Модель Школа и внеурочная деятельность

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модель «Школа и внеурочная деятельность»

Корниенко Г. Л., учитель начальных классов

Карпова А. Н., учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» пгт. Войвож

Описание сущности модели

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей. Преимущество модели заключается в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей. Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. А дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительных образовательных программ

Содержание модели внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования основная образовательная программа должна реализовываться и через внеурочную деятельность.

Мы остановились на модели дополнительного образования внеурочной деятельности, преимуществом которой является актуальность содержания программ внеурочной деятельности, в том числе с учреждениями дополнительного образования.

Основной идеей модели является: создание развивающей среды для воспитания и социализации, обучающихся во внеурочное время, а целью разработка механизмов организации внеурочной деятельности школьников.

При разработке модели были определены основные задачи внеурочной деятельности:

- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;

-оказание помощи в поисках «себя»;

-создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

-формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

-создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

-развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

-оказание помощи в освоении позиции обучающегося за счет включения в различные учебные сообщества, как в системе школьного дополнительного образования, так и в условиях творческих коллективов учреждений дополнительного образования детей;

-расширение рамок общения с социумом.

Для успешной реализации модели внеурочной деятельности нами проведены организационные мероприятия: анкетирование родителей и учащихся с целью выявления интересов и склонностей обучающихся 1-2-х классов к различным видам деятельности. Определились с руководителями учреждений дополнительного образования, по каким направлениям будем сотрудничать, согласовали перечень кружков и секций, место их проведения, кадровый вопрос. Образовательным учреждением выбрана модель внеурочной деятельности, составляющими звеньями которой являются:

Модель Школа и внеурочная деятельность

Педагогические ресурсы: педагоги школы, педагоги дополнительного образования.

Рабочая группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Координирует деятельность всех участников образовательного процесса, участвующих во введении ФГОС второго поколения, обеспечивает своевременную отчетность о результатах, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг результатов введения, вырабатывает рекомендации на основании результатов введения ФГОС.

Супрядкина Е.А. - директор ОУ

Профессиональные сообщества

Выносят решения по результатам введения ФГОС НОО нового поколения

Педагогический совет, школьное методическое объединение учителей начальных классов

Педагоги школы

Изучают документы ФГОС НОО нового поколения, используют новые технологии в учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты обозначенные в стандарте нового поколения, организуют проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, обеспечивают взаимодействие с родителями

1 класс-Корниенко Г.Л.

2 класс-Карпова А.Н.

Задействованные педагоги

Организация внеурочной деятельности по направлениям:

Спортивно-оздоровительное

Уразбахтин В.Б. Батаева Т.М.

Художественно-эстетическое

Царук Ж.А. Алфёрова З.Е.

Гражданско - патриотическое

Карпова А.Н. Корниенко Г.Л.

Научно-познавательное

Клёчина Н.А.

Проектная и исследовательская деятельность проводится по всем направлениям внеурочной деятельности

Формы работы внеурочной деятельности.

Направление

Программы (рабочие)

Формы работы

Решаемые задачи

Спортивно-оздоровительное

«Подвижные игры»

Занятия в спортзале, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры

Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья

Художественно-эстетическое

«Голосок»

Занятия в хоровом кружке, экскурсии, посещение концертов, создание творческих проектов, посещение выставок.

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций

Гражданско - патриотическое, экологическое

«Музейное дело»

(см.Приложение5)

Беседы, работа в музее, экскурсии, просмотр фильмов, встречи с известными людьми, знакомство с историей и бытом коми народов.

Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества

Научно-познавательное

«Досуг»

(см.Приложение4)

Беседы, проектирование, исследовательская деятельность, экскурсии по родному краю

Обогащение запаса обучающихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности

Проектная деятельность

Будет реализована через все направления внеурочной деятельности.

