Сценарий социально-правового форума Преступления против человечества

Социально-правовой форум "Преступления против человечества" посвящен 70-летию начала Нюрнбергского процесса на фашизмом. Форум разработан для учащихся 10-11 классов. В начале мероприятия исполняется литературно-музыкальная заставка, которая настраивает ребят на серьезный разговор: что несет фашизм для мирного населения, можно ли оправдать военные преступления совершенные по приказу.
Раздел Воспитательная работа
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Начало: Звучит фокстрот "Рио-Рита" (слова Геннадия Шпаликова. муз. С.Никитина) или вальс "Брызги шампанского".

Ведушие:


  1. Пришел июнь - румянец года,
    Обилие света и тепла,
    И зацвела вокруг природа
    Палитрой красок ожила.


  1. И тополиный пух метелью
    Следы дорог запорошил,
    И хор кузнечиков свирелью
    Поля и рощи огласил.


  1. Такою все дышало тишиной,
    Что вся земля еще спала, казалось.
    Кто знал, что между миром и войной
    Всего каких-то пять минут осталось…
    (С. Щипачев)

Разговаривают:

Юноша:
- Какое сегодня чудесное утро, какое голубое небо! Да, вот и пролетело детство золотое. Прощай, школа, учителя! Что нас ждет впереди?! Неизвестность…

Девушка:

Почему неизвестность? Ты станешь капитаном дальнего плавания, а я учителем начальных классов.

Девушка 3: Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдёт, мы все институты закончим. Вырастем. Может кто-то даже замуж выскочит.

Юноша 3: Ага, или женится. Нет, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду. Романтика!

Девушка: Саша, о чем ты мечтаешь?

Юноша:
- Я… Я хочу поступить в институт, а потом…, наверное, буду врачом. А ты?

Девушка: А я хочу быть учителем. А еще я хочу, чтобы этот мир был таким же светлым и солнечным, как сегодня!

Средь звуков вальса слышится гул самолетов, все приостанавливаются

Юноша: Почудилось…

Гул усиливается, музыка останавливается

Девушка:Что случилось, скажи мне, ветер?
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так же светит,
Или вянут травы в садах?

Юноша:Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?

Девушка: Что случилось, скажи нам, ветер?
Юноша:Неужели это - война?!

Звучат разрывы бомб. Видео фильм - Взрывы. Фон - 7 симфония Шостаковича.

Чтец:

Мирно страна проснулась
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах ее сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова…

Запись.Звучит Голос Левитана» Начало войны».

Год 1941. 22 июня… от Советского Информбюро: «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города».


Видео - война. Звучит песня «Священная война»; (1 куплет)- молодые люди уходят, девушки вытирают слёзы.

Чтец:

Война - жесточе нету слова,
Война - печальней нету слова,
Война - святее нету слова.
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
(А. Твардовский)

Чтец:Война стала тяжелейшим, трагическим испытанием для нашей Родины. Фашистская Германия представляла смертельную угрозу не только для всех народов нашей страны, но и для всего человечества.

Чтец: Вставай народ! Услышав клич земли.
На фронт солдаты Родины ушли.
С отцами рядом были их сыны,
И дети шли дорогами войны.
За Днепр, за Волгу шли солдаты в бой.
Сражались за любимый край родной.
За каждый город, каждое село.
За все, что на земле моей росло.
За детскую улыбку, светлый класс,
За мир, за счастье каждого из нас.

ВИДЕО. (Судакова). Звучит песня «Зажгите свечи».

Выходят ведущие.

Ведущий 1: Остановись, время! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто прервал 1 сентября 1939 году самое дорогое, что есть у человека - счастье и жизнь.

Остановка видеофильма.

Вед.1: (на фоне фильма) Фашизм! Сколько горя, слёз, смертей он принёс миру.

Вед.2: Вторая мировая война не имела никаких нравственных границ, показала всю жестокость немецкого фашизма, его дикость, зверство и варварство. В войне участвовало более 60 государств. Площадь военных действий была свыше 22 млн. кв. км, мобилизовано в вооруженные силы 110 млн. человек. За 6 лет Второй мировой войны погибло свыше 62 миллионов человек. В руины были превращены тысячи городов и сёл. За всем этим стоит - националистическая идеология главного преступника Второй Мировой войны - Адольфа Гитлера.

