Научная статья Продюсирование эстрадно-концертной деятельности: проблемы и перспективы преподавания

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Библиографическое описание статьи: Фокина Н.Н. Продюсирование эстрадно-концертной деятельности: проблемы и перспективы преподавания // Диалоги об искусстве: сборник статей III Всероссийской конференции с международным участием. В 2 ч. (Пермь, 29 окт. 2013 г.) / отв. ред. А.А. Лисенкова; Перм. гос. акад. искусства и культуры. - Пермь, 2014. Ч. 2. С. 6-14

УДК 7.07

ББК 85

Ф75

Фокина Н.Н.

Продюсирование эстрадно-концертной деятельности:

проблемы и перспективы преподавания

В статье представлен качественно новый взгляд на подготовку выпускника творческого вуза - это творческий и осознанный подход в решении проблем качественного высшего образования путем подготовки грамотного, конвертируемого и конкурентоспособного специалиста (бакалавра). Представлен опыт организации учебного процесса в рамках учебной дисциплины «Продюсирование эстрадно-концертной деятельности».

The article presents a new approach to a training of a creative university student and a conscious approach in solving the problems of a higher education through the training of a convertible, literate and competitive specialist, Bachelor. The experience of an educational process within the academic discipline «The producing of pop-concert activity» is given.

Ключевые слова: продюсирование, искусство, сегмент рынка, паблик рилейшнз, продактплейсмент, продакшен, рентабельность, семплинг, товарный знак, тритмент,шоурил.

Keywords: producing, art, market segment, public relations, product placement, production, profitability, sampling, trademark, treatment, show-real.

Радикальные политические, экономические, социальные изменения в России вызвали адекватные изменения в содержании массовой культуры, наполнив ее коммерциализацией, прямой зависимостью от рекламодателей, рейтинга. Массированная реклама своей собственной продукции, конкуренция привела к потоку импортируемых из-за рубежа развлекательных эстрадно-концертных программ (мюзиклы, спек-

такли, эстрадные коллективы, телепередачи, распространяющиеся по франчайзингу - так называемые кальки) [2].

В современных условиях реформирования образования в высшей школе профессиональная подготовка специалистов в творческих вузахстановится все более актуальной. На сегодняшний день специалист социально-культурной сферы должен обладать различными навыками, умениями и компетенциями. Поскольку продюсирование в современной социокультурной ситуации имеет самое широкое применение в практической деятельности учреждений культуры и искусства, возникает и возрастает потребность студентов творческих вузовв изучении сферы продюсирования.

Продюсирование - это определенный сектор на рынке эстрадно-концертной деятельности, который включает в себя предоставление услуг в области создания уникального маркетингового продукта с целью решения задач продвижения, развлечения и прочего. С точки зрения бизнеса, продюсирование - это способ реализации проектов в эстрадно-концертной деятельности. Следовательно, продюсирование как бизнес продает будущее.

Система высшего образования и педагогическая наука в настоящее время ориентируются на профессионально-творческое формирование личности специалиста. Готовность продюсера-постановщика эстрадно-концертных программ к профессиональной деятельности заключается в креативности познания мира, открытии законов творчества, новизне художественной интерпретации, создании концепции эстрадно-концертного представления, уникальности художественно-образного строя постановки [2].

Подготовка будущих специалистов продюсеров-постановщиков эстрадно-концертных программ выдвигает требования, вмещающие в себя необходимость овладения такими знаниями и умениями, которые позволяют научиться преодолевать возникающие на их пути профессиональные проблемы, трудности, обнаруживать и разрешать противоречия, адаптируясь быстро к беспрерывно изменяющейся профессиональной реальности.

Наблюдается устойчивая тенденция в развитии эстрадно-концертных программ, ибо они имеют самые высокие рейтинги по количественным показателям, то есть по масштабам охвата аудитории.

