Методическая разработка классного часа Крепостное зодчество Псковщины

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конкурс методических разработок

«Сохраним культурное наследие Псковского края»

Методическая разработка классного часа Крепостное зодчество Псковщины

Методическая разработка классного часа Крепостное зодчество Псковщины

Методическая разработка классного часа Крепостное зодчество Псковщины

Методическая разработка классного часа Крепостное зодчество Псковщины












Методическая разработка

интерактивного классного часа

для 6-го класса


учителя истории МОУ

«Средняя общеобразовательная школа №1

г. Порхова»

Яковлевой Ларисы Анатольевны



Порхов, 2009

Технологическая карта

Тема

Крепостное зодчество Псковщины

План

1. Крепость - каменное зеркало истории.

2. Что я знаю и что хотел бы узнать о крепостях Псковщины.

3. Путешествие на «машине времени».

4. Заполнение схемы «Фишбоун» (рыбьи косточки).

5.Рефлексия.

Возможная личностно значимая проблема

Методическая разработка классного часа Крепостное зодчество Псковщины

Планируемые результаты изучения материала

Знакомство с крепостным зодчеством Псковщины позволяет увидеть великое наследие прошлого и понять меру ответственности современников за сохранение памятников культуры.

Учащиеся

  • знакомятся с основными понятиями и терминами по крепостному зодчеству,

  • на примере изучения двух крепостей - Порховской и Островской - узнают о прошлом своей Малой Родины.

ММетодическая разработка классного часа Крепостное зодчество Псковщиныетоды обучения и формы организации деятельности учащихся

Иллюстративно-репродуктивный, поисковый, критического мышления

Форма проведения классного часа: интерактивное занятие с использованием информационно-коммуникативных технологий

Приемы деятельности учителя:

  • беседа (о значении крепостей как исторического источника),

  • «мозговой штурм» (что я знаю и что хотел бы узнать о крепостях Псковщины),

  • мультимедийные презентации старшеклассников (о крепостях в Порхове и Острове),

  • работа в мини-группах (заполнение схемы «Фишбоун» (рыбьи косточки),

  • рМетодическая разработка классного часа Крепостное зодчество Псковщиныефлексия

Методическая разработка классного часа Крепостное зодчество Псковщины


Развитие умений учащихся



  • коммуникативных навыков речевого взаимодействия,

  • самоорганизации,

  • общения в мини-группах,

  • анализа и обобщения с помощью схемы «Фишбоун» (рыбьи косточки),

  • проводить рефлексию

Основные понятия и термины

Зодчество, крепость, форпост, известняк, посад, захаб, приступная или напольная стена, пищаль, бойницы, подошва, воротник

Источники информации

  • Алхимия проекта. Методические разработки мини-тренингов для слушателей и преподавателей программы Intel, 2005

  • Владимирова Л.И. Остров камен, - ООО Печатный Двор «Стерх», при поддержке ЗАО «Островский хлебокомбинат»

  • Порхов и его уезд /Сборник дореволюционных публикаций/ Левин Н.Ф.- Псковская обл. типография, 2005

  • porchov.narod.ru/ - Порхов. История, краеведение, культура

ОМетодическая разработка классного часа Крепостное зодчество Псковщиныборудование

  • мультимедийная установка,

  • камешек из известняка,

  • рисунки, схемы крепостей в Порхове и Острове,

  • раздаточные листы «Крепостное зодчество Псковщины»,

  • чМетодическая разработка классного часа Крепостное зодчество Псковщиныистые листы бумаги


Комментарии к технологической карте

На доске пишется эпиграф к занятию:

Сердце города - крепость древняя…

(Из стихотворения порховского краеведа

Юлии Борисовны Скворцовой)

1. Занятие начинается со вступительной беседы учителя:

  • Ребята, вы любите уроки истории?

  • Что изучает история?

(История - наука, которая открывает человеку тайну. Имя тайны - прошлое человечества.)

  • Как ученые узнают о прошлом?

(С помощью исторических источников)

  • Как вы думаете, сохранились ли в нашей современной жизни свидетели прошлого?

Ребята, посмотрите, у меня в руках самый настоящий свидетель прошлого. Это - камешек из известняка. Его называют еще «плитняк». Из таких плоских кусков различной формы строили крепости на Псковской земле. Сегодня на занятии мы и будем говорить о крепостном зодчестве.

  • Ребята, скажите, а как вы понимаете, что означает слово «зодчество»?

  • Кто из вас был в крепости, и в какой?

  • Что привлекло внимание? Вы почувствовали особую атмосферу в крепости?

