Исходящее из уст– из сердца исходит

Раздел Воспитательная работа
Класс 9 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Халилюлина Анися Каримовна,

учитель русского языка ГБОУ Гимназии № 1274

ЮВАО г. Москвы

Исходящее из уст- из сердца исходит



Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших,

а только доброе для назидания в вере,

дабы оно доставляло благодать слушающим.

(Ефес. 4, 29).

В настоящее время в России, как и во всем мире, обострились проблемы межнационального характера. Неудачи в межэтническом взаимодействии, на наш взгляд, следует рассматривать не как наличие «непреодолимых» различий между культурами, а часто как отсутствие определенных знаний о том, что нас объединяет. Образовательное учреждение должно содействовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок сознавал свои «корни» и тем самым мог определить свое место в мире, а с другой - научился уважать другие культуры, видя, среди прочего, в другой культуре что-то знакомое, близкое его пониманию.

Несмотря на кажущуюся разность религий, многие постулаты и догмы различных верований очень схожи. Например, совершенно одинаково отношение духовных учений к сквернословию как к тяжкому греху, и особенно это заметно в сравнении основных мировых религий.

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики среди представителей разных национальностей становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости.

Как же объяснить в многонациональном классном коллективе, что сквернословие - это не только набор непристойностей? Что подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека, и при этом не важно, какую религию он исповедует? Ниже приведены материалы на тему о вреде сквернословия, которые можно использовать и на классных часах, и при индивидуальных беседах с подростками разных вероисповеданий.

Во всех мировых религиях человек, который сквернословит, использует этот «особый дар» для проявления своей внутренней нечистоты, изливает через него из себя грязь. Этим он оскверняет в себе образ Божий.

Поэтому, например, святая Библия называет сквернословие в одном ряду с другими тяжкими грехами: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших» ( Послание к Колоссянам 3:8).

А вот что изрекает по этому поводу святой апостол Иаков в своем Послании: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулём направляются, куда хочет кормчий; так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет всё тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду» (Иак. 3, 2-12). А святой Павел, апостол, обращавший слово к языческому миру, уверовавшему во Христа, предупреждает: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые (выд. автором), ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9-10).

Ислам также учит, что мы отвечаем за все свои деяния, в том числе за намеренные высказывания и мысли. Следовательно, мы должны следить не только за тем, что делаем, но и за тем, что говорим и думаем. Если мы не будем контролировать свою речь, то сами обречем себя на деградацию. Аллах и Его Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) ясно сказали нам, что мы ответим за все свои преднамеренные высказывания. Аллах говорит: «[Помни], что два ангела сидят [у человека] справа и слева и записывают [его деяния]. [Человек] не проронит ни единого слова, чтобы его не записал недремлющий страж» (Коран, 50:17-18).

В исламе, как и в других мировых религиях, сквернословие является дурным, некрасивым и греховным действием. Есть много хадисов, в которых говорится о наказании за грубые слова и сквернословие. Приведу лишь некоторые: Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), давая совет одному из своих сподвижников Муазу, закончил его словами: «Сдерживай язык!» Когда Муаз удивленно спросил: «Неужто мы отвечаем и за свои слова?», Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Поистине, большинство людей попадают в ад только за свой язык» (Аль-Бухари и Муслим). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Человек может произнести одно слово, благодаря которому Аллах возвысит его, или же произнести одно слово, из-за которого он будет брошен в самый ад». И далее: «Верующему (несвойственно) порочить, проклинать, совершать непристойное, или сквернословить» ( Ат-Тирмизи и Ахмад). Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, человек может сказать такое слово, в котором он не будет видеть ничего плохого, но за которое он будет падать в Огонь семьдесят лет». (Ат-Тирмизи и Ахмад).

А вот каково отношение к сквернословию в буддизме: по Закону Кармы создается цепь причин и следствий: те люди, которые часто и много сквернословят, сами подвергаются ругани со стороны других. Эта причинно-следственная связь обязательно воплощается, и если вы сквернословите, то обязательно придет время, когда вы будете страдать от того, что ругают вас. Буддизм утверждает, что в основе сквернословия лежат такие скверные проявления души, как ненависть, гнев, зависть. И если посмотреть на Закон Истины, который говорит о том, что все является проявлением души, то, если сквернословишь, то превращаешь свой мир, то есть мир вокруг себя, в мир, наполненный злобой, ненавистью и завистью.

Согласно иудаизму, злословие (именно так переводится с иврита "лашон а-ра", а в дословном переводе - "дурной язык") - есть тяжкий грех, который приравнивается к идолопоклонству и кровопролитию и имеет с ними общую основу. Что такое злословие? Всякое слово, которое может причинить другому зло (ущерб). Еврейские мудрецы говорят, что гордыня побуждает человека злословить. Как правило, человек позволяет себе говорить о других плохо, если считает, что он лучше, а эгоизм порождается ложным представлением о том, что можно существовать самостоятельно, вне всякой зависимости от Творца. На следующей ступени приходит уже полное отрицание Творца...

Вернемся к библейскому началу о Слове: "В начале было Слово и Слово было Бог..." А человек не просто сотворен Словом, но и богоподобен еще и потому, что тоже владеет Словом, без которого невозможно мышление. И поскольку речь идет о слове СОЗИДАТЕЛЬНОМ, а не разрушительном, то есть о добре и любви, получается, что каждая из мировых религий в унисон с наукой утверждает: всякий употребляющий скверные слова, оскорбляет не только Бога, но образ Божий в себе самом, подвергая его разрушению на всех уровнях - от здоровья до судьбы.

Несколько тысяч лет спустя апостол Павел конкретизирует и уточняет этот постулат, предупреждая, что разрушается не только сиюминутная земная жизнь, но и вечная, поскольку человек рождается не только для временного существования: "Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе..." (Ефес. 4, 29).











































Список литературы





  1. Брилев Д.В. Религии мира. Ислам. М.: Мир книги,2006

  2. Зеленков М.Ю. Мировые религии: история и современность: Учебное пособие. М.: Юридический институт МИИТа, 2003.

  3. Миркина З. А., Померанц Г. С. Великие религии мира. М.: Центр гуманитарных инициатив ,2012

  4. Перельструз Л.В. Буддизм. М.: Мир книги,2006

  5. Резник Е.В., ЧудинаЮ.Ю. Религии мира. Православие. М.: Мир книги,2006

  6. Источники из интернета:

  • boguslava.ru/viewtopic.php?id=1700



  • moluch.ru/archive/105/24763/



  • islamdag.ru/vse-ob-islame/25870

  • kamalzant.ru/publ/nravy_musulmanina_chast_2/bditelnost_v_otnoshenii_jazyka/al_baz_a_skvernoslovie/47-1-0-546

  • islam.com.ua/drugoe/porcha-i-sglaz/1223-fatvy/etika-i-moraly/adab-vospitanie/11096-necenzurnaya-rechy

  • pravoslavie.ru/put/080522004557.htm

  • lib.pravmir.ru/library/readbook/1957

© 2010-2022