Разработка классного часа Дети и война

Раздел Воспитательная работа
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий классного часа , посвященного

70 -летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

(для учащихся 5-7 классов)

Дети и война

Учитель: Исполняется 70 лет со дня Великой Победы .Что знаем мы ,молодое поколение о той далекой войне? К сожалению очень мало. Сегодня мы приоткроем завесу того страшного времени , когда 22июня 1941 года гитлеровская Германия без объявления войны напала на нашу Родину.

Чтец: С чего начинается память - с берез?

С речного песочка? С дождя на дороге?

А если - с убийства? А если - со слез?

А если - с воздушной тревоги!

А если с визжащей пилы в облаках,

Со взрослых в пыли распростертых!

А если с недетского знания - как живое становится мертвым!

И в пять, и в пятнадцать, и в двадцать пять лет

Войной начинается память.



Учитель: Гитлер рассчитывал провести всю войну как короткую прогулку. Покорив почти всю Европу он хотел мгновенным броском захватить столицу нашей Родины - Москву, а затем практически стереть Россию с лица земли, истребив славянское население, остатки превратит в рабов, а страну в сырьевой придаток Германии. Но Гитлер просчитался. На защиту своей Родины поднялось все население: и стар и млад. Война несет неисчислимые страдания людям, но особенно от ужасов страдают дети. Сегодня на нашем мероприятии мы расскажем вам о судьбе детей на войне. «Дети и война « - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - так сказал Александр Твардовский, видевший это немыслимое сближение собственными глазами. Но многое станет понятным если мы вспомним какую войну принесли немецкие захватчики на нашу землю. Они сами называли ее «тотальной», всеобщей, где с одинаковым равнодушием, беспощадностью и методичностью уничтожали и раненых бойцов, и безоружных пленных, и хилых стариков, и безоружных женщин, и детей. Дети гибли от бомб и снарядов, они умирали от голода в блокадном Ленинграде, их бросали живыми в охваченные огнем хаты белорусских деревень, их превращали в ходячие скелеты в Освенциме и жгли в крематориях Майданека. Можно ли удивляться тому что, в эти страшные горестные годы дети так быстро повзрослели, что сердца их затвердевали в ненависти к врагу и руки подростков тянулись к оружию. Враг объявил нам тотальную войну и получил от нас народную священную войну, в которую слабые руки детей внесли свой вклад.

(звучит аудиозапись песни «Священная война»)

Выходят 3 девочки ведущих: История, Память, Совесть.

История: (держит в руках куклу) Утром 22 июня 1945 года на одной из Брестских улиц лежала девочка с не заплетенными косичками и ее кукла. Многие запомнили эту девочку, запомнили навсегда.

Совесть: Что есть дороже наших детей? Что есть у любого народа? У любой матери? У любого отца? А кто сосчитает детей, которых убивает война, убивает их дважды? Убивает тех, кто родился. Убивает тех, кто мог бы, кто должен придти в этот мир. Они и по сей день кричат и плачут над каждой братской могилой. Ребенок, прошедший через ужасы войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство? Что помнят они? Что могут рассказать? Можно спросить, что героического в том, чтобы в 5, 10, 12 лет пройти через войну? Что могли понять запомнить дети, увидеть дети.

Память: Многое!

Запись голоса Левитана « От Советского информбюро….»

.

Учитель: Отложив недочитанные книжки и школьные учебники, юные патриоты взяли в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков и партизанскими разведчиками, неутомимо работали в цехах и на колхозных полях, приближали победу, не жалея сил и самой жизни. Послушайте воспоминания Маршала Советского Союза И.Баграмяна: «Думая о пережитом, о суровых годах Великой Отечественной войны, я часто вспоминаю мальчишек. Голодных и промерзших. Их приводили в штабные землянки. Командиры, солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Чаще всех мальчишки упрямо молчали. Их все-таки отправляли, а через неделю-другую они снова появлялись в соседнем подразделении. Многим из них некуда было вернуться - война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат сдавались, нарушая инструкции, скупые строки которых не предусматривали солдатскую нежность. Мы любили этих мальчишек. Порой думали, что перехитрим их: оденем их в наскоро перешитую солдатскую форму и будем тешить их самолюбие игрой в войну. Но мальчишки часто проявляли изумительную хитрость, а потом, освоившись, были неуловимыми связными, отличными стрелками, смело ходили в разведку, часто неожиданно оказывались в самом пекле боя».

Учитель: В те дни рано взрослели мальчишки и девчонки, ваши ровесники: они не играли в войну, они жили по ее суровым законам. Величайшая любовь к своей Родине, и величайшая ненависть к врагу позвали детей огненных сороковых на защиту Родины.

Вот заявление одного юного патриота.

Мальчик: «В Березовский райком комсомола Сталинградской области от ученика 6 - го класса Березовской средней школы Межевалова Геннадия Васильевича.

Заявление.

Мне 14 лет, но я очень прошу, послать мня на защиту нашего родного города Сталинграда. И зачислить меня в разведку. Я обязуюсь бить врага до последней капли крови.10 ноября 1942 год. Мать согласна».

