Исследовательская работа Танцы и мелодии страны снегов

Раздел Воспитательная работа
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение

Известно, что народ умирает тогда, когда его представители перестают разговаривать на родном языке, вместе с потерей языка утрачиваются культура и традиции. Народные танцы тесно связаны с языком. Танец является историческим памятником духовной культуры. И как памятники культуры тоже нуждаются в сохранении. Предлагаю вашему вниманию самую эмоциональную летопись народа, образно и ярко раскрывающую историю событий и чувств, древнейшее искусство-танец.

Цель работы - изучить танцевальное искусство тибетского народа.

Для достижения своей цели я поставила перед собой следующие задачи:

1.Изучить и проанализировать литературу по данной теме.

2.Выявить особенности танцевального искусства тибетцев.

3.Сравнить танцевальное искусство тибетского и калмыцкого народов.

Объект исследования: тибетский народный танец.

Методы исследования: изучение и анализ литературы по данной теме, экскурсия в музей хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни», посещение концертов ансамблей «Тюльпан», «Ойраты».

Актуальность работы связана с тем, что чем больше разных танцев знает человек, тем богаче и разнообразнее его внутренний мир. Танец помогает сохранять преемственность поколений, знания и информацию о народе.



Глава первая

Возникновение танца

Танец - это один из древнейших видов художественного творчества. Он зародился практически одновременно с тем моментом, когда человек встал на ноги. Жестами и движениями люди передавали свои впечатления, душевное состояние, вкладывали в них свое настроение. Танец всегда тесно связан был с бытом человека. Он может быть зрелищем, удовольствием, языком общения.

Каждый народ в танце выразил свой характер, свой дух, свои традиции. Изучение народного танца помогает лучше понять культуру носителя, познать эмоциональный и психологический настрой, свойственный этим людям. Чем больше разных танцев знает человек, тем богаче и разнообразнее его внутренний мир. Танец помогает сохранять преемственность поколений, знания и информацию о народе.

Танцевальная культура любого народа своими корнями уходит в далекое прошлое. Это древнейшее искусство, первичные элементы которого - шаг, бег, прыжок - постепенно развивались, сочетались, усложнялись, образуя танцевальный язык. Различные этапы развития танцевального искусства монголоязычных народов отражены в исторических летописях и литературных памятниках разных веков.

Тибетский народ за долгую историю существования создал интереснейшую и самобытную культуру, которая включает в себя множество различных форм.

Танцы в тибетской культуре является странным сочетанием мистики и радости. Танцы почти всегда сочетаются с пением.

Глава вторая

Основные направления танцевального искусства тибетцев.

Из жизни народа, из окружающей его действительности возникали темы и образы танца, складывались свои танцевальные традиции, своя координация движений, пластическая выразительность, музыкально-танцевальные фигуры.

Тибетский народ создал множество песен и танцев, несущих богатое культурное наследие и оригинальных по форме. Ввиду того, что тибетцы расселены очень широко, находятся в разных бытовых и производственных условиях, более того, соседствуя с разными народностями, переняли разные культуру и обычаи, народные танцы тибетцев в разных регионах отличаются друг от друга. Тибетские танцы можно разделить на два вида: народные увеселительные и культово-ритуальные танцы. Народные коллективные танцы-хороводы, сопровождаемые песнями, носят общее название «Се», а коллективные танцы-хороводы сценического характера обычно называются «Чжо». В танцах «Чжо» часто употребляются в качестве реквизита барабаны.
«ТАНЕЦ ГОСЕ»
Этот танец-хоровод один из любимейших среди тибетцев и распространен во многих районах Тибета. В праздничные дни люди поют и танцуют его ночь напролет. Под мужское и женское соло, чередующихся с хоровым пением танцоры, взявшись за руки, водят хоровод, отбивая ногами четкий ритм.
В южных горных районах Тибета «ТАНЕЦ ГОСЕ» имеет свои отличительные особенности. Сначала мужчины и женщины образуют два полукруга и с пением ходят против часовой стрелки. Затем после клича ведущего «Сю-сю-сю» или «Цы-цы-цы» люди начинают пляску в стремительном темпе, при этом мужчины и женщины как бы соревнуются между собой в скорости. Наконец в азартный и напряженный танец вплетается быстрая шутливая припевка ведущего, после чего все танцоры издают дружный клич, которым завершается танец.

