Сценарий классного часа в 8 классе Воспитанный человек, какой он?

Раздел Воспитательная работа
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час на тему патриотическое воспитание в 8 классе

Методическая разработка сценария классного часа для 8 класса

Классный час «Воспитанный человек, какой он?»

Автор:Цатурова М.Б, учитель английского языка МОУ ООШ № 25. Описание работы: Данная разработка будет полезна для классных руководителей, работающих в 7-8 классах.

Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом.

Задачи:

- суммировать имеющиеся у учащихся знания о стране, в которой они живут;

- формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме;

- вызвать чувство восхищения и гордости подвигами своего народа.

Подготовить: тема; на листах понятия «патриотизм», «мужество», «героизм», «подвиг»; заготовки выражений на листах (раздать учащимся)

Ход классного часа

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Все это - Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

(Н. Полякова. Родина моя)

Учитель: Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей - о Родине)

А что для вас означает Родина?

Как вы считаете, в вас есть чувство Родины? (Предположения учащихся).

Вывод: Чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках, зеленый косогор с березами. Это могла быть лесная опушка, дикий запущенный сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне.

(Раздать учащимся на заготовленных листах, один зачитывает вслух) «…Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад, это история - где превыше всего ценилось мужество и патриотизм героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами…»

Учитель: Ребята, какие человеческие качества, связанные с чувством Родины спрятаны в этом выражении? (Ответы детей).

Учитель: Что означают эти слова, давайте обратимся к толковому словарю…

Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.

Мужество - храбрость, присутствие духа в опасности.

Героизм - отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Учитель:

- Кто обладает этими качествами? (Предположения учащихся)

- Тема нашего классного часа «Героями не рождаются, героями становятся», давайте сегодня попробуем доказать это. (Тема вывешивается на доске).

Учитель: А каких людей можно назвать героями? Почему?

Еще в давние времена в устном народном творчестве отразилились представления об идеале прекрасного человека. Каковы же они? Давайте с вами вспомним русские былины, героические сказки…

(Раздать учащимся на заготовленных листах, один или несколько по очереди зачитывают вслух) «…Широко известны былины про славных богатырей: про трех знаменитых защитников Русской земли - Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. А вправду ли были на свете такие силачи и удальцы, которые шутя играючи могли подбросить выше леса, под облака, тяжелую палицу, а мечи у них весили столько, что никому из простых смертных даже поднять их не удавалось? В самом ли деле им были нипочем любые испытания и опасности, а из кровопролитных схваток с врагом они непременно выходили победителями?
Все былины воспевают подвиги доблестных и могучих защитников Земли русской - богатырей. Эти отважные витязи стоят на страже ее границ и всегда одерживают верх над злыми ворогами. Богатыри в одиночку сражаются с несметными полчищами, налетевшими темной, как черное воронье, тучей, и бьют вражью силу три дня и три ночи напролет, «хлеба-соли не едаючи, ключевой воды не пиваючи, себе отдыха не даваючи».
Народ видит в богатырях благородных заступников, которые никому не спускают оскорблений и обид, не терпят лжи и несправедливости. Они готовы принять смерть, но не запятнать себя позорным поступком…»




Подвиг - героический самоотверженный поступок.

А знаете ли вы, что бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

Учитель: Невозможно забыть те великие бедствия, которые принесли воины нашей стране и нашему народу. Что такое война?

Рассуждения о войне (2 учащихся по очереди):

1. Земля планета непростая. На земле люди много воевали.

2. Войны выгодны королям - они получают новые земли.

1. Миллионам честолюбцев - они получают новые ордена.

2. Был один такой герой, он называл себя Наполеоном Бонапартом и жил во Франции.

1. Когда фортуна подарила ему власть, он решил, что мир должен принадлежать ему.

2. Но ведь люди так не считали.

1. Началась война, опалившая огнем многие земли.

2. Но народы доказали императору, что могут прожить без него.

