Классный час по профориентационной работе с учащимися 5-х классов

Раздел Воспитательная работа
Класс 5 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 г. Фурманов



Внеурочное мероприятие

Тема: «Встреча с известными людьми города: народный коллектив «Русские Узоры»»

5 А, Б классы

Номинация: «профориентационная работа педагогов

основного образования»



Автор: Ершова Елена Сергеевна

заместитель директора по ВР ,

классный руководитель 5 Б класса

МОУ СОШ №3 г. Фурманов






г. Фурманов

2015 г.


Внеурочное мероприятие

Тема «Встреча с известными людьми города: народный коллектив «Русские Узоры»»

Эпиграф:

Чем выше культура, тем выше ценится труд. Вильгельм Рошер.

Дата и время проведения: 22.09.2015 года, 13-30

Аудитория: учащиеся 5 А, 5 Б классов, 2 корреспондента школьного пресс центра, учащиеся 8 Б класса

Охват учащихся: 60 человек

Место проведения: МОУ СОШ №3, актовый зал

Гости: народный коллектив «Русские узоры» в количестве 6 человек

Ответственные:

1. Организатор мероприятия - заместитель директора по ВР школы, классный руководитель 5 Б класса Ершова Елена Сергеевна,

2. Классный руководитель 5 А класса Левинская Марина Константиновна,

3. Обеспечение порядка и дисциплины - ответственный за работу с детьми Шуйкина Наталья Алексеевна

4. Музыкальное сопровождение и презентационный показ - педагог-организатор, музыкальный работник школы Кучина Наталья Владиславовна

5. Заключительное слово - директор школы Иваненко Лидия Юрьевна

Социальные партнёры: представители кабельного телевизионного канала «ТелеСереда»

Реквизиты: предметы быта в русских традициях, парты, компьютерная техника, посуда для чаепития, реквизиты гостей (баян, костюмы, кокошники)

Цель: активизировать профориентационную работу с обучающимися, направленную на повышение их знаний о профессиях культурной сферы деятельности и обучению перспективным профессиям (специальностям).

Задачи:

Обучающие:

1. Дать обучающимся представления о профессиях.

2. Изучить специфику профессии культурной сферы деятельности и смежных профессий.

3. Формировать умения ориентироваться в современном мире профессий.

4. Познакомить учащихся с навыками сервировки стола в русских народных традициях

5. Изучить профессии: баянист, исполнитель русской песни, модельер народного костюма

Развивающие:

1. Формирование мотивации к труду, потребности к приобретению профессии.

2. Развитие собственных представлений о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности.

3. Развитие коммуникативных навыков и способности к самоопределению.

4.Умение пользоваться фототехникой, составлять материал для школьной газеты о важных событиях школы в рамках освоения профессии корреспондент

Воспитательные:

1. Формирование социально самостоятельной культурной личности.

2. Получение навыков интервью, диалога с известными людьми



Ход классного часа


Перед началом мероприятия дети (учащиеся 5А и 5 Б классов) общим количеством 58 учащихся садятся за столы, расположенные буквой «П» в актовом зале школы. Их внимание обращено на центр. В центре зала установлен «главный» стол, украшенный разными атрибутами:

- русскими шалями,

- самоварами,

- баранками,

- предметами быта православной Руси,

- колосьями пшеницы

- деревянной посудой (ладьей и ложками)

На столе горит в светильнике восковая свеча, как символ домашнего уюта, семейного очага.

I. Вступительная беседа.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

Наше с вами мероприятие посвящено изучению профессии, знакомству с ней через встречу с известными людьми Фурмановского муниципального района.

Хотелось бы в начале нашей беседы поговорить с вами о том, какие предметы размещены на этом красивом праздничном столе. Что вы здесь видите?

