Сценарий Право на имя

Раздел Воспитательная работа
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Павлодарская область

Качирский район

СОШ № 2 им. А. Текенова


Внеклассное занятие «Право на имя»





для обучающихся 4 классов

планируемое количество:

участников 40 человек,

зрителей 40 человек.




Подготовила:

Спивакова Н.М.

ст. вожатая








2014 год

Цель:Дать представление о важности права на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении». Закрепить понятие «отчество», «тезка», «однофамилец». Расширять и активизировать словарь детей, совершенствовать грамматический строй речи.

Задачи: Знакомить детей с правом на имя. Знакомить с происхождением и значением имени. Познакомить с понятиями «отчество», «тезка», «однофамилец». Формировать индивидуальность. Развивать творческую активность, слуховое внимание. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, полных имён, отчества. Помочь развитию связной речи через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы. Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.

Оборудование мягкая игрушка, свидетельство о рождении, конвенция о правах ребенка, поделки «Мое имя самое красивое» (ромашка),карточки с именем.

Ход занятия

Давайте улыбнемся друг другу и скажем громко: «Добрый день! »

Давайте все возьмемся за руки и передадим частичку своего тепла и доброго настроения друг другу.

У всех хорошее настроение?

В: Ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи между собой (Ответы детей)

В: Умницы, правильно рассказали. Оказывается у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать.

Нас не было - оно было,

Нас не будет - оно будет,

Никто ни у кого его не видел,

А у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть,

У дочки есть, у внучки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать.

Дети: Имя.

В: Правильно имя. Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.В Конвенции о правах ребенка статья № 7 сказано, что каждый родившийся ребенок имеет право на имя. (Зачитываю статью).

А давайте поиграем с вами в игру, где каждый назовет свое имя. .

(Дети передают мягкую игрушку по кругу и называют свои имена) .

Дети садятся на стулья

Вы дома готовили карточку со своим именем. Вы знаете что, глядя на карточку, можно сказать, как данный человек относится к своему имени и что ему о нем известно .

В. Имена имеют свои значения. Если мы обратимся к словарю, то узнаем значение нашего имени. Например, мое имя «Наталья» означает «родная», а имя «Александр» в переводе с древнего языка означает «сильный, смелый, мужественный».

В: А вы знаете,, что означают ваши имена?

Данил - «Бог мой судья»

Александр-мужественный

Федор-«Дарованный богом»

Ангелина-«Вестница,ангел»

Полина-«Солнечная»

Алексей-«Защитник»

В: Вам было дом.задание подготовить информацию о своем знаменитом тезке.( Каждый кратко рассказывает о своем именитом тезке. )

«Что тебе в нем понравилось?»,

«Хотел бы ты быть на него похожим?»

«Что у тебя общего с твоим именитым тезкой?»

В. Даже у сказочных героев есть свои имена.

1.Назовите самые распространенные имена сказочных героев.

2. Какими «сказочными» именами называют современных людей? (Иванушка - Иван - Ваня, Машенька, Василиса и т.д.)

3. А какие имена есть только в сказках, а в жизни нет? (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч и т.д.).

4. Назовите имена, которыми одинаково можно назвать и мальчика, и девочку. (Саша, Женя, Валя).

5. А как же узнать, к кому ты обращаешься? (Либо по-другому назвать это имя - ЕвгениЯ - ЕвгениЙ; ВалентиН - ВалентинА; или обратиться по фамилии).

В. А как вы думаете, зачем люди придумали имена? (Ответы детей)

В: Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени?

Дети: по имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.

В: Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству? (Ответы детей)

В: Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. Отчество присваивается по имени отца. Моего папу зовут Михаил, поэтому я Наталья Михайловна. Вы знаете, как зовут вашего папу? Подумайте и назовите своё отчество. (Дети называют отчество) .

В: Ребята, а будет ли нам приятно, если нас будут называть не по имени, а придумают прозвища или будут дразнить как-нибудь? Нет, конечно? Итак, каждый человек на земле имеет ПРАВО НА ИМЯ. И у каждого из вас есть документ, подтверждающий это право - это «Свидетельство о рождении» (рассмотреть свидетельство о рождении). Однако, мы с вами засиделись.

Давайте, разыграем игру «Узнай меня»? Дети становятся в круг, а желающему Водяному завязывают глаза и сажают в середину круга. Взявшись за руки, дети ходят вокруг него и говорят хором: «Водяной, Водяной, что сидишь ты под водой? Выходи хоть на час и узнай одного из нас! ». Ребята останавливаются, Водяной встает, подходит к игроку, ощупывает его и должен назвать его имя. Если отгадал, ему развязывают глаза, а тот, чье имя отгадано становится Водяным.

В: Давайте поиграем в игру «Напиши ласковые родственные имена».

(Витя - Витюша, Витенька, Витёк, Витюнюшка, Витюнчик, Витюшок.

Саша - Сашок, Сашенька, Сашунчик, Саня, Сашуля и т. д.) .

В: На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Например: Саша - девочка, и Саша мальчик. Таких людей называют «тёзками». А как вы думаете, как можно отличить людей с одинаковыми именами?

Дети: По фамилии.

В: Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами.

А теперь давайте поиграем в игру «Что лишнее? ». Будьте внимательны.

. Алеша, Иванов, Рома, Ваня.

.Юля, Олег, Вова, Андрей.

