Материалы на краевой конкурс среди школьных уполномоченных по правам ребенка. Отчет о реализации

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАТЕРИАЛЫ НА КРАЕВОЙ КОНКУРС СРЕДИ ШКОЛЬНЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ПРАВАМ РЕБЁНК


Отчёт

о реализации программы развития гражданско-правовой культуры

участников образовательного процесса «Право и правда»

муниципального казенного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 30» г. Михайловска

Шпаковского муниципального района Ставропольского края


Структура отчета

У детей прав не меньше, чем у взрослых,

однако в силу возраста они не всегда могут

заявить о них.

Важный шаг в формировании правового пространства в образовательной организации - создание института уполномоченного по защите прав и законных интересов ребёнка. Шпаковский муниципальный район стал пилотной территорией проекта «Уполномоченный по защите прав и законных интересов ребёнка». 15 октября 2010 года во всех образовательных организациях Шпаковского района состоялись Выборы школьных омбудсменов, повторных выборов не было.

Избрание на должность школьного омбудсмена - проявление большого доверия со стороны учеников, которое необходимо оправдать чутким, справедливым отношением к детям, их проблемам. Конечно, не всегда и они бывают правы. Ведь трудное время порождает и трудные детские характеры. Но вспомним: Детский суд в приюте великого педагога Януша Корчака выносил одно из двух решений: Оправдать или Простить. Других приговоров не было. Это помогало подарить сиротам светлое детство, без которого не может сформироваться полноценный счастливый человек. Уполномоченный должен уметь оправдать ребёнка от незаслуженных обвинений, простить допущенные им промахи и помочь ему исправить совершённые ошибки.

Цели, задачи, направления деятельности школьного омбудсмена

Цели работы:

- создание целостной системы нравственной, социальной, психологической и правовой поддержки каждого ребенка в решении школьных проблем;

- обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних на получение основного общего образования и законных интересов других участников образовательного процесса.

Задачи:

- усиление эффективности и продуктивности аналитической работы по рассмотрению не только конфликтных межличностных ситуаций, но и по результатам мониторингов, анкетированию всех участников образовательного процесса;

- увеличение количества информационного материала для учеников, педагогов, родителей (на школьном сайте, раздаточный материал для классных руководителей), с целью формирования и укрепления зародившегося стабильного, организованного правового пространства в организации;

- повышение уровня самообразования уполномоченного, с целью более компетентного уровня предоставляемых советов и рекомендаций при разрешении вопросов правового уровня;

- проведение просветительской работы на совещаниях классных руководителей, заседаниях школьного родительского комитета.

Направления деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса:

1. Соблюдение принципов Конвенции о правах ребенка, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и всех правовых документов, которые стоят на защите детства и образования.

2. Обеспечение порядка и правовых отношений в школе.

3. Активизация деятельности органов самоуправления.

4. Усиление работы по психологической поддержке обучающихся (тренинги по бесконфликтному поведению на краевых семинарах ШСП).

6. Усиление работы с семьями:

- привлечение родителей к делам и жизни школы;

- правовое просвещение;

- выявление и сопровождение семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении.

7. Наполнение информационного сайта школы (раздел «Омбудсмен» (new-school30.ucoz.ru)

8. Систематическое повышение профессиональной компетентности омбудсмена по социально-правовым и психолого-педагогическим проблемам.

9. Трансляция опыта работы.


  1. Формирование правового пространства, культуры и правового сознания школьников

С основами правовых знаний в школе обучающиеся среднего и старшего звеньев знакомятся в течение всего учебного года на уроках обществознания и права. Эти знания направлены на то, чтобы помочь школьникам защитить собственные права и не забывать о правах других людей.

Классные и общешкольные мероприятия, имеющие правовую направленность, проводятся совместно с заместителем директора по УВР, педагогом-психологом, социальным педагогом, руководителем МО классных руководителей.

Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Дети в силу возраста и недостатка жизненного опыта нередко остаются беззащитными перед материалами, содержащими нецензурные выражения, порнографию, насилие и жестокость, призывы к противоправному поведению, показывающие жестокость к людям и животным, пропаганду употребления алкоголя и наркотиков, участие в азартных играх, побуждающих к действиям, угрожающим жизни и здоровью, к суициду. В этой связи ежегодно проводятся Дни медиа-безопасности, Недели безопасного интернета, Дни детского телефона доверия (приложения). Целью всех запланированных мероприятий является развитие системы правового воспитания в школе, формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе (new-school30.ucoz.ru),

Школьный уполномоченный с помощью классных руководителей занимается правовым образованием родителей обучающихся (знакомство с Законом СК от 29.07.2009 № 52-КЗ «О некоторых мерах по защите прав и законных интересов несовершеннолетних», Законом СК от 11.11.2010 №94 - КЗ «О дополнительных гарантиях защиты прав несовершеннолетних, признанных потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства», «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017», другими законодательными актами)

II. Развитие правовой культуры, сознания через участие в конкурсах

В 2011 году Гречкин Олег, обучающийся 7 «Б» класса, в краевом конкурсе творческих работ среди учащейся молодёжи «Имею право…» занял I место. Олег подготовил эссе «Хочу быть достойным…», в котором изложил свои мысли о правах и обязанностях молодёжи.

Ежегодно в ноябре проводится школьный конкурс творческих работ (рисунков и сочинений) «Я - ребёнок, и я… имею право!», приуроченный к празднованию Всемирного дня ребенка, цели которого - распространение знаний о правах и свободах человека, развитие гражданской инициативы и правовой ответственности обучающихся, раскрытие творческого потенциала школьников через актуализацию темы прав человека; в мае - школьный конкурс творческих работ «Кому я доверяю…», проводимый в рамках празднования международного дня детского телефона доверия.

III. Рассмотрение обращений, консультации участников образовательного процесса

В обязанности школьного омбудсмена входит рассмотрение обращений участников образовательного процесса. Итоги работы с обращениями обучающихся, учителей, родителей (законных представителей) школьников за период с октября 2010 г. по ноябрь 2015 г. представлены в таблицах 1,2. Количественный и тематический анализ обращений позволяет выявить уязвимые места на школьной карте «детского благополучия» и определить приоритеты дальнейшей работы омбудсмена.

Таблица 1 - Количественный состав заявителей и структура обращений по годам

Период

Количество обращений

Обращения

обучающихся

учителей, сотрудников школы

родителей (законных представителей)

обучающихся

Ноябрь, 2010-2011

22

15

4

3

2011-2012

36

19

7

10

2012-2013

45

25

6

14

2013-2014

47

14

18

15

2014-2015

40

14

10

16

2015-2016

I четверть

8

5

2

1

Всего

198

92

47

59

Таблица 2 - Тематика и содержание обращений

Тематика

обращений

Содержание

обращений

Обучающихся

- проблемы межличностных отношений среди подростков (оскорбление, нецензурные выражение);

- конфликты по поводу внешнего вида;

- проблемы успеваемости и освоение программы по отдельным предметам;

- использование гаджетов в школе во время уроков;
- конфликты по поводу внешнего вида;
- нарушение жилищных прав ребенка;

- необъективность выставления отметок (не подлежит рассмотрению)

Педагогов

- несоблюдение обучающимися Устава, локальных актов школы (школьная форма, сменная обувь, дисциплина, использование гаджетов в учебном процессе);

- проблемы поведения обучающихся;

- трудовые вопросы;

- конфликтная ситуация между родителями учениц в классе.

Сотрудников школы

- поведение обучающихся во время перемен в школьной столовой;

- нецензурные выражения

Родителей

- консультации;

- отношение с учителями;

- смена образовательной организации;
- этика поведения учителя;
- конфликты по поводу внешнего вида ребёнка;

- конфликт с классным руководителем;

- выбор экзаменов;

- смена фамилии ребенка без согласия отца;

- получение гражданства ребенка;

- двойное гражданство

- нежелание ребёнка ходить в школу;

- о питании в школьной столовой;

- о внутренней работе медпункта: прививки

Разное

- курение на территории школьного двора;

- проведение школьной дискотеки;

- выбор экзаменов за курс основной школы.

Все обращения, кроме одного (по электронной почте «Смена учебного заведения») носили устный характер (по телефону и личные) и были связаны с правовыми консультациями. Это свидетельствует о том, что участники образовательного пытаются разрешать спорные вопросы мирным путем, не прибегая к конфликтам. Большая часть обращений рассматривалась и разрешалась в оперативном порядке без привлечения администрации. Если содержание обращения выходит за рамки компетенции омбудсмена, то заявитель получает мотивированный отказ и разъяснение о возможных мерах по защите его прав.

