Конспект открытого классного часа Антология патриотизма

История патриотизма очень интересна. Грань перехода от патриотизма к национализму тонка. Классный час призван объяснить учащимся понятия патриотизма, национализма, идентификацию гражданина страны, виды патриотизма с точки зрения истории. Взгляд на патриотизм , как единственную национальную идею России.Мысли учителя приходят и во время самого кл.часа. Например, у меня в ходе занятия пришла мысль поднять тему отсутствия некоторых специалистов на территории муниципального образования, почему бы ре...
Раздел Воспитательная работа
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый классный час для учащихся 10 класса

учителя русского языка и литературы

МКОУ «ООШ№9» г.Шумихи

Селивановой Татьяны Михайловны


Тема «Антология патриотизма».

Цели:

Воспитание чувства патриотизма, долга перед родиной и перед своей семьей, воспитание нравственности учащихся, ответственности за свои поступки, за выбор профессии, нужной государству;

Развитие устной монологической речи учащихся. Закрепление на практике правил устного выступления перед аудиторией, умение вести дискуссию.

Задачи:

1.Знать краткую историю спора о понятии «патриотизм» , знакомство с видами патриотизма.

2.Уметь находить перехлесты в потоке информации, связанные с темой патриотизма. 3.Развивать устную монологическую речь обучающихся, уметь вести дискуссию.

Оборудование: компьютер, проектор, флэш-карта, раздаточный материал (готовятся пакеты для команд : словарь урока, бумага, фломастеры, жетоны для рефлексии), магниты, изображения символически патриотизма в виде дома из бумаги, фундаментальные кирпичики из бумаги, где десятиклассники будут выполнять надписи.

Ход классного часа:

I.Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые ребята! Надеюсь, вам сегодня будет интересна тема классного часа, и вы мне поможете справиться со своей задачей. А какую тему я вам предлагаю, вам придется установить! (Показ 1-9 слайд).

-Реплики ребят -об армии, о войне, о победах в спорте, о Родине…, о славе…, о гордости за Родину…

-Учитель- одним словом- о патриотизме. Сообщает тему, говорит о целях и задачах.(слайд 10-12). С темой патриотизма вы встречались на классных часах, уроках истории, литературы, разговаривая о подвигах граждан нашей страны в разные исторические отрезки времени.

II.Беседа учителя.

Объясняет понятие «Антология» Антология в Энциклопедическом словаре:
Антология - (греч. anthologia - букв. - собрание цветов), сборник избранных произведений (литературных, философских, музыкальных) разных авторов.

ДЛЯ НАС С ВАМИ: наши суждения и суждения других философов о патриотизме в совокупности. ( слайд 13).

- Я предлагаю поделиться на 3 команды по 10 человек. Предлагаю названия команд : «Граждане», «Политики», «Историки». - На столах у вас лежат по 2 экземпляра кратких словарей терминов. Обращайтесь к ним во время беседы. Собираете жетоны- у кого больше в итоге, те выиграли. Даю жетон за каждый правильный ответ, интересное выступление, за скорость мышления. Будьте патриотами своей группы! Ну, начнем!

- Вопрос классу: Что же такое патриотизм? Вы не раз встречались с этой темой.( слайд 14) Оценим самый лучший и быстрый ответ.

- Происхождение термина и определение патриотизма.

-Патриоти́зм , социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества

  • - Посмотрите примерное деление на виды патриотизма в зависимости приверженности сторонников . В истории патриотизмом, как особым чувством, называли различные явления в общественных отношениях. Нередко подменяя понимание любви к Родине, например, любовью к государству и т. д. Так появились термины:

  • государственный (этатический) патриотизм - любовь к государству.

  • имперский патриотизм - лояльность (любовь) к империи и её правительству.

  • квасной патриотизм (ура-патриотизм) - гипертрофированное чувство любви к государству и своему народу.

  • полисный патриотизм - любовь к полису, то есть образу жизни, традициям, особенностям, культам. Существовал в античных городах-государствах (полисах) и был основан на местных религиозных культах.

