Мастер-класс для воспитателей школы-интерната (детского дома) по применению технологии арт-терапии в своей работе с воспитанниками

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ» ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ АРТ-ТЕРАПИИ

Цель:

1) Познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами атр-терапии;

2) психологическое единение коллектива и снятие эмоционального напряжения используя методы и приемы арт-терапии.

3) повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса через педагогическое общение для формирования интегративного качества личности «эмоционально отзывчивый» .

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с арт-терапевтическими технологиями и элементами технологии ТРИЗ, их применением в практике.

2. Создать положительный эмоциональный климат у педагогов, используя виды арт-терапии (изотерапию, сказкотерапию, музыкотерапию, цветотерапию, психогимнастику) как одну из форм в работе по формирования интегративного качества личности «эмоционально отзывчивый».

3. Способствовать развитию профессионально - творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

4. Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий

Ожидаемые результаты:

1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых педагогом на мастер- классе.

2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии.

3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

Формы организации:

Индивидуальные - теоретические.

Групповые - практические.

Материалы и оборудование:

Ноутбук;

Мультимедийная установка;.

Видеоклип «Цветы»;

Музыкальная запись «Дождь в лесу»;

Папка с теоретическими материалами по теме мастер-класса;

Ручки, карандаши, фломастеры;

Яблоки или яблочный сок;

Шкатулка (коробочка) для лотереи;

Лист ватмана с изображением для витража;

Лист ватмана с изображением клумбы;

Геометрические фигуры и цветы из цветной бумаги по цветам теста М. Люшера;

Двусторонний скотч;

План мастер-класса:

1. Диагностика (определение готовности участников мастер-класса к работе). Определение характерных свойств личности педагогов по их любимому цвету.

2. Теория вопроса «Арт-терапия : классификация арт-терапевтических методов и приёмов.»

3. Практическая часть: обучение применению в своей педагогической практике активных методов арт-терапии (Особенности организации и проведения занятий )

4. Рефлексия .

Ход мастер-класса :

Вступительное слово:

Сегодня мы будем общаться с использованием методов арт-терапии, что означает исцеление искусством. Общепринято, что к видам искусства относятся: литература, живопись, скульптура, танцы, музыка, драматургия народно - прикладное искусство и т.д. Но ведь и Рисунок (даже детский), как часть живописи тоже является видом искусства

1 ДИАГНОСТИКА (упражнение « Какого я цвета?» (тест М. Люшера)

А когда вы последний раз рисовали "для себя"? Скорее всего, на скучном совещании, когда ручка сама собой выводила в блокноте затейливые узоры? А вы знаете, что рисование может справиться со многими душевными затруднениями и стать мощным толчком для развития творческого потенциала во всех сферах жизни. Самое главное здесь - получать удовольствие от процесса. Мы сегодня будем рисовать необычным способом (способом «Виртуального рисования» и будем создавать витраж).

Для определения эмоционального состояния и вашего уровня готовности работать сегодня вначале предлагаю заняться лёгким творчеством. На столе перед вами лежат разные фигуры. Выберите любую из них, какая вам нравится. Если передумали можно взять другую… Хорошо… В арт-терапии очень важен выбор формы и цвета…Итак, перед вами фигура, которая вам нравится и выбранный цвет.

(Расшифровка всех предложенных цветов по тесту М.Люшера: красный, желтый, синий, зелёный - благополучное эмоциональное состояние.; серый-безразличие; чёрный-негатив; коричневый-тревожное состояние; фиолетовый-подавленность чувств и т.д.; геометрических фигур -на основе психогеометрического теста (смотреть «Приложение»)

Звучит музыка.

Когда-то давно, в глубокой древности, люди интуитивно обнаружили, что орнамент в виде цветка, звезды, круга - они назвали ее мандалой - выражает что-то глубинное в душе человека, отражает словно бы центр человеческой души. Поэтому мандала встречается часто: в витражах церквей, на одежде, посуде, в архитектуре зданий.

Открыл тайну мандалы известный австрийский психолог XX века Карл Юнг. Он же открыл и то, что созерцание мандалы, ее рисование или другое воплощение служит совершенствованию душевной жизни человека, ее гармонизации, здоровью…

Определив свой выбор, поместите (с помощью клея), свои фигуры на мандалу, где вы считаете ему место, составляя общую композицию в единый витраж.

