- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Научная статья Продюсирование эстрадно-концертной деятельности: проблемы и перспективы преподавания
Научная статья Продюсирование эстрадно-концертной деятельности: проблемы и перспективы преподавания
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фокина Н.Н. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Библиографическое описание статьи: Фокина Н.Н. Продюсирование эстрадно-концертной деятельности: проблемы и перспективы преподавания // Диалоги об искусстве: сборник статей III Всероссийской конференции с международным участием. В 2 ч. (Пермь, 29 окт. 2013 г.) / отв. ред. А.А. Лисенкова; Перм. гос. акад. искусства и культуры. - Пермь, 2014. Ч. 2. С. 6-14
УДК 7.07
ББК 85
Ф75
Фокина Н.Н.
Продюсирование эстрадно-концертной деятельности:
проблемы и перспективы преподавания
В статье представлен качественно новый взгляд на подготовку выпускника творческого вуза - это творческий и осознанный подход в решении проблем качественного высшего образования путем подготовки грамотного, конвертируемого и конкурентоспособного специалиста (бакалавра). Представлен опыт организации учебного процесса в рамках учебной дисциплины «Продюсирование эстрадно-концертной деятельности».
The article presents a new approach to a training of a creative university student and a conscious approach in solving the problems of a higher education through the training of a convertible, literate and competitive specialist, Bachelor. The experience of an educational process within the academic discipline «The producing of pop-concert activity» is given.
Ключевые слова: продюсирование, искусство, сегмент рынка, паблик рилейшнз, продактплейсмент, продакшен, рентабельность, семплинг, товарный знак, тритмент,шоурил.
Keywords: producing, art, market segment, public relations, product placement, production, profitability, sampling, trademark, treatment, show-real.
Радикальные политические, экономические, социальные изменения в России вызвали адекватные изменения в содержании массовой культуры, наполнив ее коммерциализацией, прямой зависимостью от рекламодателей, рейтинга. Массированная реклама своей собственной продукции, конкуренция привела к потоку импортируемых из-за рубежа развлекательных эстрадно-концертных программ (мюзиклы, спек-
такли, эстрадные коллективы, телепередачи, распространяющиеся по франчайзингу - так называемые кальки) [2].
В современных условиях реформирования образования в высшей школе профессиональная подготовка специалистов в творческих вузахстановится все более актуальной. На сегодняшний день специалист социально-культурной сферы должен обладать различными навыками, умениями и компетенциями. Поскольку продюсирование в современной социокультурной ситуации имеет самое широкое применение в практической деятельности учреждений культуры и искусства, возникает и возрастает потребность студентов творческих вузовв изучении сферы продюсирования.
Продюсирование - это определенный сектор на рынке эстрадно-концертной деятельности, который включает в себя предоставление услуг в области создания уникального маркетингового продукта с целью решения задач продвижения, развлечения и прочего. С точки зрения бизнеса, продюсирование - это способ реализации проектов в эстрадно-концертной деятельности. Следовательно, продюсирование как бизнес продает будущее.
Система высшего образования и педагогическая наука в настоящее время ориентируются на профессионально-творческое формирование личности специалиста. Готовность продюсера-постановщика эстрадно-концертных программ к профессиональной деятельности заключается в креативности познания мира, открытии законов творчества, новизне художественной интерпретации, создании концепции эстрадно-концертного представления, уникальности художественно-образного строя постановки [2].
Подготовка будущих специалистов продюсеров-постановщиков эстрадно-концертных программ выдвигает требования, вмещающие в себя необходимость овладения такими знаниями и умениями, которые позволяют научиться преодолевать возникающие на их пути профессиональные проблемы, трудности, обнаруживать и разрешать противоречия, адаптируясь быстро к беспрерывно изменяющейся профессиональной реальности.
Наблюдается устойчивая тенденция в развитии эстрадно-концертных программ, ибо они имеют самые высокие рейтинги по количественным показателям, то есть по масштабам охвата аудитории.