-…. (ответы учащихся)

Безусловно, главный герой нашего стола это красавец самовар, который был изготовлен ещё в начале 19-го века. Посмотрите, его румяные бока украшены баранками. Вместо скатерти на столе разместились широкие шали с кистями, русскими народными узорами. Здесь мы видим деревянные расписные ложки, старую ладью, покрытую лаком, а ещё дальше небольшие букеты пшеницы. И как в светёлке горит огонек.

Как вы думаете, что я хотела рассказать вам, накрыв этот стол именно таким образом, кто мог за ним сидеть, к какому времени относится данное убранство?

- …. (ответы учащихся)

- Конечно, речь идет о русском народном застолье и русских народных традициях!

Какие русские народные традиции вы знаете? Что относится к словосочетанию «русский народный»?

- … (ответы учащихся)

На слайдах появляются изображения с предметами быта Древней Руси, которые помогают учащимся находить правильные ответы.

- Конечно, ребята это русская избы, коса - девичья краса, предметы быта, резьба на деревянных наличниках, русские народные шали, костюмы, сарафаны, кокошники, русские народные песни, частушки, наигрыши. Давайте теперь ответим на главный вопрос нашей встречи: о чем пойдёт речь?

(в ответах детей мы приходим к выводу, что речь идет о профессии, связанной с русскими народными традициями - исполнением песен)

II. Сообщение темы внеурочного мероприятия.

Прослушайте, пожалуйста, стихотворение и определите, люди какой профессии у нас сегодня в гостях. Чтобы мы смогли ответить на этот вопрос правильно, приглашаются учащиеся 5 А и 5 Б классов, они прочтут вам стихотворение.

Выходят 4 человека и читают тематическое стихотворение.

Что есть Культура?
Двигатель прогресса,
Основа жизни,
Синтез Красоты,
Противовес агрессии и стресса,
Зерно Прекрасного на Ниве Доброты.


Культ Ура - поклоненье Свету,
Сияющему в звездной высоте,
Борьба за эволюцию Планеты,
Стремленье жить в Любви и Чистоте!


Путь Созидания Гармонии и Духа,
Таланта, закаленного в Огне,
Служения Искусству и Науке,
Полезность людям, обществу, стране...


Культура нам дана для осознания
Со - Творчества процессов Мироздания.

Учащиеся присаживаются на свои места.

- Итак, о чем же идёт речь?

Дети предлагают разные варианты ответов и приходят к выводу, что гости встречи - это люди творческой профессии, связанные с песенным жанром, из сферы деятельности культуры.

- Подведем небольшой итог, Мы говорим о профессиях, мы говорим о русских народных традициях, о людях-профессионалах, исполняющих русские народные песни, представителях одного из учреждений культуры Фурмановского муниципального района.

Итак, тема нашего мероприятия: «Встреча с известными людьми Фурмановского района - народным коллективом «Русские узоры»»

III. Знакомство с гостями встречи.

Встречаем гостей нашей встречи.

Двери в актовый зал открываются и под звук баяна входят солисты народного ансамбля «Русские узоры» с тематической песней «Ой, вы гостюшки, дорогие!»

Появление гостей, сопровождается громкой музыкой, «голос» баяна заставляет замереть всех участников встречи. Современные дети практически разучились слушать народную музыку, и для них встреча с баянистом должна стать настоящим сюрпризом. Дети внимательно наблюдают за игрой на баяне.

Ребята, давайте познакомимся:

В гости к нам пришли не просто участники народного ансамбля «Русские узоры», а люди, имеющие непосредственное отношение к нашему образовательному учреждению. Думаю, именно поэтому нам будет проще и легче составить беседу и провести нашу встречу с дорогими гостями.

Итак, представляю вам гостей:

- руководитель коллектива Наталья Александровна Морева является выпускницей школы №3

(Встречаем, аплодисменты)

Галина Александровна Смирнова - членом управляющего совета школы, бабушка трех наших выпускников 2013 и 2015 учебных годов.

(Приветствие)

Анна Владимировна Пучкова - выпускница школы №3 1995 года, она - мама ученицы 5 Б класса Алины Пучковой.