А теперь посмотрим, что у нас получилось. Красиво. Словно радуга… Удивительно! Эту композицию можно разглядывать часами…

Наша мандала - это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка души каждого из нас, и все мы вместе (психолог обводит круг мандалы). Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите сколько здесь разных элементов. Найдите глазами свой… И наверно не случайно, но они оказались рядом с элементами тех ваших коллег, с кем Вы ежедневно близки в работе или, имея доброе и отзывчивое сердце, вы постарались разместить свои цветы и звёздочки ярких цветов рядом с темными элементами на витраже, чтобы рассеять мрачноватое настроение своих коллег и подбодрить их, говоря «Не печалься- я рядом!». И тем самым мы настраиваемся на лучшее, позитивное.

Вашему вниманию предлагаю мастер-класс: Формирование интегративного качества личности «эмоциональная отзывчивость» через систему психолого-педагогического взаимодействия с использованием технологии арт-терапии.

2. ТЕОРИЯ ВОПРОСА «АРТ-ТЕРАПИЯ : КЛАССИФИКАЦИЯ АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ.»

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ АРТ - ТЕРАПИЯ?

Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на использовании средств искусства.

Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания .

В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психическая энергия, которая обычно тратится ребёнком на неэффективное напряжение. Ребёнок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Демонстративность , негативизм, агрессия (формы психической защиты) уступают место инициативности, творчеству.

Модели арт-терапии представляют собой современную здоровьесберегающую технологию с использованием совокупности методов, обеспечивающих индивидуальный и дифференцированный подход к ребёнку в образовательном учреждении с учётом его возрастных, нерно-психических возможностей, уровня развития здоровья.

Через творчество дети получают новую информацию о себе : « я успешен»,

«у меня есть способности», «я признан другими», «моё мнение учитывается», « я могу справиться с трудностями».

Таким образом формируется положительная самооценка ребёнка и позитивное отношение к окружающему миру .

В особой символической форме : через игру, рисунок, сказку, музыку- и другие виды общения, мы можем помочь ребёнку дать выход своим эмоциям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций



Классификация арт-терапевтических методов и приёмов.

АР - ТЕРАПИЯ

А

Р

Т

-

Т

Е

Р

А

П

И

Я.

Изотерапия .

Нетрадиционное рисование .

Цветотерапия и терапия изобразительным искусством.

Цвет, его влияние на самочувствие, разноцветные физминутки, произведения изобразительного искусства (сенсибилизация, синестезия).

Игротерапия .

Д/игры и с/р игры.

Сказкотерапия.

Образы сказочных героев, слушание сказок, сказочные темы и сюжеты.

Музыкотерапия .

Слушание и восприятие музыки, музицирование , вокальная терапия .

Драматерапия .

Инсценирование сказок, песен .

Танцевально-двигательная терапия.

Движения под музыку, танцы, импровизации .

Песочная терапия .

«Рисование» образов , игры с песком.

Терапия водой.

Игры с водой .

Воспитанники овладеют многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.

Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Безусловно, успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приёмы использует педагог. Традиционно они могут быть следующими:

Методы.

Приёмы.

Информационно- рецептивный.

- рассматривание;

- наблюдение ;

- экскурсия ;

-образец воспитателя ;

- показ воспитателя.

Словесный.

- беседа ;

- рассказ, искусствоведческий рассказ ;

использование образцов педагога ;

- художественное слово .

Репродуктивный.

- приём повтора ;

- работа на черновиках ;

- выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический .

- проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятиях, т.е. выполнение части работы самостоятельно.

Исследовательский.

- самостоятельное выполнение всей работы .

Что же выбрать: традиционную или активную форму обучения и познания? Давайте попробуем сравнить и выбрать необходимое для себя.

3. ОБУЧЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЮ В СВОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ

(Обучение применению в своей педагогической практике активных методов арт-терапии (коллективная работа по таблицам).

«Чайная пауза».

( Всем участникам мастер-класса предлагается выпить стаканчик яблочного сока.)

- Какой сок Вы сейчас выпили ?

- Что почувствовали в данный момент ?

- Скажите, в повседневной жизни информация лучше запоминается в форме простого сообщения или с переживанием чувств, эмоций, каких-либо событий, встреч ?