Однако эстетический и художественный уровень данной продукции в большинстве случаев оставляет желать лучшего. Главной для эстрадно-концертных программ стала функция развлечения, релаксации, неоправданно оттеснив на другие позиции все остальное. Абсолютно не адаптированные к восприятию российского зрителя западные эстрадно-концертные программы, представляющие далеко не самые лучшие художественные образцы, несоответствие их форм и содержания сложившимся вкусам и пристрастиям зрителя, постоянное балансирование «на грани» этическом и эстетическом смысле не просто настораживают, а требуют реальных изменений, вывода данного типа продукции из ряда «китча» в разряд «арта», т.е. полноценного художественного продукта. Реальных же путей преодоления кризиса сегодня нет, в первую очередь, по причине теоретического вакуума в данной области. Возникает противоречие между постоянно растущими требованиями к уровню эстрадно-концертной программы и наличием путей решения этих задач. Среди причин, обуславливающих эти противоречия, на сегодняшний день можно выделить в качестве одной из важнейших проблему подготовки соответствующих специалистов различного профиля - от продюсера до постановщика, которые бы имели соответствующую подготовку для профессионального воплощения своих функций. Именно личность специалиста, с одной стороны, фокусирует проблемный ряд современных эстрадно-концертных программ, а с другой - может обеспечивать их решение [2].
Учебная дисциплина «Продюсирование эстрадно-концертной деятельности» у студентов Пермской государственной академии искусства и культуры (далее по тексту - ПГАИК) читается только для студентов специальности «Социально-культурная деятельность». В основе процесса обучения менеджеров социально-культурной деятельности представлен качественно новый подход в подготовке выпускника творческого вуза это творческий и осознанный подход в решении проблем качественного высшего образования путем подготовки грамотного, конвертируемого и конкурентоспособного специалиста (бакалавра). Он заключается в том, что содержит в себе не только теоретико-методологические основы продюсирования как особой области деятельности, даются эмпирические знания, умения и навыки в рамках изучения конкретных сегментов рынка в сфере искусства, ориентиро-
ванных на изучение спроса. Указанная учебная дисциплина позволяет студенту создать проект и в будущем его реализовать с помощью паблик рилейшнз, продактплейсмента, продакшна, семплинга и шоурила.
Остановимся на вышеперечисленных терминах более подробно.
Паблик рилейшнз - совокупность мероприятий рекламного и иного характера, направленных на формирование положительного общественного мнения о фирме или выпускаемой ею продукции (товара, услугах). Система некоммерческих связей с общественными организациями, воздействие на общественное мнение через СМИ [3, с. 764].
Продактплейсмент - один из видов маркетинговых коммуникаций, непрямая реклама в кино брендов и товаров, как правило, не связанных с кинематографом. Такого рода реклама направлена на формирование положительного имиджа фирмы и повышения продаж продукта у целевой аудитории, ассоциирующей себя с героями фильма [3, с. 766].
Продакшн - студия, занимающаяся производством аудиовизуальной рекламы [3, с. 766].
Рентабельность - показатель, характеризующий степень прибыльности предпринимательской деятельности, предприятия или отдельных видов продукции (услуг). Рассчитывается за определенный период времени. Рентабельность предприятия определяется как отношение полученной прибыли к размерам его производственных фондов. Рентабельность продукции рассчитывается отношением прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости или к собственным затратам. Рентабельность производства общая - отношение всей балансовой прибыли предприятия к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств [3, с. 767].
Семплинг - раздача образцов продукции предполагаемой целевой аудитории [3, с. 768].
Шоурил - записанные на видеоносителях ранее отснятые рекламные ролики, используемые с целью показа творческих возможностей их создателей [3, с. 772].
Следовательно, профессиональное становление специалиста социально-культурной сферы невозможно без изучения учебной дисциплины «Продюсированиеэстрадно-концертной деятельности».
Целью учебного курса является эстрадно-концертная подготовка специалиста в области постановки культурно-досуговых программ.