Наибольшее количество обращений связанно с межличностными взаимоотношениями, значительная их часть рассматривалась и разрешалась благодаря поэтапному обучению школьников и учителей на научно-практических семинарах «Школьные службы примирения», организованных при поддержке Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края. В 2012 году задача создания школьных служб примирения вошла в «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017» и в «План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». Создание ШСП позволяет силами самого образовательного учреждения предупреждать и преодолевать школьные конфликты и правонарушения обучающихся; снизить уровень конфликтности, что содействует устранению причин противоправного поведения школьников; обучить членов школьного сообщества новой восстановительной практике выстраивания отношений и реагирования в конфликтных ситуациях. Это помогает декриминализации подростковой среды. В МКОУ «СОШ №30» г. Михайловска создана школьная служба примирения (приказ от 31.08.15 №338/1-08 «О создании школьной службы примирения»)

Родители обучающихся также нуждаются в квалифицированных правовых консультациях (1. Нарушение имущественных прав ребёнка; 2. Получение гражданства; 3. Смена фамилии ребёнка без согласия отца; 4. Двойное гражданство), которую получили у юрисконсульта при уполномоченном по правам ребёнка СК Адаменко С.В.

IV. Трансляция опыта

Таблица 3 - Система трансляции опыта

№№ п/п

Уровень представления

опыта

Проблематика транслируемого опыта

Форма представления

Дата

Краевой

Программа «Право и правда»

Конкурс среди школьных уполномоченных по правам ребёнка

Ноябрь, 2013

Региональный

Создание института омбудсменов в образовательных учреждениях

Выступление на научно-практической конференции «Общественно-государственное управление образовательным учреждением: региональная модель»

05.12.13

Районный

Опыт работы школьного омбудсмена

Выступление на семинаре психологов и социальных педагогов "Психолого-педагогическое и социальное сопровождение образовательного процесса"

19.02.14

Школьный

Результаты, проблемы и перспективы работы

уполномоченного по защите прав и законных интересов ребёнка

Отчёт на Совете учреждения МКОУ «СОШ №30»

Ежегодно

Опыт, проблемы, перспективы.

Отчет на педагогическом совете

Выступления на педагогических советах

«Создание оптимальных условий для успешной социализации личности»

«Профилактика противоправного поведения обучающихся»

Ежегодно

11.01.12

09.02.15

Выступление на классных родительских собраниях

По запросу

Информационный сайт школы (new-school30.ucoz.ru), страница «Школьный омбудсмен» (администратор сайта Солодовник Л.П.)

Разделы:

- «Правовое пространство»;

- «Права и обязанности»;

- Нормативные документы»;

- «Будни омбудсмена»;

- «Советы омбудсмена»;

- «Правовые игры»;

- «Новости».

Систематически с октября 2010 г.

V. Совершенствование взаимоотношений участников образовательного процесса. Благотворительность

Пристальное внимание в школе уделяется поддержке детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (Акции «Поможем другу»). Эта работа ведется совместно с социально-психологической службой, включает в себя индивидуальные консультации, беседы с обучающимися, их родителями или законными их представителями, помощь вещами, обеспечение особо нуждающихся обучающихся школьной формой фабрики «Экспрессия» (г. Армавир) (2010 - 2014 г.г.).

Ученики нашей школы совместно с родителями приняли участие в Благотворительном марафоне «Милосердие. Дима Захаров», цель которого - привлечь внимание к проблеме больного ребёнка и собрать необходимые средства на покупку дорогостоящего аппарата искусственной вентиляции лёгких. В результате проведения школьной акции «Доброе дело» было собрано 11400 рублей. Средства перечислены на р/с 40703810460100000374 в Северо-Кавказском банке СБ РФ г. Ставрополь, назначение платежа «Добровольное пожертвование для Захарова Дмитрия». В результате проведения 2 этапа школьной акции «Доброе дело» было собрано 16400 рублей. Средства перечислены на р/с 40703810460100000374 в Северо-Кавказском банке СБ РФ г. Ставрополь, назначение платежа «Добровольное пожертвование для Захарова Дмитрия» (сертификат чека: 58219722). Всего было собрано 27800 рублей.