Познавательные, социальные проекты, исследовательские работы, конкурсы, конференции, выставки

Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов

Методы и методики мониторинга деятельности классных руководителей

Показатели

Сроки контроля

Методы контроля

Кто проводит

Проектная деятельность обучающихся

В течение учебного года

Анализ

Классные руководители

Сотрудничество с другими учреждениями ДО, культуры

В течение учебного года

Анализ

Классные руководители

Участие обучающихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях и т.п. вне школы

В течение учебного года

Анализ

Классные руководители

Количество обучающихся, участвующих в выставках, конкурсах, проектах и т.п. вне школы

В течение учебного года

Анализ

Классные руководители

Количество обучающихся, задействованных в общешкольных мероприятиях

В течение учебного года

Анализ

Классные руководители

Проведение различных мероприятий

В течение учебного года

Анализ

Классные руководители

Проведение экскурсий, походов

В течение учебного года

Анализ

Классные руководители

Кол-во обучающихся, принимающих участие в экскурсиях, походах.

В течение учебного года

Анализ

Классные руководители

Посещаемость кружков и секций

В течение учебного года

Анализ

Классные руководители

Участие родителей в мероприятиях

В течение учебного года

Анализ

Классные руководители

Удовлетворенность обучающихся жизнью в творческом объединении

IV четверть

Анкетирование обучающихся и их родителей

Классные руководители

Удовлетворенность родителей деятельностью педагога

IV четверть

Анкетирование обучающихся и их родителей

Классные руководители

Наличие благодарностей, грамот

В течение учебного года

Анализ

Классные руководители

Наличие рабочей программы и ее соответствие предъявляемым требованиям

Сентябрь

Анализ

Классные руководители

Планирование воспитательной работы на год

Сентябрь

Составление плана

Классные руководители

5.3.Ведение аналитической деятельности своей работы (отслеживание результатов, коррекция своей деятельности)

В течение учебного года

Анализ

Классные руководители

Ведение журнала

Сентябрь - май

Проверка журналов

Директор

Применение современных технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения

В течение учебного года

Анализ

Классные руководители

Участие в работе конференций, семинаров и т.д.

В течение учебного года

Анализ

Классные руководители

Оценку внеурочной деятельности предлагаем осуществлять комплексно, по нескольким параметрам:
1. Анализ общего состояния внеурочной деятельности:
- включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;
- ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся.
2. Эффективность внеурочной деятельности:
- личность школьника («портрета выпускника начальной (основной, средней) школы»);
- детский коллектив;
- профессиональная позиция педагога.
3. Продуктивность внеурочной деятельности:
- уровень достижения ожидаемых результатов;
- достижения учащихся в выбранных видах внеурочной деятельности;
- рост мотивации к внеурочной деятельности.
4. Удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.

Критерии

Показатели

Приемы и методы изучения

1.Анализ общего состояния внеурочной деятельности:

Вовлеченность учащихся в систему внеурочной деятельности.

- Охват учащихся программами внеурочной деятельности.
- Сохранность контингента.
- Сформированность активной позиции учащихся во внеурочной деятельности

1.Анализ участия учащихся во внеурочной деятельности.

2.Педагогическое наблюдение

Ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности.

- Обеспеченность кадровыми ресурсами.
- Обеспеченность информационно-технологическими ресурсами.
- Обеспеченность финансовыми ресурсами.
- Обеспеченность материально-техническими ресурсами.

1.Методы индивидуальной и групповой оценки.

2.Анкетирование.

3.Педагогическое наблюдение.

2. Эффективность внеурочной деятельности:

личность школьника

- формирование основ гражданской идентичности личности;
- развитие Я-концепции и самооценки личности.

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

-развитие доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе;

1. «Беседа о школе» (Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера).

2. «Кто я?» (М.Кун)

3.Оценка уровня воспитанности ученика (по Н.П.Капустину).

(см. Приложение1)

4. Методика «Что мы ценим в людях». (см. Приложение2)

детский коллектив;

-благоприятный психологический микроклимат;
- включенность обучающихся во внеурочную деятельность

- взаимодействие со сверстниками, родителями, педагогами

1. Социометрия.

(см. Приложение3)

2.Методика «Выявление мотивов учащихся в делах классного и общественного коллективов»

3.Методика выявления коммуникативных склонностей (по Р.В.Овчаровой).

профессиональная позиция педагога

- Посещаемость, сохранность контингента.
- Применение проектных и иных современных технологий, обеспечивающих деятельностный подход.
- Участие учащихся в выставках, конкурсах, соревнованиях и т.п.

- Наличие рабочей программы и ее соответствие предъявляемым требованиям.
- Ведение журнала.
- Формирование ученического портфолио.