  • ультрапатриотизм - любовь к отечеству в крайних, безрассудных формах.

  • этнический патриотизм - любовь и защита национальных особенностей народа, цивилизации, её самобытности.

-Квасной патриотизм - определение у вас на столах в словарях. Прочитайте, попытайтесь даже привести пример.

(Вполне можно отнести поэзию певца крестьянской Руси Есенина, его стихи о «железном коне»

(Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь,
Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунных поезд?
А за ним
По большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребенок?
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?) Есенин и одевался в народный костюм (косоворотка, лапти), что казалось смешным на сходах поэтов. В 20- е г.г. ему даже делали замечания поэты -современники)

-полезен ли патриотизм «квасных патриотов»? (Нет он тормозит развитие общества, науки.

-Ультрапатриотизм - как здесь будем рассуждать? Определение прочитает одна из команд. Что значит «Ультра»?( сверх, чрезмерно)очень опасное направление патриотизма, может кто-то из класса догадался : в чем опасность ? (Ультрапатриотизм ведет к национализму.)

- Знаете ли вы понятие «национализм».( Читают понятие «Национализм» по Ожегову: проявление психологии национального превосходства, национального антогонизма, идея национальной замкнутости. За разжигание национальной розни наступает уголовная ответственность).

- Назовите страну, где ультрапатриотизм захлестнул общество? ( Германия, Италия). (Национал-социалисты в Германии)

- Этнический патриотизм: как в этом случае будем рассуждать?( Это гордость народа за свою самобытность, свои традиции, например: малые народы Севера, живущие так, как жили их предки, сохранив самобытную культуру и традиции)

- Что важно знать патриоту? ( уважение к интересам и традициям других людей, знать чувство меры, т.е. быть толерантным)

- Заглянем в словарь и прочитаем определение толерантности.

-Патриотизм- ткань тонкая и необходимая. Патриотизм также необходим людям и обществу. ( Выдаются жетоны отвечающим по ходу мероприятия).

Смотрим на слайд , где вам предлагаются к чтению слова Л.Н.Толстого из статьи

« Патриотизм или Мир»: (Читает ученик)

« Ведь если бы патриотизм был только один: патриотизм одних англичан, то можно бы было его считать объединяющим или благодетельным, но когда, как теперь, есть патриотизм: американский, английский, немецкий, французский, русский, все противоположные один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет». (слайд 18)

-Вопрос классу: почему разъединяет? ( эти понятия у каждого разные и не хватает взаимопонимания, возможно проявление ультрапатриотизма)

А дальше я вам предлагаю слова Алексия II ( Патриарха всея Руси) (слайд 20):

«…И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. ..То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны.»

- Какой вывод можно сделать из высказывания Патриарха Алексия II? ( Мы должны жить в мире и согласии с другими народами. Преображать свою страну!)

- И это правильно! Патриарх очень высокообразованный человек, его высказывание нельзя сбрасывать со счетов. Хотя наше государство светское.

- (Слово учителя) Что значит быть патриотом? (Пытаются ответить)- Это значит чувствовать патриотизм, испытывать любовь в своей Родине и ставить ее интересы выше -

своих собственных, это желание сделать все возможное, чтобы сохранить ее саму, ее народ и ее культуру, желание защищать ее интересы и границы.

- Патриотизм не всегда был присущ человеческому сообществу? ( пытаются ответить- в первобытных общинах не было государств, но появлялись зачатки патриотизма в виде привязанности к своему племени, чувства родства и единения с ее членами, осознание себя как одного из них.)

Ученики читают карточки (высказывания ученых, деятелей культуры) (21 слайд и на карточках) :

«Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ.»

Николай Чернышевский.

«Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека.»

Василий Сухомлинский.

«Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может.!

Джордж Байрон.

22 слайд ( Читает ученик)

Два чувства с детства близки нам -

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва,

Как без оазиса пустыня

И как алтарь без божества.

А.С.Пушкин.