Учитель: Из приказа полковника немецкой армии 1942 года: «Всеми средствами препятствовать гражданским лицам двигаться по железнодорожным путям, особенно нужно остерегаться повсюду снующих мальчишек советской организации пионеров».

Далее зачитываются фрагменты о подвигах Пионеров-Героев: Леня Голиков, Вася Леонов, Зина Портная, Юта Бондаровская, Валя Зенкина, Люся Герасименко, Саша Бородулин, Саша Кондратьев и др.

Память: После войны многие сыны полка снова вернутся за парты, Чтобы продолжить прерванную учебу в школе. Однако, связав свою судьбу с армией, закончив Суворовские и Нахимовские училища, открытые во время войны для детей потерявших родителей, продолжат службу. Но не все дождутся теплого мая 1945 года. Не всем было суждено услышать слово «Победа». Смерть не выбирала солдат идущих в атаку. Кого то из этих сыновей ждала тяжелая учесть - плен, пытки, лагеря. Многие оставшиеся в оккупации столкнулись лицом к лицу с ужасом, творимым новым режимом.

Хроника Ленинграда или фотографии.

Учитель: В ходе войны было несколько битв, которые определили ее исход: это битва под Москвой, Сталинградская битва, битва на Курской дуге. История человечества не знала такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какое проявили воины и жители Ленинграда, защищая свой город, находившийся в блокаде. Блокада длилась 900 дней.

Фашисты пытались стереть Ленинград с лица земли, а он продолжать жить и бороться. Выполняя приказ Гитлера, фашистские летчики с сентября по декабрь 1941 года сбросили на город 100 тысяч зажигательных и 4 тысячи фугасных бомб.

Еще в июле была установлена нормированная выдача продуктов, особенно хлеба. Но запасы были катастрофически малы, и они слишком быстро сокращались. С 20 ноября в городе была установлена самая низкая норма - 250 гр. на карточку рабочего и 125 гр. на карточку служащего и иждивенца. С середины сентября продовольствие в городе почти кончилось. Люди варили кожу, ловили оставшихся в городе галок. Готовили из столярного клея студень. В городе не было топлива, стекла почти во всех домах были выбиты, а тут еще ударили 30 - 40 градусные морозы. Погас электрический свет, город опустился во тьму. Замерз и перестал работать водопровод, улицы покрылись снежными сугробами и ледяными торосами. Чтобы достать немного воды, люди шли на Неву, а ведь каждый шаг больных и голодных людей требовал неимоверных усилий. Смерть шла по городу. Уже в ноябре она унесла 11 тысяч человек, а в декабре - 52 тысячи. Люди падали от слабости на улицах и уже не могли подняться. А дома умирали дети, старики. У оставшихся не было сил хоронить умерших.

Сцена «в блокадном Ленинграде». Выходят девочка и ее бабушка, закутанные в шарфы и платки.

Память: Зимой по льду Ладожского озера удалось проложить дорогу. По ней в осажденный город доставлялись продукты и оружие, а обратно вывозились истощенные дети и раненые. Но не всем удавалось преодолеть этот путь. На выезде из Ленинграда, там, где начинается дорога на Ладогу, сейчас стоит памятник - «Цветок жизни». Это памятник всем прошедшим сквозь голод и холод блокадных ночей.

Чтец: стихотворение Ю. Воронов «Сотый день».

История: А в тылу многие подростки, заменив, ушедших на фронт отцов и братьев, вместе с женщинами и стариками, трудились на полях, заводах и фабриках.

У пионера Пети Серегина из Вологодской области брат ушел на фронт. 14 - летний пионер решил заменить брата, который еще до войны научил управлять комбайном. При норме 180 гектаров Петя убрал 420 гектаров.

В школьных мастерских пионеры Москвы выполняли фронтовые заказы - столяры обстругивали ложи для винтовок, слесари и токари изготовляли детали для мин и другого оружия. В мастерских школ Москвы летом 1945 года работало 17 тысяч пионеров и школьников, выпустивших продукции на 30 миллионов рублей.

Около 20 тысяч пионеров - участников обороны столицы награждено медалями «За оборону Москвы».

15 249 ленинградских пионеров - активных участников обороны Ленинграда получили правительственную награду - медаль «За оборону Ленинграда».

Война закончилась 9 мая 1945 года. Фашизм был полностью уничтожен. Но какой страшной ценой досталась нам эта победа! Разрушены сотни городов, 70 тысяч сел, свыше 20 миллионов человек погибли, умерло с голоду, уничтожено и сожжено в концентрационных лагерях, пропало без вести.

Учитель: Давайте почтим память юных патриотов, отдавших жизнь во имя мира на земле, минутой молчания. Прошу всех встать.

Минута молчания

Чтец:

А. Твардовский « 9 мая».

Учитель: « Никто не забыт, ничто не забыто…» - пусть эта замечательная традиция нашего народа станет традицией и вашей жизни. Пусть светлая память о павших соединится с готовностью беречь и защищать нашу великую Родину!

Звучит песня « День Победы»

© 2010-2022