1. Анализ данных.

2. Посещение внеурочных занятий.



3. Анализ программ.

4. Проверка журналов.

5. Анализ содержания «портфеля достижений» учащихся.

3. Продуктивность внеурочной деятельности:

уровень достижения ожидаемых результатов

- Уровень достижения ожидаемых результатов.
- Достижения учащихся в выбранных видах внеурочной деятельности.
- Рост мотивации к активной познавательной деятельности.

1.Анализ освоения учащимися программ внеурочной деятельности.
2.Анализ содержания «портфеля достижений» учащихся.
3.Анализ результатов участия детей в турнирных мероприятиях состязательного характера.
4.Педагогическое наблюдение.
5.Метод незаконченного предложения.
6.Методика «Репка»

4. Удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.

- Удовлетворенность школьников участием во внеурочной деятельности.
- Сформированность у родителей чувства удовлетворенности посещением ребенком внеурочных занятий.
- Удовлетворенность педагогов организацией и ресурсным обеспечением внеурочной деятельности, ее результатами.

1.Анкетирование. 2.Беседа.

3.Цветопись. 4.Анкетирование

5.Метод незаконченного предложения.

На сегодняшний день у нас созданы практически все условия для успешной реализации модели внеурочной деятельности.



Приложение 1

Методика оценки уровня воспитанности учащихся(методика Н.П. Капустина) (1-2 классы)

Я оцениваю себя

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1.Любознательность: - мне интересно учиться
- я люблю мечтать
- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
- мне нравится выполнять домашние задания
- я стремлюсь получить хорошие отметки

2.Трудолюбие: - я старателен в учебе
- я внимателен
- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
- мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу
- мне нравится дежурство в школе

3.Бережное отношение к природе: - к земле
- к растениям
- к животным
- к природе

4.Мое отношение к школе: - я выполняю правила для учащихся
- я добр в отношениях с людьми
- я участвую в делах класса и школы

5.Красивое в моей жизни: - я аккуратен в делах
- я опрятен в одежде

- мне нравится все красивое вокруг меня
- я вежлив в отношениях с людьми

6.Как я отношусь к себе: - я управляю собой
- я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой
- у меня нет вредных привычек


Оценка результатов:
5 - всегда
4 - часто
3 - редко
2 - никогда
1 - у меня другая позиция

По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл
5 - 4,5 - высокий уровень (в)
4,4 - 4 - хороший уровень (х)
3,9 - 2,9 - средний уровень (с)
2,8 - 2 - низкий уровень (н)






Приложение 2

Методика «Что мы ценим в людях»
Назначение теста: Методика предназначена для выявления нравственных ориентации ребенка.
Описание теста: Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой - плохой. После чего просят его назвать те их качества, которые ему нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения.
Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить ero отношение к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) - на безнравственный.
Обработка и интерпретация результатов теста
Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориентировочной шкалой:


0 баллов - ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.


1 балл - нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.


2 балла - нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.


3 балла - ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.





Приложение 3

Социометрия

Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.
Необходимо для проведения. Каждый учащийся должен иметь бланк с таким текстом: «Ответь, пожалуйста, на сле­дующие вопросы:
1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? (Здесь и к следующим трем воп­росам укажи фамилию и имя этого человека.)
2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в после­днюю очередь?
3. Кому ты доверишь свою тайну?
4. Кому никогда не доверишь свою тайну? Спасибо!»

Ход проведения. Исследователь задает поочередно четыре вопроса, которые являются критериями выбора (два поло­жительных и два отрицательных выбора). Каждый из испы­туемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже пред­лагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отда­ет свои выборы. При этом первым указывается тот учащийся, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии (анти­патии - при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных учащихся могут повторяться (об этом следует сказать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить: названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правиль­ное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.
Обработка и интерпретация полученных данных. На ос­новании полученных результатов составляется матрица.
Матраца социометрических положительных выборов
Матрица состоит: по вертикали - из списка фамилий учащихся, расположенных в алфавитном порядке и сгруп­пированных по половому признаку; по горизонтали - из номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.
Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся дан­ные о сделанных им выборах. Например, если Александ­ров П. отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Иванову С., то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александ­ров отдал Петрову Д., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответ­ствующие цифры этих выборов обводятся кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким же образом составляется матрица отрицательных социометрических выборов.

