Программа гражданско-патриотического воспитания Звонница

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МПрограмма гражданско-патриотического воспитания ЗвонницаБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1г.Порхова»

























программа

гражданско-патриотического воспитания

(возраст детей - 5 -11 классы,

срок реализации пять учебных лет)

автор

Яковлева Лариса Анатольевна,

учитель истории

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа №1 г.Порхова» Псковской области

2014 г.

Пояснительная записка

Настоящая программа носит образовательно - развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей обучающихся, на развитие их познавательных, творческих, коммуникативных способностей средствами поисково-краеведческой деятельности [I]. В «Звоннице» приоритетными ценностями являются: «Отечество», «долг», «честь», «труд», «память». Целевые ориентиры программы представлены в следующей схеме [II].

Программа адресована учащимся 5-11 классов и рассчитана на 5 лет обучения. Она состоит из четырех самостоятельных блоков [III].

Первый блок - «Летопись родных мест» - представляет собой введение в краеведение и носит ознакомительно-познавательный характер. Его назначение - вызвать у детей интерес к краеведению через изучение истории семьи, церкви, города, близлежащих населенных пунктов. Основная форма организации учебной деятельности детей на этом этапе - это проведение экскурсий по музеям, историческим местам города, посещение старинных населенных пунктов. Программа построена так, что теоретические занятия по истории и культуре родного края учащиеся приобретают во время практических занятий.

Второй блок - «Музейное дело» - рассчитан на 2 года обучения.

(«Школа экскурсовода» и «Музей открывает двери»). Этот блок носит практико - ориентированный характер: обучающиеся осваивают краеведческий материал в процессе практической деятельности на базе школьного музея. Основная форма организации учебной деятельности детей на этом этапе - работа в школьном музее в роли экскурсоводов, хранителей, экспозиционеров, участие в поисково-собирательской работе. Назначение этого курса - формирование мотивации к самообразованию, создание условий для проявления творческой активности обучающихся, развитие их индивидуальных способностей. Большое внимание уделяется работе с краеведческими источниками под руководством педагога или самостоятельно. Обучение на этом этапе предполагает создание каждым участником реального продукта в виде экскурсии, буклета, выставки.

Третий блок программы - «Исследователи родного края» - выводит обучающихся на углубленно-исследовательский уровень. Он предполагает углубление знаний учащихся о родном крае в процессе исследовательской деятельности. Основная форма организации - разработка индивидуальных исследовательских тем по истории своей семьи, церкви, города, населенного пункта под руководством педагога. Обучение на этом этапе завершается участием в конференциях, конкурсах, православных и краеведческих чтениях.

Четвертый блок - «Теория «малых дел» - включает обучающихся в реальные дела на благо людей, родного края. Стержнем программы пятого года является обучение детей проектированию, развитие их индивидуальных способностей в процессе реализации разработанных проектов. В течение года обучающиеся могут разработать и осуществить 2-3 проекта с разной долей самостоятельности. По количеству участников это могут быть индивидуальные и коллективные проекты, по доминирующему виду проектной деятельности - информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные. Реализация этого блока позволит включить детей в различные отношения с социумом, будет способствовать их самообразованию, самоопределению и самореализации.

Все блоки программы объединены одной идеей - практическое участие детей в изучении родного края, в сохранении культурного и природного наследия, реальная деятельность на благо родного края. Реализации программы способствуют школьное сообщество и внешняя среда [IV], а также заповеди юного краеведа [V].

Программа 1- го года обучения

«Летопись родных мест»

1. Введение в краеведение. Понятие «край», «малая Родина», «Порховский край». Предмет краеведения: история, природа, культура края. Источники краеведения. Порховский краеведческий музей. Выставочный зал. Дом ремесел. Краеведы и ученые - исследователи Порховского края.

Школьный музей, история его создания.

Практические занятия. Экскурсии в Порховский краеведческий музей, выставочный зал, дом ремесел. Экскурсия в школьный музей.

2. Родословие. Происхождение имен и фамилий. Значение имен и фамилий. Что такое родословие. Родословная семьи. Как составить свою родословную. Архив, его назначение. Семейный архив.

Практические занятия. Составление родословной.

3. Здесь мы живем. Местоположение населенного пункта на карте области. Происхождение названия. Страницы истории Порхова. Шелонь и ее значение в жизни города. Наши земляки - выдающиеся люди. В окрестностях Порхова.

Практические занятия. Работа с картой Псковской области. Экскурсии по городу. Изучение материалов школьного музея по истории города. Поход в окрестности Порхова.

  1. Порхов мой, ты капелька России.