Задачи учебного курса «Продюсированиеэстрадно-концертной деятельности»:
-
Изучение технологического процесса постановки эстрадно-концертных программ.
-
Овладение навыками и умениями моделирования новыми формами и методами в эстрадно-концертной деятельности.
-
Прогнозирование результативности воздействия эстрадно-концертных программ на зрителей.
-
Выработка навыков профессионально грамотного программирования художественного процесса подготовки и проведения обоснованно избранных форм эстрадно-концертной деятельности.
-
Овладение знаниями в сфере современной культуры и искусства, а также менеджмента и основ бизнеса.
Объект изучения: продюсер в эстрадно-концертной деятельности.
Предмет изучения: технология продюсирования в культурно-досуговой и социально-культурной сфере.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника:Данная учебная дисциплина является дисциплиной по выбору входит в профессиональный цикл (состоит из дисциплин по стандарту и нескольких модулей), а также является дисциплиной модуля «Менеджмент социально-культурной деятельности».
Изучение данного курса опирается на такие дисциплины, как «Возрастные технологии», «Технологии социально-культурной анимации и рекреации», «Сценарно-режиссерские технологии», «Бизнес планирование», «Основы менеджмента», «Технические средства», «Экономика», «Правоведение» и другие.
В процессе изучения учебной дисциплины используются образовательные технологии: лекции, семинарские и практические занятия, деловые игры, метод «кейс-стади», групповой тренинг, тестирование с использованием аттестационного педагогического измерительного материала, решение кроссвордов, метод авторского формирования содержания зачета, самостоятельная и учебно-исследовательская работа студентов и др.
Также используются следующие формы обучения: подготовка рефератов, докладов и творческих показов. По некоторым темам используются активные методы обучения: выполнение практических заданий,
тренинги и упражнения, организация и проведение (постановка) различных эстрадно-концертных программ и др.
В соответствии ФГОС ВПО по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность» бакалавр должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
- участие в разработке и обосновании замысла эстрадно-концертных программ;
- участие в создании нового проекта эстрадно-концертной деятельности;
- участие в переговорах;
- участие в реализации эстрадно-концертных проектов в беспрерывно изменяющейся социально-культурной реальности;
- оказание консультативной помощи по разработке инновационных эстрадно-концертных проектов и эстрадно-концертных программ в социально-культурной сфере.
В связи с этим выпускник должен знать:
-
историю, теорию и технологиюпродюсирования и постановки эстрадно-концертных программ;
-
основные эстрадные формы;
-
принципы составления эстрадно-концертных программ;
-
особенности составления эстрадно-концертных программ;
-
основные и современные продюсерские центры;
-
технологии создания продюсерского проекта.
Уметь:
-
разрабатывать продюсерские проекты;
-
осуществлять продюсирование, постановку программы и исполнение роли конферансье, ди-джея, ведущего концертных, конкурсных, игровых, разговорных и т.п. шоу-программ;
-
принимать решения в возможных нестандартных ситуациях в управленческой деятельности продюсерского проекта;
-
анализировать эстрадно-концертные программы на разных уровнях социально-культурной деятельности;
-
применять (внедрять и воплощать) эстрадно-концертные программы в культурно-досуговую и социально-культурную деятельность.
Владеть: навыками продюсерской и постановочной деятельности на всех стадиях творческого процесса от замысла эстрадно-концертного проекта до реализации (постановки) эстрадно-концертной программы.
Данная дисциплина способствует формированию следующей компетенции:
-
быть готовым к осуществлению технологий менеджмента и продюсирования концертов, фестивалей, конкурсов, смотров, праздников и форм массовой социально-культурной деятельности (ПК-13):
Базовый уровень
-
дает определение понятиям «менеджмент» и «продюсирование»;
-
объясняет сущность технологий менеджмента и продюсирования;
-
разрабатывает план организации и проведения камерных и массовых форм социально-культурного творчества;
-
применяет на практике технологии менеджмента;
-
применяет на практике технологии продюсирования.