Далее можно вычислить социометрический статус каж­дого учащегося, который определяется по формуле:

С=М/(п-1),
где С - социометрический статус учащегося; М - общее число полученных испытуемым положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычи­тается от суммы положительных); п - число испытуемых.

Например, социометрический статус Иванова С. будет равен частному от деления: 7:9= 0,78.
В зависимости от количества полученных социометриче­ских положительных выборов можно классифицировать ис­пытуемых на пять статусных групп.

Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента

Статусная группа

Количество полученных выборов

«Звезды»

В два раза больше, чем среднее число полу­ченных выборов одним испытуемым

«Предпочитаемые»

В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

«Принятые»

«Непринятые»

В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

«Отвергнутые»

Равно нулю или в два раза меньше, чем чис­ло полученных выборов одним испытуемым


Среднее число полученных выборов одним испытуемым (А) вычисляется по формуле:

К = Общее число сделанных положительных выборов

Общее количество испытуемых

Одним из показателей благополучия складывающихся от­ношений является коэффициент взаимности выборов. Он по­казывает, насколько взаимны симпатии в детской общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:

КВ=Количество взаимных выборов Общее число выборов

Данный показатель свидетельствует о достаточно боль­шом количестве взаимных выборов.







Приложение 4

Дополнительная образовательная программа

«Досуг»

Направленность:

Возраст детей преимущественно 7лет

Срок реализации 1 год

Пояснительная записка

Обоснование необходимости внедрения программы в учебно-воспитательный процесс

Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский

Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.

В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность учителя, родителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.

Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.

Основные компоненты структуры

Весь материал разбит на циклы. Отбор материала по циклам произведен с учетом возрастных особенностей детей, направлен на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка.

Актуальность и новизна

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

Характеристика программы.

Тип программы: дополнительная.

Вид программы: модифицированная.

Направленность:

Срок реализации программы:- 1 год

Цели и задачи.

Основная цель программы: создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.

Задачи:

Образовательные:

научить школьников овладевать необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками информации (гербарием, периодикой), исследовательским методом;

совершенствовать воспитательную работу, организацию досуга школьников на основе новых педагогических технологий.

учить детей правилам культуры поведения

Развивающие:

привлекать детей к разнообразной творческой деятельности, приучить детей активно участвовать в конкурсах, соревнованиях;

развивать семейные связи: создать творческое содружество семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы.

развивать умение общаться и сотрудничать.

развивать эмоциональную и волевую сферы.

Воспитательные:

воспитывать у детей желание к совместной деятельности;

воспитывать у детей чувство патриотизма.

создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.

формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.

Формировать нравственную культуру

Организационно-педагогические основы обучения.

Состав занимающихся - постоянный;

Форма занятий - групповая, звеньями, индивидуальная;

Возраст детей преимущественно 7 лет;

Заниматься могут все желающие данного возраста, не имеющие медицинских противопоказаний;

Основанием для перевода обучающихся является успешное усвоение программы данного года обучения.

Исключение из объединения возможно по собственному желанию обучающегося.

Сроки реализации программы, режим занятий.

Год обучения

Число часов в неделю

Кол-во недель в году

Всего часов

1

2

36

72

Рекомендуемое расписание занятий.

Год обучения

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Кол-во часов в неделю

1

45 мин.

2

1час30мин.

Нормы наполняемости групп:

1год обучения - не менее 15 чел.

2 год обучения - не менее 12 чел.

3год обучения - не менее 10 чел.

4год обучения - не менее 10 чел.

Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:

Кабинет, специальная литература, компьютер, проектор, пластилин, картон, цветная бумага, цветные карандаши

Методы обучения:

-личностно-деятельностный

-проблемно-поисковый

-метод сотрудничества

Ожидаемые результаты

К концу первого класса учащиеся должны знать:

Как правильно организовывать свой день, чтобы быть здоровым и опрятным

Какие кружки и секции проводятся в школе и за её пределами

Какие виды спорта распространены в РК

Как содержать в порядке книжки и тетрадки

Как трудится семья

наиболее выдающиеся достопримечательности посёлка;

символику родного края

правила движения пешеходов по улице и дороге

Уметь:

правильно организовывать свой день

содержать свои школьные принадлежности в порядке

работать в совместной деятельности

уметь общаться и сотрудничать

использовать в практике знания правил дорожного движения

Учебно-тематический план.