Основание города. Каменная крепость. Храмы и монастыри Порхова [VI]. Известные купеческие фамилии. Порхов на старинных почтовых открытках. Опаленные войной. Церкви Порхова в годы Великой Отечественной войны [VII]. Праздник города.

Особенности планировки города. История застройки. Архитектура храмов.

Практические занятия. Обзорная экскурсия по городу. Зарисовка элементов декора. Работа с краеведческой литературой.

5.Достопримечательности Порховского края.

Свято-Благовещенский Никандровский монастырь. Преподобный Никандр. Основание и история монастыря. Крестные ходы в монастыре [VIII]. Монастырь сегодня.

Бельское Устье и Холомки. Архитектура храма и дворца. Князь А. Г. Гагарин. «Колония на Холмах»

Волышово. История дворянского рода. Архитектура усадьбы. Старинный парк.

Полоное. Род Дондуковых - Корсаковых. Усадьба и парк.

Практические занятия. Экскурсия в Никандровский монастырь. Работа с краеведческой литературой.

  1. Природное наследие Порховского края. Охраняемые природные территории края. Городской парк. «Тропа здоровья». Растения и животные Красной книги.

Практические занятия. Экскурсии по «тропе здоровья» и в городской парк. Поход.

По окончании 1 - го года обучения учащиеся должны

знать:

  • основные этапы исторического развития города и района;

  • старинные населенные пункты и их достопримечательности;

  • место нахождения своего города и района на карте;

уметь:

  • рассказывать о своем городе и его достопримечательностях;

  • слушать экскурсовода и задавать вопросы по содержанию экскурсии;

  • выполнять правила поведения при посещении памятников истории и культуры, охраняемых природных территорий.

Механизм оценки результативности:

  • викторины, конкурсы, тестирование;

  • анкетирование с целью выявления мотивации учащихся;

  • наблюдение за поведением учащихся во время экскурсий и походов;

  • беседы с учащимися и их родителями;

  • стабильность посещения занятий;

  • уровень активности на занятиях;

  • «портфолио» учащегося.

Примерное тематическое планирование

1 - й год обучения

Название темы

Всего часов

теория

практика

1

Введение в краеведение

12

4

8

2

Родословие

20

4

16

3

Здесь мы живем

19

9

10

4

Порхов мой, ты капелька России

21

10

11

5

Достопримечательности Порховского края

20

9

11

6

Природное наследие Порховского края

10

3

7

Всего

102

39

63

Программа 2- го года обучения

« Музейное дело»

Часть 1. «Школа Экскурсовода»

  1. Особенности школьного музея. Цели и задачи школьных музеев. Профили школьных музеев. Организация работы школьного музея. Положение о школьном музее.

Практические занятия. Знакомство с Положением о школьном музее, с планом работы музея. Экскурсия в один из школьных музеев района.

2. Сущность экскурсии. Что такое экскурсия. Отличительные особенности экскурсии. Экскурсия как вид деятельности и форма общения. Что должен знать и уметь экскурсовод.

Практические занятия. Прослушивание экскурсий в школьном музее. Наблюдение за речью и манерами экскурсовода. Составление памятки экскурсоводу.

3.Классификация экскурсий. Экскурсии тематические и обзорные.

Практические занятия. Прослушивание обзорной экскурсии по городу. Выявление специфики обзорной экскурсии.

4. Тема и цель экскурсии. Тема и структура содержания. Формулировка темы. Формулировка цели.

Практические занятия. Прослушивание фрагментов экскурсий, определение их темы и целей. Формулировка темы и целей будущей экскурсии.

5. Изучение темы экскурсии. Составление библиографии по теме экскурсии. Правила библиографического описания книги, статьи. Изучение литературы, источников и экспонатов. Правила оформления выписок.

Практические занятия. Оформление библиографического списка. Изучение и анализ литературы и источников по выбранным темам экскурсий. Выполнение выписок по теме экскурсии.

6. Отбор экспонатов и составление маршрута экскурсии. Выделение подтем и отдельных вопросов темы, их логическая и хронологическая последовательность и взаимосвязь. Отбор соответствующих экспонатов. Критерии отбора. Особенности отбора экспонатов в экскурсиях разных видов. Создание и оформление маршрута экскурсии.

Практические занятия. Уточнение темы и цели экскурсии. Составление тематического плана экскурсии. Отбор экспонатов и их группировка по подтемам и вопросам экспозиции. Расстановка карточек экспонатов в соответствии с планом экскурсии. Запись маршрута экскурсии, вычерчивание схемы движения группы во время экскурсии.

7. Путеводитель. (Буклет Церковь Благовещения Божией Матери в с. Опоки [IX]). Назначение путеводителя. Отбор содержания для путеводителя. Структура путеводителя. Справочный аппарат путеводителя.

