Школьный музей Русская изба

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель музыки :

Гулина Светлана Салимовна

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Кромского района Орловской области

«Шаховская начальная общеобразовательная школа»

Школьный музей « Русская изба»

" Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор."

Г.С. Виноградов

Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребёнка В любом детском саду и школе существует проблема свободных помещений ,но даже если таковых нет , можно в каждой группе , классе разместить уголок русской избы, где есть одежда в русском стиле, предметы быта. Детство - особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко. Интересно и содержательно. Задача каждого педагога - создать для этого все условия. Педагогика, как наука необычайно сложна. И сложность заключается, прежде всего, в головоломке её многочисленных компонентов. Наша школа - сад это маленький оазис любви, тепла и доброты к детям. Вот уже три года коллектив работает под девизом:

«Жить в красоте,

Замечать красоту,

Создавать красоту вокруг себя»

Открывая вокруг себя красивое , восторгаясь и изумляясь красивым ребёнок как бы смотрит в зеркало и видит свою собственную человеческую красоту, чем раньше он почувствует и чем раньше изумится ею, тем выше его чувство собственного достоинства. У каждого нового поколения, входящего в мир, есть нравственный долг - беречь красоту, созданную предыдущими поколениями. Память о прошлом - звено между настоящим и будущим. Из этой памяти мы черпаем опыт, который предостерегает нас от ошибок, дает силы и вселяет веру. Тысячи памятников истории и культуры составляет наше наследие.

«…Образ степной травы перекати - поле, гонимой ветром и не знающей связи с землей - все стоит перед глазами. Но что трава! А если скитальческую участь перекати - поля изведает человек? Будет ли он счастлив тогда? Вряд ли. Без «духовной оседлости», без ощущения корней, без любви, без интереса к собственной истории дальней и близкой, к культуре своей страны не может быть полноценного человеческого счастья. Культурная среда также необходима для нравственной жизни, как растительный и животный мир для нашего биологического существования». Эти слова принадлежат академику Д.С. Лихачеву.

Народная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка, лежать в основе ее личности.

Народную культуру следует рассматривать не только как самобытную художественную систему, но и как специфическое средство для формирования творческой личности.

Через близкое и родное творчество своего народа дети понимают и творчество других народов, а в целом, научатся чувствовать общечеловеческое. Значит, неслучайным побуждением продиктовано использование народного творчества, отечественной культуры в воспитании детей. Здесь заключается реальное воспитывающее начало.

Когда же начать приобщать детей к истокам отечественной культуры? А в том возрасте, когда они начинают жадно интересоваться окружающим, а именно, в дошкольном и младшем школьном возрасте. Как же их ввести в эту культуру, что для этого нужно, что можем сделать мы в нашей маленькой сельской школе?

Вот 3 года назад перед педагогическим коллективом МБОУ КР ОО « Шаховская начальная школа» назрела необходимость в обновлении методов и организационных форм образовательно - воспитательного процесса. Было решено создать музей и активно внедрять средства музейной педагогики. Педагоги нашли такой ключик, который помогает им открыть заветную и очень интересную дверцу - это обращение к предметному миру - этнографический музей.

Этнографический музей « Русская изба» - это гордость нашего коллектива. И мы занялись разработкой проекта , сбором материала . Все экспонаты собраны и подарены сотрудниками, родителями воспитанников, жителями деревни Голубица , Борисовка, Ржаво , Лысовка Кромского района. Энтузиастами сбора экспонатов были сотрудники нашей школы ,родители , учащиеся и просто не равнодушные люди , которым хочется сказать огромное спасибо.

Актуальность и востребованность в музее не вызывает сомнения. Старинные экспонаты вызывают интерес ,в нашем музее их можно взять в руки, спокойно рассмотреть тонкую ручную работу.

Экспозиции «Русской избы» помогают в изложении таких учебных предметов как история, технология, рисование, музыка, литература, краеведение. Основной принцип работы школьного музея «Русская изба» - «Без родной земли нет большой судьбы».

Для музея была выделен пустующий класс, в котором организованна «Русская изба», выставлены предметы крестьянского обихода: прялка, печка, сундук, кровать, убранная лоскутным одеялом, вышитыми подушками, кружевным подзором , ступа, утюги, ухват, кочерга, чугунки, рубель, гребень - чесало, лапти. Окна увешаны вышитыми и выбитыми льняными занавесками. На стенах оформлены экспозиции: «Русский народный костюм», «Вышитые полотенца», «Кружева», «Вышивка в портретных рамах» .Выставляются сменные экспозиции: «Глиняная посуда», «Куклы в русских национальных костюмах» (а также в костюмах Орловского края). Большое внимание уделяется интернациональному воспитанию, поэтому имеется сменная экспозиция «Славянская культура» (Россия, Украина, Белоруссия), макет «Крестьянский дворик» - изготовленный сотрудниками детского сада . Рядом с «Русской избой» расположена костюмерная для детей и взрослых, в которой собрано очень много костюмов . В дошкольной группе уделяется большое внимание самым разнообразным представлениям на различную тематику , поэтому ,обыгрывая какую - то сказку, проводя развлечения, праздники, педагоги не испытывают никаких затруднений в выборе костюмов. На праздники «Рождество», «Щедрый вечер», «Масленицу», «Венок русской песни», «Деревенские посиделки» детей одевают в русские народные костюмы, изготовленные сотрудниками , много костюмов подарили родители нашей школы. В коридорах вывешиваются репродукции картин художников , рисунки учеников, роботы совместные родителей и их детей. В оформлении интерьера коридоров, холлов, групповых комнат - эпизоды русских народных сказок .В групповых комнатах мини - лаборатории , где дети экспериментируют, проводят опыты с природным материалом. Затем эти работы выставляются в музее « Русская изба» в специально- отведённом уголке.

