Родительское собрание в 5 классе Мы-пятиклассники (с комментариями психолога)

Раздел Воспитательная работа
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание в 5 классе «Мы - пятиклассники» . Традиционно психологическая помощь семье оказывается психологом в рамках психологической консультации. Однако все большую популярность приобретает групповая работа с родителями как модель групповой консультации. Многие родители достаточно хорошо осознают некомпетентность в вопросах воспитания детей, часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить проблемы. Анализ различных ситуаций в группе ( классе) помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других». Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы, недостатки воспитания, которые зачастую не являются результатом осознанного выбора, а заимствуются «по наследству», получаются из ближайшего социального окружения, средств массовой коммуникации и информации.

Существенным достоинством предложенных разработок является то, что все упражнения, опросники опробованы, проверены на родительских собраниях и получили признание со стороны родительской общественности (высказывания родителей: «Я и не предполагала, насколько мой сын оказался мудрее меня «, « Я недооценивала своего ребенка: казалось, еще маленький, не может так видеть и размышлять», «Хорошо, что мы имеем возможность «услышать» наших детей и сравнить , как мы их знаем, что они думают по таким сложным взрослым вопросам, ведь в спешке, занятости мы даже про это и не говорим» и т.д.).

Групповая форма работы на родительском собрании, работа в круге дает возможность снять ощущение единственности и уникальности обственных трудностей и проблем только своего ребенка, позволяет получить обратную связь и от взрослых (других родителей, педагога-психолога) и от детей, взглянуть на воспитание в своей семье с иной точки зрения.

Цель: повышение компетентности родителей в решении трудных ситуации общения с подростком, оказание помощи в формировании психологической культуры родителей.

Методы:

  • Работа в круге;

  • притчи

  • беседа;

  • проективные методики (по необходимости);

  • «зеркальный» опросник (для детей и он же для родителей, но заполняется ими с точки зрения своего ребенка) ;

  • наблюдение реального поведения и взаимоотношений;

  • элементы дискуссии;

  • «Продолжи предложение»;

  • Психотехнические упражнения («Тарелка», «Паутина» и т.д.).

Данные методы дают информацию о выстраивании взаимодействия взрослого-ребенка, ребенка-ребенка, взрослых друг с другом; представление о семейных методах воспитания, отношениях; позволяют увидеть проблемы глазами как детей, так и взрослых.

Цель: проанализировать результаты адаптации учащихся к обучению в средней школе (сделать упор на проблемах общения, взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса)

Родители рассаживаются в круг.

Оформление доски:

1. Цитаты из педагогических трудов В.Сухомлинского.

2.Материал по мотивации и возрастным особенностям.

3 Групповые работы подростков «Какие мы на тренинге» (тренинговое занятие проведено в классе до родительского собрания)..

Использован опрос детей по методике «Продолжи предложение» (как иллюстрации к разговору о особенностях подросткового периода)

На собрании использованы примеры работы психолога и детей на тренинге по «разбору» различных конфликтных ситуации (учитель-ученик, ученик-учащийся, отвергаемый в классе. Цель: показать приемы работы с детьми при возникновении трудных ситуаций).

Приемы работы на собрании:

*Листовка.

Уважаемые родители, мы очень надеемся на то, что именно вы есть и будете теми людьми, к которым всегда, в любом возрасте, что бы ни случилось, приходил ваш ребенок, чтобы получить поддержку, понимание, принятие. И пусть он всегда знает и слышит о том, что вы его ЛЮБИТЕ.

Однажды к мудрецу из далекой деревни пришли молодые люди.
- Мудрец, мы слышали, что ты даешь всем мудрые советы, указываешь правильный путь, открываешь истину. Помоги и нам! Старшее поколение в нашей деревне перестало нас понимать, а с этим нам очень трудно жить. Что нам делать?
Мудрец посмотрел на них и спросил:
- А на каком языке вы говорите?
- Все молодое поколение говорит на тарабарском.
- А старшие жители?
Задумались молодые люди и признались:
- Мы у них не спрашивали.
- Именно поэтому у вас получается их только слушать, но не слышать!

С уважением педагог-психолог Колосова Светлана Юрьевна

*Упражнения «Передай мяч», «Поменяются местами..»

а собрании использовался следующий материал опроса учащихся (зачитывался, обсуждался): Подросткам предложено продолжить предложения, прочитанные психологом.

Ответы могут быть использованы в качестве информационного материала как психологом, так и педагогом. Но при работе с материалом детских высказываний я бы порекомендовала учитывать следующие принципы :

- тактичность в интерпретации (без называния фамилий)

- прочтение по отдельным вопросам всех высказываний учащихся в целом;

- корректность при анализе размышлений.

Продолжите предложения:

1.Мое любимое занятие...

2.Мое любимое блюдо...

3.Наиболее желаемое поощрение для меня - это...

4.Я сержусь, если... Далее приводятся примеры из высказываний подростков: Меня обижают; на меня кричат, обзываются и обижают; мама или папа говорят, что я всегда виновата во всем; мама кричит на меня; меня не понимают или что-то не получается; если мне мешают ; мне ставят «2» и если мама ругает и заставляет делать уроки; мама запрещает играть на компьютере; у меня ничего не получается; меня доводят; мне делают больно; меня бесят и раздражают ( коментарии психолога: для кого-то из подростков это уже достаточно взрослые претензии, связанные с оскорблением личности, человеческого достоинства - еще один пример особенностей возраста - чрезмерная эмоциональность, чувствительность к мнению о себе окружающих, поиск самого себя; выстраивание партнерских отношений)

5. Я счастлив, когда...

