Конспект занятия по предмету развитие речи на тему: Моя семья

Цель занятия: закрепить знания детей о семье и членах семьи, их взаимоотношениях, о роли взрослых и детей в семье, о том, что в семье все любят и заботятся друг о друге Задачи: 1. Образовательные: Формировать умение отвечать на вопросы: какой? какая?Активизировать в речи детей слова: любит, хвалит, помогает, ласковая, добрая, любимая, семья2. Коррекционно-развивающие: Развивать речь детей при обыгрывании пальчиковых игр, рассматривании фотографий, картинок, отгадывании загадокРазвивать комму...
Раздел Воспитательная работа
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по предмету:

Развитие речи

1 класс, Программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью начальное общее образование.

Тема: «Моя семья»

На уроке использованы современные образовательные технологии:

- личностно-ориентированный подход;

- средства альтернативной коммуникации (колокольчик);

- игровые технологии;

- информационно-коммуникационные технологии.

Форма и тип занятия: комбинированное

Цель занятия: закрепить знания детей о семье и членах семьи, их взаимоотношениях, о роли взрослых и детей в семье, о том, что в семье все любят и заботятся друг о друге

Задачи:

1. Образовательные:

  • Формировать умение отвечать на вопросы: какой? какая?

  • Активизировать в речи детей слова: любит, хвалит, помогает, ласковая, добрая, любимая, семья

2. Коррекционно-развивающие:

  • Развивать речь детей при обыгрывании пальчиковых игр, рассматривании фотографий, картинок, отгадывании загадок

  • Развивать коммуникативные навыки

  • Развивать мелкую моторику при помощи пальчиковых игр

3. Воспитательные:

  • Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать и заботиться о своих членах семьи





Воспитатель школы №627 Невского района Ермакова Н.А.

Материал:

  • Колокольчик и диск (элементы АСК)

  • Игрушка кота

  • Изображение домика на картоне с вырезанными окошками, внутри картинки-фото семьи кота Мурзика

  • Перчатка с фотографией на каждом пальчике члена семьи ребенка

  • Альбом у каждого ребенка с фотографиями его семьи

План занятия:

  1. Организация начала занятия. Ритуал приветствия

  2. Мотивация учебной деятельности. Сюрпризный момент

  3. Упражнения коррекционно-развивающей направленности и сообщение темы

  4. Подведение итогов. Ритуал завершения урока.











Этапы работы, деятельность педагога

Деятельность детей

Материально-дидактическое обеспечение

1

Организация начала занятия

Ритуал приветствия

Использование жеста «Привет»:

- Ребята, сейчас зазвенит колокольчик - это значит у нас начинается урок.

Ритуал «Милый друг»:

Колокольчик озорной

Ты ребят в кружок построй

Собрались ребята в круг.

Слева - друг и справа - друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

- Ребята, а сейчас я включу знакомую вам песенку, мы ее прослушаем и поприветствуем друг друга



Слушание звона колокольчика

Построение из учащихся на колясках, воспитателя и учителя круга посреди класса

Дети слушают песенку Железновой «Начнем урок»

Звенит колокольчик - элемент альтернативной коммуникации



Демонстрация диска - АСК. Включается песня на ноутбуке

2

Мотивация учебной деятельности - сюрпризный момент

- Ребята, замечательно - мы поприветствовали и улыбнулись друг другу.

- Давайте сейчас с вами поиграем!

Раз, два, три, четыре, пять -

Мы собрались посчитать:

Папа, мамочка и я -

Вместе дружная семья!

Раздаётся стук в дверь. Приходит кот.

Кот: - Здравствуйте, ребята!

- Ребята, а кто к нам пришел?

Кот: - Меня зовут кот Мурзик.

Кот Мурзик знакомится с детьми.

Кот: - Как у вас тут хорошо, а что вы здесь делаете?

- Мы говорим о семье.

Кот: - А что такое семья?

- Это когда живут все вместе, любят, хвалят друг друга, вместе делают добрые дела, заботятся о маленьких и помогают стареньким.

Кот: - А я живу один и у меня нет семьи. (загрустил) Я бы так хотел найти такую семью, где меня будут любить, хвалить, гладить по спинке. А я бы слушался взрослых, играл бы с детьми и пил бы молоко из блюдца. Я уверен, что там будет очень весело и хорошо.

Я очень, очень добрый и хороший (кот опять загрустил).

- Мурзик, не расстраивайся, сейчас ребята тебе помогут построить дом, в котором будет жить твоя семья.





Дети здороваются с котом

Ответы детей

Дети знакомятся с котом

















Игрушка кота














3


Коррекционно-развивающие упражнения и сообщение темы

Пальчиковая игра «Построим дом»

Молоточком я стучу

Дом построить я хочу

Дом высокий строю я

В нем живет моя семья

- А теперь ребята, давайте сядем за парты и посмотрим какой дом у нас получился, и какая семья будет у котика Мурзика.