(Дети приветствуют гостя)

Также нас посетили Нина Ивановна Кузьмина, Надежда Павловна Лакеева.

Первым перед вами - юными зрителями появился баянист Евгений Александрович Крылов.

(Аплодисменты)

Встречаем гостей нашего мероприятия аплодисментами

Солистки народного коллектива «Русские узоры» исполняют несколько частушек о русском застолье.

IV. Знакомство с профессиями.

Беседа «Новое время - новые профессии: сервировка стола и специалист по чайным церемониям»

Итак, ребята. Наши гости представились нам. Время и вам представиться гостям. А начнём мы с вами представление с того, что расскажем о красивом русском обычае, как чаепитие с самоваром.

Давайте предоставим слово учителю технологии Марине Константиновн Левинской, которая расскажет нам о традициях русского чаепития и познакомит вам с такой необычной профессией, как специалист по чайным церемониям, а также с тем, как правильно сервировать стол в русских традициях.

Выступление М.К. Левинской

Ну, что ж, дорогие ребята, вас ждет - Эксклюзив! Приглашаем на русское самоварное чаепитие с баранками и сушками.

Вас ждет старинный угольный самовар, вкусный правильный чай, готовые баранки и сушки.

Русская чайная традиция - штука очень особенная. При том, что чай попал к нам сравнительно недавно (если сравнивать с 5-тысячелетней историей чая в Китае), он удивительным образом вписался и прижился в нашем обществе. Более того, он стал не просто напитком, он стал своего рода СИМВОЛОМ - например, символом женской хозяйственности, символом отношений, символом достатка. Вокруг чая временами разворачивались всевозможные истории - от смешных до детективных. На протяжении нескольких столетий чай хвалили и ругали (иногда даже в стихах), чай принимали и не принимали (а временами даже запрещали). Чай рождал моду, традиции, правила. Через чай можно было много в жизни достичь, равно, как и уничтожить свою репутацию при несоблюдении чайных правил и традиций. В общем, чай в русской традиции это безумно интересно, но при этом и не так-то просто, как это может показаться на первый взгляд.

На нашем чаепитии, посвященном русской чайной традиции мы вам предлагаем узнать:

- как и при каких обстоятельствах чай попал к нам (кроме того, мы еще и немного поговорим о до-чайных напитках - что тоже весьма интересно);
- о зарождении русской чайной традиции, о правилах, о самоварах, о чайной и самоварной моде;

- о правилах хорошего тона за чайным столом;


Мы приглашаем наших гостей за чай и расскажем им о русских народных пословицах и поговорках. Это было ваше домашнее задание.

Дети вовлекаются в интерактивную игру с гостями, называя самые разнообразные пословицы о традициях русского чаепития и о чае.

Исполнение песни «Конфетки - бараночки»

V. Знакомство с творчеством народного коллектива.

Игра «Расскажи ромашка…»

Знакомство с профессией «Музыкальный работник: баянист»

Поблагодарим наших гостей за душевную песню и зададим им первый вопрос: «Какой цветок является символом русских полей и девичей красы»

Гости быстро отвечают на вопрос.

Конечно, ромашка.

К гостям выходит девочка (учащаяся 5 Б класса) с венком на голове и предлагает им, оторвав от ромашки лепесток, перевернуть его, прочитать вопрос и дать на него ответ.

Вопросы гостям задаются в течение всего вечера. (Список вопросов прилагается)

В течение игры «Расскажи ромашка…» ребята узнают такие факты, как: «История создания коллектива», «Почему он носит такое название?», «Как давно коллектив носит звание народного?», «Сколько человек в коллективе, основной репертуар?», «Кто пишет и создает музыку» и другие

В этой части встречи баянист Евгений Крылов знакомит детей с работой баяниста и даёт небольшой мастер-класс «Разверни, баян, меха!»

