Ученическая группа как форма малых социальных групп

Раздел Воспитательная работа
Класс 2 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ученическая группа как форма малых социальных группУченическая группа как форма малых социальных группУченическая группа как форма малых социальных группУченическая группа как форма малых социальных группУченическая группа как форма малых социальных группУченическая группа как форма малых социальных группУченическая группа как форма малых социальных группУченическая группа как форма малых социальных группУченическая группа как форма малых социальных группУченическая группа как форма малых социальных группУченическая группа как форма малых социальных группУченическая группа как форма малых социальных группУченическая группа как форма малых социальных группУченическая группа как форма малых социальных группУченическая группа как форма малых социальных группУченическая группа как форма малых социальных группУченическая группа как форма малых социальных группУченическая группа как форма малых социальных группУченическая группа как форма малых социальных группУченическая группа как форма малых социальных группУченическая группа как форма малых социальных группУченическая группа как форма малых социальных группУченическая группа как форма малых социальных группУченическая группа как форма малых социальных группУченическая группа как форма малых социальных группУченическая группа как форма малых социальных группУченическая группа как форма малых социальных группУченическая группа как форма малых социальных группУченическая группа как форма малых социальных группУченическая группа как форма малых социальных группУченическая группа как форма малых социальных группУченическая группа как форма малых социальных группУченическая группа как форма малых социальных группУченическая группа как форма малых социальных группУченическая группа как форма малых социальных группМуниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Бабушкинская средняя школа»









Ученическая группа как одна из специфических типов малых групп.




























с. им. Бабушкина

2014 г.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы малых социальных групп. 5

1.1. Понятие малой группы в социальной психологии 5

1.2.Ученическое объединение как специфический тип малой группы. 7

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование ученической группы. 10

2.1 Социометрический метод, как метод измерения взаимоотношений в группе. 13

2.2 Анализ полученных результатов, рекомендации 17

Заключение 19

Список литературы 21

Приложения 22







Введение

Сегодня, когда постепенно учебно-дисциплинарная модель образования все же уступает свои позиции модели личностно ориентированной, учащиеся начинают приобретать, конечно, в соответствии со своими возрастными особенностями, статус более или менее полноценного субъекта образовательного процесса. В этих условиях система отношений "учащийся - учащиеся" становится особо значимой, а характер межличностного взаимодействия в ее рамках нередко оказывается решающим фактором, влияющим на протекание процесса личностного развития формирующегося человека, на его дальнейшую профессионализацию и в целом на весь жизненный путь, поэтому тема "Межличностные отношения в структуре социально психологического климата учебной группы", является актуальной.

Школьный класс- это группа учеников, объединённых общей социально значимой целью, деятельностью, имеющая выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью, равенством всех членов класса в правах и обязанностях.

Очень важно руководителю, педагогу, куратору ясно видеть структуру межличностных взаимоотношений в коллективе, чтобы уметь найти индивидуальный подход к членам коллектива и влиять на формирование и развитие сплоченного коллектива. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.

Знание структуры неформальных взаимоотношений, того, на чем они основываются, облегчает понимание внутригрупповой атмосферы и позволяет находить наиболее рациональные пути воздействия на эффективность групповой работы. В этой связи большое значение приобретают специальные методы исследования, позволяющие выявлять структуру межличностных взаимоотношений в группе, выделять ее лидеров.

Исходя из вышесказанного, возникает противоречие между необходимостью помощи педагогу-психологу в работе с детьми с нарушением интеллекта и недостаточной разработанностью форм и методов для работы по сплочению коллектива.

Научная разработанность темы. Большое значение для педагогической практики имеет проблема отношения человека к членам своего коллектива (дружелюбное, безразличное, пренебрежительное, формальное), оставляющая широкий простор для психолого-педагогических исследований.

Объектом исследования является учебная группа детей младшего возраста.

Предмет исследования - межличностные отношения в структуре социально психологического климата учебной группы.

Цель: выявить особенности межличностных отношений в структуре социально психологического климата учебной группы.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме межличностных отношений в ученической группе младших подростков

2. Подобрать и провести методики диагностики отношений в структуре социально психологического климата учебной группы

3. Проанализировать полученные результаты исследования и сформулировать выводы

4. Дать практические рекомендации по сплочению классного коллектива

Глава 1. Теоретические основы малых социальных групп

1.1. Понятие малой группы в социальной психологии

Малая группа представляет собой небольшое объединение людей (от 2 - 3 до 20 - 30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества.

