Статья на тему Школьный музей как средство реализации ФГОС

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школьный музей как средство реализации ФГОС

«Музей - грандиозная памятная

книга человечества»

Л.В. Луначарский


Школьный музей является одним из самых эффективных способов сохранения и осмысления человеческого опыта. Проблема патриотического, этнокультурного воспитания подрастающего поколения сегодня - это одна из важных и актуальных проблем, от решения которой во многом зависит будущее нашей страны. На современном этапе опасной по своим последствиям стала деформация глубинных основ духовного мира - нравственности и патриотизма.

Наше время характеризуется утратой традиционного российского патриотизма, снижением воспитательного воздействия культуры и образования, широким распространением негативных качеств: индивидуализм, агрессивность, эгоизм, равнодушие... Именно сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в молодежи такие качества, как: гражданственность, трудолюбие, любовь к Родине и окружающей природе, семье - все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании» Российской Федерации.

В «Национальной государственной концепции образования в России» четко сформулированы задачи, стоящие перед школой: «В этих тяжелых условиях наша школа, материально обессиленная, духовно дезориентированная, болеющая всеми болезнями сегодняшнего общества, остается основным инструментом нравственного и умственного воспитания подрастающих поколений. Если мы упустим несколько поколений, как уже было упущено, то будет уже не с кем восстанавливать наше Отечество: Россия, как духовная сущность, как вдохновляющий идеал, перестанет существовать. Система образования в сегодняшних условиях становится одним из главных инструментов преодоления духовно-нравственного кризиса нашего общества».

С 2011 г. в образовании начинает действовать стандарт второго поколения, который направлен на формирование российской гражданской идентичности обучающихся, сохранение и развитие культурного разнообразия наследия многонационального народа РФ, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России. Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: уважающий и принимающий ценности семьи и общества, ощущающий преемственность поколений, любящий свой народ, понимающий национально-культурные ценности русского народа, имеющий толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества. Метапредметные результаты: владение всеми видами речевой деятельности, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач (3). Предметные результаты: освоение базовых понятий музееведения, в частности этнографии, самостоятельно собирать и обрабатывать материал, проводить экскурсии по школьному музею, описывать и проводить паспортизацию музейных экспонатов, проводить беседы с местным населением. Все перечисленное можно достигнуть посредством деятельности школьного музея.

В 2002 г по приказу директора в школе был организован музей, в 2010 - паспортизирован, получил название «Этнографии и детского творчества». Основными направлениями деятельности музея являются научно-исследовательская, организация и проведение творческих мастерских, конкурсов, выставок, музейные уроки и экскурсии, школа экскурсоводов. Рассмотрим каждое.

Научно-исследовательская предполагает самостоятельные поиски учащимися материалов, которые могут лечь в основу творческой работы. Здесь мы рассматривали семейные архивы, традиции, родословные, воспоминания, письменные памятники, вещественный мир. Дети учились брать интервью, расшифровывать записи, работать с фотоматериалами. Перечисленное -самое сложное в этой работе для детей. В результате были написаны: «Моя родословная в контексте истории российских немцев», «Память по заказу: особенности языка и стиля в личных воспоминаниях первостроителя Магнитогорск К.В. Казармушкина», «Полотенца в традиционной культуре села Кага во второй половине XX века», «Печь в традиционной культуре села Кага во второй половине XX века», «Традиции праздника Ид аль-фитр в моей семье». Мы изучали средневековые тексты, бытующие в устной и письменной формах. Это исследование «Анализ южноуральских духовных стихов». Все работы имеют 1 или 2 степень на федеральном уровне. В основе исследований лежит изучение материала книжного, архивного, устного, связанного с городом Магнитогорск, сел Челябинской области и республики Башкортостан, а именно её горнозаводской зоны. Записанные интервью и документы городского архива составляют архивный фонд нашего музея, в котором хранятся также записи жителей нашего города, фотографии. Дети выступают на областных конкурсах, а в 2013 году на региональной конференции, проводимой МаГУ.

На основе исследований, изученной литературы научной, краеведческой, художественно-документальной мы составляем экскурсии. Таковыми оказались «Новый год в жизни первостроителей Магнитки», «Время, вперед! Первостроители Магнитогорска», «Печка-матушка», «Висит, болтается, всяк за него хватается».

Экскурсии в музее проводят как руководитель, так и актив музея. Наши экскурсии и музейные уроки отличаются от традиционных. В начале мы создаем проблемную ситуацию и предлагаем детям решить ее. Такой формой может быть загадка, таинственный предмет, как например рыбья игла, положенная в сундучок. Детям предлагается подумать, что можно ею выполнить. Это было начало экскурсии «Вышивка. Тепло бабушкиных рук». Загадки могут быть заданы в конце экскурсии с целью проверить качество усвоенной информации, например: «Стоит волк опаленный бок», «Сидит Арина, рот разиня». Дети должны соотнести загадки и материальный предмет экскурсии и найти ответ. Это развитие памяти, логического и образного мышления, внимания.