Однако эстетический и художественный уровень данной продукции в большинстве случаев оставляет желать лучшего. Главной для эстрадно-концертных программ стала функция развлечения, релаксации, неоправданно оттеснив на другие позиции все остальное. Абсолютно не адаптированные к восприятию российского зрителя западные эстрадно-концертные программы, представляющие далеко не самые лучшие художественные образцы, несоответствие их форм и содержания сложившимся вкусам и пристрастиям зрителя, постоянное балансирование «на грани» этическом и эстетическом смысле не просто настораживают, а требуют реальных изменений, вывода данного типа продукции из ряда «китча» в разряд «арта», т.е. полноценного художественного продукта. Реальных же путей преодоления кризиса сегодня нет, в первую очередь, по причине теоретического вакуума в данной области. Возникает противоречие между постоянно растущими требованиями к уровню эстрадно-концертной программы и наличием путей решения этих задач. Среди причин, обуславливающих эти противоречия, на сегодняшний день можно выделить в качестве одной из важнейших проблему подготовки соответствующих специалистов различного профиля - от продюсера до постановщика, которые бы имели соответствующую подготовку для профессионального воплощения своих функций. Именно личность специалиста, с одной стороны, фокусирует проблемный ряд современных эстрадно-концертных программ, а с другой - может обеспечивать их решение [2].

Учебная дисциплина «Продюсирование эстрадно-концертной деятельности» у студентов Пермской государственной академии искусства и культуры (далее по тексту - ПГАИК) читается только для студентов специальности «Социально-культурная деятельность». В основе процесса обучения менеджеров социально-культурной деятельности представлен качественно новый подход в подготовке выпускника творческого вуза это творческий и осознанный подход в решении проблем качественного высшего образования путем подготовки грамотного, конвертируемого и конкурентоспособного специалиста (бакалавра). Он заключается в том, что содержит в себе не только теоретико-методологические основы продюсирования как особой области деятельности, даются эмпирические знания, умения и навыки в рамках изучения конкретных сегментов рынка в сфере искусства, ориентиро-

ванных на изучение спроса. Указанная учебная дисциплина позволяет студенту создать проект и в будущем его реализовать с помощью паблик рилейшнз, продактплейсмента, продакшна, семплинга и шоурила.

Остановимся на вышеперечисленных терминах более подробно.

Паблик рилейшнз - совокупность мероприятий рекламного и иного характера, направленных на формирование положительного общественного мнения о фирме или выпускаемой ею продукции (товара, услугах). Система некоммерческих связей с общественными организациями, воздействие на общественное мнение через СМИ [3, с. 764].

Продактплейсмент - один из видов маркетинговых коммуникаций, непрямая реклама в кино брендов и товаров, как правило, не связанных с кинематографом. Такого рода реклама направлена на формирование положительного имиджа фирмы и повышения продаж продукта у целевой аудитории, ассоциирующей себя с героями фильма [3, с. 766].

Продакшн - студия, занимающаяся производством аудиовизуальной рекламы [3, с. 766].

Рентабельность - показатель, характеризующий степень прибыльности предпринимательской деятельности, предприятия или отдельных видов продукции (услуг). Рассчитывается за определенный период времени. Рентабельность предприятия определяется как отношение полученной прибыли к размерам его производственных фондов. Рентабельность продукции рассчитывается отношением прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости или к собственным затратам. Рентабельность производства общая - отношение всей балансовой прибыли предприятия к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств [3, с. 767].

Семплинг - раздача образцов продукции предполагаемой целевой аудитории [3, с. 768].

Шоурил - записанные на видеоносителях ранее отснятые рекламные ролики, используемые с целью показа творческих возможностей их создателей [3, с. 772].

Следовательно, профессиональное становление специалиста социально-культурной сферы невозможно без изучения учебной дисциплины «Продюсированиеэстрадно-концертной деятельности».

Целью учебного курса является эстрадно-концертная подготовка специалиста в области постановки культурно-досуговых программ.

Задачи учебного курса «Продюсированиеэстрадно-концертной деятельности»:

  1. Изучение технологического процесса постановки эстрадно-концертных программ.