Практические занятия. Анализ путеводителей по музеям и городам. Подбор материала для путеводителя. Разработка макета и оформление путеводителя в рукописном варианте.

8. Работа над содержанием экскурсии. Структура экскурсии. Вступительная беседа, ее содержание, план и порядок проведения. Основная часть экскурсии. Отработка маршрута. Логические переходы, их варианты. Комплектование «портфеля» экскурсовода.

Практические занятия. Прослушивание тематической экскурсии в Порховском краеведческом музее с заданием установить структуру экскурсии, содержание отдельных частей, вычертить маршрут движения. Составление вступительной и заключительной бесед к подготовленным экскурсиям. Отработка порядка показа и составление рассказа по тематическим группам экспонатов. Хронометраж рассказа по подтемам и вопросам. Заслушивание и обсуждение отдельных частей экскурсий.

9. Экскурсионные методы и приёмы. Взаимодействие методов и приёмов на экскурсии. Метод показа. Метод рассказа. Приёмы сравнения и мысленной реконструкции. Приём цитирования в рассказе. Требования к языку экскурсовода.

Практические занятия. Отработка на экспозиции методики проведения показа и анализа группы экспонатов, использование приёма демонстрации, сравнения экспонатов, констатации фактов, цитирования, мысленной реконструкции событий.

10. Отработка и сдача экскурсии. Работа на экспозиции по овладению маршрутом, содержанием и методикой проведения экскурсии. Индивидуальный текст экскурсии.

Практические занятия. Индивидуальная и коллективная отработка маршрута, содержания, методов и приёмов проведения каждой экскурсии: составление текстов экскурсий. Прослушивание и обсуждение подготовленных экскурсий (Экскурсия по памятным местам Порховского края, связанным с захоронениями героев Отечественной войны 1812 года [X]). Проведение пробных групп.

По окончании 2 - го года обучения учащиеся должны

знать:

  • сущность и структуру экскурсии, классификацию экскурсий;

  • основные приёмы ведения экскурсий;

  • краеведческий материал по темам разработанных экскурсий;

уметь:

  • формулировать тему и цель экскурсии;

  • отбирать материал для экскурсии в соответствии с темой;

  • находить и запрашивать краеведческую литературу;

  • оформлять материалы экскурсии;

  • проводить экскурсии по школьному музею;

  • отвечать на вопросы по теме экскурсии.

Механизм оценки результативности:

Каждый обучающийся создаёт самостоятельно путеводитель (буклет) и участвует с ним в конкурсе, разрабатывает экскурсию и проводит её для учащихся.

Примерное тематическое планирование

2 - й год обучения

Название темы

Всего часов

теория

практика

1

Особенности школьного музея

3

1

2

2

Сущность экскурсии

3

1

2

3

Классификация экскурсий

3

1

2

4

Тема и цель экскурсии

3

1

2

5

Изучение темы экскурсии

10

--

10

6

Отбор экспонатов и составление маршрута экскурсии

20

2

18

7

Путеводитель. (Буклет)

10

2

8

8

Работа над содержанием экскурсии

20

1

19

9

Экскурсионные методы и приёмы

20

5

15

10

Отработка и сдача экскурсии

10

--

10

Всего

102

14

88


Программа 3- го года обучения

« Музейное дело»

Часть 2. «Музей открывает двери»

1. История музейного дела в России. Начало коллекционирования древностей. Петр I и его Кунсткамера. Эрмитаж. Дворянские собрания памятников искусства и древностей в XIII - XIX веках. Научные общества и музеи в XIX веке. Ведущие музеи страны. Музеи Псковщины.

Практические занятия. Посещение «Выставочного зала» Порховского краеведческого музея. Подготовка сообщений о музеях мира, страны, Псковского края. Викторина «Музеи Псковской области».

2. Основы теории и организации музейного дела. Музееведение как наука. Сущность и социальные функции музея. Музей и краеведение. Памятниковая основа, предметность и наглядность в музее. Принцип тематичности в экспозиционной, собирательской и массовой работе. Единство и взаимосвязь всех видов музейной деятельности. Тип и профиль музея. Взаимодействие государственных музеев со школьными.

Практические занятия. Знакомство с отделами Порховского краеведческого музея, встречи с директором музея.3. Фонды музея. Научная организация фондовой работы. Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно-вспомогательные материалы. Состав и структура фондов музея. Виды фондовой работы. Изучение фондов как основа всех направлений музейной деятельности Научное определение, классификация и систематизация, интерпретация музейных предметов. Организация фондовой работы в школьном музее.