Дети на экскурсии не просто слушатели, потребители потока информации, они выступают в роли активного слушателя, т.е вовлекаются в экскурсию диалогом, отвечая на вопросы. Ребятам предлагается войти в роль крестьянина и показать, как использовались в быту предметы обихода: ухват, лопата для хлеба, сито, коромысло. Учащиеся проигрывают некоторые сцены, показывают себя как актеры, испытывают эмоциональные переживания. На экскурсии «Печка-матушка» мальчиков провожаем в армию или ряженые приходят на именины «печь ломать». Так через игру дети знакомятся с обрядами, существовавшими во второй половине XX века в селе Кага РБ. Это игровая форма экскурсии. В игровой форме ребенок получает возможность освоения историко-культурного опыта и системы норм и ценностей прошлого, а дома делится впечатлениями с родными. «В музее утилитарные вещи возвеличиваются до символов событий и фактов. Пространство музея выступает как некий гипертекст, прочтение которого требует игру воображения и домысливание» (1). Поэтому рассмотрение музея как игрового пространства связано с осмыслением деятельности музея по пробуждению фантазии, способности к творчеству, самостоятельному мышлению, расширению знаний и социального опыта ребенка. Об этом свидетельствуют высказывания детей: « Я могу себя поставить на место тех людей, которые жили в далекие времена» (Кейш Арина, 5 д) или «слушаешь, и в мыслях кажется, что ты сам живешь, работаешь» (Расбаев Никита, 5 д). «Может быть, для некоторых в музеях скучно, но это же мир фантазий, и с помощью воображения можно попасть в то время и увидеть, как выглядели и что делали люди раньше» (Коннов Миша, 5 д).

Другой вид игровой деятельности, используемый нами, - это инсценирование. Активисты музея перевоплощаются в героев своих рассказов. В этом им помогают костюмы, вещественный мир, речь, судьбы изображаемых ими людей. В таких ситуациях дети осваивают культуру предков, их образ жизни и мировоззрение. Например, в театрализации «На заседании редколлегии группы «Буксир» одному ребенку приходилось перевоплощаться в нескольких героев: крестьянин - солдат - рабочий. Дети учатся говорить языком своих героев, их интонациями. В диалоге двух крестьянок села Кага зрители слышали особенности говора («у» вместо предлога «в», звук «щ» вместо «ч»: «у карты, пещка»), народную речь. Или же поют казачьи песни как в композиции, посвященной 270-летию станицы Магнитной. Экскурсанты знакомятся с народными играми (катание яиц на Красной горке на Пасху). Игра в музее воспитывает, как считает Никита Ерхов, 8 б класс. Игра - это попытка на эмоциональном уровне дать представление об эпохе XX в., погрузить детей в атмосферу жизни ушедших поколений, познакомить с предметами исчезнувшего быта. Познакомить с народным творчеством нам помогают мастерские, например изучая народные куклы, дети учатся изготавливать куклу-закрутку: пеленашку.

Некоторые экскурсии сопровождаются компьютерной технологией - презентацией, имеющей более широкие возможности, так как сочетает видеоряд, звуковое сопровождение, различные технические эффекты. Ее можно назвать виртуальной экскурсией, которая позволяет, не выезжая в город, показать красоту его архитектуры, редкие фотографии, хранящиеся в личных архивах, архивные и библиотечные материалы и т.д. Она используется как иллюстративный материал, дополняющий вещественный мир школьной экскурсии. Например на выставке «Жизнь и судьба Ленинского района» были представлены редкие экспонаты (звуковое письмо по заказу, книги на немецком языке, фарфор, вышитые крестом картины середины XX в. из частных коллекций). А в презентации звучали песни о городе Магнитогорске, голос поэтессы Р. А. Дышаленковой, читающей стихотворение «Я сотворил цемент». Таким образом, использование информационных технологий в музее способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов.

В кружке «Юный экскурсовод» активисты музея учатся не только ведению экскурсии, но и актерскому мастерству, ведению музейной документации, описанию музейных предметов, овладевают навыками профессии экскурсовод.

Таким образом, в основе работы школьного музея «Этнографии и детского творчества» лежит системно-деятельностный подход, личностно-ориентированное обучение, используются как традиционные формы и методы (экскурсии, выставки), так и нетрадиционные, такие как игра, один из методов «познания ребенком окружающего мира, способов его социализации», раскрытия его творческих способностей. В нашем музее проявляется возможность «погружения» в определенную социальную ситуацию при активном взаимодействии с экспозиционным материалом. Музей выступает как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям, возможно, в выборе профессии, дети получают возможность выразить себя в образах, в творческих и исследовательских работах, совершенствуются их ИКТ-компетенции. Работа музея направлена на формирование личностных, предметных, метапредметных результатов. Музей отражает содержание и качество жизни коллектива, является центром интегрированной в учебно-воспитательный процесс музейно-педагогической и краеведческой работы (2).

В данный момент мы разрабатываем проекты. Материалы экскурсий и презентации к ним, например «Жизнь и судьба Ленинского района», «Тепло бабушкиных рук. Вышивка», мы оформляем в виде буклетов. Магнитогорская поэтесса Р. А. Дышаленкова разрешила нам создать книгу «Коляба-маляба» с рисунками детей нашей школы.

На основе сказанного можно сделать вывод, что школьный музей является средством реализации ФГОС.

Литература

  1. Игровые образовательные методики в музейной работе с детьми: материалы научно-практической конференции: 19 ноября 2005г. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитаж, 2008.- С. 13 -20. ( в соавторстве Л.М. Шляхтина) Игра в пространстве музея.

  2. Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие/Б.А. Столяров. - М.: Высш. шк., 2004 - 216 с.

  3. Федеральный Государственный образовательный стандарт



© 2010-2022