  2. Овладение навыками и умениями моделирования новыми формами и методами в эстрадно-концертной деятельности.

  3. Прогнозирование результативности воздействия эстрадно-концертных программ на зрителей.

  4. Выработка навыков профессионально грамотного программирования художественного процесса подготовки и проведения обоснованно избранных форм эстрадно-концертной деятельности.

  5. Овладение знаниями в сфере современной культуры и искусства, а также менеджмента и основ бизнеса.

Объект изучения: продюсер в эстрадно-концертной деятельности.

Предмет изучения: технология продюсирования в культурно-досуговой и социально-культурной сфере.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника:Данная учебная дисциплина является дисциплиной по выбору входит в профессиональный цикл (состоит из дисциплин по стандарту и нескольких модулей), а также является дисциплиной модуля «Менеджмент социально-культурной деятельности».

Изучение данного курса опирается на такие дисциплины, как «Возрастные технологии», «Технологии социально-культурной анимации и рекреации», «Сценарно-режиссерские технологии», «Бизнес планирование», «Основы менеджмента», «Технические средства», «Экономика», «Правоведение» и другие.

В процессе изучения учебной дисциплины используются образовательные технологии: лекции, семинарские и практические занятия, деловые игры, метод «кейс-стади», групповой тренинг, тестирование с использованием аттестационного педагогического измерительного материала, решение кроссвордов, метод авторского формирования содержания зачета, самостоятельная и учебно-исследовательская работа студентов и др.

Также используются следующие формы обучения: подготовка рефератов, докладов и творческих показов. По некоторым темам используются активные методы обучения: выполнение практических заданий,

тренинги и упражнения, организация и проведение (постановка) различных эстрадно-концертных программ и др.

В соответствии ФГОС ВПО по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность» бакалавр должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

- участие в разработке и обосновании замысла эстрадно-концертных программ;

- участие в создании нового проекта эстрадно-концертной деятельности;

- участие в переговорах;

- участие в реализации эстрадно-концертных проектов в беспрерывно изменяющейся социально-культурной реальности;

- оказание консультативной помощи по разработке инновационных эстрадно-концертных проектов и эстрадно-концертных программ в социально-культурной сфере.

В связи с этим выпускник должен знать:

  • историю, теорию и технологиюпродюсирования и постановки эстрадно-концертных программ;

  • основные эстрадные формы;

  • принципы составления эстрадно-концертных программ;

  • особенности составления эстрадно-концертных программ;

  • основные и современные продюсерские центры;

  • технологии создания продюсерского проекта.

Уметь:

  • разрабатывать продюсерские проекты;

  • осуществлять продюсирование, постановку программы и исполнение роли конферансье, ди-джея, ведущего концертных, конкурсных, игровых, разговорных и т.п. шоу-программ;

  • принимать решения в возможных нестандартных ситуациях в управленческой деятельности продюсерского проекта;

  • анализировать эстрадно-концертные программы на разных уровнях социально-культурной деятельности;

  • применять (внедрять и воплощать) эстрадно-концертные программы в культурно-досуговую и социально-культурную деятельность.

Владеть: навыками продюсерской и постановочной деятельности на всех стадиях творческого процесса от замысла эстрадно-концертного проекта до реализации (постановки) эстрадно-концертной программы.

Данная дисциплина способствует формированию следующей компетенции:

  1. быть готовым к осуществлению технологий менеджмента и продюсирования концертов, фестивалей, конкурсов, смотров, праздников и форм массовой социально-культурной деятельности (ПК-13):

Базовый уровень

  • дает определение понятиям «менеджмент» и «продюсирование»;

  • объясняет сущность технологий менеджмента и продюсирования;

  • разрабатывает план организации и проведения камерных и массовых форм социально-культурного творчества;

  • применяет на практике технологии менеджмента;

  • применяет на практике технологии продюсирования.

Продвинутый уровень

  • организует ресурсное обеспечение социально-культурных программ;

  • составляет отчет по результатам проведения социально-культурного мероприятия.

