- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Рабочая программа внеурочной деятельности волонтёрского движения Инициатива
Рабочая программа внеурочной деятельности волонтёрского движения Инициатива
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Никитина М.Б. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Инициатива» составлена педагогами ГБОУ СОШ № 4 Никитиной М.Б. и Ершихиной Н.В.. Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников подросткового возраста и разработана с учетом Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и нормативно-правовых требований к внеурочной деятельности, утвержденным СанПиН.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования.
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) - это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.
Программа адресована обучающимся 8 класса общеобразовательной школы. Количество детей на занятиях 25 человек. Программа рассчитана на 136 часов, занятия проводятся 4 часа в неделю.
В основе программы лежат следующие документы:
-
Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
-
Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
-
Всеобщая Декларация добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);
-
Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30);
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);
-
Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р;
-
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
-
Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
-
Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;
Цель программы:
-
Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
-
Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
Задачи:
-
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
-
воспитание нравственных чувств и этического сознания;
-
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
-
формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся;
-
формирование здорового образа жизни;
-
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
-
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
-
формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере;
-
формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров.
Содержание программы. Программа состоит из относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности учащихся и направлена на решение педагогических задач.
Направления работы
-
духовно-нравственное воспитание - проектная, просветительская деятельность;
-
патриотическое и гражданское воспитание - шефство; благоустройство школы и микрорайона;
-
здоровьесберегающее - пропаганда ЗОЖ;
-
формирование толерантности - организация досуга подростков.
Образовательные технологии и методы:
-
Технология проектов;
-
Технология коллективного взаимообучения и технология сотрудничества;
-
Здоровьесберегающие технологии;
-
Технология проблемного обучения (проблемно-эвристический метод);
-
Технология развития критического мышления;
-
Технология исследовательской деятельности (метод творческого поиска);
Формы реализации данной программы. Основной формой организации внеучебной деятельности является волонтёрское движение, создание рабочей группы с микрогруппами, творческая работа всего коллектива, консультации, экспедиционная работа, самостоятельная работа, образовательные тренинги, рефлексия имеющегося опыта, вовлечение детей в социальную активность, способствующее формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Программа содержит лекционные и практические занятия. Освоение программы "Инициатива" обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, формирования гражданской жизненной позиции у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
-
личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
-
метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
-
предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому направлению «Инициатива» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
-
Регулятивные УУД:
-
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
-
Проговаривать последовательность действий.
-
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
-
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
-
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности обучающихся.
-
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (успехов).
-
Познавательные УУД:
-
Делать предварительный отбор источников информации.
-
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
-
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы с обучающимися.
-
Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
-
Коммуникативные УУД:
-
Умение донести свою позицию до других.
-
Слушать и понимать речь других.
-
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
-
Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
-
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
-
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
В результате освоения программы обучающиеся будут знать:
-
историю волонтерского движения в России и в мире;
-
права и обязанности волонтеров,
-
основные направления деятельности волонтерских отрядов,
-
основные формы работы волонтеров,
-
Обучающиеся будут уметь:
-
организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи;
-
проводить антинаркотические и другие акции, направленные на формирование здоровых привычек;
-
проводить профилактическую работу в школьном учреждении и в микрорайоне;
-
аргументировано отстаивать свою позицию;
-
адекватно общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения;
-
издавать агитационную печатную и видео продукцию;
-
формировать собственное портфолио;
-
принимать общечеловеческие ценности
Рабочая программа предусматривает развитие компетенций:
-
ценностно-смысловые
-
общекультурные
-
учебно-познавательные
-
информационные
-
коммуникативные
-
социально-трудовые
-
компетенции личностного самосовершенствования
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Дата проведения
Особые отметки
По плану
По факту
1-2
Просмотр фильма «Тимур и его команда» (к 75-летию написания книги А.Гайдара)
3-4
Помощь в подготовке и проведении кл.часов «Жертвам Беслана посвящается…»
5-6
История волонтерского движения в России. (Беседа).
Организационное заседание № 1 волонтерского отряда.