1. В 20 веке появился еще один вояка. Он звал себя «фюрер Адольф Гитлер».

2. Он вырастил целую породу людей-варваров, способных только истреблять, и начал войну, самую страшную на свете, в 1939 году.

1. В большей степени пострадал Советский Союз. Война продолжалась 4 года (1941-1945). Фашисты были изгнаны народом с нашей земли.

2. Но на этом история войн не заканчивается: в 80 г.г. российские воины были участниками Афганских событий.

1. В 1992 году - началась Чеченская война.

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, несколько сюжетов из фильмов об этих войнах.

(Просмотр фильмов).

Что вы увидели в этих сюжетах?

(Учащиеся рассуждают)

Вывод: люди жертвуют жизнью ради защиты своей Родины.

Учитель: Это всего лишь мизерная доля подвигов нашего народа. Войны были для многих испытанием на человечность, на верность Родине.

Как люди выстаивали в войнах, которые начинались так трагически и заканчивались победой?

(Обсуждение). Потому, что они обладали такими качествами мужеством, героизмом и любили свою Родину и не могли не отстоять её.

(На карточках высказывания, учащиеся зачитывают их и затем обсуждают) «Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки не совершают случайно. К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные, через ту самую повседневность, которая временами становится самым трудным испытанием» (Г. Т. Береговой, летчик-космонавт СССР).

«Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, - все равно в чем, - в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости и смелости» (А. С. Макаренко).

«Смелость и мужество - эти нравственные и волевые черты необходимы каждому гражданину не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни, в труде». (В.А.Сухомлинский)

Учитель:

- Что общего в этих высказываниях?

- Чем они отличаются?

- Какая главная мысль в этих высказываниях?

Вывод: героем можно стать не только в военное время, но и в мирное.

- Как бы поступили в этой ситуации вы?

- Какие качества для этого нужны?

- Есть ли эти качества у вас?

- Где вы их применяете?

- А в учебе нужны эти качества?

- А чтобы помочь маме?

Вывод: В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости. Мужество, воля к победе, честность и добросовестность - все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем для счастливой жизни. Вот мы с вами и доказали что «героями не рождаются, героями становятся…»

Воспитанный человек, какой он?

Правила хорошего тона.

Цели:

1. Познакомить с историей возникновения и значением термина «этикет».

2. Помочь учащимся задуматься о себе, побудить их к самовоспитанию, желанию исправить недостатки в своем поведении.

3. Развивать логическое мышление, речь, навыки самоанализа.

  1. Постановка темы и цели

Мы с вами собрались, чтобы поговорить, подумать и поразмышлять об очень важных вещах. Ответьте, пожалуйста на вопрос: умеем ли мы вести себя в общественных местах, в гостях, школе, дома? Увы! Не все и всегда! Часто нам приходится сталкиваться с проявлениями бестактности, равнодушия, хамства. Многие знают из своего опыта, как бывает обидно и как портится настроение, когда кто-то толкнет, пусть даже нечаянно, и не извинится, или скажет грубое слово, или не поймет вашего состояния и будет шутить, когда вам не до шуток. Этот кто-то некультурный, невоспитанный человек. А какого человека можно назвать воспитанным, как правильно вести себя в обществе? На эти вопросы мы и попытаемся сегодня найти ответы. Итак, тема нашего классного часа «Воспитанный человек, какой он? Правила хорошего тона» (слайд)



  1. Основная часть



  1. Какой человек может называться воспитанным? (слайд)

- В толковом словаре сказано: "Воспитанный - отличающийся хорошим воспитанием, умеющий хорошо вести себя"

Воспитанный человек обладает достаточным тактом, он умеет вести себя в обществе, обладает хорошими манерами. Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. Облик его говорит сам за себя: он не теряется в незнакомом обществе, умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть.

Мы сами часто затрудняемся определить, что вкладываем в понятие "воспитанный человек". А, между прочим, неплохо бы знать, из чего именно складывается воспитанность, хотя бы для того, чтобы самому быть именно таким, каким хотят нас видеть окружающие.