Так и калмыцкий народный танец выливался в соревнование солистов, то их подбадривали восклицаниями хәдрис, хәрслә авад од - живей, быстрей энергичней.
«ТАНЕЦ ГОЧЖО»
Танец-хоровод «Гочжо» -- один из любимейших и часто исполняемых танцев тибетцев. Танцоры своеобразным языком имитируют повадки и позы зверей, объясняются в любви и т.д. В разных районах танец называется по-разному и имеет свои характерные особенности.
Например, в сельских районах этот танец состоит из медленного пения и быстрого танца, темп меняется от медленного к быстрому.

Сначала мужчины и женщины, держась за руки или обнявшись за плечи, образуют два полукруга. По очереди, запевая песню, танцоры, выбрасывая ногу и притопывая, движутся по кругу. Когда песня заканчивается, люди с дружным криком «Я-я!» начинают быстро плясать, размахивая длинными рукавами, вертясь, приседая, вращая бедрами. В момент кульминации люди подбадривают себя громкими выкриками. Танец заканчивается на самой высокой скорости.
В скотоводческих районах танец исполняется почти одинаково, движения включают размахивание руками, прыжки, повороты.
«Гочжо», распространенный на юге провинции Ганьсу отличается от «Гочжо» Тибетского автономного района. В этом танце движения более энергичные, прыжки и вращения более естественны, в нем чувствуется местный колорит. В праздничные дни или на дружеских сборищах люди весело танцуют «Гочжо». По большим торжественным праздникам на танцы сходятся тысячи тибетцев в праздничных костюмах.

В калмыцкой культуре тоже существуют подражательные танцы туула би (танец зайца), тоһруна би (танец журавля), һәрдин би (танец орла) и другие в которых имитируют повадки и позы животных.
«ТАНЕЦ ДУЙСЕ»