Крепость - это каменное зеркало истории. Гуляя по ее территории, рассматривая стены, башни, притрагиваясь к холодному плитняку, можно почувствовать дыхание истории, «услышать» голоса людей, живущих много лет назад. «Сердце города - крепость древняя», - так сказала порховичка,, Юлия Борисовна Скворцова, о крепости в нашем городе. (Учитель обращает внимание на эпиграф на доске.)

  • Проблемный вопрос: Ребята, как вы думаете, что следует понимать под этими строками?

Внук Юлии Борисовны, ученик 11»А» класса Иванов Александр прочитает стихотворение бабушки о крепости в Порхове. (звучит стихотворение «Сердце города»).

2. Жителям крепостей часто приходилось выдерживать прямое нападение на город - приступ или штурм. Вот и мы с вами сейчас проведем штурм, только он будет не крепостной, а мозговой. Так говорят, когда следует заставить свой ум поработать. А нам это понадобиться для того, чтобы выяснить, что мы уже знаем, а что хотели бы узнать о крепостях Псковского края. (Ученики заполняют первый и второй столбцы раздаточной таблицы «Крепостное зодчество Псковщины»)

3. Ребята, вы любите путешествовать? А на чем вы обычно путешествуете?

Думаю, что никто из вас еще не путешествовал на таком виде транспорта, как «машина времени». Сегодня у нас есть такая возможность. Мы совершим виртуальные экскурсии в крепости городов Порхова и Острова. Путешествуя, вы, возможно, найдете ответы на те вопросы, которые записали в столбце «Что я хотел бы узнать о крепостном зодчестве Псковщины». На обратной стороне своих листов с таблицей можно делать черновые записи. Водителями «машины времени» и одновременно экскурсоводами будут ученицы 11»А» класса Страшко Ульяна и Лошенкова Катя. В конце экскурсии им можно задавать вопросы. (Далее следуют мультимедийные презентации о крепостях городов Порхова и Острова).

4. «Машина времени» остановилась. Пора выходить. Вы вновь - современные жители. А человек XXI века сталкивается с таким потоком информации, в котором иногда очень сложно разобраться или запомнить. Для лучшего понимания существуют различные схемы, например, - «Фишбоун» или «Рыбьи косточки».

  • Ребята, давайте попробуем нашу новую информацию, которую мы получили, путешествуя на «машине времени», записать с помощью данной схемы. Для этого класс поделим на небольшие группы, участники которых сами определят, о какой крепости они будут писать. (Учитель раздает мини-группам по одному чистому листу).

НМетодическая разработка классного часа Крепостное зодчество Псковщиныа листе бумаги проводим горизонтальную стрелку через середину листа; даем название главной стрелке. Это- главная (хребтовая) кость схемы. От главной кости рисуем дополнительные «косточки», каждая из них будет посвящена одной проблеме или вопросу. Название «косточек» необходимо подписать. Идеально, если наиболее важная «косточка» находится в голове рыбы. Методическая разработка классного часа Крепостное зодчество Псковщины (Ученики работают в мини-группах, заполняя схему «Фишбоун»)


Порховская крепость



  • Ребята, в какой же группе получилась самая «костлявая» рыбка. Кому удалось записать как можно больше информации? Представьте свои схемы.

Далее учитель возвращает внимание на проблемный вопрос, который был задан ученикам в начале занятия.

  • Как вы думаете, почему автор эпиграфа нашего занятия назвал крепость «сердцем города»?

5. Проведение рефлексии. Учащиеся заполняют третий столбик таблицы «Что я узнал на классном часе и чему научился»

Анкета участника конкурса

«Крепостное зодчество Псковщины»

Фамилия, имя, отчество Яковлева Лариса Анатольевна

Место работы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Порхова»

Должность учитель истории и обществознания, классный руководитель 11»А» класса

Количество учеников-участников конкурса: 3

  • Иванов Александр-11»А» класс

  • Страшко Ульяна - 11»А» класс

  • Лошенкова Екатерина - 11»А»кл.

Количество мероприятий, проведенных по теме конкурса - 4

  • в 11»А» классе (с использованием метода проектов)

  • три интерактивных занятия в 6 «А», «Б», «В» классах.

Впечатления о книжке для детей Владимировой Л.И. «Остров камен»: Замечательно! Написана доступно для детского возраста, содержательна, читается «на одном дыхании». Особенно понравилось то, что в книжке много выдержек из летописей, писцовых книг. Через все повествование прослеживается работа автора со специальной терминологией, что особенно важно для понимания исторической эпохи. Интересен дизайн книжки (правда, впечатления были бы ярче, если рисунки все были цветные, а не только на обложке).


© 2010-2022