Дети задают различные вопросы, Евгений Крылов отвечает им, предлагает простые элементы игры на баяне, учит детей элементарным приёмам игры, рассказывает о том, что для него игра на баяне - хобби, профессия, образ жизни.

Предлагаются простые и сложные заигрыши на баяне. Затем солистки исполняют русскую народную песню «Гармонь певучая, зачем ты мучаешь?»

VI.Знакомство с профессией: «Исполнитель русских народных песен (фольклора)»

Как вы думаете, ребята, тяжело ли исполнять русские народные песни? Почему?

Ответы детей.

В данной части вечера Наталья Александровна Морева предлагает детям исполнить простые распевки, используя свой профессионализм.

Ребята повторяют за исполнительницей.

Проводится мастер-класс от руководителя народного коллектива «Первые нотки - слово о песне»

Ребята изучают элементарные приёмы вокала. Исполняют совместно один куплет песни «Течет ручей, бежит ручей»

Итогом мастер-класса становится совместное исполнение данной песни.

VII. Знакомство с профессией: «Технолог швейного производства: дизайн русского народного костюма и его декор»

В начале нашей встречи, дорогие ребята, мы с вами рассмотрели такие элементы русской народной одежды, как сарафан, рубашка, кокошник.

Давайте с вами познакомимся с декором и моделью простого русского сарафана и кокошника.

Предлагаем вам небольшой мастер-класс «Руки дела не боятся» от солисток народного коллектива Нины Ивановны Кузьминой, Надежды Павловны Лакеевой.

Именно они декорируют и создают сценические костюмы для выступлений.

В течение мастер-класса предлагается рассмотреть костюм: сарафан и рубаху, а также кокошник.

Чтобы дети легче ориентировались в этапах создания, солистки коллектива вручили им разработанные памятки по изготовлению и украшению элементов народного костюма.

(памятка прилагается)

Коллектив исполняет русскую народную песню: «Русские матрёшечки»

VIII. Рефлексия

Ну, что ж, ребята, давайте подведем итог нашей встречи, поблагодарим наших гостей дружным…. «СПАСИБО!»

Слова благодарности, благодарственное письмо и вручение сладкого подарка предоставляется мальчикам.

Дети выходят и проводят церемонию награждения коллектива «Русские узоры».

Ребята, сегодня на нашем внеурочном мероприятии были использованы различные формы и методы работы: интерактивные игры, мастер-классы, беседы «вопрос-ответ», индивидуальная и групповая работа, многое другое. Расскажите, пожалуйста, мне и нашим гостям, чему мы сегодня научились, какие изучили профессии. Перед вами ладошки-лучики, а все мы знаем, что русские люди всегда почитали солнышко, так вот - напишите ваше мнение на разноцветной ладошке. Озвучьте его и прикрепите к нашему солнышку.

IX. Подведение итогов. Заключительное слово учителя.

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию - значит найти свое место в жизни! Мы благодарим гостей нашей встречи, и я озвучу те ответы, которые чаще всего вы вписали в ваши ладошки.

Итак, это:

- баянист;

- певец русских песен (Правильно это произносится так: исполнитель русских народных песен)

- интервью (вопрос-ответ)

- сервировщик стола

-специалист по чайной церемонии

-модельер - декоратор

- сотрудник телевидения.

Действительно, ребята, профессий мы изучили достаточно много, благодаря одной встрече с людьми-профессионалами.

Поэтому вы должны помнить, что главные три постулата в выборе профессии, это: Хочу, Могу и Надо! Хочу выбрать именно эту профессию, я могу хорошо учиться и получить результат, а чтобы он был высоким Нужно - трудиться!

Звучит песня на патриотическую тему, посвященная 70-летию Великой Победы, которая стала визитной карточкой народного коллектива на многих выступлениях и конкурсах.

Исполняет Н.А. Морева - соло.

В финале вечера на память о мероприятии все участники выполняют общую фотографию.

