидать, исходя из коэффициента интеллекта.

Довольно часто гиперактивные дети сообразительны и быстро «схватывают» информацию, обладают неординарными способностями. Среди детей с СДВГ встречаются действительно талантливые дети, но и случаи задержек психического развития у данной категории детей не являются редкостью.

При неврологическом осмотре ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью или без нее очаговая неврологическая симптоматика, как правило, отсутствует. Могут отмечаться недостаточность тонкой моторики, нарушения реципрокной координации движений и умеренная атаксия. Чаще, чем в общей детской популяции, наблюдаются речевые нарушения.

Эти основные нарушения поведения сопровождаются серьезными вторичными нарушениями, к числу которых, прежде всего, относятся слабая успеваемость в школе и затруднения в общении с другими детьми и взрослыми людьми.

К сожалению, синдром дефицита внимания - не единственная трудность, которую приходится преодолевать ребенку ежедневно. Есть целый ряд сопутствующих заболеваний и состояний, которые по своей природе не менее сложны, чем СДВГ. Это совершенно не значит, что у одного и того же ребенка должны присутствовать абсолютно все нарушения одновременно. В связи с этим выделяются дополнительные признаки СДВГ.

Выводы

  • На современном этапе выделяют три основные группы факторов, детерминирующих развитие СДВГ: раннее повреждение ЦНС, связанное с негативными влияниями на развивающий мозг различных форм патологии течения беременности и родов, генетические факторы и внешние социальные факторы.

  • Изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме показало, что проявления СДВГ распределены по четырем основным группам симптомов: нарушения внимания, импульсивность, гиперактивность и социальная дезадаптация.

  • На современном этапе большую значимость приобретает проблема ранней диагностики и профилактики СДВГ, так как влечет за собой расстройство развития учебных навыков, вызывающее оппозиционное расстройство (умышленное непослушание), эмоциональное расстройство и социальную дезадаптацию.

Симптомы гиперактивности и импульсивности у взрослыхнесущественны. Во взрослом возрасте СДВГ может проявляться отсутствием рационального планирования своего времени, плохой памятью, низкой академической неуспеваемостью и, как следствие, низким уровнем достижений в профессиональной деятельности.

Рекомендации по взаимодействию с детьми с СДВГ

  1. Уважайте ребенка и принимайте его таким, как он есть. Будьте
    реалистичны в ваших ожиданиях и требованиях.

  2. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Изо дня в день
    время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно
    соответствовать этому распорядку. Расписание нужно поместить так,
    чтобы ребенок мог его видеть. Эффективный способ напоминания
    для детей с СДВГ - применение специальных листов-памяток, которые напоминают о важнейших делах и вывешиваются на видном
    месте. Кроме текста на этих листах можно разместить соответствующие рисунки. После выполнения какого-либо задания ребенок должен сделать определенную пометку.

  3. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

  4. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную
    стимуляцию.

  6. В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно
    задание, чтобы он мог его завершить.

  7. Избегайте мест и ситуаций, где собирается много людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее действие. Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером.

  8. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание и т. П.).

  9. В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах, повысит его самооценку. Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

  10. Давайте ребенку возможность для расходования избыточной
    энергии. Полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег.

  11. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к
    снижению у него самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

  12. Ограничивайте выбор, но не навязывайте его.

  13. Научите ребенка устраивать тихие перерывы.

  14. Заранее договаривайтесь с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т. д. Желательно, чтобы об истечении времени ребенку сообщал не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.

  15. Выработайте совместно с ребенком систему поощрений и
    наказаний за желательное и нежелательное поведение.

  16. Выработайте и расположите в удобном для ребенка месте свод
    правил поведения в группе детского сада, в классе, дома. Просите
    ребенка вслух проговаривать эти правила.

  17. Постарайтесь создать для ребенка тихую спокойную атмосферу в доме, следите за тем, чтобы звук телевизора, магнитофона или
    радио был слегка приглушенным, старайтесь не разговаривать друг
    с другом или с ребенком на повышенных тонах.

  18. Постоянно общайтесь с ребенком, читайте ему книги и обсуждайте их вместе, просите его помочь вам в выполнении домашних дел, дарите ему свое внимание и тепло. Относитесь с должным пониманием к проявлению его индивидуальных особенностей.

  19. Зная своего ребенка, проанализируйте, в какие часы суток и
    дни недели он допускает неадекватное поведение, и спланируйте это
    время так, чтобы отвлечь ребенка каким-то интересным занятием,
    привлекательным для него и дающим возможность реализовать накопленную энергию и чувства.

  20. Будьте последовательны в своем воспитании. Если вы что-то
    запретили ребенку, то нельзя отменять этот запрет без каких-либо
    веских причин. Если вы попросили ребенка о чем-то, добейтесь,
    чтобы он выполнил вашу просьбу, и поблагодарите его за это. Требований и запретов к гиперактивным детям должно быть немного, но взрослые должны быть тверды и последовательны. Нельзя поддаваться настроению и в одних и тех же ситуациях то хвалить, то ругать, то оставаться безразличным к ребенку. Следите четко за выполнением ваших требований.

  21. Инструкции, которые мы даем ребенку, должны быть понятными для него и очень короткими (желательно не более 10 слов).
    Чтобы импульсивный ребенок понял вас, прежде чем что-то сказать,
    продумайте и взвесьте каждое слово, затем установите контакт глаз
    с ребенком, спросите, готов ли он вас слушать, и после этого говорите, подчеркивая голосом все ключевые слова.