Продвинутый уровень
-
организует ресурсное обеспечение социально-культурных программ;
-
составляет отчет по результатам проведения социально-культурного мероприятия.
Высокий уровень
-
управляет процессом организации и постановки различных форм социально-культурной деятельности;
-
оценивает результаты проведения социально-культурного мероприятия;
-
публично высказывает критические суждения о проделанной работе.
Будущий выпускник творческого вуза, безусловно, должен обладать широчайшим спектром знаний, связанных с историей и теорией искусства.
Искусство - термин, используемый в двух значениях:
-
Мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела;
-
Творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире - эстетически-выразительных форм.
Понятийный статус искусства непосредственно связан со вторым значением термина, сохраняя первое в качестве технического условия
всякого творчества. Понятие искусство коннотируется историческими изменениями (трансформациями) форм и типов культуры, их взаимодействиями, а соответственно - характером философских, искусствоведческих, художественно-поэтическихрефлексий и к настоящему времени представляет собой многомерное смысловое образование, принципиально открытое для включения новых смысловых элементов, порождаемых непрестанно длящимся трансформирующимся художественно-эстетическим опытом человечества, в том числе - развитием интеркультурных связей, коммуникаций, обменов, технологий, обеспечивающих и поддерживающих творчество и трансляцию в обществе его продуктов [1].
Проблема заключается в том, могут ли эстрадно-концертные программы различного типа представлять собой настоящие образцы искусства или же они являются продукцией, так называемым «китчем» «массовой культуры»? Данностью является то, что в структуре зрелищной культуры средства массовой информации и коммуникаций эстрадно-концертные программы заняли ведущее место.
Несмотря на это, анализ показывает, что освоение профессиональной направленности личности студента творческого вуза начинается с познавательного интереса, который немыслим без получения знаний развития морально-волевых качеств личности студента, так необходимых для формирования специалиста (бакалавра) любой специальности.
На сегодня ясно, что без основ продюсирования невозможно подготовить высококвалифицированного менеджера социально-культурной деятельности и арт-менеджера.Проблемы:
-
Отсутствие творческой лаборатории, где студенты совместно с преподавателем, могли бы создавать продюсерские проекты и осуществлять их продвижение на рынок эстрадно-концертной деятельности города и края.
-
Несовершенство материально-технической базы ПГАИК. Отсутствие современной сценической площадки.
-
Отсутствие отчетной документации в РАО (программы-рапортички) по мероприятиям (концертам, спектаклям, акциям и т. д.).
-
Правовая неграмотность студентов.
-
Существование «эстафетной передачи студентов» с курса на курс к разным преподавателям - отсутствие института кураторства (педагога-мастера).
-
Несовершенство учебных планов (изучение учебной дисциплины «Продюсированиеэстрадно-концертной деятельности» происходит на 2-ом курсе у бакалавров, а бизнес-планирование и авторское право на 4-ом).
Перспективы развития - создать в ПГАИК коллектив преподавателей-единомышленников, которые заинтересованы в активном творческом процессе, эксперименте и методических новациях, раскрывающих художественно-творческий процессе и педагогический почерк преподавателя. Здесь каждый педагог сможет в рамках единого творческого метода создать свою неповторимую творческую мастерскую.
Таким образом, научиться создавать достойные проекты в сфере эстрадно-концертной деятельности можно только овладев теорией и многократно используя эти знания на практике. Основная задача профессорско-преподавательского состава ПГАИК - помочь заинтересованному студенту (будущему продюсеру) осмыслить и освоить закономерности современных процессов продюсирования в искусстве.
Список литературы
-
Всемирная энциклопедия: Философия / науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. - М.: АСТ, 2001. - 1312 с.
-
Жарков, А. Д.Продюсирование и постановка шоу-программ: учебник / А. Д. Жарков; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М.: МГУКИ, 2009. - 470 с.
-
Мастерство продюсера кино и телевидения: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Продюсерство кино и телевидения» и другим кинематографическим специальностям / под ред. П. К. Огурчикова, В. В. Падейского, В. И.Сидоренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 863 с.
9