- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Доклад: Игры и тренинги на уроках театра как фактор развития творческих способностей
Доклад: Игры и тренинги на уроках театра как фактор развития творческих способностей
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Кускова Н.В. |
Дата | 05.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Детская школа искусств №15
акимата г. Усть-Каменогорска»
Доклад
Игры и тренинги на уроках театра как фактор развития творческих способностей
Составила:
Преподаватель театра
Кускова Н.В.
2015 - 2016 учебный год
«Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций»
А.В. Запорожец.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного и учебного процесса и является его приоритетным направлением. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования и развития речи, развивает творчество и фантазию ребенка.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а способность чувствовать, думать и творить, к сожалению, отходит на второй план. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Да, наше время - время стрессов, резких взлетов и еще более резких падений. Пресса, телевидение, фильмы, даже порой мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка.
Как уберечь его от такой страшной разрушительной силы? Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, театрализованная деятельность многофункциональна.
Театральная деятельность:
-
формирует правильную модель поведения в современном мире;
- повышает общую культуру ребенка, приобщает к духовным ценностям;
- знакомит детей с литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
- совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждать к мышлению;
- развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусства - музыки, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят сочувствие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. И главное оно способствует формированию личности ребенка, вырабатывая определенную систему ценностей, чувство ответственности за общее дело, вызывает желание заявить о себе в среде сверстников и взрослых.
Вспомните, что вы больше всего любили в детстве? - играть! воображать себя разными людьми в разных обстоятельствах. Сначала ребёнок играет один, потом в компании.
Очень важно, что дети постигают все премудрости театрального искусства в игре.
В игре невозможное - становится возможным. Игровое начало требует отрыва от действительности, постановки себя в условную ситуацию принятия новой роли, переживания, иного мироощущения, иных чувств. Оно вызывает в ребенке творческое начало: поиск, умение перевоплощаться, быстро войти в новый образ: быть другим, оставаясь собой. Отражая и моделируя разнообразные жизненные ситуации, игра расширяет круг интересов и совершенствует способности личности, она учит, творчески относится к себе и окружающему.
Участвуя в театральных играх и тренингах, дети знакомятся с окружающим миром, в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другими персонажами, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Театрализованная игра отличается от других игр тем, что в этих играх ребенок сам создает художественный образ персонажа. Так, например, вот уже много лет в 7 школе существует традиция в зимние новогодние праздники устраивать театрализованные елки при участии детей театральной студии. В представления включаются музыкальные игры, и концертные номера, и различные конкурсы. Ведущими, как правило, бывают Дед-Мороз и Снегурочка. Но вводятся и иные сказочные персонажи. Для елочных спектаклей пишутся специальные сценарии, предусматривающие все стороны празднества. Непосредственная детская аудитория гораздо активнее, чем взрослая, реагирует на то, что происходит на сцене или вокруг елки. И дети театральной студии «Софит» замечательно справляются с поставленными задачами, получая заслуженные аплодисменты.
А для создания художественного образа с определенным характером и присущими для него эмоциями, педагог учит детей средствам выразительности: вербальным (речевым) и невербальным (пантомимическим). Поэтому театрализованная игра имеет свои типичные признаки:
1) у театрализованной игры должно быть обязательно содержание. Дети должны знать, что они будут играть, имея тот или иной персонаж;
2) наличие сюжета;
На уроках театра я использую упражнений и тренинги для создания образов (речевые, пантомимические средства выразительности). Это игры: «Театр двух актеров», «Разведчики», «Марионетки», «Куклы в магазине», «Волшебный цветок», «Опасность», «Веселые мартышки»,
А для развития выразительной художественной речи, мною проводятся тренинги и упражнения по технике речи. Очень важно научить детей модулировать голосом: громче, тише, тоненько, грубо. Передавать интонацию удивления, радости, печали, испуга.
Сценическая речь включает в себя следующие разделы:
- речевое дыхание;
- дикцию;
- голос;
- интонационную выразительность
Это следующие упражнения и тренинги: «Радио», «Лучший ведущий», «Любимая передача», работа со скороговорками инсценировка скороговорок с изменением темпо-ритма произношения и силы звучания.
Также в своей работе я использую метод развитие словесного творчества. Основу этого метода составляют рекомендации, данные детским писателем Дж. Родари, который предлагал следующие приемы развития словесного творчества детей:
-
игра в рассказчика;
-
техника «фантастических гипотез»;
-
деформирование слова;
-
«продолжи стих»;
-
«рисунок в несколько рук»;
-
«сказки наизнанку»;
-
«придумывание историй»;
В своей работе я также использую метод «этюда». Это дает возможность ребенку говорить то, что он хочет, и так, как он этого желает, используя свой словарный запас, интонационную и мимическую выразительность. Ребенок свободен в своем выборе движений, характеристик своего героя. При этом я стараюсь не навязывать детям своей схемы, модели восприятия образа и переживания, а стараюсь поставить перед детьми задачу самостоятельно разобраться в своих впечатлениях, чувствах, рассказать о них, т. е. дать детям установку на творческое восприятие услышанного и последующее его воспроизведение и самовыражение.
В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого будет учитываться взаимосвязь и четкая координация в работе педагога и детей. Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения его в группе сверстников.
.
Список используемой литературы:
1..Агапова И.А., Давыдова М.А. Школьный театр. Создание, организация работы, пьесы для постановок. Серия "Мозаика детского отдыха". - М.: ВАКО, 2006.г
2..Буренина А.И. «Театр Всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: Учебн. - метод. Пособие. - 2-у изд., перераб. и допол. - СПб., 2002г
3.Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий, сценарии. Серия "Дополнительное образование". - Волгоград: Учитель, 2009г
4.Станиславский К.С. Работа актера над собой. - М., 1980г
5.Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под ред. Никитиной А.Б. Серия "Театр и дети". - М.: ВЛАДОС, 2001г
6.Теория и практика сценической речи: Коллективная монография. Вып.2/ Под ред. В. Н. Галендеева. - С-Пб: ГАТИ, 2007г
7.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Серия "Театр и дети". - М.: ВЛАДОС, 2004г
8.Сценическая речь.Учебник. /Предисловие и научное редактирование И.П. Козляниновой, И.Ю. Промптовой/ М., ГИТИС, 1995г.