Родительское собраниеФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ОТВЕТСТЕННОСТИ

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительский клуб


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ОТВЕТСТЕННОСТИ.

УРОВНИ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

Цель: разобраться, что представляет собой чувство ответственности, каковы возможности его формирования у детей, в чем различие послушания и ответственности; дать понятие «внутренней мотивации».

Контингент участников: родители учащихся начальных классов.

Теоретическая часть

Большинство современных родителей понимают, как важно развивать чувство ответственности в детях. Ответственность - это особое качество, которое не дается человеку от рождения, а развивается с годами. Некоторым это дается легко, другим же приходится прикладывать усилия и напрягать волю.

Послушание и ответственность - это не одно и то же. При послушании от ребенка просто требуют выполнения порученного. Быть ответственным - значит самостоятельно принимать решение и осознанно его выполнять. Детей нужно учить и послушанию и Ответственности, но бездумное послушание очень опасно.

Составляющие ответственности

1. Понимание задачи.

Это знание того, что нужно сделать и как это сделать. Ребенок многое понимает по-своему. Для ясного понимания за­дачи нужно, чтобы родитель и ребенок все четко обсудили между собой.

2. Согласие с поставленной задачей.

У ребенка должен быть выбор («Что ты будешь делать: возьмешь пылесос или вытрешь пыль?»). Если есть выбор, то чув­ство ответственности будет проявляться на практике.

3. Умение самостоятельно мотивировать свои действия.

Родители должны учить подрастающего ребенка не только слу­шаться старших (внешняя мотивировка), но и научить, его самодисциплине. Можно помочь ему в этом, поощряя похвалой или наградой, а по мере взросления он научится видеть перспективу, а не сиюминутный выигрыш.

Уровни воспитания ответственности

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ. Ребенок в качестве помощника.

Впервые принимаясь за какое-то дело, многие дети нуждаются в моральной поддержке и присутствии взрослого. Желательно вместе выполнять разные дела: накрывать на стол, делать заказ по телефону и т.п.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ. Ребенок нуждается в напоминании и в контроле.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ. Выполняет задание самостоятельно.

Ребенок не только сам выполняет всю работу, но и не нужда­ется в напоминании. Переход на этот уровень - цель наших усилий.

Условия воспитания ответственности

1. Самоуважение.

Все дети нуждаются в положительной самооценке. Уверенный в себе ребенок легче справляется с любой задачей.

2. Разумные ограничения.

Они дают ребенку чувство защищенности, позволяют ему вести себя правильно в обществе, где соседствуют разные ценности.

3. Продолжительность и постепенность.

Ребенок не может стать ответственным сразу, по мановению волшебной папочки. Это происходит постепенно, на протяже­нии многих лет. Предоставляйте ребенку возможность проявлять самостоятельность, развивать свои способности, но учитывайте его возраст и опыт.

Нужно учитывать, что все дети разные: определите, что для вас наиболее важно, что приемлемо для вашего ребенка.

Для этого:

- поймите природу своих претензий, определите свои цели;

- учитывайте возрастные особенности ребенка;

- принимайте в расчет особенности характера; помните, что основные его черты закладываются в раннем детстве;

- учитывайте опыт ребенка - то, что он уже умеет делать: даже неудачный опыт может принести пользу.

Практическая часть

Упражнение «Определение ответственности»

Психолог зачитывает ситуации и предлагает родителям определить, что лежит в их основе - ответственность, послушание или что-то другое.

Работа может проводиться письменно, а по окончании ответы зачитываются и обсуждаются.

Примеры ситуаций

Маша быстро моет посуду, потому что знает, что не сможет посмотреть фильм, пока этого не сделает.

Аня любит читать. По возвращении из школы в понедельник она сразу же приступает к выполнению домашнего задания по чтению, хотя спрашивать ее будут не раньше пятницы.

Коля хочет попасть на соревнования по теннису. Каждый день он ходит в спортзал и тренируется.

Ваня обещал принести книгу своему школьному товарищу, но забыл.

Возможные варианты ответов:

1. Послушание.

2. Ответственность (девочка могла бы читать любую другую книгу).

3. Ответственность.

4. Ни послушание, ни ответственность.

Упражнение «Уровни ответственности»

Родителям предлагается попрактиковаться в определении уровня ответственности.

Примеры ситуаций

1. Дима выносит мусор сразу, как только ему об этом напомнят родители.

2. По субботам Оля пылесосит в квартире ковры и только потом идет играть на улицу.

3. Женя убирает ванную комнату без чьих-либо просьб, но часто забывает что-нибудь сделать.

4. Кира согласилась делать уборку в своей комнате, но ей нужно постоянно помогать, иначе она будет отвлекаться.

Возможные варианты ответов:

1. Нуждается в контроле.

2. Все делает самостоятельно.

3. Нуждается в контроле.

4. Нуждается в помощи.

По окончании работы родители высказывают свое мнение, задают вопросы. Им вручается памятка «Об ответственности».

Содержание памятки

Быть ответственным - значит самостоятельно принимать решение и осознавать необходимость действия.

Компоненты ответственности:

1. Понимание задачи.

2. Согласие с поставленной задачей.

3. Умение самостоятельно мотивировать свои действия.

Дети часто копируют поведение своих родителей.

Уровни ответственности:

Первый уровень. Ребенок в качестве помощника.

Второй уровень. Ребенок нуждается в напоминании и контроле.

Третий уровень. Выполняет задание самостоятельно.

Условия воспитания ответствен­ности:

1. Самоуважение.

2. Разумные ограничения.

3. Продолжительность и постепенность.

4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

5. Учет особенностей характера.

6. Учет личного опыта.


© 2010-2022