Высокий уровень

  • управляет процессом организации и постановки различных форм социально-культурной деятельности;

  • оценивает результаты проведения социально-культурного мероприятия;

  • публично высказывает критические суждения о проделанной работе.

Будущий выпускник творческого вуза, безусловно, должен обладать широчайшим спектром знаний, связанных с историей и теорией искусства.

Искусство - термин, используемый в двух значениях:

  1. Мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела;

  2. Творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире - эстетически-выразительных форм.

Понятийный статус искусства непосредственно связан со вторым значением термина, сохраняя первое в качестве технического условия

всякого творчества. Понятие искусство коннотируется историческими изменениями (трансформациями) форм и типов культуры, их взаимодействиями, а соответственно - характером философских, искусствоведческих, художественно-поэтическихрефлексий и к настоящему времени представляет собой многомерное смысловое образование, принципиально открытое для включения новых смысловых элементов, порождаемых непрестанно длящимся трансформирующимся художественно-эстетическим опытом человечества, в том числе - развитием интеркультурных связей, коммуникаций, обменов, технологий, обеспечивающих и поддерживающих творчество и трансляцию в обществе его продуктов [1].

Проблема заключается в том, могут ли эстрадно-концертные программы различного типа представлять собой настоящие образцы искусства или же они являются продукцией, так называемым «китчем» «массовой культуры»? Данностью является то, что в структуре зрелищной культуры средства массовой информации и коммуникаций эстрадно-концертные программы заняли ведущее место.

Несмотря на это, анализ показывает, что освоение профессиональной направленности личности студента творческого вуза начинается с познавательного интереса, который немыслим без получения знаний развития морально-волевых качеств личности студента, так необходимых для формирования специалиста (бакалавра) любой специальности.

На сегодня ясно, что без основ продюсирования невозможно подготовить высококвалифицированного менеджера социально-культурной деятельности и арт-менеджера.Проблемы:

  • Отсутствие творческой лаборатории, где студенты совместно с преподавателем, могли бы создавать продюсерские проекты и осуществлять их продвижение на рынок эстрадно-концертной деятельности города и края.

  • Несовершенство материально-технической базы ПГАИК. Отсутствие современной сценической площадки.

  • Отсутствие отчетной документации в РАО (программы-рапортички) по мероприятиям (концертам, спектаклям, акциям и т. д.).

  • Правовая неграмотность студентов.

  • Существование «эстафетной передачи студентов» с курса на курс к разным преподавателям - отсутствие института кураторства (педагога-мастера).

  • Несовершенство учебных планов (изучение учебной дисциплины «Продюсированиеэстрадно-концертной деятельности» происходит на 2-ом курсе у бакалавров, а бизнес-планирование и авторское право на 4-ом).

Перспективы развития - создать в ПГАИК коллектив преподавателей-единомышленников, которые заинтересованы в активном творческом процессе, эксперименте и методических новациях, раскрывающих художественно-творческий процессе и педагогический почерк преподавателя. Здесь каждый педагог сможет в рамках единого творческого метода создать свою неповторимую творческую мастерскую.

Таким образом, научиться создавать достойные проекты в сфере эстрадно-концертной деятельности можно только овладев теорией и многократно используя эти знания на практике. Основная задача профессорско-преподавательского состава ПГАИК - помочь заинтересованному студенту (будущему продюсеру) осмыслить и освоить закономерности современных процессов продюсирования в искусстве.

Список литературы

  1. Всемирная энциклопедия: Философия / науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. - М.: АСТ, 2001. - 1312 с.

  2. Жарков, А. Д.Продюсирование и постановка шоу-программ: учебник / А. Д. Жарков; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М.: МГУКИ, 2009. - 470 с.

  3. Мастерство продюсера кино и телевидения: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Продюсерство кино и телевидения» и другим кинематографическим специальностям / под ред. П. К. Огурчикова, В. В. Падейского, В. И.Сидоренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 863 с.

9



© 2010-2022