- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Мероприятие по внеурочной деятельности с использованием технологий развития критического мышления Водоемы нашего города ( 3 класс)
Мероприятие по внеурочной деятельности с использованием технологий развития критического мышления Водоемы нашего города ( 3 класс)
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ивченко В.С. |
Дата | 08.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект занятия по внеурочной деятельности в 3 «Б» классе :«Водоёмы города Лиски».
Разработала учитель начальных классов Ивченко Вера Сергеевна
Цель занятия: создание условий для формирования знаний о значении водоемов в природе и для человека, бережном отношении к воде.
Задачи занятия: Образовательная: - создать условия для определения учащимися значения водоемов;
Развивающая: формировать исследовательские умения в практической деятельности; развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
Воспитательная: - воспитывать интерес к окружающему миру; воспитывать желание учиться и делать открытия;
Предметные УУД: - знать, почему вода необходима для жизни на земле,
- уметь проводить несложные исследования;
Метапредметные УУД: Регулятивные: - использование последовательных действий, контроль выполненной работы;
Познавательные: - самостоятельное выдвижение способов решения проблемы; извлечение необходимой информации из увиденного;
Коммуникативные: - формирование умения обьяснять, сотрудничать с учителем и сверстниками; формирование умения работать в группе;
Личностные: - развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки,
- проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,
- оценивать себя;
Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, практический;
Формы обучения: наблюдение, поисковая деятельность.
Тип занятия: исследование; открытие новых знаний
Открытое заседание клуба «Юный краевед»
Орг. момент
-
Вызов
Прослушайте стихотворение, которое сочинила ученица 6 класса Платонова Екатерина: (слайд 1)
Свежий ветер над степью гуляет,
И душистые травы шумят,
Вдаль дорога стрелой убегает,
Жаворонки в лазури звенят.
Под полуденным солнцем согретая,
Поросла сединой ковыля,
Словно шалью ажурной одетая
Благодатная наша земля.
Сквозь траву пробирается ветер,
Глаз мой радуют чудо-цветы…
Расцвели перед Лисками степи -
Нет милее мне их красоты!
- О чем это стихотворение? (Наш край очень красив. Ему посвящали стихи поэты, писали картины художники).
- Мы начинаем очередное заседание кружка «Юный краевед».
Чтобы тему занятия узнать,
Кроссворд нам надо разгадать.
- Разгадайте кроссворд и узнайте тему занятия. (слайд 2)
Назовите ключевое слово.
- Что мы уже знаем о водоемах? Составим кластер.
- Для чего нам нужно изучать эту тему? Вспомните, когда и где мы уже разговаривали на похожую тему? ( на уроке окр. мира у нас недавно была тема «Значение воды»). Ответьте на этот вопрос.
- Посмотрите на эти картинки. (слайд 3).Что общего вы найдете в содержании? ( на всех есть водоемы) ( на двух - виден город Лиски, можно предположить, что и третья картинка связана с этим городом).
- Дополним нашу тему («Водоемы у города Лиски»)
- Что бы вы хотели узнать об этих водоемах на нашем занятии?
- Я попрошу вас обсудить это в группах и составить запись на листах.
-
Осмысление содержания
- Прочитайте слова МОРЕ, ОЗЕРО, РУЧЕЙ, РЕКА. (слайд 4). Исключите лишнее слово. Обоснуйте свое мнение.
- На прошлом занятии каждая группа получила «тайное задание», которое готовила втайне от других. Пора приступить к изложению сведений, которые вы нашли.
- О каком водоеме готовила рассказ первая группа? ( о реке Дон)
- О каком - вторая группа? ( об озере Богатое)
- О каком - третья? ( об озере Песковатское)
-
Название и положение водоема на карте
- Каким цветом на карте обозначают водоемы? (синим, голубым)
- Приготовьте фломастер такого цвета. Во время ответа каждого участника обведите на своей карте данный водоем. (слайд 5).
-
Растения этих водоемов
- Сейчас представитель каждой группы расскажет нам о растениях, которые произрастают на территории этих водоемов. Ребята заготовили для вас тексты. После рассказа с помощью специальных значков (слайд 6) отметьте:
+ это я знал
- это для меня новое
? я думал иначе
! я удивлен
-
Животные этих водоемов
- Представители каждой группы расскажут нам о животном мире наших водоемов. У них тоже есть для вас тексты. С ними вы так же работаете с помощью условных значков.
- Была ли информация, знакомая для вас?
- А какую новую информацию получили?
- Что-то вас удивило? О чем-то вы думали иначе?
-Если эти тексты вызвали у вас недоверие или вопросы, подготовьте (эти вопросы) к следующему занятию. Мы их обсудим.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Послушайте историю и сделайте свои выводы:
На берегу обмелевшей реки сидят три рыбака. Задергался поплавок у одного рыбака. Выловил он старый башмак. Вот так!
Задергался поплавок у другого рыбака. Выловил он коробку из-под сока. Вот это да!
Тут у третьего стало клевать - выловил он маленькую рыбку. Решил рыбак ее отпустить. Но тут взмолилась рыбка человеческим голосом: «Не отпуская меня в эту речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки больше нет жить в этой речке!»
- Почему рыбка не захотела остаться в речке? (слайд 7)
- Что является причиной загрязнения водоемов? (фабрики и заводы, мусор, транспорт, сельхоз. предприятия (удобрения на полях)).
- Один человек в каждой группе готовил материал о загрязнении наших лискинских водоемов. Послушаем этих людей.
- Какие последствия от загрязнения водоемов могут быть? (высыхают, заболачиваются, исчезают растения и животные, уменьшается количество чистой пресной воды).