Участники образовательного процесса МКОУ «СОШ №30» приняли активное участие в XXIII краевом благотворительном марафоне «Спешите делать добро» в Шпаковском муниципальном районе Ставропольского края, проходившем с 1 июня по 31 декабря 2013 года. В марафоне приняли участие 358 семей, было собрано 10900 рублей. 24.10.13 г. средства были перечислены на р/с 40703810100000000135 Ставропольского краевого отделения Общероссийского благотворительного фонда «Российский детский фонд». Сканкопия банковского чека размещена на информационном сайте школы (new-school30.ucoz.ru) на Главной странице и на странице «Омбудсмен» в разделе «Новости» (02.11.13).

Одной из насущных проблем современного образования является воспитание в детях милосердия. Данная работа обобщает практический опыт реализации такой формы духовно-нравственного воспитания, при которой включение школьников в нравственно - ориентированную деятельность происходит с помощью социальной практики организации в общеобразовательной школе акций милосердия. Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред. В сентябре 2015 года обучающиеся школы провели благотворительный марафон «Чужого горя не бывает», цель которого - пробудить в сознании и душах ребят интерес к проблеме милосердия, заставить задуматься о важности и необходимости жить по законам добра, любви и взаимопомощи, сформировать навык творения добрых дел. В каждом классе были организованы выставки-продажи творческих работ «Сделано с любовью», изготовленных руками учеников и их родителей. Все вырученные средства (19000 рублей) были переданы обучающемуся 7 «А» класса Рауфу Мирзоеву, который находится на индивидуальном обучении. 7 октября, в день рождения Рауфа, волонтеры школы, родительский комитет, школьный омбудсмен, социальный педагог посетили нашего именинника. Пусть доброта царит в сердцах наших детей!

VI. Трудности в работе омбудсмена

Таблица 4 - Трудности в работе школьного Уполномоченного по правам ребенка возникают в силу следующих противоречий

п/п

Данное

Противоречие

1.

В основе процесса обучения и воспитания школьников должно быть сотрудничество: ученик - учитель, учитель - родитель, ученик - учитель - родитель

Неготовность родителей, педагогов, и школьников признавать свои ошибки, и единственный способ разрешения конфликтных ситуаций - жалобы директору.

2.

Гипертрофированное представление детей о своих правах

Невыполнение учениками своих обязанностей, нарушение прав других сторон: одноклассников, учителей.

Нарушение «Положения о школьной форме и внешнем виде обучающихся»

3.

Обращение за помощью к уполномоченному

Восприятие уполномоченного как "карательный орган", т.е. неправильное понимание функции уполномоченного.

4.

Конфликтные ситуации

Отсутствие единой нормативно-правовой базы (краевого уровня) по функционированию школьной службы примирения (ШСП).

VII. Положительные тенденции в реализации программы «Право и правда»

Работа по формированию правовой культуры дает положительные результаты.

1. В школе продолжается активная работа по повышению комфортности в образовательной среде.

2. Повышение социальной активности и уровня социализации обучающихся. Наблюдается рост заинтересованности классных руководителей в правовом просвещении классных коллективов.

3. Изменение школьной среды: переключение на конструктивность в решении конфликтов, повышение интереса участников образовательного процесса к правовому образованию.

4. Участие омбудсмена в выборах президента школьной республики (член избирательной комиссии, ведущий дебатов).

5. Создание школьной службы примирения.

6. Работа омбудсмена даёт детям чувство собственной защищённости, родителям - понимание, что в сложной ситуации есть возможность посоветоваться, не вводить конфликт в официальное русло, учителям - осознание границ своих полномочий, возможность отстоять свои права, не вступая в открытый конфликт, школе - установление гуманных отношений, партнёрского сотрудничества.

Реализация программы развития гражданско-правовой культуры участников образовательного процесса «Право и правда» муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 30» г. Михайловска Шпаковского муниципального района Ставропольского края за период с октября 2010 по настоящее время подробно представлена на сайте школы (new-school30.ucoz.ru) на Главной странице и на странице «Омбудсмен».

В основу отчёта положены анализы проведённых мероприятий и обращений, сведения, полученные в ходе участия в совещаниях, педсоветах, родительских собраниях, на которых обсуждались вопросы защиты прав и интересы участников образовательного процесса.

© 2010-2022