Тибетцы называют высокорные районы Тибета в верховьях реки Ялуцзанбуцзян - Динжи, Лацзы, Шацза, Али общим названием «Дуй». Танцы-хороводы, распространенные в здешних сельских районах, называют «Дуйсе». Впоследствии танец «Дуйсе» стал популярным также в Лхасе и других местах благодаря производному от этого танца сценическому мужскому танцу-чечетке.
«Дуйсе» имеет длительную историю. До 17-го века танец сопровождался только пением, затем с появлением щипкового инструмента «Люсянь», он стал играть прелюдию, интермеццо и заключительную часть песни. В середине 17-го века однажды во время праздника снега «Сюэдунь» (отмечается раз в год) в Лхасе со всех концов Тибета собрались труппы тибетской оперы. В программе одной из оперных трупп был показан мужской танец «Дуйсе» в сопровождении инструмента «Люсянь», блестящее выступление танцоров вызвало всеобщее восхищение. С тех пор этот танец стал популярным в Лхассе. Позднее народные мастера усовершенствовали концепцию и фигуры танца, к основным па добавили ритм чечетки. Так зародился новый танец «Чечетка-тита».В наши дни танец сопровождают инструменты янцинь , флейта, хуцинь (скрипка), колокольчики и др. Благодаря усовершенствованиям мужской танец «Чечетка-тита» стал популярным сценическим танцем. Кроме того, для повышения техничности танца к ногам танцоров прикрепляется множество колокольчиков, которые усиливают звуковой эффект. Искусные танцоры могут даже манипулировать колокольчиками.
«ТАНЕЦ СЕ или СЯНЬЦЗЫ»
Народный танец, распространенный в районах проживания тибетцев в провинциях Сычуань и Цинхай, а также в самом Тибете. Танец соединяет в себе тибетские песни и пляски. В нем сконцентрированы песни, танцы и музыка.
В праздничные дни тибетцы собираются вместе, мужчины и женщины образуют круг или становятся в два ряда лицом к лицу. В ходе выступления мужчины играют на «сяньцзы», женщины взмахивают длинными многоцветными рукавами. Под музыку и пение танцоры то смыкают ряды, то расходятся, то изображают фигуру извивающегося дракона, то имитируют походку павлина. Песни и пляски исполняются по-разному, в зависимости от изменения ритма игры на «сяньцзы». Содержание песен «сяньцзы» в основном отражает встречу гостей, похвалу, любовь, желание и т.д. «Сяньцзы» богат многочисленными напевами и разнообразным содержанием. В нем много танцевальных движений. В ходе выступления мужчины и женщины становятся полукругом, иногда они собираются вместе в круг, иногда рассыпаются. Они танцуют и поют. Мужчины - танцоры в своих движениях выбрасывают ногу, притопывая, чтобы показать дух дерзания и удальства. Танцующие женщины взмахивают рукавами, чтобы продемонстрировать свою мягкость. Являясь одним из аспектов тибетской жизни, она включает в себя религиозные песнопения на тибетском и санскрите.
«ТАНЕЦ ЧЖО»
Тибетцы называют «Чжо» те танцы-хороводы, которые носят характер представления. Танцы «Жэбачжо» и «Жэба» относятся к этому виду танца.
«ЖЭБА» называют представление бродячих артистов и музыкантов, оно состоит из народных танцев, танца «колокольчиков и барабанов», а также разыгрываемых небольших пьесок.
«ЖЭБАЧЖО» представляет собой танец «колокольчиков и барабанов» и другие танцы, требующих известного мастерства. Исполнители танца «Жэбачжо», мужчины с колокольчиками в руках, женщины с плоскими барабанами и палочками в форме лошадиных копыт бегут по кругу, очищая пространство для представления. Затем женщины исполняют коллективный танец барабана, показывая искусную технику ударников. После них под бой барабанов исполняется мужской сольный танец. В заключение на «бис» снова выходят женщины, однако теперь танец барабанов сильно отличается от первоначального силой и экспрессией, сложными фигурами и движениями.
«ТАНЕЦ ЧЖОСЕ»
На юге Тибета распространен мужской танец с барабанами «Чжосе», имеющий длительную историю и чрезвычайно популярный среди тибетцев. Танцуют его мужчины с плоскими барабанами через плечо, на котором играют палочками в виде копыт.
«Чжосе» исполняется во время торжественных обрядов встречи или проводов. Число исполнителей должно быть четным, танец сопровождается не музыкой, а звоном колокольчиков, которые привязывают к коленям танцоров.
Весь танец состоит из трех частей: первая часть - только танец, сначала медленный, затем постепенно наращивающий темп. Танцоры играют на барабане, совершают прыжки, меняют ряды. Иногда танцоры демонстрируют искусство игры на барабане. Вторая часть - песенная. Танцоры встают в полукруг лицом к зрителям и поют веселую песню. Третья часть - пение под бой барабанов.
Культово-ритуальный танец «ЦАМ»
«Цам» -- самый важный храмовый танец тибетцев. Происхождение танца и его распространение тесно связаны с историей зарождения и развития ламаизма
Торжественные мероприятия «Цам» проводятся в день рождения Будды Шакьямуни, в Новый год по тибетскому календарю и другие важные религиозные праздники во всех крупных ламаистских храмах страны.
Во время торжеств с крыши храма раздаются громкие торжественные звуки, издаваемые дудкой «сона», трубами, барабанами. Под эту музыку на площадь в соответствии с иерархией святых выходят старые и молодые ламы - исполнители танца «Цам». Они обряжены в маски святых и животных, в руках у них культовые предметы или оружие. Их выход знаменует приход святых духов в земной мир. Приплясывая и кружась под культовую музыку процессия обходит площадь, принимая поклонение колено преклонных верующих.
Затем следуют религиозные танцы на разные темы, в том числе «Танец карающего святого», «Танец злого духа», «Танец святого цзиньгана», символизирующие магическую власть святых;«Танец скелетов», показывающий игры чертенят в аду: «Танец святого оленя», «Танец долгожителя», «Танец волшебного журавля», сулящие человечеству счастье и благополучие. Кроме того, исполняются также танцы, повествующие о разных эпизодах из истории буддизма. Эти танцы-легенды, разные по форме и содержанию, тесно переплетены друг с другом, их отличают искусно изготовленные маски и костюмы. Именно этот танец мы можем увидеть в исполнении наших калмыцких танцоров во время торжественных мероприятий посвященных национальным праздникам или по случаю дня рождения Будды Шакьямуни, который у нас широко отмечается.



























Глава третья

Музыкальные инструменты Тибета.

Музыка и танцы Тибета отражает культурное наследие региона.

