Пофилактика аддиктивного поведения учащихся

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ »Татарско-Бурнаевская ООШ» Алькеевского муниципального района РТ



Профилактика аддиктивного (зависимого) поведения у подростков









Автор: Зарипова Илюза Ильдусовна, классный руководитель

2015 год.

Аддиктивное поведение является одной из форм отклоняющегося поведения. Самое эффективное средство - профилактика.

Профилактика - это система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-биологических, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья.

Цели профилактики зависимого поведения у подростков:

- способствовать осознанию подростками зависимости к курению и наркотикам как болезни, не только сжигающей физические силы человека, но и уничтожающей его как личность;

- развивать у подростков осознанное неприятие наркотических средств и табака как способов воздействия на свою личность;

- воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства, уверенности.

Задачи:

1. Создание школ, свободных от психоактивных веществ (изменение школьной политики по отношению к алкоголю, наркотикам и табачным изделиям; внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и родителей).

2. Выявление группы риска (по специально разработанным методическим рекомендациям). Вторичная профилактика направлена на раннее выявление начавших употребление психоактивных веществ подростков и помощь им для предупреждения физической зависимости.

3.Задачи третичной профилактики - реабилитация людей с зависимостями, возвращение их к активной жизни и предупреждение рецидивов.

Профилактика включает:

- диагностику предрасположенности к потреблению психоактивных веществ;

- выбор психокоррекционных методов, позволяющих подростку естественным способом реализовать себя;

- проведение профилактики на всем протяжении подросткового периода.

упреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья.

Виды аддикций включают следующие способы достижения этих целей:

  • Нарушение пищевого поведения (анорексия, голодание).

  • Химические зависимости (наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение).

  • Лудомания или гэмблинг - зависимость от игр (азартные игры и компьютерную зависимость обычно разделяют).

  • Религиозный фанатизм, сектантство.

Актуальность её заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, алкоголизма, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с аддиктивным поведением. Аддиктивное поведение - нарушение поведения, возникающее в результате злоупотребления различными веществами, изменяющими психическое состояние человека, включая алкоголь и табак, до того момента, когда фиксируется факт психической и физической зависимости. Причины отклонений в поведении ребёнка возникают в результате политической, социально - экономической и экологической нестабильности общества, изменений в содержании ценностных ориентаций подростков, неблагоприятных семейно - бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением подростка, чрезмерной занятости родителей и т.п. Немаловажное значение в жизни каждого подростка играет школа. Так, многие программы по профилактике аддиктивного поведения сводятся к редким лекциям, охватывающим только старших школьников.

Пропаганда здорового образа жизни должна стать для педагогов одной из самых основных задач. Особое внимание уделяем школьникам из так называемых неблагополучных семей. Для таких ребят мы- педагоги- порой становимся единственными воспитателями. При разговоре с подростком очень важно делать акцент именно на том, что нужно школьнику, а не учителям, родителям. Проще говоря, не нужно описывать ему какие-то туманные перспективы того, что с ним будет через много лет, если он отдастся во власть вредных привычек, либо говорить о том, что его здоровый образ жизни нужен прежде всего семье, окружающим. Для школьника важно осознать то, насколько ему самому нужен этот здоровый образ жизни, причем именно сейчас. К примеру, при разговоре с девочкой можно упомянуть о том, насколько непривлекательны курящие и пьющие женщины для лиц противоположного пола. Чтобы завоевать доверие учащихся и еще больше склонить ее к своей точке зрения, можно провести с ней импровизированный урок, посвященный красоте. В школе часто проводим с учащимися беседы, тренинги, игры. Например, в одном из классных часов рассказала учащимся об уходе за кожей, о макияже. При этом напоминала все те проблемы, которые могут начаться с кожей у курящей женщины. Мальчикам-подросткам рассказала о том, насколько вредные привычки пагубно влияют на его физическую форму. В одну из классных часов приглашали Мирсаита Сунгатуллина (народный артист Татарстана, земляк), которое пользуется авторитетом у школьников. Многие знаменитости соглашаются провести такие беседы абсолютно безвозмездно. Таким образом, они вносят свой вклад в развитие здоровой нации. В процессе беседы с подростками важно упомянуть про свое собственное отношение к алкоголю, курению. Можно подчеркнуть, что всего того, чего тому или иному известному мужчине удалось добиться в жизни, ему удалось осуществить после категорического отказа от алкоголя...
Экспериментальную работу проводила в школе. С целью определения отношения к такой вредной привычке, как курение, было проведено тестирование. Тестирование проводилось в одинаковых условиях для всех испытуемых. В нём приняли участие 48 учащихся. В рамках тестирования были поставлены следующие цели: выявить количество курящих учащихся; определить возраст, с которого учащиеся начали курить; причины начала курения; ощущения после курения; влияние курения на здоровье учащихся; выявить отношение к курению в семьях. Также ставилась цель: узнать, кто проводит или проводил с учащимися профилактическую работу о вреде курения раньше.

