Статья по теме Реализация воспитательного потенциала урока

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

К.А.Оскольская

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает различные стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса.

Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования. И отсюда высвечиваете роль урока как элемента воспитательной системы.

Более того, отметив назначение урока в передаче знаний о жизни, в овладении основ научных знаний о жизни, педагог не может иначе смотреть на урок, как на элемент воспитания личности, познающей закономерности жизни и строящей свою жизнь с учетом данных закономерностей. Объективность научных сведений гарантирует реальность планируемого результата. В таком ракурсе освещения урок обретает свою огромную роль в становлении и развитии личности школьника.

Рассматривая обучение в контексте теории целостного педагогического процесса, исследователи (Ю.К. Бабанский, В.А. Сластёнин и др.) отмечают неразрывную связь образования, развития и воспитания учащихся, одновременное протекание этих процессов при обучении и триединство в целеполагании и планировании каждого урока, вытекающее из основных функций обучения: образовательной, развивающей и воспитательной. Первые две функции связаны с расширением объёма и усложнением структуры знаний, умений и навыков (В.В. Краевский). Они достаточно успешно реализуются при обучении, поскольку изначально заложены в целевой компонент урока требованиями государственного образовательного стандарта и других документов, определяющих содержание образования. Воспитательная же функция, связанная с формированием отношений, не регламентируется учебным планом и программами, а потому зачастую упускается учителем при планировании и оказывается неуправляемой при проведении уроков.

В результате сегодня, если речь идёт о воспитательном процессе, то почти всегда подразумевается внеурочная воспитательная работа, а функция воспитания в школах повсеместно возложена на классных руководителей, педагогов-организаторов, завучей по ВР - на кого угодно, только не на учителей-предметников, которые ведут в школе основную образовательную деятельность.

Насколько высока эффективность воспитания при таком подходе? Сможет ли классный руководитель, общаясь с учащимися в промежутках между уроками и проводя один классный час в неделю, воспитать у школьников необходимые качества, если воспитательный процесс не будет целенаправленно и систематически осуществляться учителями на уроках? Ответ на эти вопросы очевиден. Таким образом, реализация воспитательных возможностей урока является важным условием эффективного воспитания учащихся в любой школе.

Любой урок как звено системы обучения обладает определённым воспитательным потенциалом - совокупностью имеющихся возможностей для воспитания учащихся. Воспитательный потенциал урока включает следующие группы возможностей:
1) воспитательные возможности организации урока (возможности для воспитания школьников, имеющиеся на уроке независимо от учебного предмета и темы конкретного урока);
2) воспитательные возможности, обусловленные спецификой учебного предмета (так, для экологического воспитания больше возможностей имеется при изучении биологии, чем при изучении литературы; литература более способствует эстетическому воспитанию, чем химия; уроки истории, краеведения, ОБЖ обладают большими возможностями для патриотического воспитания, чем уроки математики и т. д.);
3) воспитательные возможности содержания образования на уроке, которые зависят от темы данного урока, его образовательных и развивающих целей и задач.

Урок входит в систему учебно-воспитательной работы, следовательно, он должен детерминироваться этой системой, занимать в ней совершенно определённое место, его воспитательная направленность должна соотноситься с общей направленностью воспитательной работы школы. Поэтому, выявляя воспитательную ценность урока, необходимо определить его роль и место в воспитательной системе школы.

Основная используемая литература:

Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - 2011. - 28 с.

2. Джуринский, А. Н. История педагогики / А. Н. Джуринский. - М.: Владос, 2000.

3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». - 6 с.

4. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998.

5. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин и др. - М, 2002.

6. Ульянова, И. В. Исторические аспекты становления педагогического феномена «смысложизненные ориентации личности» / И. В. Ульянова // Проблемы педагогики и психологии. - 2009. - №1. - С.183-189.

7. Ульянова, И. В. Педагогика смысложизненных ориентаций: учебное пособие / И. В. Ульянова. - Владимир: ВГГУ, 2010. - 245 с

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - 7 с.


© 2010-2022