Тибетские танцы сопровождаются под аккомпанемент музыкальных инструментов, - смычковых, свирелей, колокольчиков, и бубнил и многих других.

Главными ритуальными музыкальными инструментами являются ролмо и силньен (плоские музыкальные тарелки), нга (подвешенные барабаны), дамару (ручныебарабаны),дрилбу (колокольчики), дунчен (длинные трубы),канлин (конический гобой) и дункар (раковина).
Для исполнения фольклорных мелодий используются драньен (шестиструнная лютня), пиуан (двухструнная скрипка) и гьюман (китайская цитра).

Поющие чаши имеют магические свойства, взаимодействуя в различных формах с людьми и окружающей средой, при игре на них. Изготовленные в ручную из различных составляющих, каждая из чашей обладает своим уникальным голосом. Выполненные из шести разных металлов, каждый из которых символизирует различные планетарные влияния.
Чаша, изготовленная из сплава этих металлов, производит глубокий чарующий звук, глубоко проникая в тело и разум, исцеляя их. Что бы извлечь звук, чашу ставят на внутреннюю сторону открытой ладони, одной руки, в то же самое время, закругленной деревянной палочкой, удерживаемой другой рукой, легонько проводят по внешней кромке всей чаши. Тибетцы издревле считают, что «барабан» приносит людям счастье и радость, что он необходим для того, чтобы получить благословение святых духов. Во время ритуальных и праздничных торжеств непременно представляют танец с барабанами.

«Сяньцзы» (трехструнный щипковый музыкальный инструмент с длинным грифом и круглым корпусом-резонатором) по-другому называется «се», «е» или «бае». Он является особой тибетской скрипкой «хуцинь». Обычно на нем играет мужчина а также фольклор, отражающий повседневную жизнь тибетцев. Устное народное творчество тибетцев представлено мифами, эпосом (всемирно известная Гесериада на тибетский строй), легендами, сказками (сказочные рамочные повести, волшебные легенды, переводы, басни, бытовые истории, в т.ч. о шутнике дядюшки Денба), поговорками, танцами, которые сопровождаются песнями под театрализующими представлениями (тибетская народная опера Аче Лгамо). В тибетцев хранится множество интересных традиций, обычаев и обрядов.

































Заключение

Танец может быть чистым и прозрачным, как ручей, огненным и страстным, как огонь, легким и порхающим, как воздух.

Может быть свежим, как роса, шумящим как море, сладким как ночь и знойным, как полдень.

Все зависит от того, каким его хотите видеть вы!

По танцу можно сказать о человеке многое. Если человек прекрасен душой, то он танцует красиво, завораживающе. Танец - это красота движений в такт музыки, выражение чувств, эмоций, гармония духа и красоты.

Не нужны слова, танец все расскажет жестами, движениями. Познание танцев говорит о богатстве человеческой души.

Народный танец - это дух нации, его культура. Танец душа народа!

Имей душу и сердце - и будешь человеком во всякое время.

Душу наполненную любовью к своему народу, к его традициям. Сердце, безгранично верное духовной культуре народа. Человек должен любить и знать свою культуру и знать и уважать культуру другого народа.

Осознавать себя представителем народа, гражданином своей страны. По танцу можно сказать о человеке многое. Если человек прекрасен душой, то он танцует красиво, завораживающе.

Для меня танец - это выплескивание энергии, слияние с музыкой. А самое главное, что танец еще бывает неподражаемым зрелищем, которое никогда не перестанет удивлять человека.

Литература

1. Сост. Царёва Г.И..Всё о Тибете. Природа, религия, традиции. М., 2008

2. Кычанов Е.И., Мельниченко Б.Н.История Тибета с древнейших времён до наших дней. М., 2005

3. Василенко Т. М.Тибет. Страна монахов и демонов. 2006.

4. Ахметшин Н. Тайны и мистификации Тибета. М., 2005.

5.Бадмаева, Т.В. Калмыцкие танцы / Т.В. Бадмаева //

Этнографический сборник. - 1. - Элиста, 1976.

6.Эрдниев, У.Э. Калмыки : историко-этнографические

очерки / У.Э. Эрдниев. - Элиста, 1980

7.И.М. Мучаева «Танцевальное искусство калмыков в XVIII-XIX вв»

7.Калмыцкий народный эпос «Джангар»







11



© 2010-2022