Остановить фильм.

Вед.1: Сегодня наш социально-правовой форум «Преступления против человечества» мы посвящаем 70-летию начала Нюрнбергского процесса - Международного суда над лидерами германского нацизма.

Вед.2: Позвольте представить гостей нашего форума:

Председатель окружного Совета ветеранов - Игорь Николаевич Лукошко.

Ветеран Великой Отечественной войны, подполковник - Всеволод Анатольевич Ануфриев.

Председатель окружного отделения «Союза офицеров», член совета ветеранов, подполковник в отставке Владимир Федорович Кривенко;

Участник ликвидации Чернобыльской АЭС - Юрий Семенович Скородумов.

Член окружного совета ветеранов, подполковник в отставке Щепин Юрий Анатольевич.

Заведующий молодежным отделом «Культурно-молодежного центра» - Иван Косенко.

Вед.1: Ведущие форума - учащиеся 11 «Б» класса Светлана Допира….. Екатерина Агибалова…

Вед.3: А также учащийся 10 «А» класса - Николай Михайловский.

(пауза)

Вед.2: Советский воин, отстоявший свою Родину от гитлеровских захватчиков и освободивший народы других стран от фашистского порабощения, открыл путь международному правосудию - Нюрнбергскому процессу над главными немецкими военными преступниками. Это был суд всего человечества, Суд Народов, который определил агрессивную войну как тягчайшее преступление против человечества и осудил фашизм во всех его проявлениях.

Вед.1: Рассмотрим с вами следующие вопросы : Что такое фашизм?

- Где зародились фашизм и нацизм?

- Назовите главных основателей идеологии фашизма и нацизма.

- В чем заключает смысл этих двух идеологий?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: фото Мусолини и Гитлера.



Ответ: Фашизм как тоталитарное движение, зародился в Италии в 1919 году и получил название от итальянского слова "fascio", что означает "пучок", "объединение", "союз".

Основатель - Бенито Муссолини - фашистский диктатор, глава правительства Италии с 1922 г. по 1943 год.

Идеология фашизма: Воинствующий антикоммунизм, шовинизм, насилие, культ вождя, тотальная власть государства, всеобщий контроль над личностью, милитаризация всех сфер жизни общества, агрессия.

Адольф Гитлер - вождь Национал- социалистической рабочей партии Германии, глава фашистского правительства.

В 1920 г. Гитлер, взяв за основу идею Муссолини, развил ее на расистской почве и создал уже национал-социализм или нацизм.

Нацизм опасен во всех своих формах для общества, так как приводит к дискриминации и геноциду народов.

Главным в идеологии национал-социализма является раса. При этом в гитлеровской Германии под расой понимался вполне конкретный тип людей, принимались законы, обеспечивающие чистоту и сохранение арийской расы, проводились конкретные мероприятия по выведению определенного физиологического типа. А. Гитлер утверждал: «Я никогда не соглашусь, чтобы другие народы были равноправными с немецким, наша задача - поработить иные народы».

Вед.2: Человечество давно научилось судить отдельных преступников, бандитские группировки и незаконные вооруженные формирования. Международный военный трибунал в Нюрнберге стал первым в истории опытом осуждения преступлений государственного масштаба - правящего режима, его карательных институтов, высших политических и военных деятелей. С тех пор прошло 70 лет...

Просмотр фрагмента видеофильма (руины)

- Назовите страны-победительницы которые приняли участие в военном трибунале над военными преступниками?

Ответ Правительства СССР, США, Великобритании, Франции. В дальнейшем к соглашению официально присоединились еще 19 государств.

Вед.1: Одним из пунктов обвинения, предъявленного в Нюрнберге, было рассмотрение вопроса о военных преступлениях, которым нет оправдания.

Вед.2: Что означает понятие «военные преступления»? И какие же военные преступления совершила нацистская Германия в годы Второй Мировой войны?