Моральное удовлетворение - 6 человек (все хорошо, хвалят и за меня радуются, вижу маму, папу, брата, они рядом; есть друзья все дома.

Материальная выгода - (14 человек): поездки, подарки, награды, деньги, золото, новая игра, еда, медаль, валентинки от мальчиков, игры на компьютере, модная одежда, есть все, что нужно, праздники, день рождения , «5», на футболе, у друзей (Психолог обращает внимание на то, что, к сожалению, большая часть учащихся видят счастье в материальном эквиваленте. Может быть, стоит задуматься, как и чем в дальнейшем будем «осчастлививать», поощрять, ведь с взрослением растет и размер материального удовлетворения)

6. Любить детей - это значит...Учить чему-то хорошему и заботиться о нем; заботиться и любить их; заботиться и не сильно ругать; ухаживать за ними; понимать, любить, поощрять достижения; быть с ними почаще; быть счастливым; это любовь; относиться к ним с любовью и искренним чувством; жить; обращать внимание и ухаживать; растить, одевать, учить, кормить; помогать детям; заботиться о них и отдавать всю свою любовь; любить тех, кто любит тебя; ухаживать за ними; с ними нянчиться; не огрызаться на них, любить; ухаживать и любовь к детям. (Подростки продемонстрировали собственное видение проявлений родительской любви и снова обозначили негативные стороны ее проявления)

7.Самое страшное наказание - это ремень и школа; «2» в журнале; когда меня накажут; когда родители узнают о «2»; смерть; нельзя гулять; не играть к компьютер целый месяц; не пускают к другу; отлупит папа ремнем; остаться в одиночестве, когда не разговаривают ни мама, ни папа, ни все остальные; мыть посуду; угол; непонимание, нелюбовь, когда отворачиваются и не разговаривают.( наказание зачастую неадекватно проступку - по длительности во времени, способу выбора средств, не соответствует возрасту и т.д.).

8. Ласковые слова, которые мне говорят родители, - это... умничка, коломбулька, зая, спокойной ночи, доченька; солнышко мое любимое, доченька моя единственная, умная, красивая, милая, Лизушка, Лизанька, я тебя люблю; молодец, черешня ты моя; котенок, золотце,трудяшечка, работяшечка, любимая доченька, получил «5», молодец, спасибо, дорогой, маленький, красивый, умный, спасибо, пожалуйста, ладно, сходи погуляй, Лерусик, Лерочка, хорошая, крендель, ласточка, квиточка, золотка, так держать, ты хорошо постарался…

9. Мне грустно, если...

10.Не люблю людей, которые ...Лгут, воруют, курят, пьют, наркоманов, насильно вталкивают свое мнение, самоуверенных , без конца зарятся на чужое, жадничают, оговаривают друг друга; думают только о себе, хвастают, обзываются, думают, что крутые, безответственные, злые, ведут себя отвратительно, мне не друзья; мной командуют, помыкают, пользуются как тряпкой, никого не уважают, врут в глаза, наглые, завидуют другим, смеются над тем, кому плохо, матерятся, дерутся, вредничают, делают все по-своему, ноют (при анализе обращается внимание на то, что своими размышлениями дети обозначают проблемы взаимоотношений с людьми, формируют свое представление о нравственных качествах личности, характера, идеалах, моральных ценностях).

11. Когда у меня что-то не получается, я...Обижаюсь, пытаюсь что-то понять и решить заново; прошу помощи у родителей; добиваюсь своего; спрашиваю маму, папу или одноклассников; переделываю снова; продолжаю делать; я делаю это потом или умываю лицо; ухожу гулять к другу; пытаюсь снова; злюсь; начинаю делать все сначала или прошу маму, чтобы она мне помогла; сержусь, расстраиваюсь, но пробую еще и еще; психую; пытаюсь сделать, чтоб получилось; прошу помочь взрослых, немного нервничаю; обращаюсь к родным (обозначены приемы работы над проблемами, выходы из сложных ситуаций, способы преодоления трудностей, стрессовых ситуаций - это дает возможность услышать и взять для применения в своей семье. Или обратить внимание, сравнить с тем, как это делает собственный ребенок. Психолог отмечает, что учащиеся примерами из собственного жизненного опыта подтверждают особенности подросткового возраста. Задача взрослых - дать спектр приемов, как с этим справиться, научить формам реагирования на те или иные проблемы)

12.Мои родители...

Родители услышали не только мнение своего ребенка, но и его одноклассников. Смогли проанализировать проблемы класса вцелом, услышать советы, сравнить свои приемы воспитания с приемами других родителей.

Родителям предлагалось представить, как бы их ребенок ответил на те вопросы, которые им предлагал психолог, отвечать за своего ребенка, а затем сравнить, насколько совпало их размышление и размышление ребят. Задача такого приема - выяснить, насколько хорошо мы знаем своих детей, их представление о мире и о себе.

Удивительно, насколько детско-родительские представления могут расходиться между собой. Не совпали ответы родителей и детей ни на один вопрос 25% родителей. И здесь не стоит забывать о том, что ребенок, как, впрочем, и родитель, имеет право на свои собственные взгляды, важно признавать эти права друг за другом.



© 2010-2022