7-8
Спортивный праздник «100 затей для 100 друзей»
9-10
Создание страницы и освещение деятельности волонтерского отряда на сайте школы и в «Волонтерском вестнике»
11-12
Обучающие занятия с волонтерами по гражданской обороне
13-16
Подготовка и проведение Акции «Осенний уик-энд». (Помощь пожилым людям)
17-20
Подготовка и проведение Акции «Дом без одиночества» (Помощь ветеранам пед.труда)
20-21
Помощь в подготовке праздника к Дню Учителя
22-23
Интерактивная игра для младших школьников «Полезные и вредные привычки»
24-25
Конкурс плакатов и рисунков «Ударим юмором по сигаретам»
26
День самоуправления
27-28
Подготовка и проведение акции к Дню школьных библиотек «Живи, книга»
29-31
Подготовка и выступление агитбригады по ПДД
(внутри школы и детских садах)
32-33
Помощь в подготовке кл.часов к Дню памяти жертв политических репрессий
34-35
Работа на сайте. Выпуск «Волонтерского вестника»
36-37
Организация спортивных игр на осенних каникулах
38-39
Заседание № 2 волонтерского отряда
40-41
Подготовка и проведение мероприятий к Международному дню толерантности (16.11)
42-43
Интерактивная правовая игра к Всемирному дню ребенка «Учусь быть гражданином» (20.11)
44-47
Акция «Согреем ладони, разгладим морщинки»
48-51
Мероприятия ко Дню матерей России (27.11)
52-55
Подготовка и проведение мероприятий к Всемирному дню борьбы со СПИДОМ (1.12)
56-59
Подготовка и проведение мероприятий к Международному дню инвалидов «Разное детство» (3.12)
60-61
Творческий отчёт к Дню волонтёров России (5.12)
62-63
Подготовка и проведение мероприятий к Дню героя России (9.12)
64-65
Акция «Новогодняя игрушка»
66-69
Социальный проект «Рождественские подарки в каждый дом»
70-71
Работа на сайте. Выпуск «Волонтерского вестника»
72-73
Заседание № 3 волонтерского отряда.
Тренинг «Я и команда»
74-75
Январские забавы.
Зимние игры
76-78
Операция «Снежок»
(Помощь пожилым людям в уборке снега)
79-81
Подготовка и проведение интерактивной игры «Будем здоровы»
82-83
Подготовка и проведение конкурса рисунков и презентаций, фильмов «ЗОЖ моими глазами»
84-90
Подготовка и проведение мероприятий к Дням воинской славы России
91-95
Подготовка и проведение мероприятий «Для милых дам»
96-97
«Мир моих увлечений». Выставка талантов учащихся
98-99
Мероприятия к Международному дню Счастья
(20.03)
100-101
Работа на сайте. Выпуск «Волонтерского вестника»
102-103
Заседание № 4 волонтерского отряда.
104-105
Мероприятия ко Всемирному дню Здоровья
(7.04)
106-107
Трудовая Акция «Школьный двор»
108-111
Мероприятия к Международному дню памятников и исторических мест (18.04)
112-115
Акция «Круговая порука Добра»
116-120
Акция «Георгиевская ленточка»
Вахта Памяти
121-122
Экологический десант «Цветущий май»
123-126
Мероприятия по подготовке и проведению Акции «Письмо водителю»
127-130
Школьные олимпийские игры
131-136
Творческий отчёт волонтерского отряда
Информационно-методическое обеспечение
Литература
1. Берис Р. «Развитие Я - концепция и воспитание», М.1986 г.
2. Волонтерская служба негосударственной организации социальной сферы. - Киев: Сфера, 2002.
4. Жиляев А.Г., Палачева Т.И., Кулагина А.Т., Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся 7-9 классов средней школы. Методическое пособие. - Казань, 2011
8. Решетников О.В. Организация добровольческой деятельности. Учебно-методическое пособие. М.: «Фонд содействия образованию XXI века». 2005. С. 4.
9. Смит Д. Добровольцы - капитал будущего? // Курьер ЮНЕСКО. 2001. Июнь. С.28.
12. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия/ ИЛИ РАН; под ред. Г.Н. Скляревской. - М.: Астрель: АСТ, 2001. С. 151.
Электронно-программное обеспечение (по возможности)
-
компьютер;
-
презентационное оборудование;
-
выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя физической культуры, для учащихся - на уровне ознакомления).
Адреса электронных ресурсов
1. Волонтерское движение /volunteers.html и /taxonomy/term/7237/all
2. Институт волонтёрства /publ/institut_volonterstva/9-1-0-481
3. Отряд волонтерского движения /deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm
4. Устав волонтера /ustav_vol.htm
5. Методические рекомендации по организации волонтерских отрядов по пропаганде здорового образа жизни, противодействию распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде /index.php?topic=345.0
6. Волонтёрский отряд «Планета друзей» /volonterskiotrad.htm
7. Союз волонтерских организаций и движений /
8. Проект "Эра милосердия прошла?"
9. Волонтёрское движение "Милосердие" /
10. Психологическая работа с волонтерами /news/psikhologicheskaja_rabota_s_volonterami/2009-10-12-15