Ответы:

Военные преступления - это грубые нарушения международного гуманитарного права в ходе международных или локальных вооруженных конфликтов.

Военные преступления:

Подсудимым были предъявлены:

- обвинение в планировании, подготовке, развязывании или ведении агрессивной войны в целях установления мирового господства германского империализма, т.е. в преступлениях против мира;

- в убийствах и истязаниях военнопленных и мирных жителей оккупированных стран,

- угоне гражданского населения в Германию для принудительных работ,

- убийствах заложников, разграблении общественной и частной собственности,

- бесцельном разрушении городов и деревень, в разорении, не оправданном военной необходимостью;

- в истреблении, порабощении, ссылках и других жестокостях, совершенных в отношении гражданского населения по политическим, расовым или религиозным мотивам, т.е. в преступлениях против человечности.

Вед.2: В Нюрнберге впервые в истории международного права, как уголовные преступники, были представлены государственные руководители, которых обвиняли в подготовке, развязывании и ведении агрессивной войны.


Фрагмент фильма (Открытие + речь Джексона)

Вед. 1: Итак, огласим имена нацистских лидеров, которые принесли человечеству горе и разруху, смерть и голод. Слово предоставляется Саликову Никите.

Саликов Никита. «Обвинения: Презентация.

Никита:Комитет главных обвинителей не имел возможности привлечь к суду «нациста №1». 1 В итоге было решено, что перед судом предстанут 24 человека. В отсутствии «первого номера» среди обвиняемых стал Герман Вильгельм Геринг,

Герман Геринг.(1893 -1946) - Рейхсмаршал Великогерманского рейха. Главнокомандующий военно-воздушными силами Третьего рейха. Председатель Рейхстага; рейхсминистр авиации. Ему принадлежат слова: «Я намереваюсь грабить и именно эффективно. Вы должны быть как легавые собаки!»

Мартин Борман (1900 -1945) - государственный и политический деятель Германии, начальник Штаба заместителя фюрера, начальник , «Личный секретарь фюрера», почётный обергруппенфюрер СС, последний лидер НСДАП . Ближайший соратник Гитлера, к концу войны приобрел значительное влияние в руководстве Третьего рейха. Обвинялся заочно.

Иоахим Риббентроп. (1893 -1946) - министр иностранных дел, советник Адольфа Гитлера по внешней политике. В свое время он скрепил своей подписью советско-германский договор о ненападении. Он же попрал этот договор.

Альфред Розенберг. (1893 -1946) - Обергруппенфюрер СА, руководитель Внешнеполитического управления НСДАП, уполномоченный фюрера по контролю за общим духовным и мировоззренческим воспитанием НСДАП.

Рейхсминистр восточных оккупированных территорий. Участник разработки плана «Ост». План - уничтожения и порабощения советского народа.

Карл Дёниц(1891 -1980) - Гросс-адмирал. Главнокомандующий военно-морскими силами Третьего рейха. Рейхс-президент и главнокомандующий вооружёнными силами Третьего рейха.

Вильгельм Кейтль и Альфред Йодль.Кейтль - Начальник штаба, Йодль - начальник оперативного управления Верховного командования вооружённых сил Третьего рейха. Они планировали военные преступления и стратегические операции.

Эрих Редер.(1876 -1960) - Гросс-адмирал. Главнокомандующий военно-морскими силами Третьего рейха. С его именем связана директива об уничтожении Ленинграда, который фашисты намеревались «стереть с лица земли».

Эрнст Фридрих Кристоф Заукель (1894 -1946) - Обергруппенфюрер СС и СА. Генеральный уполномоченный по использованию рабочей силы и комиссар по рабочей силе в управлении четырёхлетнего плана.

ЯлмарХорас Грили Шахт (1877 - 1970) - германский государственный и финансовый деятель, директор Национального Банка Германии. Один из главных организаторов военной экономики нацистской Германии, и Вальтер Функ(1890 - 1960) немецкий журналист, нацистский министр экономики, президент Рейхсбанка. Оба внесли немалую лепту в разработку «еврейского вопроса».