1 год обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе

Теоретических

Практических

1

Вводная часть

2

2

-

2.

Спорт и здоровье

14

7

7

3.

Труд и порядок

12

6

6

4.

Патриот

6

3

3

5.

Наука и образование

14

7

7

6.

Досуг

14

7

7

7.

Мир прекрасного

10

5

5

Всего

72

37

35

К концу 1-го года обучения дети знают: Как правильно организовывать свой день, правила движения пешеходов по улице и дороге, символику родного края

умеют: участвовать в игровых ситуациях, проводить наблюдения во время экскурсии, работать в совместной деятельности, общаться и сотрудничать

Содержание программы 1 года обучения.

Тема1.Вводная часть -2 часа

Теория. Инструктаж по ТБ

Тема 2. Спорт и здоровье - 14часов

Теория. Что значит здоровый образ жизни. «Азбука здоровья». Как правильно организовать свой день. Знакомство со спортивными секциями. Олимпийцы РК. Правила движения пешеходов по улице и дороге ( 2 часа).

Практика. Просмотр презентации, конкурс рисунков, игра, мероприятие «Панорама развивающих курсов», «Весёлые старты», подготовка и проведение мероприятия «Судебное дело №47»

Тема3. Труд и порядок - 12 часов

Теория Любимая школа -чистая школа. Про тетрадь и карту, карандаш и парту… или о том, что нас окружает. Содержи в порядке книжки и тетрадки. Как трудится моя семья. Труд кормит, а лень портит. Поговорим о том, как мы выглядим.

Практика. Экскурсия; устный журнал; экскурсия в библиотеку; выставка рисунков; рисуют по пословицам; работа в творческих группах.

Тема 4. Патриот - 6 часов

Теория. Достопримечательности нашего посёлка. Символика родного края. Ветеран живёт рядом.

Практика. Экскурсия; выставка рисунков; изготовление поздравительной открытки;

Тема 5 Наука и образование -14 часов

Теория. Мои любимые уроки. Мы уже умеем писать. Кто лучше считает. «Клуб Почемучек». Все мы любим сказки. Растительный мир РК. Животный мир РК.

Практика. Викторина - игра; поздравительная открытка; математический ринг; поисковая деятельность; викторина по сказкам; работа с гербарием; составление книжки - малышки.

Тема 6. Досуг -14 часов

Теория. День рождения только раз в году. В гостях и дома. История моей дружбы. Вредные советы. Жизнь без улыбки - просто ошибка. В царстве короля Трехглазки ( 2 часа).

Практика. Участие в празднике; выставка рисунков; игры; конкурс чтения и изображения «Вредных советов»; конкурсы; создание мини - проекта (2 часа)..

Тема 7. Мир прекрасного -10 часов

Теория. День птиц. Алло, мы ищем таланты!. Картинная галерея. Путешествие в страну вежливых ребят. Подведение итогов за год.

Практика. Выставка рисунков; час творчества; рассматривание репродукций и выставка рисунков; работа в группах; показ презентации.

Методическое обеспечение программы.

Программа составлена таким образом, что материал доступен детям младшего возраста. В работе используется дополнительная литература, видеоматериалы, практическая работа.

При обучении используются методы:

-словесный: беседа

-демонстрационный: наглядности, демонстрация видиоматериалов, участие в выставках

-практический

Структура занятия

1.Организационный этап

Задача: подготовка детей к работе на занятии. Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность, активизация внимания.

2. Проверочный этап

Задача: установление пробелов в знаниях и их коррекция.

3.Подготовительный этап

Задача: обеспечение мотивации обучения и принятия цели занятия.

4.Основной этап

Задача определяется в зависимости от цели занятии

5.Контрольный этап

Задача: выявление качества и уровня полученных знаний, их коррекция.

6.Итоговый этап

Задача: дать анализ и оценку достижения цели занятия, наметить перспективу работы

Этапы могут быть в различной комбинации, в зависимости от поставленных педагогом целей.

