Конкурсная программа Путешествие в мир профессий

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ с. НЫДА»

Конкурсная программа Путешествие в мир профессий









Конкурсная программа

«Путешествие в мир профессий»











А.Н.Вакуева, воспитатель

«Школа-интернат среднего

общего образования с.Ныда»
















Ныда,

2015

Форма проведения: конкурсная программа с элементами дискуссии

Цель: повышение мотивации и осознанности профессионального выбора учащихся; расширение представлений о мире профессий.

Задачи:

1.Формировать ответственное отношение к выбору профессионального пути через актуализацию имеющихся знаний и получения информации о мире профессий; помочь участникам показать свои знания о профессиях и применить их при решении профессиональной ситуации.

2.Развивать логическое мышление, умение анализировать, работать в группе, презентовать себя.

3.Формировать умение вести дискуссию, рассуждать и воспитывать толерантное отношение к другим мнениям.

Время проведения: 40 мин.

Материалы и оборудование: бланки с заданиями, ручки, компьютер, м/м презентация, проектор.

Участники: обучающиеся, воспитанники 9 классов

План мероприятия:

  1. Вводная часть:

  • приветствие;

  • деление на команды;

  • мотивирующая беседа.

  1. Основная часть:

  • конкурсы №№ 1-7;

  • информационные блоки воспитателя

  1. Заключительная часть:

  • подведение итогов











Ход мероприятия


Воспитатель. Добрый день, ребята и уважаемые гости! В скором времени станет непростой вопрос: кем стать? Кто-то из вас последует совету родителей, родственников, друзей, кто-то выберет модную профессию, отдавая дань времени, а кто-то, в свою очередь, прислушается к самому себе, проанализирует свои умения, предпочтения. Сегодня я предлагаю вам поучаствовать в конкурсной программе «Путешествие в мир профессий». Я надеюсь, что многим из вас будет полезна наша встреча, и вы сможете расширить свои представления о мире профессий и специальностей.

(Участники делятся на две команды. Представление жюри).

Конкурс №1 «Визитная карточка».

Каждая команда должна представить название и девиз. (слайд 3)

Воспитатель. Люди давно ищут формулу счастья. Одна из таких формул звучит так: «Счастлив тот, кто утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой». Вот почему так важно правильно выбрать профессию. В мире насчитывается тысячи профессий. Как ориентироваться в многообразном мире профессий?

Для начала предлагаю вам разобраться в том, чем же отличаются друг от друга слова «профессия, специальность, должность».

Воспитатель. Ребята, как вы считаете, чем они отличаются друг от друга? (ответы обучающихся)

Термин «профессия» происходит от латинского слова, что в переводе означает «объявляю своим делом». В человеческом обществе профессии появились с разделением труда, когда одни люди стали заниматься земледелием, другие - скотоводством, третьи - различными ремеслами. Накопленные в каждой профессиональной среде знания и умения передавались от поколения в поколение. В. Даль в своем словаре русского языка определил профессию как «промысел, сословное занятие». Итак, профессия - это исторически сложившиеся формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь особые способности и развитые профессионально важные качества.

В рамках той или иной профессии может происходить разделение труда в зависимости от специальности работника, т. е. наличия у него специальных знаний, умений и навыков. Например, профессия слесарь включает в себя специальности: автослесарь, слесарь-сборщик, слесарь-инструментальщик и др. Профессию и специальность нельзя путать с должностью, которую человек может занимать в организации или фирме. Должность - это служебное положение, место и связанные с ним служебные обязанности.

(Лекция сопровождается показом презентации, слайды 4 - 5)

Конкурс №2 «Специальности. Профессии. Должности».

Участникам команд нужно заполнить таблицу, предлагаемую в бланке задания (приложение 1), распределив слова по трем группам (слайды 6-7)

Проверка и обсуждение выполненного задания.

Воспитатель. Скоро перед вами непременно станет непростой вопрос: кем стать? Где учиться?

Дискуссия. Вопросы для обсуждения.

- Ребята, что для вас играет решающую роль при выборе будущей профессии?

-С кем вы советуетесь, где черпаете информацию для себя?

- А чем руководствовались при выборе своей профессии наши гости?

- Как вы считаете, влияет ли выбор профессии на дальнейшую судьбу человека?

- Должен ли человек подумать о будущей профессии со школьной скамьи?

Воспитатель. Сориентировавшись в выборе профессии, необходимо продумать возможные пути ее получения. Наличие профессионального образования позволит человеку чувствовать себя более уверенным в себе, в своих силах. Чем выше уровень профессионального образования, тем больше возможностей занять достойное положение в обществе, достичь успехов в карьере. Образование в России делится на общее и профессиональное (слайд 8)

Конкурс №3 «Где учиться?»

Необходимо соотнести уровни образования и типы образовательных учреждений (слайд 10)

Проверка и обсуждение выполненного задания.

Воспитатель. Выбор профессии - один из серьезнейших выборов: его случайность и недостаточная осмысленность потенциально трагичны. Поэтому очень важно правильно изучить себя и свои возможности. Исследования показывают, что люди, неудовлетворенные своей профессией, не только не добиваются высоких результатов, но и чаще болеют, имеют пониженный фон настроения.

Например: Человек всю жизнь мечтает стать музыкантом. У него действительно есть талант. Он поступает в консерваторию, но по окончании вынужден заниматься, скажем, бизнесом, чтобы прокормить семью.