В ходе ответов на поставленные вопросы теста было выявлено 2 курящих , 3 учащихся, которые пробовали курить и 43 человек которые курить не пробовали. Из 2 учащихся, которые являются курильщиками- это мальчики. Это учащиеся 9 класса. Мною было проанализированы причины, из-за которых ребята начинают курить. Курильчики начали курить, т.к. предложили друзья и они не смогли им отказать.

Согласно литературным источникам, чаще всего причинами начала курения является подражание старшим товарищам, особенно тем, на кого хотелось бы походить (в том числе и родителям), желание казаться взрослым, независимым, желание "быть как все" в курящей компании. Причиной курения подростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей, особенно в тех случаях, когда сами родители курят. В нашем случае родители курящих детей также в большинстве своём курят. Ответы учащихся ещё раз подтверждают выводы учёных о том, что причинами курения чаще всего являются иные, нежели любопытство и интерес.

Учащимся необходимо было ответить на вопрос об ощущениях, которые они испытывают после курения. Ребята, которые курят, из всех предложенных вариантов ответа выбирали вариант «расслабление». Совсем другая картина наблюдается среди ребят, которые пробовали курить, но не стали продолжать. Они выбирали иные варианты ответов. В тесте были затронуты и вопросы профилактики курения. Результаты показали, что наибольшую профилактическую работу с учащимися проводят учителя. Так ответили 100% всех опрошенных. Семья также играет огромную роль в профилактической работе. Это подтвердили 27% учащихся. В нескольких тестах были даны ответы на данный вопрос, что с ними о вреде курения беседуют друзья.

Распространение среди подростков социально-обусловленных заболеваний (алкоголизм, наркотизация) является одной из центральных психолого-педагогических проблем, с которыми сталкивается образовательное учреждение. Подросткам необходимо приводить примеры, которые могут повлиять на решение остановиться или, что лучше, не начать принимать наркотики. Мало кто из подростков знает о другой опасности: несколько соломинок конопли в кармане достаточно, чтобы получить судимость, а 1-2 граммов порошка хватит, чтобы «сменить обстановку» лет на 10-12.

Все знают, что и курение вредно, и, тем не менее, огромное число людей курит. Главная причина - большинство из нас не ведают, насколько губительна эта привычка, насколько велики потери от нее для каждого из нас в отдельности и для общества в целом. Вот только некоторые научно доказанные:

- табак повинен в одной трети смертей от рака;

- табак - это главная причина смерти с болезнями сердца. Инсультом и хроническими заболеваниями легких;

- у некурящих, работающих в одном помещении с курильщиками или находящихся в данном помещении. Риск заболевания раком легкого повышен на 34%, сердечнососудистыми заболеваниями на 50% .

Важную роль в образовательном процессе играет личность педагога. Нередко учительские стратегии переносятся в сферу межличностных отношений, что порой является одной из причин конфликтов в семье и с другими людьми. Работа педагога может привести, в силу разных обстоятельств, к аддиктивному поведению подростков.

Однако педагогам необходимо стремиться к совершенно иным результатам, для этого нужно учиться выстраивать свои отношения с учениками.

Проводя с подростками беседы, лекции, классные часы, необходимо, чтобы они включались в работу, обсуждение, а не были пассивными слушателями. Например, совместно с учащимися можно выработать советы воздержания от табака:

- убрать с глаз пепельницу, сигареты;

- запаситесь карамелью, семечками, жевательной резинкой, чтобы брать их в рот при желании курить;

- пейте больше жидкости, исключите алкоголь;

- сообщите окружающим о своем решении;

- при появлении сильного желания закурить, сделайте глубокий вдох и задержите дыхание на 10 секунд;

- выполняйте физические упражнения;

- пригласите в компанию для отказа от курения своих друзей .