Эрнст Кальтенбруннер - Обергруппенфюрер СС и генерал полиции и войск СС. Начальник Главного управления имперской безопасности. «Великий инквизитор». Это от него приходили приказы обо всех казнях.

Таким образом, 24 преступника предстали перед международным военным трибуналом.Трибунал подчеркнул, что преступления против международного права совершаются людьми, а не абстрактными категориями, и только путём наказания отдельных лиц, совершающих такие преступления, могут быть соблюдены нормы международного права.

Вед.1: 24 преступника.На их совести миллионы расстрелянных, повешенных, заживо сожженных, затравленных собаками, забитых сапогами, задушенных газом!

Вед.2: Кто из нацистских главарей не присутствовал на судебном процессе?

(СПРАВКА)

Ответ: Гитлер, Геббельс, Гиммлер.

- Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер раскусил ампулу с ядом при неудачной попытке перехода границы. Этому было много свидетелей.

- Министр народного просвещения и образования Третьего рейха, ответственный за пропаганду Йозеф Геббельс и его жена Магда сначала отравили своих шестерых детей цианистым калием, затем он застрелил жену и застрелился сам. Все трупы были опознаны.

- Гитлер и его жена Ева Браун тоже покончили с собой в бункере. Но из-за того, что их трупы были сожжены, время от времени упорно возникают слухи, будто Гитлер сумел бежать и где-то благополучно дожил свой век.

Вед.1: Почему именно в Нюрнберге состоялся судебный процесс над нацистскими преступниками?

(рядом находилась тюрьма, где находились нацистские преступники; в Нюрнберге в 1933 г. состоялся I съезд нацистов после прихода к власти; в этом городе нацизм и должен быть уничтожен).

Вед.1: Кто являлся главным свидетелем обвинения от советской стороны на Нюрнбергском процессе?

(ГОНЧАРОВА МАРИЯ)

Фридрих Вильгельм Паулюс (1890 - 1957) - немецкий военачальник (с 1943 года - генерал-фельдмаршал) и командующий 6-й армией, окружённой и капитулировавшей под Сталинградом. Один из авторов плана Барбаросса. После капитуляции армии Паулюса под Сталинградом в Германии был объявлен государственный траур. О том, что Паулюс в советском плену не упоминалось; фельдмаршала похоронили с почестями. "Лучше смерть, чем плен," - заявил Гитлер).

Именно Паулюс мог доказать, что план Барбаросса был разработан до 1941 г.; фашистское руководство утверждало, что угроза исходила от СССР, а Германия только упреждала опасность. Документы обвинения, представленные на процессе, неопровержимо свидетельствовали о том, что все акты фашистской агрессии планировались и подготавливались задолго до их осуществления.

Вед.1: Чтобы увидеть полную картину дикости преступлений, рассмотрим последствия их зловещих планов на практике.

Фрагмент фильма оккупированные территории

Вед.1: На фоне фильма (без звука) Понесенные страной людские потери и материальный ущерб от немецко-фашистской агрессии ни с чем не сравнимы. История еще не знала таких разрушений, варварства и бесчеловечности, каким отмечен путь гитлеровцев по советской земле.

Вед.2: На оккупированной территории было преднамеренно истреблено более 7 млн. чел. мирного населения. Насильственно вывезенных на работы в Германию - более 5 млн.чел. Оставалось под властью оккупантов - не менее 73 млн. чел.

Вед.3: В Сталинграде только в августе 1942 г. во время налетов немецко-фашистской авиации погибло свыше 40 тыс. чел. гражданского населения. Десятками тысяч исчисляются потери мирных граждан от бомбардировок Севастополя и Одессы, Керчи и Новороссийска, Смоленска и Тулы, Харькова, Минска и Мурманска.

Вед.2: Слово предоставляется Синкевич Екатерине по вопросу «Жестокое обращение с жителями оккупированных территорий».


Презентация + докладчик.

Вед.1: Но самым главным преступление фашистских захватчиков являлось запланированное преступление отраженное в плане «Ост».

Вед.2 : Заслушаем показания, которые был даны по разоблачению плана «Ост».+ памятка солдата.