Чистоту, красоту мы у старших берём.

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому что добро остаётся добром

В прошлом, будущем и настоящем

В. Высоцкий.

Чтение учителем текста :

-26 июня 1941 года в районе Минска беспримерный по мужеству и самоотверженности подвиг совершили командир эскадрильи 207-го авиационного полка 42-й бомбардировочной авиационной дивизии капитан Н. Ф. Гастелло и члены его экипажа - штурман лейтенант А. А. Бурденюк, стрелок лейтенант А. А. Калинин. Когда подбитый противником самолет загорелся в воздухе, «капитан Гастелло и его товарищи, преисполненные жгучей ненависти к врагу, направили пылающую машину на скопление немецких войск". Этот подвиг стал одной из ярчайших и незабываемых страниц в истории Великой Отечественной войны.

В сражениях под Севастополем прославилась отважная пулеметчица старший сержант Н. А. Онилова. В письме к актрисе, игравшей в кинофильме "Чапаев" роль Анки-пулеметчицы, отважнай женщина писала: "Я мечтала стать пулеметчицей и так же храбро сражаться. Когда случилась война, я была уже готова, сдала на "отлично" пулеметное дело. Я попала - какое это было счастье для меня! - в Чапаевскую дивизию, в ту самую, настоящую. Я со своим пулеметом защищала Одессу, а теперь защищаю Севастополь. С виду я, конечно, очень слабая, маленькая, худая. Но я вам скажу правду: у меня ни разу не дрогнула рука. Когда защищаешь дорогую, родную земля и свою семью (у меня нет родной семьи и поэтому весь народ - моя семья), тогда делаешься очень храброй и не понимаешь, что такое трусость"*.

Слайд 24. Речь Аллена Даллеса, директора ЦРУ. 1945 год.

«.. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, и прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, - все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом. И лишь немногие, очень немногие, будут догадываться или даже понимать что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ оболгать, объявить отбросами общества..."

Прошло столько лет, патриоты в стране как были , так и есть.

Герои как были так и есть:

Афганистан:

Подразделение под командованием лейтенанта Николая Кузнецова помогало афганской роте очищать кишлак от крупной банды. Бой разгорелся жестокий. Во время обходного маневра Н. Кузнецов с группой воинов попал в засаду. Необходимо было действовать быстро и решительно. Молодой офицер с несколькими солдатами стал прикрывать отход группы. Мятежники атаковали с разных направлений, непрерывно. Взрывы мин, гранат, сплошной свинцовый дождь над каменным утесом, из-за которого разили бандитов Кузнецов и его товарищи. Бой был неравный. Обеспечив подразделению отход на новую позицию, лейтенант Кузнецов, отстреливаясь до конца, взорвал себя последней гранатой. Конечно, он мог сдаться, а потом обосновывать свой поступок нежеланием участвовать в «грязных преступлениях», но этого ему не позволила честь русского офицера, которая, как ни странно, еще встречается, не смотря ни на что. За этот подвиг лейтенанту Николаю Кузнецову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Десантник гвардии ефрейтор Александр Корявин уже после боя увидел, что в старшего лейтенанта А. Ивонина из-за кустарника целится спрятавшийся душман. Корявин мгновенно заслонил офицера грудью, приняв на себя автоматную очередь. Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Наши дни;

Школьники из Краснодарского края Роман Витков и Михаил Сердюк спасли пожилую женщину из горящего дома. Направляясь домой, они увидели горящее здание. Забежав во двор, школьники увидели, что веранда практически полностью охвачена огнем. Роман и Михаил бросились в сарай за инструментом. Схватив кувалду и топор, выбив окно, Роман залез в оконный проем. Пожилая женщина спала в задымленной комнате. Вынести пострадавшую удалось только после взлома двери.