Профилактикой употребления наркотических средств и курения должны заниматься не только учебные заведения, но и родители.

Многие родители пытаются скрыть от детей все плохое, что связано с проблемами семьи (хотя, на самом деле невозможно спрятать тот беспорядок, который вносится в жизнь семьи, к примеру, алкоголиком). Дети становятся жертвами двойного стандарта, так как вся семья играет в игру: «Давайте притворяться, что все хорошо, а все плохое спрячем и тем защитимся». Члены семьи никогда не обсуждают то, что происходит. Подростки в таких семьях вынуждены быстро становиться взрослыми. Одно дело, когда подростку нравится поступать так, как поступают взрослые, особенно когда эти действия подкрепляются похвалой. Однако, когда ему приходится действительно брать на себя часть обязанностей родителей, ребенок не чувствует себя счастливым. Он испытывает гнев и раздражение от того, что приходится заботиться о взрослых. Такое поведение родителей подталкивает подростка к аддиктивному поведению. В такой ситуации родителям необходимо срочно изменить ситуацию в семье и, в первую очередь, вернуть доверие своего ребенка.

Не все родители знают, как это сделать, поэтому необходимо с ними проводить по данному направлению работу, беседовать на родительских собраниях, помочь выявить таких детей. Мамам, при всем доверии к своим детям, стоит выяснить природу меняющегося настроения своего ребенка, сухости губ, запаха жженой травы от вещей, необычного цвета лица, разобраться в причине внезапной утраты интереса, как к учебе, так и к прежним увлечениям. И уж, конечно, бить тревогу, если в карманах ребенка обнаружат маленькие пузырьки, пакетики из целлофана и фольги, шприцы, иглы, растительный мусор. Родителям стоит насторожиться, если:

- ребенок стал скрытным, изменил круг общения. Во время телефонных разговоров старается уединиться и говорить негромко;

- у него появились нервозность, раздражительность, стали часты смены настроения, вечерами он куда-то исчезает, путано объясняя, куда;

- ребенок похудел, поздно ложиться спать, подолгу задерживается в туалетной комнате. Выглядит нездоровым;

- у него изменились глаза, голос, походка;

- ребенок стал чаще просить деньги. В доме стали пропадать вещи .

Если что-то из перечисленного стало происходить с подростком, родителям необходимо немедленно обратиться к врачу! Лучше убедиться, что худшие предположения оказались напрасными!

В то же время социально-экономические изменения последних десятилетий в нашей стране оказали негативное влияние на семью как социальный институт. Растет число неблагополучных семей, ослабляются воспитательные позиции семьи в обществе. Убывает ее педагогический потенциал, уменьшается вклад в развитие личности детей. Время общения детей и родителей существенно сокращается по разным причинам. Многие семьи перестали быть базой стабильности для ребенка, взрослые все чаще занимают отстраненную, попустительскую позицию в отношении детей. Происходит снижение качества и содержания семейного воспитания, в новых общественно-экономических условиях нарушаются многоуровневые социальные функции семьи. В связи с этим возрастает роль школы в решении данной проблемы.

Таким образом, профилактическая работа включает формирование ценностного отношения к своему здоровью, профилактику социальной дезадаптации.

Список литературы:

  1. СафинаЭ.Р.,Кудряшов Л.А. Методические рекомендации к протоколам антинаркотических профилактических мероприятий в образовательных учреждениях РТ, Казань, 2006.

  2. Дубровина, И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / И.В. Дубровина. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 176 с.

  3. Макеева, А.Г. Все цвета, кроме черного: пед. профилактика наркотизма школьников: метод. пособие для учителя 7-9 классов / А.Г. Макеева. - М.: Просвещение, 2006. - 200 с.

  4. Открытый урок нашей общей тревоги: Книга-спутник педагога в организации антинаркотической профилактики в школе / сост. Н. Клименко; М-во образования Рос. Федерации. - Новосибирск : Эфлакс. - 50 с. - (В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами).

  5. Предупреждение табакокурения у школьников : методическое пособие для работников образовательных учреждений / под ред. Н.К. Смирнова. - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. - 104 с.













© 2010-2022