- Как эту проблему решают люди?
- А что можно сделать в вашем возрасте по охране водоемов?
- Еще раз посмотрите на картинки. (слайд 8 - повтор слайда 3). Теперь вы можете дать названия этим водоемам?
- Только от наших действий зависит то, какими увидят эти прекрасные реки и озера последующие поколения. Эта тема неисчерпаема. Разговор не окончен. Об этом мы будем говорить и дальше.
Мимо разных дворов и крылечек
Где-то рядышком и вдалеке
Вьется множество маленьких речек,
Чтобы слиться в огромной реке.
Вьются речки, сливаясь в колечки.
Путь-дорога у них нелегка.
Если высохнут малые речки -
Обмелеет большая река.
Пусть на земле не умирают реки
И стороной обходит их беда.
Пусть чистотой останется навеки
Студеная и чистая вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою.
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку светлую мою!
- Такие стихи писали дети, обращаясь ко взрослым людям. Мы с вами тоже можем составить обращение-памятку о том, что надо беречь наши родные водоемы. попрошу вас дома обдумать положения этой памятки.
-
Рефлексия
- Наше занятие подошло к концу. Подведем итог нашей работы.
- Выполнили мы поставленные задачи? Поставьте знак «плюс»в своих листах, если на вопрос вашей группы мы ответили во время занятия, поставьте знак «минус» , если нет.
- Какие открытия вы сегодня сделали?
- Что заставило задуматься?
- Составьте СИНКВЕЙН по теме урока.
-
Водоемы
-
Пресные, естественные
-
Питают, украшают, используют
-
Водоемы нуждаются в охране.
-
Водоемы - жизнь.
- В своей тетради нарисуйте «светофор успеха»: раскрасьте тот «глаз» светофора, который подходит к вашей личной работе на этом занятии (зеленый - мне все удалось, желтый - не все получилось, красный - у меня мало что вышло).
- Поднимите сигнальные карточки «светофора»: кто считает, что наше занятие удалось - зеленая, не совсем удалось - желтая, не удалось - красная.
Приложение 1.
Тексты, составленные обучающимися по заданным им темам
Растения озера Песковатское
В озере растет : водяная лилия
кувшинка белоснежная
камыш озёрный
тростник обыкновенный
рогоз
стрелолист обыкновенный
В воде очень много ряски.
Здесь еще растут зелёные и сине-зелёные водоросли. Из-за них вода имеет зелёный цвет.
Растения реки Дон
Дон - главная река области. Ещё Петр первый использовал лес с берегов Дона для постройки кораблей.
Велик и разнообразен мир реки Дон.
По берегам растёт: камыш,
тростник,
осока;
можно встретить: иву плакучую,
пушистую берёзу,
клейкую ольху,
ломкий крушинник.
Встречаются и водные растения: водоросли
элодея
роголистник
кувшинка ( и другие).
Растения озера Богатое
Мне удалось узнать, что на озере растут многие растения. Расскажу о самых интересных.
Ряска - мелкое плавающее растение. Её едят рыбы и водоплавающие.
Тростник - растение, стебли которого покрыты шероховатыми листьями с метёлкой на вершине.
Рогоз - это растение с крепким стеблем и широкими листьями. сверху тёмно-бурый початок. Иногда его путают с камышом.
Элодея - особенность этого растения - способность быстро расти.
Хапа - это подводное растение с тонкими стеблями и похожими на иголочки листьями.
Белая кувшинка - растение , вокруг которого плавают листья. Растёт в чистой воде на глубине 2 с половиной метра.
Животные озера Песковатское.
Эти сведения я узнала от своих родственников, которые хорошо знают это озеро.
В этом озере водятся рыбы: щуки
лини
краснопёрки
лещи
караси
Из насекомых живут: стрекозы
жук-плавунец
комары
оводы
Много диких птиц гнездятся на этом озере, потому что в окрестностях меньше людей, чем у озера Богатое.
Это дикие утки
кулики
лысуха
шилохвость
пресноводные чайки
Живут рядом с озером и пресмыкающиеся: ящерицы и ужи, а также болотные черепахи.
Из земноводных часто встречаются лягушки - квакши.
В воде живут моллюски: пресноводные улитки, пресноводные мидии и перловицы.
Животные озера Богатое
Старики называют это озеро «Рыбное», потому что в нём всегда было много рыбы.
Это лещ
карась
краснопёрка
сазан
бирюк
щука
вьюнок.
И это ещё не полный список.
На берегах озера водится много ежей.
Из земноводных - водяная лягушка и игольчатый тритон.
Рядом проживают пресмыкающиеся - ужи, ящерицы и болотные черепахи.
Много моллюсков : улитки и перловицы.
В воде находятся и простейшие : одна из самых интересных - инфузория-туфелька.
Животные реки Дон
В Дону водится 67 видов рыб. Из них такие как:
лещ
щука
окунь
сом
карп
плотва
судак
карась
пескарь
Из млекопитающих - бобры и речные выдры.
Огромное количество земноводных: гребенчатый тритон
лягушка хвостатая
лягушка водяная
зелёная жаба
жерлянка
Живут рядом с рекой и пресмыкающиеся: ужи и гадюки
яшерицы
болотные черепахи
В воде находятся улитки, двустворчатые моллюски и пиявки.
А вот водные птицы почти перестали прилетать к Дону из-за загрязнения.
Чаще всего здесь можно встретить диких уток и куликов.
Остальные предпочитают селиться на озерах.
Присутствуют в воде и простейшие: амёба инфузория-туфелька
эвглена зелёная