Литература

Авторская программа воспитательной деятельности в начальной школе "В мире добра" учителей начальных классов Юнгблюд Надежды Фридриховны и Коба Елены Александровны

Внеклассные мероприятия. 1 класс. Выпуск 2./Сост.Е.Б.Бугрова, Л.Г.Диденко.-Волгоград:ИТД «Корифей»

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1.-3-е изд.-М.:Просвещение,2010.-317 с.-(Стандарты второго поколения).

proshkolu.ru

yandex.ru/yandsearch?text













Приложение 5

Дополнительная образовательная программа

«Музейное дело»

Направленность:

Возраст детей преимущественно 7лет

Срок реализации 1 год

Пояснительная записка

Обоснование необходимости внедрения программы в учебно-воспитательный процесс

"Малая родина" ребенка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места села, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия села, это и известные люди, гордость и слава нашей республики.
Исходя из возрастных особенностей младших школьников, главной задачей работы по изучению « малой родины» является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к изучению своего района .

Программа патриотического воспитания школьников составлена на основе изучения истории и культуры своего района, служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.

Основные компоненты структуры

Весь материал разбит на циклы. Отбор материала по циклам произведен с учетом возрастных особенностей детей. Отбирался материал, который помогает ребенку посмотреть иными глазами на знакомое окружение, близок ребенку и личностно значим для него.

Актуальность и новизна

Темы данной программы имеют большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

В программу включен национально-региональный компонент.

После завершения курса обучения обучающиеся могут продолжить образование

Характеристика программы.

Тип программы: дополнительная.

Вид программы: модифицированная.

Направленность: туристическо - краеведческое

Срок реализации программы:- 1 год

Цели и задачи.

Основная цель программы: создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств младшего школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности, способствовать воспитанию трудолюбивой и любознательной личности ребёнка, знающего историю и традиции своего края и уважающего живущих рядом.

Задачи:

Образовательные:

научить школьников овладевать необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками информации (картами, статистикой, периодикой), исследовательским методом;

совершенствовать воспитательную работу, организацию досуга школьников на основе новых педагогических технологий.

Развивающие:

привлекать детей к разнообразной творческой деятельности, приучить детей активно участвовать в конкурсах, соревнованиях;

развивать семейные связи: создать творческое содружество семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы.

Воспитательные:

воспитывать у детей желание к совместной деятельности;

воспитывать у детей чувство патриотизма.

Организационно-педагогические основы обучения.

Состав занимающихся - постоянный;

Форма занятий - групповая, звеньями, индивидуальная;

Возраст детей преимущественно 7 лет;

Заниматься могут все желающие данного возраста, не имеющие медицинских противопоказаний;

Основанием для перевода обучающихся является успешное усвоение программы данного года обучения.

Исключение из объединения возможно по собственному желанию обучающегося.

Сроки реализации программы, режим занятий.

Год обучения

Число часов в неделю

Кол-во недель в году

Всего часов

1

2

36

72

Рекомендуемое расписание занятий.

Год обучения

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Кол-во часов в неделю

1

45 мин.

2

1час30мин.

Нормы наполняемости групп:

1год обучения - не менее 15 чел.

2 год обучения - не менее 12 чел.

3год обучения - не менее 10 чел.

4год обучения - не менее 10 чел.

Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:

Кабинет, специальная литература, компьютер, проектор, пластилин, картон, цветная бумага, цветные карандаши

Методы обучения:

-личностно-деятельностный

-проблемно-поисковый

-метод сотрудничества

Ожидаемые результаты

К концу первого класса учащиеся должны знать:

наиболее выдающиеся достопримечательности посёлка;

названия наиболее известных улиц своего посёлка и РК;

свой точный адрес;

наиболее выдающиеся достопримечательности РК и России.

некоторые обычаи и характерные особенности быта народов Коми

Уметь:

составлять устный рассказ о своих предках, их Ф.И.О.;

соблюдать правила поведения в природе;

ставить простейшие опыты, эксперименты и обрабатывать полученные результаты;

составлять устный рассказ о школе.

Учебно-тематический план.

1 год обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе

Теоретических

Практических

1

Вводная часть

2

2

-

2.

История моего посёлка

14

7

7

3.

Семейная культура

14

7

7

4.

Все профессии важны, все профессии нужны

14

7

7

5.

Фольклор Коми народа

14

7

7

6.

