- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Внеклассное занятие на тему: «О дружбе, товариществе»
Внеклассное занятие на тему: «О дружбе, товариществе»
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бондарь С.Ю. |
Дата | 03.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Внеклассное занятие на тему: «О дружбе, товариществе».
Цель:
-
раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств;
-
формировать умение различать дружбу и товарищество;
Оборудование: выставка книг, плакаты с высказываниями по теме, музыкальное оформление.
Ход занятия:
Воспитатель: "Ребята, сегодня мы с вами прикоснемся к этике человеческих отношений, постараемся войти в мир тонкий и сложный. В мир отношений людей близких и знакомых, посторонних и совсем незнакомых, что заслуживает вечной памяти.
Дружба, товарищество. Друг и товарищ казалось бы понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях. А от того, насколько каждому удается сберечь и отстоять в себе и окружающих человека, человеческое, зависит очень многое, зависит и то, какой будет наша жизнь.
У всех у нас есть друзья, товарищи. Так давайте разберемся, чем же отличаются понятия "друг", "товарищ"? Эти понятия очень близки друг другу, но все же различаются. Как?
Воспитатель: Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания? (Знакомый, приятель, товарищ, друг)
А теперь потренируемся в умении различать, когда и какое слово нужно употребить.
О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать… знакомый.
О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажите… приятель.
Об однокласснике, с которым за 4 года съеден пуд соли, скажете… товарищ.
О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете… друг.
Воспитатель: Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Сложно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. Обратите внимание на пословицы:
Нет друга - ищи, а найдешь - береги.
Друга иметь - себя не жалеть.
Друг познается в беде.
Друга на деньги не купишь.
Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
Мы сейчас проиграем ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подскажет, как вести себя в этой ситуации и опишите свои действия.(инсценирование).
Воспитатель: Что можно считать настоящей дружбой?
Дружба - это единство в чувствах, отношениях к окружающему, оценках людей и поступков.
Послушайте такую ситуацию и скажите. Была ли эта дружба настоящей?
Как вы оцениваете поступок Наташи?
Наташа сказала: "Костя, я не выучила басню Крылова "Стрекоза и муравей". Скажи учительнице, что и ты не выучил". Костя опешил и не успел высказать свое мнение, потому что прозвенел звонок и его первым вызвали к доске. Пришлось ему с выражением прочитать басню и получить пятерку. Наташа же сказала: "Как тебе не стыдно! - и отвернулась к окну".
Итак, ваше мнение. Можно ли обижаться в данном случае на Костю? Можно ли в дружбе диктовать свои требования?
Воспитатель: этот случай следует рассматривать как проявление лжетоварищества. Ведь по отношению друг другу недопустимо потребительство. Прежде всего, человек должен быть требовательным к себе, а не диктовать свои требования.
Воспитатель: А можно ли критиковать друг друга?
Есть ребята, которые закрывают глаза на самые неблаговидные поступки только потому, что их совершает друг. Такую дружбу тоже нельзя назвать верной, а друга, который не готов сказать в глаза горькую правду - преданным.
Если мы говорим о классе, как о дружном коллективе: что здесь вы - друзья или товарищи?
Воспитатель : Значит, есть дружба личная и коллективная. Личная дружба основана на чувствах друг друга, а коллективная на общем деле.
Как же добиться, чтобы в классе были товарищи и друзья? Что для этого необходимо?
Воспитатель : Помогать друг другу, знать друг друга хорошо, быть искренним , честным по отношению к другому.
Игра «Знаю ли я своего друга?»
Воспитатель: Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли вы, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.
Я приглашаю вас к доске, чтобы все увидели, кто же у нас в классе действительно настоящие друзья.
Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?» В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.
-
Какой урок у него любимый?
-
На чем он любит кататься?
-
Какое время года у него любимое?
-
Какой вид спорта любит?
-
Кем хочет стать, когда вырастет?
-
Какое животное он хотел бы иметь дома?
-
Какие книги любит читать?
Воспитатель: Ну что ж, как видим, (имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Проверим, как обстоят дела у (имя).
Воспитатель: Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что запомнилось больше всего?
Законы дружбы:
1. Не оставляй друга в беде, дели с ним радость и горе.
Отвернуться от друга в трудную минуту - предать его.
2. Дружба - это, прежде всего вера в человека, не надо менять друзей.
3. Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим.
4. Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.
5. Быть требовательным к дружбе - значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба.
6.Не бойся у друга попросить прощения, и сам старайся поскорее забыть свою обиду.
Запомни!
Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждое твое слово, каждый поступок, желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свою жизнь вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все для того, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.
Список используемой литературы:
-
Сартан Г.И. Тренинг самостоятельности у детей. - М.: ТЦ "Сфера", 1998.
-
Свмоукина Н.В. Игры, в которые играют… - Дубна, ИЦ "Феникс", 19996.
-
Солдадова Г.У. и др. Жить в мире с собой и другими. - М.: Генезис, 2000.
-
Смид З. Групповая работа с детьми и подростками. - М.: Генезис, 1999.
-
Фопель К. Как научить детей сотрудничать. - М.: Генезис, 1998.