- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Конспект занятия по предмету развитие речи на тему: Моя семья
Конспект занятия по предмету развитие речи на тему: Моя семья
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ермакова Н.А. |
Дата | 07.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по предмету:
Развитие речи
1 класс, Программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью начальное общее образование.
Тема: «Моя семья»
На уроке использованы современные образовательные технологии:
- личностно-ориентированный подход;
- средства альтернативной коммуникации (колокольчик);
- игровые технологии;
- информационно-коммуникационные технологии.
Форма и тип занятия: комбинированное
Цель занятия: закрепить знания детей о семье и членах семьи, их взаимоотношениях, о роли взрослых и детей в семье, о том, что в семье все любят и заботятся друг о друге
Задачи:
1. Образовательные:
-
Формировать умение отвечать на вопросы: какой? какая?
-
Активизировать в речи детей слова: любит, хвалит, помогает, ласковая, добрая, любимая, семья
2. Коррекционно-развивающие:
-
Развивать речь детей при обыгрывании пальчиковых игр, рассматривании фотографий, картинок, отгадывании загадок
-
Развивать коммуникативные навыки
-
Развивать мелкую моторику при помощи пальчиковых игр
3. Воспитательные:
-
Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать и заботиться о своих членах семьи
Воспитатель школы №627 Невского района Ермакова Н.А.
Материал:
-
Колокольчик и диск (элементы АСК)
-
Игрушка кота
-
Изображение домика на картоне с вырезанными окошками, внутри картинки-фото семьи кота Мурзика
-
Перчатка с фотографией на каждом пальчике члена семьи ребенка
-
Альбом у каждого ребенка с фотографиями его семьи
План занятия:
-
Организация начала занятия. Ритуал приветствия
-
Мотивация учебной деятельности. Сюрпризный момент
-
Упражнения коррекционно-развивающей направленности и сообщение темы
-
Подведение итогов. Ритуал завершения урока.
№
Этапы работы, деятельность педагога
Деятельность детей
Материально-дидактическое обеспечение
1
Организация начала занятия
Ритуал приветствия
Использование жеста «Привет»:
- Ребята, сейчас зазвенит колокольчик - это значит у нас начинается урок.
Ритуал «Милый друг»:
Колокольчик озорной
Ты ребят в кружок построй
Собрались ребята в круг.
Слева - друг и справа - друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
- Ребята, а сейчас я включу знакомую вам песенку, мы ее прослушаем и поприветствуем друг друга
Слушание звона колокольчика
Построение из учащихся на колясках, воспитателя и учителя круга посреди класса
Дети слушают песенку Железновой «Начнем урок»
Звенит колокольчик - элемент альтернативной коммуникации
Демонстрация диска - АСК. Включается песня на ноутбуке
2
Мотивация учебной деятельности - сюрпризный момент
- Ребята, замечательно - мы поприветствовали и улыбнулись друг другу.
- Давайте сейчас с вами поиграем!
Раз, два, три, четыре, пять -
Мы собрались посчитать:
Папа, мамочка и я -
Вместе дружная семья!
Раздаётся стук в дверь. Приходит кот.
Кот: - Здравствуйте, ребята!
- Ребята, а кто к нам пришел?
Кот: - Меня зовут кот Мурзик.
Кот Мурзик знакомится с детьми.
Кот: - Как у вас тут хорошо, а что вы здесь делаете?
- Мы говорим о семье.
Кот: - А что такое семья?
- Это когда живут все вместе, любят, хвалят друг друга, вместе делают добрые дела, заботятся о маленьких и помогают стареньким.
Кот: - А я живу один и у меня нет семьи. (загрустил) Я бы так хотел найти такую семью, где меня будут любить, хвалить, гладить по спинке. А я бы слушался взрослых, играл бы с детьми и пил бы молоко из блюдца. Я уверен, что там будет очень весело и хорошо.
Я очень, очень добрый и хороший (кот опять загрустил).
- Мурзик, не расстраивайся, сейчас ребята тебе помогут построить дом, в котором будет жить твоя семья.
Дети здороваются с котом
Ответы детей
Дети знакомятся с котом
Игрушка кота
3
Коррекционно-развивающие упражнения и сообщение темы
Пальчиковая игра «Построим дом»
Молоточком я стучу
Дом построить я хочу
Дом высокий строю я
В нем живет моя семья
- А теперь ребята, давайте сядем за парты и посмотрим какой дом у нас получился, и какая семья будет у котика Мурзика.