Таким образом, традиционные методы работы и обучения, в которых всё ещё главное место отводится докладам, утрачивают своё значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи.

Всё шире в практике современных педагогов используется учебно-познавательная деятельность с применением приёмов и методов, получивших название «активные методы обучения» (методы арт-педагогики).

Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формирует познавательный интерес и творческое мышление.

Целью активных методов обучения является развитие :

- внимания

- познавательной активности

- мыслительных процессов

- творческих способностей

- рефлексии

- креативности

- формирование определённой жизненной позиции

- развитие наглядно-образного мышления средствами сенсорного развития ребёнка.

.

Метод наглядности

Приёмы

Формы организации

ТРАДИЦИОННЫЙ

Наглядно-зрительный.

Наблюдение, рассматривание предметов (явлений объектов).

Наглядно- слуховой.

Слушание музыки, звуков, издаваемых предметом (явлением, объектом).

Наглядно-чувственный.

Попробовать на вкус, потрогать, почувствовать запах предмета

(явления, объекта).

Описание.

Словесное сопровождение, доклад о предмете (явлении, объекте).

Интеграция :

наглядно-зрительного, наглядно-слухового, наглядно-чувственного приёмов.

Игры, включающие предыдущие формы организации :

- ролевые

- имитационные

- деловые

- организационно-деятельностные.

АКТИВНЫЙ

Наглядно-экстрасенсорный.

Выражение своих ощущений, чувств, эмоций, ассоциаций в разных видах деятельности,

- рефлексия (устная и письменная)

- видах искусства (рисовании, лепке, драматургии, живописи, танцах).

Сейчас каждый из участников мастер-класса получит яблоко, на примере которого мы разберём активный наглядный метод обучения.

Активный метод наглядности.

Приёмы интеграции


Формы организации

Мыслительный образ


Наглядно-зрительный

Наблюдение, описание.

Игра «Найди такой же по цвету».

Игра-хоровод «Катись яблочко».

Сенсорная игра «Чудесный мешочек».

Внешний вид.

Цвет : красный, жёлтый и др.

Форма : круглый.

Размер : большое, маленькое, среднее.

Наглядно-слуховой

Наблюдение за звуком, слушание.

Музыкальные игры-ассоциации «Эх, яблочко», «Мимо белого яблока луны.»

Стихи, загадки, сказки со словом «яблоко».

Слуховые ощущения.

Звук : естественный, музыкальное оформление, речевое сопровождение.

Наглядно-чувственный

Сенсорная игра «угадай на вкус»

(попробовать яблоко).

Содержание :

Вкус : кислое, сладкое, вкусное, не вкусное и т.д.

Наглядно-экстрасенсорный

Ролевые игры.

«Повар», «Дочки-матери», «Магазин».

Д/и «Во саду ли, в огороде».

Художественно-творческие игры :«Волшебные яблочки», «Яблочное настроение», «Фруктовый маскарад».

Развивающая игра «Яблочные превращения».

Рисование.

Социально-ролевые ощущения

Применение : съесть в натуральном виде, компот, повидло.

Классификация : фрукты, овощи

Мои ощущения :

-выражение своего состояния в цвете, деталях, - выражение эмоционального состояния цветом, рисование мимических картин,

-ассоциации сюжета из жизни с предметом,

- сюжетное и предметное рисование,

-живопись,

- графика,

- раскрашивание.

(создаем совместно структуру занятий по арт-терапии)

Структуру занятий по арт-терапии (или с элементами арт-терапии).

1. Ритуал приветствия. Ритуал начала занятия, занимает не более 2-3 минут. Простой ритуал является отправной точкой, «включает» внимание детей, объединяет их.

2. Настрой, разогрев. Прежде, чем приступить к проработке выбранной темы необходимо позаботиться о том, чтобы у каждого ребёнка и у группы в целом, появилась готовность к осуществлению творческой деятельности. Настроиться на работу помогают упражнения «Рисование в пространстве», «Прогулка по пространству тетрадного листа».

3. Основное содержание . Эта часть посвящена созидательному творчеству. В основную часть может быть включено от одного до трёх заданий и при необходимости , логические связки и разминочные упражнения, пальчиковая гимнастика.

4. Любование детскими работами, нахождение образов, обозначение их ценностей.Эта часть занятия не выделяется в чётко обозначенный во времени и пространстве этап. Он проходит очень неформально.