Малая группа - ограниченная совокупность непосредственно («здесь и теперь») взаимодействующих людей, которые:

1) относительно регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, на минимальной дистанции, без посредников;

2) обладают общей целью или целями, реализация которых позволяет удовлетворить значимые индивидуальные потребности и устойчивые интересы;

3) участвуют в общей системе распределения функций и ролей в совместной жизнедеятельности, что предполагает в различной степени выраженную кооперативную взаимозависимость участников, проявляющуюся как в конечном продукте совместной активности, так и в самом процессе его производства;

4) разделяют общие нормы и правила внутри- и межгруппового поведения, что способствует консолидации внутригрупповой активности и координации действий по отношению к среде;

5) расценивают преимущества от объединения как превосходящие издержки и большие, чем они могли бы получить в других доступных группах, а потому испытывают чувство солидарности друг с другом и признательность группе;

6) обладают ясным и дифференцированным (индивидуализированным) представлением друг о друге;

7) связаны достаточно определенными и стабильными эмоциональными отношениями; представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны/

Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием. Эта общность может обнаруживаться по разным характеристикам - от чисто внешних (например, территориальная общность людей как соседей) до достаточно глубоких внутренних (например, члены одной семьи). Мера психологической общности определяет сплоченность группы - одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития.

Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы на языке науки называется ее размером, индивидуальный - композицией. Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений - психологическим климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами. Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы в социальной психологии.

1.2.Ученическое объединение как специфический тип малой группы.

Любое ученическое сообщество - это «официальное или формальное сообщество людей, специально организованных для решения более или менее конкретной социальной задачи, которая может быть реализована путем осуществления определенной ученической деятельности... В любом случае, и даже в ситуации, когда ученическое сообщество, несмотря на дополнительное усилие, остается группой вторичной, в логике реального структурирования, оно, как правило, представляет собой своеобразную структурную иерархию неформальных первичных групп... Своеобразие ученической группы по сравнению с сообществами любого другого типа... напрямую связано со спецификой тех задач, которые решают члены ученической группы: даже если они вступают в это объединение по собственному желанию, отдаленная перспектива сохранения сообщества не является их целью... Любая ученическая группа является частью более широкой образовательной общности, а именно учебно-воспитательного коллектива конкретной организации».

1. Ученические группы представляют собой формальную общность людей, созданную для решения социальной задачи путем осуществления конкретной учебной деятельности. Данная позиция не требует специальных подтверждений, о каком бы типе ученических групп ни шла речь. По этому признаку никаких различий между первоклассниками, десятиклассниками и студентами не существует.

2. Как правило, такие ученические сообщества, как классы первоклассников и десятиклассников, а также ученические группы студентов (в общепринятом варианте эти сообщества насчитывают от 25 до 30-35 членов), оказываясь вторичными малыми группами, представляют собой определенную иерархию непосредственно контактных первичных малых сообществ. Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве случаев официальные ученические группы стихийно делятся на неформальные дружеские компании. Конечно, прежде всего это касается старшеклассников-подростков, но несмотря на то, что в 1-м классе достаточно условно можно говорить о наличии в рамках официальной учебной группы неформальной интрагрупповой структуры, констатировать ее полное отсутствие все же невозможно. И здесь существуют, как правило, диадические и триадические группировки неформального характера, основаниями объединения которых являются более мощные в глазах младших школьников основания, чем довлеющее над ними оценочное мнение педагога - классного руководителя (например, предшествующая история дружбы в детском саду, территориально-дворовое компанейство, близкие контакты между родителями и т. д.).

3. Одной из основных социально-психологических особенностей ученической группы является то, что успешность ее жизнедеятельности никак не связана с целью сохранения данного сообщества в будущем, а, более того, предполагает как прямое следствие эффективности его существования именно прекращение жизнедеятельности, и здесь необходимо специально оговорить специфику проявления этих особенностей применительно не только к студенческим группам, но и к таким ученическим общностям, которыми являются классы первоклассников и десятиклассников в условиях общеобразовательной школы.

Совершенно очевидно, что успешное решение официально заданных требований, которые предъявляются каждой из ученических групп, закономерно приводит к тому, что они прекращают свое существование в связи с тем, что широкий социум - общество создает эти группы именно для решения этих задач и как результат их реализации предполагает факт прекращения их существования.

Если говорить о перспективах успешности жизнедеятельности такой специфической разновидности малых групп, какой являются официально созданные ученические сообщества, то они заключаются, в частности, в том, что доказательством достижения изначально социально задаваемого результата оказывается факт естественного распада или перехода этих общностей в новое качественное состояние, в оценочном плане не позволяющее идентифицировать их с теми сообществами, которыми они были ранее, прежде всего по официально заданным извне социальным критериям.

4. «Совершенно очевидно, что рассматривать ученическую группу без учета взаимодействия учащихся с курирующим их педагогом или педагогами совершенно бессмысленно, т. к. системы взаимоотношений «учащийся - учащийся», «учащийся - педагог», «педагог - учащийся», «педагог - педагог», являясь, несомненно, полноценными в психологическом плане, при этом взаимосвязаны и взаимопроникающи. Конечно, степень этой взаимосвязи принципиально зависит, как показывают многочисленные психологические, социально-психологические и психолого-педагогические исследования, с одной стороны, от возрастных особенностей учащихся, а с другой - от специфики решаемых образовательных задач и институционально заданных условий их реализации».