- Посмотрите, какой здесь дом!

- Какие на нем есть окошки.

Педагог обращает внимание детей, что окна закрыты. И предлагает им открыть окошки, посмотреть кто там живет.

- Мурзик, это твоя семья! Тебе нравится твоя семья?

Кот: - Да, но где же буду жить я?

Педагог открывает окно, где будет жить котик.

Кот: - Спасибо, ребята! Ура! У меня теперь есть семья! И дом!

Кот: - Я так рад!

- Дети, скажите, пожалуйста, а у вас есть семья?

- Дети, давайте поиграем с нашими пальчиками и вспомним всю нашу семью.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

- Я предлагаю вам поиграть. У меня есть вот такая перчатка, а на каждом пальчике изображен член семьи. Давайте мы наденем перчатку на ручку. Давайте найдем на ладошке самый маленький пальчик, как он называется? (мизинец)

- Это будет малыш. А в вашей семье кто самый маленький?

- Как вас ласково называют в семье?

- А теперь послушайте стихотворение и скажите про кого оно?

Целует, обнимает,

К сердцу прижимает,

Одежду покупает,

Стирает, варит, парит.

Всё она умеет,

Всех она жалеет.

Угадайте-ка друзья,

Кто это?

Чья же мамочка?

Кот: - Моя! Самая любимая, самая красивая!

- Давайте найдем мамочку на ладошке и покажем Мурзику!

Кот: - Ребята, расскажите, пожалуйста, мне, а какая у вас мама?

- А теперь следующее стихотворение:

Не терпит мой папа безделья и скуки,

У папы умелые, сильные руки.

И если кому-нибудь надо помочь,

Мой папа совсем поработать не прочь.

- О ком это стихотворение? (о папе)

Кот: - Какие ласковые слова вы можете сказать про своего папу?

- Покажите на пальчике папу.



- Дети, а как вы думаете, про кого это стихотворение:

Мамина мама

С нами живет.

Маму она

Дочкой зовет.

Как, угадай,

Зову её я?

Это любимая

Ба… (..бушка) моя!

Кот: - Бабушка, бабуля, как тебя люблю я! Что умеет делать ваша бабушка?

- Давайте, похвалим свою бабушку: моя бабушка самая…

- Покажите на пальчике бабушку.

- У нас остался один пальчик, кто же это?

Старый он и седой,

С белой он головой,

Папу сыном зовет,

Когда в гости придет.

Угадай. Как зовут его внуки всегда?

- Правильно, это дедушка.

Кот: - Как он заботится о вас?

- Покажите на пальчике дедушку.

Дети помогают коту, действуя по инструкции педагога

Дети стучат кулачками друг о друга

Дети показывают «крышу» над головой

Дети вытягивают руки вверх

Дети хлопают в ладошки



Дети смотрят на домик

Дети каждый открывает окошки





Ответы детей

Дети загибают пальчики



Дети играют в игру, выполняя инструкции педагога

Ответы детей

Ответы детей

Дети слушают внимательно



Ответы детей

Дети ищут на ладошке маму и показывают Мурзику

Ответы детей





Ответы детей

Ответы детей

Дети ищут на ладошке папу и показывают Мурзику





Ответы детей

Ответы детей

Дети продолжают

Дети ищут на ладошке бабушку и показывают Мурзику



Ответы детей

Ответы детей

Дети ищут на ладошке дедушку и показывают Мурзику











Изображение домика на картоне с вырезанными окошками, внутри картинки-фото семьи Мурзика











Перчатка с фотографией на каждом пальчике члена семьи ребенка

4

Подведение итогов

- Ребята, что у нас получилось?

- Большая дружная семья на нашей ладошке. В семье все любят друг друга, заботятся, помогают.

- Я знаю, что вы принесли альбом с фотографиями своей семьи. Давайте вы расскажите как зовут членов вашей семьи.

Кот: - Ой! Ой! Ой!

- Что случилось?

Кот: - А у меня нет фотографии семьи.

- Как нет? Вот посмотри на домик, вот она!

Кот радуется и рассматривает свои фотографии

- Спасибо, дети, вы молодцы! Помогли Мурзику найти свою семью и про свою ему рассказали. А сейчас звенит колокольчик - это значит урок закончен и мы прощаемся с Мурзиком «До свидания!»

Урок закончен.

Ответы детей



Дети называют членов своей семьи







Дети машут ручкой «Пока-пока!»



Альбом у каждого ребенка с фотографиями его семьи







Звенит колокольчик - элемент АСК



© 2010-2022