Методические пояснения к классному часу

I. Внеурочное мероприятие. Тема: «Встреча с известными людьми города: народный коллектив «Русские Узоры»»

II. 5 класс. Занятие является частью профориентационной работы школы.

Цель: активизировать профориентационную работу с обучающимися, направленную на повышение их знаний о профессиях культурной сферы деятельности и обучению перспективным профессиям (специальностям).

Задачи:

Обучающие:

1. Дать обучающимся представления о профессиях.

2. Изучить специфику профессии культурной сферы деятельности и смежных профессий.

3. Формировать умения ориентироваться в современном мире профессий.

4. Познакомить учащихся с навыками сервировки стола в русских народных традициях

5. Изучить профессии: баянист, исполнитель русской песни, модельер народного костюма

Развивающие:

1. Формирование мотивации к труду, потребности к приобретению профессии.

2. Развитие собственных представлений о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности.

3. Развитие коммуникативных навыков и способности к самоопределению.

4.Умение пользоваться фототехникой, составлять материал для школьной газеты о важных событиях школы в рамках освоения профессии корреспондент

Воспитательные:

1. Формирование социально самостоятельной культурной личности.

2. Получение навыков интервью, диалога с известными людьми


III. Оборудование: компьютер, мультимедийная приставка, презентация «Русские народные традиции», раздаточный материал памятка по изготовлению русского народного костюма, опросник «Ромашка», ладошки для рефлексии, предметы быта в русских традициях, парты, посуда для чаепития, реквизиты гостей (баян, костюмы, кокошники)

IV. Ход занятия:

1.Вступительная беседа. Педагог задаёт детям вопрос: «Чтобы вы хотели сегодня узнать?» (ответы детей)

2. Сообщение темы внеурочного мероприятия. Целеполагание.

3. Знакомство с гостями встречи. презентация творческого коллектива.

4. Знакомство с профессиями. Беседа «Новое время - новые профессии: сервировка стола и специалист по чайным церемониям». Выступление учителя технологии. Рассказ-презентация «Русский самовар и традиции чаепития»

5. Знакомство с творчеством народного коллектива.

Игра «Расскажи ромашка…». Вопрос-ответ участников встречи.

Знакомство с профессией «Музыкальный работник: баянист». Мастер-класс «Разверни, баян, меха!» баяниста народного коллектива «Русские узоры» Е.А. Крылова.

6. Знакомство с профессией: «Исполнитель русских народных песен (фольклора)». Мастер-класс «Первые нотки - слово о песни» руководителя народного коллектива «Русские узоры» Н.А. Моревой. Метод групповой совместной деятельности. Заучивание распевок.

7. Знакомство с профессией: «Технолог швейного производства: дизайн русского народного костюма и его декор». Мастер-класс. Работа с раздаточным материалом (памятка - схема). Визуальное восприятие.

8. Рефлексия. Метод «Разноцветные ладошки».

9. Подведение итогов. Заключительное слово учителя.

IV. Методы: словесные, наглядные, игровые (лекция, беседа, игра, просмотр презентации)

VI. Рекомендации к проведению занятия.

Рекомендуется для проведения на классных часах по профориентационной работе.

Возраст обучающихся: 11-12лет (5-6 классы).

Список использованных источников.


1.Агеева И. Д. Парад профессий: весёлые познавательные игры для учащихся 5-10 классов / И. Д. Агеева // Последний звонок.- 2007.- № 7.- С. 3-8.

2.Агеева, Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России : имена и судьбы : словарь - справочник / Р.А. Агеева. - М. : Academia, 2000. - 424 с.

3.Власова, М.Н. Русские суеверия : энциклопедический словарь / М.Н. Власова. - СПб. : Азбука, 2000. - 672 с.

Белинский В.Г. Петербург и Москва //Современные заметки. М., 1983.

4.Береснева Н. В. Классный час "В поисках своего призвания": по теме "мир профессий и твое место в нём" / Н. В. Береснева // Последний звонок.- 2008.- № 8.- С. 11-12. Профориентация для школьников.