Практические занятия. Знакомство с документами, регламентирующими организацию музейного дела. Знакомство с составом и структурой фондов школьного музея

4. Собирательская работа музея.

Задачи поисковой работы, связь с профилем и тематикой музея, с содержанием массовых мероприятий. Основные формы: походы, экспедиции, текущее комплектование, переписка. Плановость, целенаправленность, научная и техническая подготовка поиска Методика сбора и фиксации материалов. Оформление задания. Инструктивные требования к организации и проведению походов учащихся

Практические занятия. Разработка и проведение поиска по темам в соответствии с планом работы музея на год. (Пропавшие без вести: время поиска. [XI]). Оформление, полевой документации (полевой дневник, тетрадь для записи воспоминаний, тетрадь фотофиксацин, полевая опись, акт приема).

5.Учет и хранение фондов.

Задачи учетно-хранительской работы. Инвентарная книга. Шифровка. Прием и выдача предметов. Вспомогательные картотеки. Научное определение и описание предметов. Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов б экспозиции и фондах.

Практические занятия. Проведение инвентаризации, шифровки и первичной обработки собранной в ходе поиска коллекции.

6. Экспозиционная работа.

Идейный замысел и тематическая структура экспозиции. Тематико-хронологический метод - основной метод построения экспозиции. Тематнко-экспозициониый комплекс, его содержание и значение в экспозиции. Роль и место подлинных и научно-вспомогательных материалов. Пояснительные тексты. Порядок создания экспозиции: изучение и отбор материала. составление тематико - экспознционного плана, разработка проекта художественного оформления, обсуждение и утверждение плана и проекта, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж. Постоянная экспозиция и временная выставка. Выставка-передвижка и ее особенности.

Практические занятия. Анализ содержания, приемов построения и оформлении экспозиции школьного музея по отдельным разделам и комплексам; научная разработка и построение стационарной выставки по теме проведенного поиска и последовательной отработкой этапов и приемов экспозиционной работы: создание передвижной выставки в соответствии с планом работы музея на год.

7. Культурно-образовательная работа на базе школьного музея.
Школьный музей - центр школьной туристско-краеведческой работы. Роль музея в жизни села. Основные формы проведения культурно-образовательной работы: экскурсии, лекции, беседы, встречи, праздники, конференции, линейки, викторины, конкурсы. Организация мероприятий. Взаимодействие с учреждениями культуры, образовательными учреждениями, администрацией города.

Практические занятия. Знакомство с постановкой культурно-образовательной работы в школьном музее. Участие в мероприятиях, проводимых на базе музея. Подготовка информации для СМИ. Оформление отчетов о проведенных мероприятиях. Участие в мероприятиях, проводимых школьными музеями района.

К концу 3-го года обучения учащиеся должны

знать:

  • основные понятия музееведения;

  • правила сбора, обработки и хранения материалов;

  • содержание основных документов, pегламентирующих деятельность музеев

уметь:

  • планировать поисково-собирательскую деятельность;

  • проводить сбор и комплектование материалов,

  • вести беседу на заданную тему:

  • лаконично формулировать сведения для этикеток, карточек:

  • определять и описывать основные свойства и отличительные признаки музейных предметов;

  • организовывать и проводить мероприятия для учащихся.

Механизм оценки результативности:

Каждый обучающийся разрабатывает и создает собственный интеллектуальный продукт в виде выставки, экспозиции, сценария и т. д.

Примерное тематическое планирование

3 - й год обучения

Название темы

Всего часов

теория

практика

1

Особенности школьного музея

3

1

2

2

Сущность экскурсии

3

1

2

3

Классификация экскурсий

3

1

2

4

Тема и цель экскурсии

3

1

2

5

Изучение темы экскурсии

10

--

10

6

Отбор экспонатов и составление маршрута экскурсии

20

2

18

7

Путеводитель. (Буклет)

10

2

8

8

Работа над содержанием экскурсии

20

1

19

9

Экскурсионные методы и приёмы

20

5

15

10

Отработка и сдача экскурсии

10

--

10

Всего

102

14

88

Программа 4 - го года обучения

«Исследователи родного края»

1. Наука и научное мировоззрение.

Отличие науки от других явлений духовной жизни человека. Место науки в системе духовной жизни. Наука и краеведение. Порховский край как объект научных исследований.

Практические занятия. Библиотечный урок «Учение и краеведы - исследователи Порховского края». Подготовка учащимися сообщений об ученых и краеведах, занимавшихся изучением Порховского края.

2. Сущность научного исследования.

Что такое исследование. Отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности. Учебное исследование. Научное исследование.