Богатства РК

4

2

2

7.

Моя Россия

8

4

4

8.

Мир наших увлечений

2

1

1

Всего

72

37

35

К концу 1-го года обучения дети знают: названия наиболее известных улиц своего посёлка и РК; свой точный адрес; историю своего посёлка, некоторые обычаи и характерные особенности быта народов Коми; занятия людей; название страны.

умеют: готовить сообщения, участвовать в игровых ситуациях, проводить наблюдения во время экскурсии, собирать материал на основании бесед с родными, составлять со старшими родственниками древо семьи, находить на карте России родной регион.

Содержание программы 1 года обучения.

Тема1.Вводная часть -2 часа

Теория. ТБ во время экскурсии, при работе с ножницами, правила поведения во время отдыха

Тема2. История моего посёлка -14часов

Теория. Улицы моего села. Моя улица. Мой дом - моя крепость. Гостеприимство. Моё село. Моё село через 10 лет. Посещение музея.

Практика. Экскурсия; исследовательская работа; лепка, разыгрывание ситуаций; фотовыставка; рисунки; экскурсия.

Тема3. Семейная культура -14 часов

Теория Мать и отец - хранители семейных традиций. Нравственные ценности моей семьи. Герб моей семьи. История нашей фамилии. Знакомство со своей родословной. Папа, мама, я - спортивная семья. Моя семья в годы войны.

Практика. Фотовыставка; рисунки; составление генеалогического дерева; исследовательская работа; поиск информации; Весёлые старты; поисковая деятельность

Тема 4.Все профессии важны, все профессии нужны -14 часов

Теория. Знакомство с людьми и профессиями: пекаря, почтальона, плотника, парикмахера, портного, библиотекаря, в семье.

Практика. Экскурсии, рисунки, фотовыставки, создание мини-проекта.

Тема 5 Фольклор Коми народа -14 часов

Теория. Знакомство с коми народными сказками. Знакомство с коми волшебными сказками. Знакомство с коми бытовыми сказками. Коми народные пословицы. Коми народные загадки. Орнаменты РК. Художники РК.

Практика. Чтение; рисование; лепка; сочинение; просмотр сказок; создание мини - книжки по теме; аппликация; просмотр презентации.

Тема 6. Богатства РК -4 часа

Теория. Растительный мир РК. Животный мир РК. Добыча и использование полезных ископаемых: уголь, газ, нефть; соль.

Практика. Работа с гербарием, рисунки; рассматривание полезных ископаемых из набора, работа с картой.

Тема 7. Моя Россия -8 часов

Теория. Москва-столица нашей Родины. Москва - что гранит, никто Москву не победит. Символы России. Республика Коми-часть России.

Практика. Работа с картой; просмотр видиофильма; рисование.

Тема 8. Мир наших увлечений -2 часа

Теория. Подведение итогов за год.

Практика. Показ презентации.

Методическое обеспечение программы.

Программа составлена таким образом, что материал доступен детям младшего возраста. В работе используется дополнительная литература, видеоматериалы, практическая работа.

При обучении используются методы:

-словесный: беседа

-демонстрационный: наглядности, демонстрация видиоматериалов, участие в выставках

-практический

Структура занятия

1.Организационный этап

Задача: подготовка детей к работе на занятии.Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность, активизация внимания.

2. Проверочный этап

Задача: установление пробелов в знаниях и их коррекция.

3.Подготовительный этап

Задача: обеспечение мотивации обучения и принятия цели занятия.

4.Основной этап

Задача определяется в зависимости от цели занятии

5.Контрольный этап

Задача: выявление качества и уровня полученных знаний, их коррекция.

6.Итоговый этап

Задача:дать анализ и оценку достижения цели занятия, наметить перспективу работы

Этапы могут быть в различной комбинации, в зависимости от поставленных педагогом целей.

Литература

Примерные программы по учебным предметам.

Начальная школа. В 2ч. Ч.1.-3-е изд.-М.:Просвещение,2010.-317 с.-(Стандарты второго поколения).

Краеведение.Рабочая тетерадь. Андрющенко З.И., Золотарёва О.М., Чурина Т.И., Ярасова Е.К.-Сыктывкар: Издательство «Титул», 2009.

proshkolu.ru



© 2010-2022