С искренним интересом и признанием принимаем любое детское творение, независимо от того, эстетично оно или содержательно, оригинально или типично - это одно из специфических умений арт-терапевта.

5. Итог занятия (ритуал окончания занятия). К концу занятия может наблюдаться своеобразное брожение детей. общий итоговый сбор всех участников позволяет вернуть детей в атмосферу группы, сделать акцент на чём-то важном, с чем столкнулась группа, и что стало её достоянием в этот раз, дать оптимистичную установку на будущее.

Таким образом, арт-терапевтические упражнения - служат средством свободного самовыражения и самопознания, они предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру ребёнка .

Арт-терапевтические упражнения позволяют объединить детей в группу (при сохранении индивидуального характера их деятельности), и облегчить процесс коммуникации, опосредовать её общим творческим процессом и его продуктами.

Особенно эффективны такие упражнения у детей, которые испытывают трудности в общении, замкнутых, с низкой заинтересованностью в деятельности, излишне стеснительных.

Давайте попробуем стать на время нашими детьми и ощутить на себе, как это выглядит на практике:

Вам предлагаются следующие арт-терапевтические упражнения:

а) Упражнение «Лотерея» - (игровая терапия)

б) Упражнение (сказкотерапия)

б) Упражнение -игра «Дождь в лесу» - (музыкотерапия)

в) Упражнение «Цветотерапия» - (изотерапия)

Перед началом работы ознакомить всех участников с основными правилами работы в группе ( печатный экземпляр у каждого участника на столе).

Памятка участника мастер-класса


1.Получи удовольствие !

2.Позволь себе быть свободным !

3.Доброжелательность к себе и другим !

4.Постарайтесь быть внимательным .

5.Избегайте оценок и суждений .

6.Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях.

И всё получиться !

а) Упражнение «Лотерея» ---------------------------(игровая терапия)

Цель : развитие мышления, моторных навыков, воображения.

Инструкция : Перед участниками появляется волшебный сундучок, в нём сюрприз.

Каждый участник достаёт записку с заданием, зачитывает и выполняет.

- отгадать загадку

- рассказать стишок

-вспомнить 5 любимых игр из своего детства

- сказать комплимент соседу справа

- произнести скороговорку «Мама мыла Милу мылом»

-спеть куплет из детской песни

- пройти по залу, как модель

-рассказать таблицу умножения на 4

-закрыть глаза и назвать 10 предметов,что находятся в этой комнате и т.д.

б) Упражнение « Дорасскажи сказку» ---------------------(сказкотерапия)

В одной маленькой деревушке, в красивой уютной избушке. Жили-были Старик со Старухой. Скучно было им жить вдвоем. Решили они испечь Колобка, который скрасил бы их одинокую старость. Получился колобок красивый, румяный, но что-то в нем было не так. Светит на улице солнышко, щебечут весело птицы или спрячется за тучку солнышко, пойдет дождик, а Колобку все-равно. Не умел он ни радоваться, ни печалиться, и не было у него поэтому друзей. Решили Старик со Старухой отправить его в соседний лес к лесным жителям. Ходили слухи, что живут они дружно, весело, помогают друг другу и в радости, и в горе….

Наметить проблему: придумать продолжение сказки, в которой главный герой при встречи с персонажами сказки испытал бы разное эмоциональное состояние.

(Обсуждение данного упражнения: Все ли задуманное получилось? Какие трудности возникли?)

Мы все хотим, чтобы наши дети были умными, всесторонне развитыми и здоровыми. А вот как конкретно это сделать, чтобы получилось качественно и легко если жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы?

Поэтому для детей более старшего возраста (которые уже вышли за рамки сказки), данное упражнение может быть проведено в виде решения развивающей задачи как один из этапных элементов ТРИЗ-педагогики.

ТРИЗ - аббревиатура, которая раскрывается как теория решения изобретательских задач. Другими словами, у вас есть какая-то задача техническая, в решении которой данная теория и способна вам помочь.

Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем

Она созданна Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика».

Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Девиз тризовцев - «Можно говорить все!»

ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники.

Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь ребенка-подростка?

Данную работу необходимо проводить поэтапно, уча находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развить системное мышление, т.е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов.

ПРИМЕР:

Послушайте задачу и помогите мне её решить.