Практические занятия. Сопоставление исследовательских работ учащихся, отчетов о походах и экспедициях, публикаций в СМИ. Рецензирование рефератов учащихся по краеведению и экологии.

3. Технология исследования. Проблема. Тема. Выбор темы и обоснование ее актуальности. Объект и предмет исследования. Цель, задачи исследования. Гипотеза в научном исследовании.

Практические занятия. Анализ рефератов учащихся на краеведческие темы. Обсуждение предложенных тем. Обоснование своего выбора. Постановка цели, определение задач краеведческого исследования. Формулирование гипотезы.

4. Методика исследования. Методы исследования. Сбор первичной информации. Анализ и синтез. Сравнение. Обобщение.

Практические занятия. Составление плана своего исследования. Определение направления поиски и его границ. Выбор методики исследования.

5. Источники информации. Устные и письменные источники, специфика работы с ними. Архив. Библиотека. Беседа. Интервью. Анкета. Правила записи.

Практические занятия. Работа с каталогом. Поиск литературы по проблеме исследования. Встречи с людьми, запись воспоминаний. Сбор документальных источников.

6. Работа с литературой. Краеведческая и научная литература и ее значение для исследователя. Литературный обзор и его место в исследовательской работе. Выписки. Цитаты. Конспект. Реферат.

Практические занятия. Оформление выписок, цитат. Конспектирование. Подготовка реферата по изученной литературе.

7. Обработка собранного материала. Анализ и систематизация собранных данных. Результаты исследования. Обобщение и выводы. Стиль изложения материала.

Практические занятия. Знакомство с разными стилями изложения материала на примере работ учащихся. Анализ собранных материалов, сопоставление их с гипотезой. Изложение хода исследования, выводов.

8. Структура работы. Введение. Анализ источников и литературы. Основная часть работы. Выводы, заключение. Справочный аппарат.

Практические занятия. Анализ структуры краеведческих работ. Написание введения к своей работе. Изложение основной части. Формулирование выводов.

9. Оформление исследования. Титульный лист, правила его оформления. Оглавление, правила его оформления. Изложение основного материала. Деление работы на главы, параграфы, пункты, подпункты. Выводы, заключение. Ссылки, способы их оформления. Список литературы. Иллюстративный материал.

Практические занятия. Библиографическое описание источников. Оформление работы на компьютере в соответствии с требованиями.

10. Тезисы. Отличие тезисов от доклада и реферата. Правила оформления тезисов. Практические занятия. Составление тезисов работы. Обсуждение тезисов.

11. Доклад. Отличие доклада от самой работы. Ораторское мастерство докладчика. Наглядность. Ответы на вопросы. Корректность поведения докладчика и слушателей.

Практические занятия. Определение цели доклада. Подготовка доклада. Прослушивание докладов учащихся на занятиях кружка и их обсуждение. Выбор иллюстративного материала. Выступление на конференции.

12. Подготовка к конкурсам, конференциям, участие в них. Выполнение исследовательских работ. Работа над тезисами, докладами. Оформление работ. Выступления на конкурсах исследовательских работ, краеведческих конференциях (Престольные праздники д. Старые Буриги [XII], Исторический некрополь Опокского погоста [XIII]).

Ожидаемые результаты и механизм их оценки.

К концу 4-го года обучения учащиеся должны

знать:

  • отличия исследовательской работы от других видов творческой деятельности;

  • основные этапы исследования;

  • правила оформления исследовательской работы:

  • краеведческий материал определенный направлениями исследований кружка;

уметь:

  • формулировать тему и цель исследования;

  • определять круг источников для исследования;

  • работать суетными и письменными источниками;

  • оформлять результаты исследования в соответствии с требованиями,

  • логично, последовательно, выразительно излагать содержание доклада в устном выступлении

Механизм оценки ожидаемых результатов.

Каждый обучающийся выполняет все этапы исследования по одной из предложенных тем под руководством педагога, оформляет исследование и представляет его на конференции (школьной, районной). Уровень достижения результатов определяется по качеству выполнения исследования и выступления с докладом.

Примерное тематическое планирование

4 -й год обучения

название темы, раздела

количество часов

всего

теоретич.

Практич.

1

Наука и научное мировоззрение

8

4

4

2

Сущность научного исследования

4

2

2

3

Технология исследования

12

5

7

4

Методика исследования

6

2

4

5

Источники информации

10

6

4

6

Работа с литературой

14

3

11

7

Обработка собранного материала

6

2

4

8

Структура работы

6

3

3

9

Оформление исследования

16

8

8

10

Тезисы

4

1

3

11

Доклад

12

2

10

12

Подготовка к конкурсам, конференциям

46

-

46

всего

144

38

106



Программа 5 - го года обучения

«Теория « малых дел»

  1. Сущность проекта.