5.Блок А. Избранное. М., 1985.

6.Бякова Н. В. Групповая профориентационная игра "Путь в профессию" / Н. В. Бякова // Воспитание школьников.- 2011.- № 1.- С. 49-56.- Библиогр. в конце ст.

7.Вьюрков А.И. Друг семьи // Русский самовар / Авт.- сост. А.А.Гилодо.

М., 1991.

8.Вяземский П.А. Стихотворения. М., 1986.

9.Громыко, М.М. Мир русской деревни / М.М. Громыко. - М. : Мол. гвардия, 1991. - 448 с. : ил.

10.Горький М. Самовар // Сказки русских писателей. М.,1990.

11.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: т. 1- 4. т.4. М., 1998.

1

2.Загашев И. О. Занятия по профориентации в библиотеке / И. О. Загашев // Библиотечка "Первого сентября". Библиотека в школе. - М.: Чистые пруды, 2008.- № 20.- С. 1-32.- Библиогр.: с. 31.- Содержание: Профориентационная работа в начальной школе; Средняя школа. Профориентационная работа с учащимися 5-8-х классов; Профориентационные занятия в старших классах.

13.Ковалев В. М., Могильный Н. П., Русская кухня: традиции и обычаи, М., "Советская Россия", 1990.

14.Куприн А.И. Яма. М., 1992.

15.Лаврентьева, Л.С. и др. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор / Л.С. Лаврентьева, Ю.И. Смирнов. - СПб. : Паритет, 2004. - 448 с. : ил.

16.Михалков С. Самовар // Избранные произведения: В 3т. Т.1. М., 1991.

17.Мухаметова, А. М. Разработка программы элективного курса по психологии "Путешествие в мир профессий" / А. М. Мухаметова // Воспитание школьников.- 2010.- № 10.- С. 42-50.- Библиогр. в конце ст. В помощь школьному психологу: пояснительная записка к программе, тематическое планирование курса.

18.Праздники и обряды на Руси / авт. - сост. В.Ф. Андреев. - М. : Вече, 2006. - 496 с. : ил.

19.Рогов, А.П. Мир русской души, или История русской народной культуры / А.П. Рогов. - М. : ТЕРРА - Книжный клуб, 2003. - 352 с. : ил.

20.Русские игры для всех возрастов, составленные Наталией Будур и Иваном Панкеевым / Н. Будур, И. Панкеев. - М. : Терра - Книжный клуб, 1999. - 376 с.

21.Сторожева Г. О профессиональном самоопределении учащихся: опыт средней школы № 403 г. Москвы / Г. Сторожева // Воспитание школьников.- 2004.- № 10.- С. 37-44. Кроссворды: "Человек-природа", "Человек-техника", "Медицинские учреждения", "Первая профессия моя". Чайнворд "Человек-художественный образ".

22.Терещенко, А.В. Быт русского народа / А.В. Терещенко. - М. : Русская книга, 1999. - 312 с.

23.Усов Н. В. Когда работа в радость / Н. В. Усов // Читаем, учимся, играем.- 2009. - № 7.- С. 45-47: ил. - Библиогр.: с. 47. Классный час, рассказывающий и профессии продавца

24.Усова Н. В. Любимая профессия всегда дарит радость!: классный час / Н. В. Усова // Воспитание школьников.- 2011.- № 3.- С. 33-38.О профессии учитель.

25.Филимонова О.Г. Как научиться выбирать профессию?: Программа занятий для развития профессионального самоопределения учащихся 9-х классов /О.Г.Филимонова //Библиотечка «Первого сентября». Школьный психолог. - М.: Чистые пруды, 2008.-№ 20.- С. 1-29.-Библиогр. : с. 27. - Содержание: Основные принципы организации занятий; Организационно-методические указания; Сценарии занятий.

26. Шангина, И.И. Русский народ. Будни и праздники : энциклопедия. - СПб. : Азбука - классика, 2003. - 560 с.: ил.


© 2010-2022