  22. В минуты, когда ребенок плохо понимает вас и не слушает, что
    вы ему говорите, используйте технику «заезженной пластинки» - уверенным голосом повторите свое обращение к нему слово в слово
    3-4 раза, делая длинные паузы. Обязательно добейтесь своего, не
    меняя тактики. Когда ребенок выполнит вашу просьбу, похвалите
    его или просто скажите спасибо.

  23. Научите ребенка способам совладания с гневом, ведь ребенок
    иногда и сам теряется от бурных проявлений собственных эмоций.
    Объясните ему, что он имеет право на любые эмоции, но при этом
    покажите ему безопасный способ их проявления.

  24. Иногда гиперактивный ребенок, перевозбудившись, не может
    сам остановиться. Помогите ему, например, если это приятно ему,
    вместо нотаций и замечаний просто подойдите и крепко обнимите
    его. Иногда в такие минуты можно даже почувствовать, как ребенок
    «сдувается, будто воздушный шарик», прижимается к вам. Воспользуйтесь минутой затишья и предложите ребенку посидеть, полежать вместе, почитать книжку.

  25. Старайтесь предотвращать плохое поведение ребенка. О том,
    что он должен делать в поездке или в походе в магазин, договаривайтесь с ним заранее. Скажите ему, что при переходе через дорогу он должен держать вас за руку, а в магазине стоять рядом и если он выполнит эти ваши просьбы, он получит небольшую награду.

  26. Иногда родители в порыве гнева и нетерпения в ответ на бурные проявления и непослушание шлепают ребенка, однако эта мера
    воздействия может только усилить реакцию и вызвать негативные
    эмоции, протест ребенка. Кроме того, скорее всего, ребенок очень
    скоро переймет вашу манеру поведения в подобных ситуациях и
    будет позволять себе в общении со сверстниками и с вами проявлять
    агрессивные чувства и действия.

  27. Используйте систему своеобразной «скорой помощи» при
    общении с гиперактивным ребенком:

    • предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность);

    • задать неожиданный вопрос;

    • отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка);

    • не приказывать, а просить (но не заискивать);

    • выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас);

    • сфотографировать ребенка или повести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;

    • оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);

    • не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения;

    • не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит);

    • в некоторых случаях в подростковом возрасте возможно заключение формальных договоров-контрактов, в которых закрепляются определенные обязанности за ребенком и поощрение родителей.

Основные требования к организации учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся с СДВГ

  1. Мультисенсорный подход к обучению: подачу нового учебного материала и проверку знаний желательно осуществлять с наиболее выраженными учебными стилями ребенка, а закрепление пройденного в классе материала - с выраженными более слабо.

  2. Смена видов деятельности в зависимости от степени утомляемости ребенка.

  3. Реализация двигательной потребности ребенка (выполнение
    поручений учителя, требующих двигательной активности: раздать тетради, стереть с доски и т. д.).

  4. Снижение требований к аккуратности на первых этапах обучения; поощрения за работу, выполненную ребенком чуть аккуратнее, чем предыдущая.

  5. Выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных
    зажимов.

  6. Инструкции учителя должны быть четкими и немногословны
    ми; тон учителя - нейтральным, слова и фразы - понятными ребенку.

  7. Проверка знаний ученика с СДВГ в начале урока.

  8. Избегание категоричных запретов.

  9. При необходимости - объяснение материала ребенку индивидуально.

  10. Снижение объема рукописных текстов: использование рабочих тетрадей, выполнение ряда упражнений на компьютере, отказ
    от практики «переписывания» неаккуратных работ, от выполнения заданий на черновиках.

  11. Предоставление ребенку моментальной обратной связи: поощрения, наказания - непосредственно вслед за событием.

  12. Соблюдение четких временных интервалов начала и окончания урока, недопустимость лишения активного отдыха на перемене в качестве наказания.

  13. Четкий (но не оскорбляющий) контроль над выполнением ребенком заданий: регулярная проверка тетрадей, дневника, устный опрос.

  14. По возможности предоставление ребенку с СДВГ первой парты, где учителю легче контролировать его поведение, а «зрителей» вокруг него и возможностей отвлекаться - меньше. Объясняя учебный материал, желательно для получения обратной связи чаще смотреть в глаза ребенку.

  15. Соотнесение объема учебного материала с объемом внимания
    ребенка: уменьшение объема задания, дополнительное время
    для завершения начатого задания, перерывы между заданиями,
    требующими активного внимания, подача за короткий промежуток времени только небольшого объема нового материала и др.

  16. Развитие навыков самоконтроля: после инструкции учителя
    ребенок дублирует его слова, обращаясь к одноклассникам,
    которым тоже предстоит выполнить это же задание. В случае
    индивидуальной работы ребенок перед началом работы дает
    себе сам советы: на что, по его мнению, необходимо обратить
    внимание при выполнении задания. При необходимости ребенок
    с помощью взрослого (или самостоятельно) составляет письменный алгоритм, в соответствии с которым будет работать.

  17. Обучение ребенка навыкам планирования своей деятельности
    (составление списка необходимых действий и последовательное вычеркивание по их завершении.)

7


© 2010-2022