Проект, его назначение. Экологические, краеведческие, исследовательские, социальные проекты. Отличие проекта от программы и плана. Структура проекта.

Практические занятия. Анализ структуры реализованных проектов. Работа с толковым словарем.

2. Технология разработки проекта.

Изучение и проблемный анализ ситуации, его роль в разработке проекта. Методы сбора и обработки информации (социологический опрос, анкетирование, изучение материалов СМИ, анализ статистических данных). Постановка проблемы. Соотношение цели и ожидаемых результатов. Механизм достижения цели. Планируемые результаты, механизм и критерии их оценки.

Практические занятия. Проведение анкетирования, социологического опроса среди школьников. Статистическая обработка собранных данных. Разработка коллективного проекта. Разработка индивидуальных проектов. Презентация индивидуальных проектов и их защита.

3. Реализация проекта.

Распределение обязанностей. Индивидуальный план участника проекта. Входящая, текущая, итоговая диагностика. Деловые контакты и сотрудничество в выполнении проекта. Личностные качества, необходимые участникам проекта для успешной его реализации. Связи со средствами массовой информации при реализации проекта. Достигнутые результаты, способы их фиксации. Анализ результатов. Отчет о выполнении проекта, способы его представления.

Практические занятия. Участие в реализации коллективного проекта. Обсуждение результатов проекта. Оформление отчета.

Ожидаемые результаты и механизм их оценки

К концу 5-го года обучения учащиеся должны

знать:

  • отличие проекта от программы и плана;

  • структуру проекта;

  • методы сбора и обработки информации

уметь:

  • проводить сбор и обработку информации;

  • анализировать ситуацию;

  • выявлять проблемы;

  • ставить и формулировать цель и задачи;

  • разрабатывать механизм достижения цели:

  • разрабатывать программу действий по достижению цели;

  • выполнять запланированные действия;

  • устанавливать контакты и сотрудничать с участниками проекта;

  • проводить рефлексию проекта;

  • оформлять результаты реализации проекта

Механизм оценки результатов

В течение года каждый обучающийся участвует в разработке и осуществлении коллективного краеведческого проекта, разрабатывает и защищает индивидуальный проект.

Примерное тематическое планирование

5-й год обучения

название темы, раздела

количество часов

всего

теоретич.

Практич.

1

Сущность проекта

6

2

4

2

Технология разработки проекта

27

6

21

3

Реализация проекта

39

3

36

всего

72

11

61

Методические рекомендации

Порховский край обладает богатым культурно-историческим и природным наследием, что создает благоприятные условия для занятий краеведением. Организация краеведческой деятельности учащихся позволяет в комплексе решать задачи воспитания, обучения и развития обучающихся.

Целесообразно на первом этапе работы по программе организовать увлекательные экскурсии по родному краю, которые познакомят детей с памятниками истории и природы. Эмоциональные переживания детей усиливают рассказы об исторических событиях, происходивших в этих местах в далеком прошлом, легенды и предания, связанные с этими событиями. Наиболее благоприятное время для таких экскурсий - сентябрь, когда стоит золотая осень.

Интерес к занятиям краеведением будет поддерживаться изучением истории своей семьи, своего населенного пункта. На этом этапе важно организовать работу детей над выполнением конкретного продукта их деятельности: это может быть составление |родословной, оформление семейного фотоальбома, разработка путеводителя по школе, по одной из улиц, по населенному пункту и т.д. Здесь целесообразно использование метода проектов: обучение детей формулировке проблемы, постановке цели, планированию своей деятельности по достижению результата. Презентация своего продукта на занятиях кружка перед другими детьми, а возможно и гостями (например, родителями), также повышает мотивацию детей к занятиям в кружке.

Таким образом, первый год обучения по программе является своеобразным «краеведческим ликбезом» для обучающихся, в то же время формируется и укрепляется интерес детей к своей малой родине, к краеведческой деятельности.

Занятия 2-го и 3-го годов обучения желательно проводить на базе школьного музея. Если же музея нет, то занятия в кружке как раз и положат начало его созданию.

В содержании этого блока значительно возрастает доля теоретического материала. Необходимо так организовать работу кружка, чтобы дети знакомились с основами музееведения в процессе своей практической деятельности. В этом возрасте детям свойственно стремление к самостоятельности, к самоутверждению. Выполнение различных музейных ролей позволит им реализовать свои запросы.