Как вы считаете, как может сложиться жизнь этого человека? (высказывания обучающихся)

Воспитатель. В лучшем случае он будет рад, что живет в достатке, но с другой стороны он будет всю жизнь жалеть, что так и не осуществил свою мечту, не реализовал свой талант. Возможно, будет чувствовать себя неудачником, считая, что принес бы больше пользы себе и людям, будучи музыкантом. На этой почве у него может развиться чувство неудовлетворенности. Как Вы, считаете, какими факторами руководствуется современная молодежь при выборе профессии? (высказывания участников)

Воспитатель. На самом деле выбор профессии «стоит на трех китах»: могу, хочу, надо (слайд 11)

Давайте подробнее на них остановимся:

Могу - учет своих возможностей, способностей, состояния здоровья (слайд 12)

Хочу - личные цели, интересы, потребности (слайд 13)

Надо - потребности рынка труда (слайд 14)

Обсуждение формулы выбора профессии, примеры участников каждой команды.

1.В первом варианте результат будет аналогичен тому, что получили герои басни И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука». Можно только пожалеть человека, который хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо.

2.Второй вариант не так безнадежен, как первый. Желания, возможности и требования рынка пересекаются, хотя не совпадают. Можно прогнозировать большую профессиональную успешность, чем в первом случае.

3.Все факторы совпадают. Можно уверенно говорить о том, что этот человек будет получать удовольствие от своей работы, делать ее лучше остальных и всегда будет в цене (слайд 15)

Воспитатель. Ежедневно 25 млн. человек меняют свое место работы, 12 % из них возвращаются обратно. Наиболее распространенной и представляющей интерес при выборе профессии является классификация профессий по предмету труда, предложенная Е.А. Климовым и детально разработанная его сотрудниками (слайды 16-17)

Конкурс №4 «Кому принадлежит?»

Каждая команда по очереди отгадывает, какой профессии принадлежат предметы на слайдах. По предмету труда определить профессию (слайды 18-26)

Воспитатель. Следующий конкурс «Реклама профессии».

Конкурс №5 «Реклама профессии?»

Каждая команда должна прорекламировать профессию, дать её характеристику, не называя данную профессию. Другая команда должна узнать и назвать прорекламированную профессию.

Воспитатель. В мире море профессий. Одни из них очень распространенные - врач, учитель, продавец… Другие насчитывают единицы. Одни профессии очень древние, другие же появились совсем недавно. Какие редкие профессии вы знаете? (ответы обучающихся)

Редкие профессии специально не прячутся от людей. Любой, кто захочет заниматься чем-то необыкновенным, обязательно найдет себе занятие по душе. Ведь редкие профессии выбираются по зову сердца. Об этих профессиях, как правило, люди знают очень мало, потому что со специалистами в этих областях сталкиваются в повседневной жизни очень редко. Сегодня вы познакомитесь с несколькими такими профессиями (слайды 28-34)

Обсуждение заинтересовавших профессий.

Конкурс №6 «Анаграммы»

Командам необходимо разгадать анаграммы (слайд 36)

Воспитатель. Какие современные профессии вы можете назвать? (ответы обучающихся)

По данным сайта «Мое образование» (moeobrazovanie.ru), представляем вам мнение экспертов, согласно которому, к 2016-2017 годам «десятка» самых востребованных профессий будет выглядеть следующим образом:

1. Логистик

2. Веб-мастер

3. Маркетолог

4. Фандрайзер

5. PR-агент

6. Имиджмейкер

7. Эколог

8. Психоаналитик

9. Ландшафтный дизайнер

10. Специалист по информационным технологиям.

Работа обучающихся в группах с профессиограммами данных профессий.

Конкурс №7 «Профессии известных людей»

Командам предлагается угадать, кем по образованию или роду деятельности являются известные личности. Участники соотносят левый и правый столбцы (слайд 39)

Проверка выполненного задания (слайд 40)

Ответы на вопросы: какой вклад, по вашему мнению, внес уровень образования в их профессиональную карьеру? Какие качества характера способствовали успеху?

Подведение итогов. Выступление жюри.

Воспитатель. Работа и все, что с ней связано, занимает в среднем примерно половину жизни человека! Найти себя в мире профессии означает получить возможность достойно зарабатывать, чувствовать себя нужным людям, максимально полно раскрывать свои способности, заслужить почет и уважение. Чтобы не сожалеть о выбранной профессии, к профессиональному самоопределению нужно подходить осмысленно и начинать думать о перспективах будущей работы еще в школе.

Рефлексия. Обучающимся предлагается продолжить предложение: «Для меня сегодняшнее мероприятие - это…», «Я считаю, что я …», «Теперь я знаю и могу…»

Литература

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2006.

  2. Практикум по игровым технологиям в работе с детьми и подростками/ Под ред. М.Р. Битяновой. - СПб., 2003.

  3. Психологическое сопровождение выбора профессии./ Под ред. Л.М. Митиной. - М.: МПСИ, Флинта, 1998.

  4. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

  5. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. М.: Генезис, 2006.

  6. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов./ Под науч. ред. Л.А. Обуховой. - М.: Вако, 2005.

  7. Справочник педагога-психолога, №8 2012

  8. Справочник педагога-психолога, №1 2013



.










© 2010-2022