(справка) - Нуждина Мария и Якубин Максим

Вед. 1: А теперь заслушаем показания свидетельницы, которая случайно осталась живой во время расстрела. Об этом нам расскажет Мазур Валерия.

Свидетель: Свидетельство Серафимы Юдкевич: «13 марта 1942 года нас, 42 человека, вывезли на автомашине за станцию Лесная. Когда машина остановилась возле ямы, мы поняли, что привезены на расстрел. Среди нас было 19 детей от 8 до 7 лет. Руководивший расстрелом немец по имени Роберт приказал всех грудных детей положить на край ямы, а матерям стать возле них. Когда расстреляли мужчин и женщин, не имевших детей, то по его команде палачи медленно начали сбрасывать штыками детей в ямы, а потом убили и матерей».

Вед.1: Масштабы нацистских злодеяний против человечества огромны. История мировой цивилизации не знает такого массового, зверского истребления мирного населения, какое совершили гитлеровцы на оккупированных территориях.

Вед.1: Какие территории Советского Союза больше всего пострадали от гитлеровских злодеяний?

(ответы)

Вед. 2: В чем заключалась задача карательных экспедиций на оккупированных территориях?

(ответы)

Вед.1: Если немецкие оккупанты готовы были установить свой порядок на захваченных территориях, то почему так жестоко относились к жителям?

(ответы)

Вед.1: В целях истребления граждан СССР немецко-фашистские палачи по заранее намеченному плану создали целую систему концентрационных лагерей, тюрем и различных застенков, которые, по мере уничтожения находившихся в них советских людей, непрерывно пополнялись новыми жертвами.

Вед. 2: Как вы считаете, с какой целью гитлеровцы использовали концлагеря?(Бесплатная рабочая сила, проведение медицинских экспериментов, физическое уничтожение «низших рас»)

Вед.1: Что из себя представляли?

(бараки с нарами, где проживали заключенные, крематории, газовые камеры. обнесенные колючей проволокой под напряжением, усиленной охраной)

Вед.2: Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей.

Фрагмент фильма (концлагеря)


Вед.2: Какие чувства у вас вызвали эти документальные съемки?

(ответы)

Вед.1:Возможно ли оправдать убийц, с холодным расчетом, расстреливающих беззащитных стариков, женщин и детей из-за того, что у них не было другого выбора, из-за того, что они выполняли приказ? (ответ)

Вед.1: Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14000 концлагерей.

Вед.2: За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них более 5 миллионов - граждане Советского Союза.

Вед.1: С особой жестокостью нацисты уничтожали евреев.

Вед.2: Со словами обвинения против создания нацистских концентрационных лагерей выступает Синкевич Екатерина.

Презентация + доклад - концентрационные лагеря.

(добавить в презентацию слайд- карта концлагерей)

Вед 1: Неоспоримые доказательства жертв концлагерей представил помощник главного советского обвинителя Лев Николаевич Смирнов.

Вед 2: Стон прошел по залу суда, когда участники процесса увидели кусок мыла, сделанного из человеческого жира, кусок кожи, содранной с человеческой спины и высушенную человеческую голову величиной с кулак. На ней сохранились волосы, а на шее - следы веревки. Эта голова на специальной подставке как сувенир стояла на письменном столе начальника концлагеря Освенцим.

Вед 1: Считаете ли вы все перечисленные факты доказательством преступлений против человечности?... Почему?

(ответы)

Вед.2: 11 апреля ежегодно отмечается Международный День освобождения узников фашистских концлагерей.

Вед 1: Звучит песня «Бухенвальдский набат», которая является гимном павших жертв фашистских концлагерей. Просим всех встать.

Клип М. Магамаева «Бухенвальдский набат»

Вед 2: Гитлеризм навязал миру войну, которая принесла народам неисчислимые бедствия и безмерные страдания. Миллионы людей поли жертвами войны. Пришел день, когда народы мира требуют сурового наказания преступникам.