.Сережа, Руслан, Жучка, Данил.

.Маша, Таня, Мурка, Марина.

В: вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, с чем мы сегодня познакомились?

Дети: Каждый ребёнок имеет право на собственное имя. Узнали о происхождении имён, отчеств, фамилий.

В: Кто такие тезки?

Дети: Люди с одинаковыми именами.

В: Кто такие однофамильцы?

Дети: Люди с одинаковыми фамилиями.

В: Какой документ подтверждает ваше право на имя?

Дети: Свидетельство о рождении.

Серия игр из цикла: "Право на имя"

1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.
2. Имя ребенку даётся по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца.
3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или матери по соглашению родителей.

Эти игры можно использовать на занятиях, на прогулке, в свободной деятельности детей.

1. «Ласковое имя» (Игра с мячом.)
Цель: учить ласково называть имена сверстников; формировать положительное отношение к сверстникам; развивать интонационные стороны речи.

Ход игры: Дети стоят или сидят в кругу. Глядя в глаза, друг другу они передают мяч и произносят имя соседа ласково.

2. «Когда я стану взрослым»
Цель: учить называть «взрослые» имена людей; развивать речь.

Ход игры: Воспитатель называет имя, а дети говорят полное имя. (Например, Таня - Татьяна). В игре можно использовать мяч.

3. «Назови полным именем»
Цель: закреплять знания детей о своем имени, фамилии, отчестве; развивать речь.

Ход игры: Дети называют свое полное имя - Ф. И. О. (имя мамы, папы, бабушки, дедушки и т. д.) В игре можно использовать мяч.

4. «Назови по-другому»
Цель: развивать речь, мышление; учить обращаться к сверстникам, по-разному называя его имя.

Ход игры: Воспитатель называет имя, а дети говорят, как можно сказать по-другому. Например:
Оля - Ольга, Оленька, Олюшка;
Екатерина - Катя, Катюша, Катенька;
Людмила - Люда, Людочка, Людмилка, Мила;
Елена - Лена, Леночка;
Сергей - Сережа, Сереженька;
Владимир - Вова, Вовочка, Володечка;

Яша, Яшенька - Яков;
Тема, Темочка - Артем;
Коля, Николенька, Коленька - Николай;
Настенька, Настюша - Анастасия;
Лёша, Лёшенька - Алексей;
Лёня, Лёнечка - Леонид;
Тимошка, Тимошенька - Тимофей;
Егорка, Егорушка - Егор;
Ваня, Ванечка, Ванюшка - Иван;
Маша, Маня, Марья, Маруся - Мария

5. «Образуй отчество»
Цель: учить образовывать отчества от мужских имен; развивать речь.

Ход игры: Воспитатель называет мужское имя, а дети образуют от него отчество. (Например, Игорь - Игоревна, Игоревич). В игре можно использовать мяч.

6. «Я знаю … » (Игра со скакалкой) .
Цель: развивать речь, мышление.

Ход игры: Ребенок прыгает через скакалку и называет имена девочек или мальчиков на каждый прыжок. Игра может проводиться в виде соревнования.

7. «Четвертый лишний»
Цель: развивать внимание, речь.

Ход игры: Воспитатель называет четыре слова, а дети находят лишнее и объясняют. Почему это слово лишнее.
Настя, Таня, Миша, Люба;
Коля, Толя, Ваня, Оля;
Иван, Анатолий, Петя, Фёдор;
Иванов, Петров, Семён, Соловьёв;
Ивановна, Аркадий, Васильевна, Мироновна;

8. «Назови имена сказочных героев»
(Незнайка, Чебурашка, Золушка и т. д.) Можно предложить объяснить как образовались эти имена.

9. «Назови одним словом»
Цель: развитие мышления, речи, памяти, умения классифицировать.

Ход игры: Воспитатель называет несколько слов, а дети говорят одним словом.
Лена, Наташа, Оля. Света - имена девочек;
Коля, Игорь, Миша, Олег - имена мальчиков;
Иванов, Петров, Кузнецов - фамилии;
Ивановна, Сергеевна, Васильевна - отчества.
Мама, папа, брат, сестра - семья.

10. Игра «Обратись по имени»
Игровое правило: обязательно обращаться друг к другу по имени. Вот, например, Настя. Тебе трудно застегнуть пуговицу. Обратись, пожалуйста, за помощью к Марине. Как ты должна сказать? Как должна ответить Мария? (ответы). Или: Таня, тебе нужен зеленый карандаш, который есть у Данилы. Как ты скажешь? Как тебе должен ответить Данила? (ответы детей). Еще пример. Насте очень хочется поиграть с куклой Барби, которая есть у Ксюши. Настя, как ты обратишься? Как тебе ответит Ксюша? (ответы).

Воспитатель (по окончанию игры). Вы все молодцы! К друг другу обращались по имени, вежливо, уважительно.

11. Игра «Узнай меня»?
Ход игры:
Дети становятся в круг, а водящему Водяному завязывают глаза и сажают в середину круга. Взявшись за руки, дети ходят вокруг него и говорят хором: «Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой? Выходи хоть на час и узнай одного из нас!». Ребята останавливаются, Водяной встает, подходит к игроку, ощупывает его и должен назвать его имя. Если отгадал, ему развязывают глаза, а тот, чье имя отгадано становится Водяным.



© 2010-2022