Любой экспонат музея может подсказать тему для интересного разговора . Например тема - « Куклы наших бабушек» поможет понять детям, чем играли наши предки, из чего делались игрушки. На внеурочных занятиях «Кукольная мастерская» с учащимися 1-4 классов (руководитель Амеличкина Е.Н.) изготавливаются игрушки. Детям рассказывают об истории возникновения и развития игрушки. История славянской куклы уходит в язычество. Кукла - прародительница являлась языческим символом и олицетворением изобилия, плодородия, плодовитости, материнства. Кукла - талисман находилась в жилищах русичей. Девушки долгими зимними вечерами собирались рукодельничать. Они делали и куколок, оберегающих жилище: берегинь. Кукла должна быть безликой, т.к. в куклу с глазами могла вселиться душа хозяев дома. На базе музея проводим развивающие познавательные занятия и развлечения. Экспонаты музея постоянно используются учителями и воспитателями на уроках и занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности и ручного труда. Главное - мы достигли цели: создали обще развивающее пространство - музей. Он помогает преподавателям вести большую работу по духовному и нравственному воспитанию. Он сплотил коллектив, дал возможность творческой деятельности.

Деятельность музея

Поисково-исследовательская:

*походы по родным и близким местам;

*поиск новых экспонатов и исторических фактов;

*тесное общение с людьми, предоставляющими экспонаты ;

*работа с библиотечно-архивными фондами;

*работа с Internet архивами;

В кабинете музея " Русская изба» проводятся учебные уроки:

*вокал индивидуальный, ансамблевый;

*рукоделие - вязание;

*изготовление игрушек из различных материалов, в том числе из слоёного текста;

*оформление костюмов и аксессуаров к ним, декораций;

*открытые уроки, мастер-классы , семинары.

Наиболее ценные экспонаты:

*конник ( подарен жительницей села Борисовка Кромского района) ;

*рубаха, свадебный наряд привезён из деревни Ржаво (дар Амеличкиной Л.А.);

*утюг - из посёлка Кривчиково ;

*прялка, чугунки, ухват - из деревни Голубица (дар Сасиной З. Г.);

*вышивки: угловая салфетка - село Голубица (дар бабушки Сасиной З.Г.);

*вышивки гладью и аппликации (дар Тупиковой О.С.);

*рушник и вышивка гладью (дар семьи Сасиных), д. Голубица ;

*ткацкий станок ( дар семьи Алтуниных) д. Лысовка;

*подлинные музыкальные инструменты: тульские гармошки, саратовская гармошка , граммофон и многое другое.

В 2013 году приняли участие в инновационной опытно-экспериментальной региональной площадке. И сейчас продолжается работа в этом инновационном проекте.

Этапы эксперимента:

* Подготовительный: курсы переподготовки педагогов, разработка учебных программ, методических материалов .

* Основной: апробация программ по внедрению русской традиционной культуры; оформление кабинета в начальной школе, школьного музея «Русская изба», исследование с определением контрольных и экспериментальных классов и групп. Диагностика параметров. Подготовка школьной печатной продукции, видео-ресурсов . Промежуточный отчёт экспериментальной работы. (2014-2015 учебный год).

*Заключительный: анализ результатов экспериментальной работы (2015-2016 учебный год).

Ключевая идея проекта.

В основу данного проекта заложена идея гражданско-патриотического воспитания через формирование и развитие у учащихся интереса к истории родного края, русской деревне и жизни русского крестьянства с опорой на конкретный краеведческий материал.

Реализация задуманной идеи осуществляется путем:

*Создания в школе музея и экспозиции «Русская изба», как площадки для организации самостоятельной учебной исследовательской, опытно-экспериментальной и экскурсионной деятельности.

*Партнерства и сотрудничества всех участников образовательного процесса («Когда все вместе, то и дела идут быстрей и интересней»).

*Расширения связей учащихся с окружающим миром и усвоения ими опыта общественной жизни (прошлой и настоящей).

*Включения учащимися в систему собственных нравственных ценностей таких категорий, как любовь к малой Родине, интерес к ее истории и жизни простой русской деревни и ее жителей.

Творческая группа: *Амеличкина Е.Н.- директор школы;

*Гулина С.С.,- учитель музыки ;

*Максимова Е.Н. -учитель начальных классов.