Фрагмент из речи Руденко

Вед 1: Во имя подлинной любви к человечеству… во имя памяти миллионов невинных людей, загубленных бандой преступников… во имя счастья и мирного труда будущих поколений Суд Народов приговорил: 12 подсудимых - Геринга, Риббентропа, Кейтеля, Розенберга, Кальтенбруннера, Фрика, Франка, Штрейхера, Заукеля, Йодля, Зейсс-Инкварта и заочно Мартина Бормана - к смертной казни через повешение.

Вед 2: Гесс, Функ, Редер приговорены к пожизненному тюремному заключению.

Вед.1: Фриче, Папен, Шахт.- были оправданы. И только в 1947 году в результате пересмотра персональных дел были приговорены к различным срокам тюремного заключения.

Вед 2: Как вы считаете, справедливым ли был приговор в отношении военных преступников?

(ответы)

Вед.1: (возможные ответы) Да, приговор в отношении военных преступников был справедливым, хотя и были расхождения по отдельным пунктам. Приговор Трибунала осудил германских главарей и таких преступных организаций германского фашизма, как руководящий состав национал-социалистской партии, СС, СД и гестапо. Решения Нюрнбергского трибунала предусматривают персональную ответственность высших должностных лиц государства за преступления международного характера,

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (презентация):


Вед.1: «Война - преступление, которое не искупается победой». Она искупается памятью. Но, к сожалению, человечество слишком быстро забывает уроки прошлого.

Вед.1: 24 года прошло с тех пор, как нет на карте такого государства как Советский Союз. Нет страны - значит, нет её истории? В последнее время всё больше и больше проявляется стремление пересмотреть взгляды на наше прошлое.

Вед.2: После Великой Победы и Нюрнбергского процесса человечеству казалось, что нацизму пришел конец, но идеи нацистов оказались живучи.

Вед.1: Сегодня нацизм подобно птице Фениксу возрождается из пепла Второй мировой и принимает новые формы, совращая умы современной молодежи, создавая для них ложные идеалы.

Вед.2: В очередной раз перед миром встают все новые угрозы - экстремизм, терроризм, насильственное свержение основ конституционного строя, военная агрессия, «мирный геноцид»…

Вед.2: В Латвии регулярно проводятся марши легионов Waffen SS, при поддержке и под защитой правительства. Среди представителей государственных элит республик бывшего СССР, в том числе Украины, наблюдаются попытки реабилитации пособников нацизма и самого нацизма как явления. С молчаливого согласия властей там устанавливаются памятники офицерам войск СС, а ветераны-нацисты повстанческих организаций, как и в Прибалтике, обладают льготами и привилегиями.


Остановить презентацию.

Вед.1: Какие уроки сегодняшний мир, раздираемый войнами, мог бы извлечь из того, что произошло в разрушенном до основания городе на юге Германии 70 лет назад?

(также приглашаем к обсуждению гостей)

(Ответ: прежде всего то, что все попытки оправдать жестокость, терпят крах. Ни один народ и ни одна страна не имеют право считать себя господствующими в мире и что идеи фашизма преступны сами по себе.

Вед.2: А самое главное - Уроки Второй мировой войны свидетельствуют о том большом значении, которое имели совместные действия великих держав в борьбе против их общего врага - фашистской Германии. Приговор Трибунала выразил общее мнение представителей четырех стран в осуждении военных преступников и преступных организаций германского фашизма.

Вед.1: Звучит отрывок из поэмы «Суд памяти» в исполнении Новгородцевой Ксении.

Стих. Фон музыки- мягкий.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ:


Вед.2: И в заключении хотелось бы рассказать небольшую историю из книги Аркадия Иосифовича Полторак «Нюрнбергский эпилог»:

Вед.1: «После того как был оглашен приговор и все покинули судебный зал, один французский журналист сфотографировал уже пустую скамью подсудимых. На следующий день она была опубликована и подпись под ней гласила:

- «Помните уроки истории, господа! Не забывайте Нюрнберг!».

- Этими словами мы заканчиваем наш правовой форум «Преступления против человечества», посвященный 70-летию начала Нюрнбергского процесса.

- Всем спасибо.

12


© 2010-2022