В программе 2 и 3 года обучения значительная часть времени отводится работе детей с источниками. Для детей это может оказаться сложным, в таком случае может снизиться их интерес к занятиям. Чтобы это не произошло, необходимо организовать их деятельность так, чтобы каждый ребенок сам создал тот или иной продукт, интересный для него. Значительным подспорьем для педагога здесь станет использование информационно-коммуникативных технологий. Создание детьми компьютерных презентаций на краеведческие темы, оригинал-макетов путеводителей, буклетов и т.д. будет поддерживать их интерес, стимулировать их самостоятельную работу, способствовать развитию их творчества.

Программа предусматривает выполнение обучающимися работ на определенные темы по истории и культуре населенного пункта, края, в этом случае есть опасность, что дети получат отрывочные сведения. Чтобы избежать фрагментарности в знаниях детей, необходимо на занятиях кружка организовать представление и обсуждение выполненных работ по темам в их хронологической последовательности. Это позволит детям увидеть целостную картину жизни родного края.

Для самоутверждения детей, осознания значимости своего дела очень важно организовать практическое применение созданного ими интеллектуального или творческого продукта Участники кружка могут проводить подготовленные экскурсии, демонстрировать спои компьютерные презентации, напечатать путеводители, провести праздники для младших школьников и своих ровесников, для пожилых людей, для родителей и т.д.

Особое внимание педагог должен уделить развитию проектных и исследовательских способностей обучающихся в процессе их работы над выбранной темой, над созданием того или иного творческого продукта. Такой подход закладывает основы для успешной реализации программы 4 и 5 годов обучения.

Блок «Исследователи родного края» ориентирован на детей, наиболее заинтересованных в изучении родного края и склонных к исследовательской деятельности. Программа этого блока предполагает освоение обучающимися основ исследовательской деятельности в процессе выполнения конкретного исследования на краеведческие темы. Важно, чтобы старшеклассники осознавали необходимость приобретения исследовательских навыков и умений для своего образования, для своей будущей деятельности.

Содержание этого блока требует более индивидуального подхода к обучающимся. Педагог должен быть готов к тому, что не все дети пожелают и смогут заниматься исследовательской деятельностью. В таком случае они вполне смогут продолжать работать над созданием новых экспозиций, выставок, экскурсий и т.д. Для тех детей, которые будут заниматься исследовательской деятельностью, педагог должен исполнять роль научного руководителя и консультанта. Для более качественного выполнения исследования может понадобиться помощь учителей-предметников, сотрудников краеведческого музея, районного архива.

Занятия кружка должны быть построены так, чтобы каждый учащийся, получая теоретические знания по основам исследовательской деятельности, применил их к конкретному исследованию по выбранной им теме. Каждый участник должен пройти под руководством педагога все этапы исследовании - от выбора темы до представления результатов своей работы на конкурсе или краеведческой конференции. Здесь уместно организовать защиту работ на занятиях кружка, выступления авторов исследований перед заинтересованной аудиторией. Учащиеся должны приобрести опыт публичного выступления прежде, чем они будут выступать на конкурсе или конференции любого уровня. Кроме того уместно подготовить и опубликовать сборник работ учащихся на бумажных или электронных носителях, распространить его среди участников краеведческих кружков, предложить его для использования учителям-предметникам. Все это повысит в глазах ребят значимость их работы, будет способствовать росту мотивации к познавательной и исследовательской деятельности.

Воспитательная направленность программы определяется личностной значимостью изучаемого материала для каждого обучающегося: это история его семьи, его улицы, его школы, его села, его родины. Необходимо учить детей критически относиться к окружающей действительности, к прошлому и настоящему, учить детей анализировать, видеть проблемы, побуждать их к деятельности по решению этих проблем. Только в этом случае возможно воспитание бережного отношения к природно-историческому наследию Порховского края.

Содержание 5-го года обучения базируется на сформированности тех чувств, интересов, потребностей, знаний, умений и навыков, которые заложены в программе 4 предыдущих лет. Основная форма организации деятельности детей на этом этапе - проект. Полученные учащимися проектные и исследовательские навыки должны найти применение в практической деятельности детей. Педагог должен помочь подросткам увидеть проблемы, решение которых им под силу. Эти проблемы должны быть личностно значимы для учащихся, тогда им интересно будет заниматься их решением. Учащиеся самостоятельно или под руководством педагога анализируют проблему, формулируют цель и задачи, разрабатывают механизм решения проблемы. Проекты могут разрабатываться в группах или коллективно. Возможны и специальные проекты. Важным моментом при разработке проекта является его публичная защита: авторы должны аргументировать свои позиции, убедительно доказать целесообразность планируемой деятельности, необходимость предполагаемых результатов для общества.