- Посмотрите, какой здесь дом!
- Какие на нем есть окошки.
Педагог обращает внимание детей, что окна закрыты. И предлагает им открыть окошки, посмотреть кто там живет.
- Мурзик, это твоя семья! Тебе нравится твоя семья?
Кот: - Да, но где же буду жить я?
Педагог открывает окно, где будет жить котик.
Кот: - Спасибо, ребята! Ура! У меня теперь есть семья! И дом!
Кот: - Я так рад!
- Дети, скажите, пожалуйста, а у вас есть семья?
- Дети, давайте поиграем с нашими пальчиками и вспомним всю нашу семью.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
- Я предлагаю вам поиграть. У меня есть вот такая перчатка, а на каждом пальчике изображен член семьи. Давайте мы наденем перчатку на ручку. Давайте найдем на ладошке самый маленький пальчик, как он называется? (мизинец)
- Это будет малыш. А в вашей семье кто самый маленький?
- Как вас ласково называют в семье?
- А теперь послушайте стихотворение и скажите про кого оно?
Целует, обнимает,
К сердцу прижимает,
Одежду покупает,
Стирает, варит, парит.
Всё она умеет,
Всех она жалеет.
Угадайте-ка друзья,
Кто это?
Чья же мамочка?
Кот: - Моя! Самая любимая, самая красивая!
- Давайте найдем мамочку на ладошке и покажем Мурзику!
Кот: - Ребята, расскажите, пожалуйста, мне, а какая у вас мама?
- А теперь следующее стихотворение:
Не терпит мой папа безделья и скуки,
У папы умелые, сильные руки.
И если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа совсем поработать не прочь.
- О ком это стихотворение? (о папе)
Кот: - Какие ласковые слова вы можете сказать про своего папу?
- Покажите на пальчике папу.
- Дети, а как вы думаете, про кого это стихотворение:
Мамина мама
С нами живет.
Маму она
Дочкой зовет.
Как, угадай,
Зову её я?
Это любимая
Ба… (..бушка) моя!
Кот: - Бабушка, бабуля, как тебя люблю я! Что умеет делать ваша бабушка?
- Давайте, похвалим свою бабушку: моя бабушка самая…
- Покажите на пальчике бабушку.
- У нас остался один пальчик, кто же это?
Старый он и седой,
С белой он головой,
Папу сыном зовет,
Когда в гости придет.
Угадай. Как зовут его внуки всегда?
- Правильно, это дедушка.
Кот: - Как он заботится о вас?
- Покажите на пальчике дедушку.
Дети помогают коту, действуя по инструкции педагога
Дети стучат кулачками друг о друга
Дети показывают «крышу» над головой
Дети вытягивают руки вверх
Дети хлопают в ладошки
Дети смотрят на домик
Дети каждый открывает окошки
Ответы детей
Дети загибают пальчики
Дети играют в игру, выполняя инструкции педагога
Ответы детей
Ответы детей
Дети слушают внимательно
Ответы детей
Дети ищут на ладошке маму и показывают Мурзику
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Дети ищут на ладошке папу и показывают Мурзику
Ответы детей
Ответы детей
Дети продолжают
Дети ищут на ладошке бабушку и показывают Мурзику
Ответы детей
Ответы детей
Дети ищут на ладошке дедушку и показывают Мурзику
Изображение домика на картоне с вырезанными окошками, внутри картинки-фото семьи Мурзика
Перчатка с фотографией на каждом пальчике члена семьи ребенка
4
Подведение итогов
- Ребята, что у нас получилось?
- Большая дружная семья на нашей ладошке. В семье все любят друг друга, заботятся, помогают.
- Я знаю, что вы принесли альбом с фотографиями своей семьи. Давайте вы расскажите как зовут членов вашей семьи.
Кот: - Ой! Ой! Ой!
- Что случилось?
Кот: - А у меня нет фотографии семьи.
- Как нет? Вот посмотри на домик, вот она!
Кот радуется и рассматривает свои фотографии
- Спасибо, дети, вы молодцы! Помогли Мурзику найти свою семью и про свою ему рассказали. А сейчас звенит колокольчик - это значит урок закончен и мы прощаемся с Мурзиком «До свидания!»
Урок закончен.
Ответы детей
Дети называют членов своей семьи
Дети машут ручкой «Пока-пока!»
Альбом у каждого ребенка с фотографиями его семьи
Звенит колокольчик - элемент АСК