  1. Результаты анкетирования(слайд)

Среди учеников старших классов был проведён предварительный опрос по следующим вопросам:

1.Считаете ли вы себя

воспитанным?

«Да» - 81%

«Нет» -6%

«Воздержусь от ответа» -12%

2.Считаете ли вы своих друзей воспитанными?

«Да» -59%

«Нет»- 6%

«Не знаю»- 12%

3.Какая самая главная черта воспитанного человека?

«Доброта и отзывчивость» - 62%

«Вежливость и тактичность» - 44%

«Общительность и чувство юмора»-12%

4.От кого зависит воспитание ребёнка?

«От родителей» - 75%

«От учителей, воспитателей» - 25%

«От самого ребенка» - 22%



  1. Игра «Берём - не берём» (слайд)

-На доске записаны качества человека. Выберите из них те, которые, по вашему мнению, принадлежат воспитанному человеку (-безразличие

-благодарность

-вежливость

-ворчливость

-грубость

-жадность

-злость

-скромность

-отзывчивость

-тактичность

-ябедничество

-доброта

«Цветок воспитанности» -Итак, мы выбрали качества, которыми обладает воспитанный человек. Посмотрите, что у нас получилось (цветок с разноцветными лепестками). Наш цветок похож волшебный на цветик-семицветик, который выполняет все желания. Как вы думаете, наш цветок можно назвать волшебным? Почему?

5.Этикет

-В течение тысячелетий люди искали такие формы общения друг с другом, при которых всем было бы комфортно. Сложившиеся правила поведения помогают людям понимать друг друга, избегать конфликтов. Мы по-разному общаемся со своими друзьями и с незнакомыми людьми, со сверстниками и людьми старшего возраста. мы используем не только разные формы поведения, но даже одеваемся по-разному в различных ситуациях. правила поведения, которые необходимо знать и соблюдать каждому человеку, называются этикетом. что же такое этикет?

Слово "этикет" появилось при короле Людовике XIV. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали "этикетками". Отсюда и произошло понятие "этикет"- воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

В русский язык слово «этикет» вошло в начале XVII века. Петр I, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы (слайд). При Петре I в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием "Юности честное зерцало" (зеркало). Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе.



  1. «Переводчики» (слайд)

-На некоторое время я вам предлагаю стать переводчиками со старорусского языка на современный язык. Прочитайте правила из этого сборника и дайте его современное толкование.



  • … У родителей речей перебивать не надлежит, не следует им прекословить… но ожидать пока они выговорят…

  • … Кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот в сторону полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться…

  • … Встретив знакомого, должно шляпу приятным образом снять, а не мимо прошедши и назад оглядываясь приветствовать его…

  • …Неприлично отрокам руками или ногами по столу везде колобродить, но нужно смирно себя вести; а вилками и ножиком по тарелкам не стучать…

  • … Ешь, что перед тобой лежит, а иное не хватай, не бери перстами, не проглотя куска, не говори…

7.Что запрещают правила этикета? (слайд)

-Давайте подумаем, что же ещё запрещают правила этикета?

  • входить в официальное учреждение в головном уборе (лицам мужского пола) и громко разговаривать (лицам обоего пола);

  • шуметь, тревожить и раздражать окружающих;

  • унижать чью-либо национальность;

  • смеяться над ошибками и промахами других людей;

  • наделять собеседника вслух оскорбительными эпитетами;

  • в неуважительном тоне отзываться о близких собеседника;

  • искажать фамилии и имена;

  • открывать чужую сумку; заглядывать в нее, если она открыта; исследовать содержимое чужих карманов;

  • самовольно выдвигать ящики чужого стола и перекладывать их содержимое как на работе, так и дома, а также открывать чужой шкаф или тумбочку.