1.Цель эксперимента: экспериментальная апробация эффективной модели процесса становления и развития компетентности образовательной среды начальной школы МБОУ КР ОО «Шаховская начальная общеобразовательная школа». Апробация программ дополнительного образования, ориентированных на формирование духовного, нравственного, физического развития и социализации ребёнка, воспитывать в ребенке уважительное отношение к людям, родному краю, дать возможность почувствовать себя частицей окружающего мира и научиться жить в гармонии с ним, помочь ребёнку увидеть то, что стоит за вещью, понять её символический знак.

2. Задачи:

1. Основная переподготовка в области ИКТ компетентности учителя начальной школы, включающая:

* Использование ИКТ для создания воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию духовно-нравственного развития и социализации ребёнка, дающей возможность для самореализации.

2. Интегрированная проектная деятельность и интегрированные курсы на основе ИКТ.

3. Активное участие детей в работе в информационной среде для расширения представления детей о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа.

4. Разработка примерного календарно-тематического планирования 1-4 классов на основе новых стандартов.

5. Составление рекомендаций по организации взаимодействия с учащимися и родителями.

6. Создание в школе музея национальной культуры; создание фольклорного ансамбля для возрождения истинных духовных ценностей русского народа

Предполагаемый результат.

В результате реализации проекта:

* Дети познакомятся : с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками), с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми;

* У детей будут сформировано умение свободно и непринужденно общаться, умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету, выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии, умение сочинять этюды по сказкам, нафантазированным сюжетам;

*разовьется сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность;

* Будет сформирована выразительная, красочная, полная ярких сравнений, речь.

Оценка результатов:

Оценка эффективности по итогам работы будет проводиться по трем направлениям: дети, педагоги и родители.

Определение продвижения детей будет отслеживаться через проведение диагностики на начало и конец учебного года, через наблюдение и анализ работы ( в том числе через музыкальную деятельность), через просмотр театрализованного представления, видеоматериалов.

По окончании проекта будет проведено анкетирование всех участков с целью подведения итогов

Система работы. Создавая свою систему работы , мы исходим из того, что она должна способствовать всестороннему развитию детей, развитию их эстетического восприятия, образных представлений, воображения, творчества, при опоре на особенности традиционного народного творчества и в целом отечественной культуры.

Педагогический принцип работы - сотворчество детей, родителей, сотрудников в совместном процессе приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Мы взяли на вооружение теорию развивающего обучения и всячески стремимся сделать ребенка исследователем, творцом.

Ни для кого ни секрет, что есть еще дети, которые идут в школу без радости. Много раз это обсуждалось на разных уровнях. Не будем повторяться, из огромного пакета причин выберем те, которые на наш взгляд, можно попытаться преодолеть при помощи музейной педагогики.

Все, что изучается в школе, - это культурный опыт прошлого. «Чувство настоящего времени не приходит извне, оно возникает внутри человека тогда, когда для него важно происходящее вокруг него и когда он сам важен и значим для окружающего мира». В этом смысле музейная педагогика станет весьма значимой, ведь встреча с прошлым открывает для учащегося его настоящее. Особую роль здесь может сыграть создание собственными руками краеведческого музея, где учились и живут родители ребят, бабушки и дедушки. У нас достаточно набрано экспонатов, документов, материалов, которые необходимо оформить и систематизировать, чтобы сохранить память о самобытности, уникальности родного села Шахово Кромского района Орловской области, его достойных жителях. При работе над проектом пришлось столкнуться и с трудностями, связанными с оформлением проекта, т.к. наша школа не имеет опыта его написания.

Продукт эксперимента

В процессе будет разработана система методических материалов :

*изготовлена картотека подвижных игр;

*сценарии развлечений и праздников;

*сформирован и подобран наглядно - дидактический материал;

*сформирована экспозиция музея;

*развитие музейной культуры и визуальной грамотности у детей школьного и дошкольного возраста по средствам участия в работе кружка «Юные музееведы. Русская изба» ;

*сформирована мини-библиотека методической , художественной литературы, фото и видео материалов по развитию культуры и быта русского народа, а также репродукции о русской избе, куклах и декоративно-прикладном народном творчестве.

Вывод: гармоничное гражданско-патриотическое воспитание начинается с формирования интереса и любви к Малой Родине, и один из вариантов этой деятельности - создание музейного уголка в школе на основе краеведческого материала, собранного учениками, родителями и преподавателями.

Список используемой литературы

1. А. Терещенко Быт русского народа. М., 1997.

2. И.Е. Забелин. Черты самобытности в древнерусском зодчестве. М., 1900

3. М.Г. Рабинович. Очерки материальной культуры русского феодального города. М., 1988

4. М.Г. Рабинович. Очерки этнографии русского феодального города. М., 1978.

5. П.А. Раппопорт. Зодчество Древней Руси. Л., 1986

6. П.А. Раппопорт Древнерусское жилище. Л., 1975

7. Русский народ, его обычаи, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным: репринтное воспроизведение издания 1880 г. М., 1990.

8. С.К. Шамбинаго, "Древнерусское жилище по былинам", Юбилейный сборник в честь В.Ф. Миллера. М., 1900

9. Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. "Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор


© 2010-2022