Реализация проекта предполагает высокую степень самостоятельности учащихся и потребует от них умения применять на практике полученные знания и навыки. Обязательным этапом проекта должен быть публичный отчет о его реализации. Это может быть публикация в школьной прессе или устное выступление перед аудиторией. Проект должен обязательно заканчиваться рефлексией. Этот этап учит подростков оценивать себя и свою деятельность.

В течение учебного года участники кружка могут реализовать несколько проектов, разных по продолжительности и по характеру. Результатом проектов могут быть какие-то массовые культурно-просветительные мероприятия, тематические вечера, праздники, печатные издания, шефская работа и т.д.

Участие детей в разработке и реализации проектов явится показателем результативности деятельности кружка, и, прежде всего его воспитательной составляющей: ведь активность детей в практической деятельности на благо своего села, своих земляков зависит от того, насколько они осознали и прочувствовали свою сопричастность к судьбе своей малой родины.



Приложение I. Образ выпускника и связь его с поисково-краеведческой деятельностью.

Программа гражданско-патриотического воспитания Звонница

Программа гражданско-патриотического воспитания Звонница


Приложение II. Целевые ориентиры программы.





































































































































































ППрограмма гражданско-патриотического воспитания Звонницариложение III.

Образ выпускника

IV

блок

Программа гражданско-патриотического воспитания Звонница

Программа гражданско-патриотического воспитания Звонница

Введение в краеведение.

Ознакомительно-познавательный характерПрограмма гражданско-патриотического воспитания Звонница

III

блок









В «Звоннице» четыре блока - «ступеньки», которые проходит учащийся за период обучения в средней школе.

Приложение IV. Формирование внутренней и внешней среды программы

Занятие в краеведческом кружкеПрограмма гражданско-патриотического воспитания Звонница

Программа гражданско-патриотического воспитания Звонница

Проведение экскурсий, классных часов, выступление с лекциями в других классах

Сотрудничество со школьной библиотекой

Программа гражданско-патриотического воспитания ЗвонницаПрограмма гражданско-патриотического воспитания Звонница

Программа гражданско-патриотического воспитания Звонница

Педагоги школы - сотоварищи и активные помощники

Работа в Школьном Научном Обществе

Совместная деятельность с родителями, бабушками и дедушками

«Звонница»Программа гражданско-патриотического воспитания ЗвонницаПрограмма гражданско-патриотического воспитания ЗвонницаПрограмма гражданско-патриотического воспитания ЗвонницаПрограмма гражданско-патриотического воспитания ЗвонницаПрограмма гражданско-патриотического воспитания Звонница

Программа гражданско-патриотического воспитания Звонница

Встречи с ветеранами, старожилами, интересными людьмиПрограмма гражданско-патриотического воспитания ЗвонницаПрограмма гражданско-патриотического воспитания Звонница


Сотрудничество с Порховским краеведческим музеем: выставки, работа в фондах

Программа гражданско-патриотического воспитания Звонница

Районная библиотека, Дом Творчества, школа искусств: занятия, консультации, проведение общих мероприятий


Участие в районных, областных, Всероссийских, Международных конкурсах


Приложение V. Реализации задач программы «Звонница» помогает следование

Заповедям юного краеведа

  1. Краевед всегда в пути - постоянном поиске.


  1. Краевед готов поделиться своими «находками»: показать и рассказать о них.


  1. Краевед уважает труд других и сам трудолюбив.


  1. Краевед честен, справедлив, дружелюбен.


  1. Краевед любит и бережет свой родной край и учит этому других.

Программа гражданско-патриотического воспитания ЗвонницаПрограмма гражданско-патриотического воспитания Звонница

Программа гражданско-патриотического воспитания Звонница


Программа гражданско-патриотического воспитания Звонница

Программа гражданско-патриотического воспитания Звонница




Используемая литература:


  1. Организация работы музея образовательного учреждения / методические рекомендации, - Пермь, 2005г.

2. Туманов В.Е. Школьный музей, - М: ЦДЮТиК; 2003

3. Яковлева Л.А. Потомок, знай своей страны судьбу / XII конференция представителей региональных научно-образовательных сетей «Relarn - 2005»,- Нижний Новгород, 2005, - с.205-206

4. Яковлева Л.А. Воспитательная система 9-го класса «Звонница» / Воспитательная система класса. Теория и практика. Методические рекомендации под редакцией Е.Н.Степанова, - М, 2005, - с.138-149

5. Яковлева Л.А. Воспитательная система класса «Звонница» / Классный руководитель, 2006г. №4

Программа гражданско-патриотического воспитания ЗвонницаПрограмма гражданско-патриотического воспитания Звонница

Программа гражданско-патриотического воспитания Звонница




Программа гражданско-патриотического воспитания Звонница





26

© 2010-2022