8. Знатоки этикета (слайд)

-А сейчас проверим, как хорошо вы знаете правила этикета, проведём небольшое тестирование. Если вы согласны с утверждением, отвечаем «да», если не согласны - «нет».

1. Ты уверен, что если поссорился с другом, то и здороваться с ним ни к чему.

2. В общественном транспорте ты всегда уступаешь место пожилым людям, больным и с детьми.

3. Съев на улице конфету, ты тщательно сворачиваешь фантик в маленький комочек и, чтобы он не валялся под ногами, забрасываешь на газон.

4. Ты всегда приветливо здороваешься с людьми, даже если у тебя плохое настроение.

5. Очутившись в незнакомом доме, ты стараешься заглянуть во все комнаты, чтобы знать, где что происходит.

6. Ты всегда придерживаешь двери, чтобы они не ударили человека, идущего следом.

7. Получив подарок, ты отложишь его в сторону и скажешь: "Спасибо. Потом посмотрю".

8. Ты считаешь, что опаздывающих гостей надо ждать, пока они не придут, и только потом приглашать всех к столу.

9. Приглашая гостей, ты надеешься, что они сами смогут развлечь себя.

10. Съев сладкое пирожное, ты всегда вытираешь пальцы салфеткой, а не облизываешь их.

А теперь давайте посмотрим, что же у вас получилось(слайд). Ответы "да" должны быть под номерами 2, 4, 6, 10; ответы "нет"- 1,3, 5, 7, 8, 9. За каждое совпадение - 1 балл. Давайте посмотрим, какие у вас получились результаты (слайд)

  • 10 баллов - вы великолепный знаток правил этикета!

  • 6-9 баллов - ваши знания об этикете нуждаются в доработке.

  • 3-6 баллов - необходимо себя воспитывать.

  • Меньше 3 баллов - вы, наверное, впервые слышите слово "этикет".

9. Приёмы самовоспитания (слайд)

-Ни один человек в своей жизни не избежал напоминаний или указаний о том, что надо уметь себя вести. Это говорят родители дома, учителя в школе, взрослые на улице… В нашей жизни столько проблем, недоразумений, конфликтов, потому что люди не всегда понимают друг друга, не хотят прислушиваться к мнению других. Уступить место в автобусе, перевести старушку через улицу, хорошо работать, соблюдать правила в обществе - все это просто для любого человека, но очень трудно для всех сразу. Вот поэтому нужно начинать с себя: с воспитания в самом себе вежливости, приветливости, умения сохранять достоинство, не навязываться другим со своими огорчениями, не портить настроение другим, быть всегда ровным в обращении с окружающими людьми. Если вспомнить результаты вашего анкетирования (слайд), то мы увидим, что 22% из вас считают, что воспитание зависит от самого ребёнка. Я согласна с вами, и хочу вам предложить несколько приёмов самовоспитания, выполнять которые под силу каждому из вас.

Самонаблюдение

Прием сложный. Нужно как бы раздвоиться. Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой цель. Например: как разговариваю с людьми? Как здороваюсь? Как веду себя в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки.

Самооценка

Надо не только следить за собой, но и давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе об этом. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.

Изучение мнения других людей

Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться, ведь многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.

Помогает и наблюдение за поведением окружающих. У одного древнего восточного мудреца спросили: "У кого ты учился благовоспитанности?" - "У невоспитанных, - ответил он,- я избегал делать то, что делают они".



  1. Заключение

Залог воспитанности - это честность и порядочность, искренность и уважение. Самое главное - это вовремя понять, что ты был не прав, перебороть себя, извиниться и попробовать изменить именно себя. Нужно понимать, слышать и уважать друг друга, тогда у нас будет возникать меньше конфликтных ситуаций. Я надеюсь, что из того, о чем сегодня шла речь, вы сделаете выводы. Ведь человек сам может влиять на свой культурный уровень, на уровень своей воспитанности. А на прощание давайте улыбнемся, друг другу, подарим хорошее настроение себе и окружающим нас людям!



© 2010-2022