"Рома по комплекции меньше меня, поэтому он легко проник в оконный проем, но обратно с бабушкой на руках он уже таким же способом выйти не мог. Поэтому нам пришлось взломать дверь и только так удалось вынести пострадавшую", - рассказал Миша Сердюк

"Я пыталась выкарабкаться, колодец неглубокий - я даже доставала рукой до края. Но было так скользко и холодно, что я не могла ухватиться за обруч. А когда я поднимала руки, ледяная вода заливалась в рукава. Я кричала, звала на помощь, но колодец находится далеко от жилых домов и дорог, поэтому меня никто не слышал. Сколько это продолжалось, я даже не знаю… Вскоре меня стало клонить в сон, я из последних сил подняла голову и вдруг увидела двух мальчишек, заглянувших в колодец!" - рассказала пострадавшая, живущая в селе Ильинка-1 Тульской области .Школьники Андрей Ибронов, Никита Сабитов, Андрей Навруз, Владислав Козырев и Артем Воронин вытащили пенсионерку из колодца. 78-летняя Валентина Никитина упала в колодец и выбраться самостоятельно не смогла. Крики о помощи услышали Андрей Ибронов и Никита Сабитов и тут же бросились спасать пожилую женщину. Однако на подмогу пришлось позвать еще троих ребят - Андрея Навруза, Владислава Козырева и Артема Воронина. Вместе ребятам удалось вытащить пожилую пенсионерку из колодца.

Недаром введен знак «Горячее сердце», которым награждают молодежь до 23 лет, совершивших героические поступки.

Слайд 25-26.

Президент России В. В. Путин 3 февраля 2016 года на встрече с предпринимателями, входящими в Клуб лидеров отметил : «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма».

- Каким видит общество В.В.Путин? ( уважать друг друга, любить природу и её богатства,всё делать на благо Родины: учиться, работать, добиваться во всем успеха и т.д.)

Слайд 27 .Изменились типы патриотизма

Слайды 28-31 ( учитель)

Чтение стихотворения Ольги Фокиной:

Храни огонь родного очага

И не позарься на огни чужие -

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

Лелей лоскут отеческой земли

Как не болотист, как ни каменист он,

Не потянись за черноземом чистым,

Что до тебя другие обрели.

Лелей лоскут отеческой земли!

И если враг задумает отнять

Твоим трудом взлелеянное поле,

Не по страничке, что учился в школе,

Ты будешь знать, за что тебе стоять.

Ты будешь знать, за что тебе стоять!

Слайд 32:

- К вашему вниманию вопросы для разговора- О чем утверждает народная мудрость:

«Где родился - там и сгодился»? (Родина там, где родился, там человек учится, находит по душе профессию, и потом идет устраивается на работу, приносит обществу пользу).

- А вот как может «сгодиться» гражданин? ( только при профессиональной квалификации, защищать Родину, организовать хорошую семью, правильно воспитывать своих детей)

- Что главное для юношей девушек в России? ( служить в армии, быть гражданами -патриотами Родины, получить хорошие профессии и т.д.). ( Выдаются жетоны отвечающим).

- Часть команды вместе со мной строит фундамент из кирпичиков нашему зданию под названием - патриотизм( на кирпичиках подписывают те понятия , на которых зиждется патриотизм, то, что помогает воспитать в человеке патриота Родины- родная природа, друзья, семья, школа, армия, история страны , победы в спорте и достижения в науке,героические поступки и т.д.) Каждый из выходящих к доске берет жетон.

-Часть команды рисует кластер- Качества человека- патриота нашей Родины России! ( Включаю песни «Журавли», песню о патриотизме)).

-Сдайте ваши работы! (Зачитываю самые интересные, помещаю на доску). Подсчитываю жетоны каждой команды. Объявляю победителя. Вручаю приз.

III.Рефлексия.

Прошу капитанов команд ,посоветовавшись с членами группы, сделать выбор :

Если Вы узнали что-то новое, вам понравился стиль изложения и общение ,выберите красную фигуру; если не очень понравилось мероприятие -синюю фигуру; не понравилось- зеленую. -Спасибо за сотрудничество! За урок! Желаю вам успехов в учебе! Вручаю благодарность классу за помощь в проведении классного часа.

© 2010-2022