«В давние времена, когда человека, за денежные долги, могли отправить в тюрьму, жил купец, задолжавший большую сумму денег некоему ростовщику. Последний - старый и уродливый - влюбился в юную дочь купца и предложил сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.

Отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в тюрьму, а сама она станет нищей.

Купец и его дочь согласились на это предложение. В то время, Когда ростовщик наклонился за камешками для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца…..»

- Теперь представьте себе, что это вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали? (возможный ответ: съесть, выбросить камень, который она достанет: в сумке останется черный - значит она достала белый)

в) Упражнение-игра «Дождь в лесу»----------------(музыкотерапия)

Цель : релаксация, развитие чувства эмпатии.

Инструкция : Участники стоят по кругу, друг за другом - они «превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют действия.

- В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянуться, чтобы каждый листочек согрелся. (поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебираем пальцами).

- Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются.

(раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног).

-Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя.

(участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди)

- Дождик стучит всё сильнее и сильнее.

(усиливаем движение пальцев по спине)

-Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями.

(проводим ладонями по спине стоящего впереди).

-Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

в) Упражнение «Цветотерапия».--------------(изотерапия)

- Цвета не только можно ощущать, но и видеть в образах. Вам предлагается один из способов снятия психоэмоционального напряжения с помощью просмотра презентаций по цветотерапии (с использованием красок, присущих живым цветам), которые помогает освободиться от стрессов и вернуться к самому себе. Это помогает заглянуть внутрь себя в состоянии покоя, вызвать изнутри тот или иной цвет. И возможно после просмотра этой презентации у вас измениться определение, какого вы цвета были на начало занятия.

(Цель: снятие эмоциональной напряженности, формирование установки позитивного отношения к себе, актуализация чувств, активизация бессознательного, развитие творческого потенциала.)

Закончив просмотр презентации

- Предлагаю всем участникам мастер-класса определить свое настроение при помощи цветов, выберите цвет соответствующий вашему настроению и расположите их на панно «Разноцветная полянка»

Обсуждение данного упражнения: Сравним цветовую палитру на начало мастер-класса с цветовой палитрой полянки. Изменился ли ваш цвет?

4. РЕФЛЕКСИЯ

-Занятия по арт-терапии или с элементами арт-терапии дарят детям радость познания, творчества.

- Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, игре и т.д. рассказать о том, что узнал, увидел, и самое главное пережил, почувствовал.

Рефлексия «Шкала»:



результативность семинара определяем при помощи «Шкалы» :

Первая снизу ступень: абсолютно ничего не понял

Вторая ступень снизу: еще очень много необходимо изучить

Третья ступень снизу: все понятно

Верхняя ступень: теперь все ясно, действуем!

Приложение к мастер-классу.

Ниже приводится описание основных цветов. На основании предпочтения того или иного цвета каждый самостоятельно может сделать вывод о своих психологических особенностях.

Белый - синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом. В нем заложен многозначительный смысл, поскольку он одновременно передает и блеск света, и холод льда. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает.

Черный - цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное , нередко воспринимает жизнь в темных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы. Частая смена костюма или платья черного цвета на другой , более яркий, броский, свидетельствует о том, что пессимистические настроения часто развеиваются. Постоянный выбор черного свидетельствует о наличии некоего кризисного состояния и характеризует агрессивное неприятие мира или себя .Дети, остро переживающие отсутствие заботы и любви, часто используют черную штриховку в рисунке.

Серый - любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-либо решение. Это также нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Если же этот цвет не нравится, то это показатель импульсивного, легкомысленного характера. Часто серый цвет оказывается также предпочтительным при сильных переутомления как барьер, отгораживающий от раздражителей внешнего мира. В ситуациях психологического тестирования этот цвет используется как средство защиты от проникновения другого во внутренний мир испытуемого.

Красный - цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смел, это волевой, властный тип, вспыльчивый и общительный. К тому же - альтруист. У людей, которых этот цвет раздражает - комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стабильности в отношениях. Красный цвет символизирует возбуждение, энергетизм. Отвращение, игнорирование красного отражает органическую слабость, физическое или психическое истощение.

Коричневый - выбирают те, кто твердо и уверенно стал на ноги. Люди, которые имеют слабость к нему, ценят традиции, семью. Предпочтение коричневого отражает, прежде всего, стремление к простым инстинктивным переживаниям, примитивным чувственным радостям. Вместе с тем, выбор этого цвета в качестве наиболее предпочитаемого указывает также на определенное физическое истощение.

Желтый - символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей. Когда же он неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенным, с которым трудно завязать знакомство. Желтый цвет получается от смешивания зеленого и красного и является цветом энергетизма.

Синий - цвет неба, покоя, расслабления. Если он нравится, то это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность окружающих. В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление, что может все на свете. Но, в сущности, он - образец неуверенности и замкнутости. Безразличие к этому цвету говорит об известном легкомыслии в области чувств, хотя и скрытом под маской обходительности. Проще говоря, выбор синего цвета в качестве наиболее предпочитаемого отражает физиологическую и психологическую потребность человека в покое, а отрицание его означает, что человек избегает расслабления. При заболевании или переутомлении потребность в синем цвете увеличивается.

Зеленый - цвет природы, естества, самой жизни, весны. Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения, так как для него это жизненно важно. Тот, кто его не любит, страшится житейских проблем, превратностей судьбы, вообще, всех трудностей. Зеленый цвет содержит в себе скрытую потенциальную энергию, отражает степень волевого напряжения, поэтому люди, предпочитающие зеленый цвет, стремятся к самоуверенности и уверенности вообще. Люди же эксцентричные, добивающиеся поставленных задач не целенаправленной волевой активностью, а посредством эмоций, отвергают зеленый цвет как несимпатичный. Наряду с ними, зеленый цвет отвергают люди, находящиеся на грани психического и физического истощения.

Оранжевый - любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. В геральдике этот цвет означает также лицемерие и притворство.

Розовый - это цвет жизни, всего живого. Он говорит о необходимости любить и быть добрее. Те, кому он нравится, могут разволноваться по самому незначительному поводу. У людей же излишне прагматичных этот цвет вызывает раздражение.

Фиолетовый цвет символизирует присущую человеку инфантильность и внушаемость, потребность в поддержке, опоре.

Краткая психологическая характеристика основных форм личности


Квадрат.

Если Вашей основной формой оказался квадрат, то Вы - неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, - вот что прежде всего характеризует истинных Квадратов. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Все сведения систематизированы, "разложены по полочкам". Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере в своей области.

Треугольник.

Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение: "рождены, чтобы быть лидерами". Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Треугольники - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их! Треугольник, - это установка на победу, выигрыш, успех! Он часто рискует, бывает нетерпелив и нетерпим, особенно к тем, кто колеблется в принятии решения. Из Треугольников получаются великолепные менеджеры на самом высоком уровне управления.

Прямоугольник.

Прямоугольник символизирует состояние перехода и изменения. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который ведут, и поэтому занятые поисками лучшего положения. У Прямоугольников, как и у всех людей, обнаруживаются положительные качества, привлекающие к ним окружающих. Это прежде всего любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и... смелость! Прямоугольники пытаются делать то, чего раньше никогда не делали: задают вопросы, задать которые прежде у них не хватало духу. Правда, оборотной стороной этого являются чрезмерная доверчивость, внушаемость, наивность. Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать, чем и пользуются не слишком щепетильные в вопросах морали люди. Если Вы действительно носите "прямоугольную" форму, будьте осторожны!

Круг.

Геометрический круг - это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает эту фигуру в качестве основной формы, искренне заинтересован прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга - люди, их благополучие. Круг - самый доброжелательный из всех геометрических форм. Чаще всего именно он служит тем "клеем", который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу. Можно сказать, что Круг - прирожденный психолог. Однако чтобы стать во главе серьезного, крупного бизнеса, ему не хватает "левополушарных" организационных навыков своих "линейных братьев" - Треугольника и Квадрата

ЛИТЕРАТУРА

1. Адлер Герхард
Лекции по аналитической психологии. - М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1996. С. 168-171, 173.
2. Бурлачук Ф., Морозов С.М.
Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: ПитерКом, 1999. С. 254-255.
3. Драгунский В.В.
Цветовой личностный тест. - М.: Аст; Мн.: Харвест, 2001. С. 127-165, 185-200.
4. Серов Н.В.
Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета. - СПб.: Речь, 2001. С. 64-108.
5. Юнг К.Г.
Человек и его символы. - М.: Серебряные нити, 1997. С. 237-245


4

© 2010-2022