Несомненно, имеет прямой смысл, прежде всего психологам-практикам, для адекватного понимания процессов личностного развития и группообразования в ученических сообществах учитывать качественную своеобычность этих групп как принципиально самоценной разновидности малых контактных реально функционирующих социально-психологических общностей развивающихся личностей.

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование ученической группы

2.1 Социометрический метод, как метод измерения взаимоотношений в группе

Социометрия - это метод социальной психологии, разработанный Дж. Морено, для количественного выражения структуры межличностных отношений в группе, исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию.

Метод социометрии применяется также для диагностики межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Социометрия позволяет изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Цели социометрической процедуры:

1) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

2) выявление авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии;

3) обнаружение внутригрупповых, сплоченных неформальных образований, и их лидеров.

Социометрическое исследование может проводиться в группе и не требует больших временных затрат (до 15 мин.).

Социометрия не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Надежность методики социометрии зависит от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Опрос был проведен три раза. Первый раз в конце 1 полугодия(1 класс). 2 - в конце учебного года (1 класс), 3 - в конце 1 полугодия (2 класс). На момент проведения опроса все учащиеся присутствовали.

Ученическая группа была сформирована в хаотическом порядке, на первом этапе опрос было проводить бесполезно, так как многие ребята были даже не знакомы. Но внутри группы уже сформировались микрогруппы по разным признакам (в основном место проживания).

Социально - психологические исследования были проведены во 2 «Г» классе . В классе 16 учащихся, из них 10 мальчиков и 6 девочек.

Для исследования использовалась методика Дж. Морено «Социометрия».

Исследование направлено на решение следующих задач:

Цель нашего исследования:

- становление коллектива;

- измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

- выявление "социометрических позиций", то есть обозначения того, какое иерархическое место в группе занимают участники исследования;

- обнаружение внутригрупповых "союзов".

Ход опроса включал в себя инструкцию. «Вам выданы листочки, на них необходимо написать свое имя и фамилию (во время первого опроса листочки были заранее подписаны). Запишите под цифрой 1, учащегося нашего класса, который является лидером на ваш взгляд. Под цифрой 2, запишите учащегося, которого вы бы самым первым пригласили на свой День Рождения, и под цифрой 3 запишите учащегося, с которым вы бы хотели играть». Необходимо писать учеников только нашего класса, желательно чтобы они не повторялись.

В процедуре исследования отсутствуют отрицательные выборы, так как целью нашего исследования является становление коллектива и выявление лидера.

Одним из ключевых условий проведения данной методики является личное знакомство ее участников. Также стоит обратить внимание на то, что проводить социометрическое исследование можно только тогда, когда члены недавно возникшей группы достаточно хорошо узнали друг друга. Как показывает практика, лучше всего социометрию проводить в группе с численностью до 25 человек.

Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются отношения, зависит последующий путь личностного и социального развития человека.



2.2 Анализ полученных результатов, рекомендации

На основании ответов учащихся была составлена сводная социоматрица в которой фамилии ребят расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается порядковый номер. (Приложение)

Условные обозначения:

+ - положительный выбор

(+) - положительный взаимовыбор

Сумма положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Выделяют следующие типы социометрического статуса:

1. "Популярные" ("звезды") -учащиеся, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов.

2. "Предпочитаемые" - учащиеся, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя "звезды").

3. "Пренебрегаемые" - учащиеся, получившие меньше среднего значения положительного выбора.

4. "Изолированные" - учащиеся, не получившие положительных выборов, (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).

Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (с.с.п.в.), которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива:

В нашем случае средняя сумма положительных выборов равна от 2,1 до 2,7.

Учитывая данные результаты, делаем вывод о социометрическом статусе.

№1

№2

№3

Популярные

Коршак Кирилл

Хоробрый Илья

Коршак Кирилл

Маслова Наталия

Хоробрый Илья

Коршак Кирилл

Хоробрый Илья

Предпочитаемые

Маслова Наталья

Ибрагимов Тимур

Варфоломеев Роман

Полуяхтов Вадим

Казиева Анжелика

Мишаничева Даша

Папылева Вика

Черепанова Вероника

Балуев Вадим

Ибрагимов Тимур

Мишаничева Даша

Полуяхтов Вадим

Маслова Наталья

Мальцев Артем

Мишаничева Даша

Казиева Анжелика

Полуяхтов Вадим

Папылева Вика

Пренебрегаемые

Голубцова Виктория

Едемский Роман

Мальцев Артем

Черепанова Вероника

Шишкин Денис

Едемский Роман

Мальцев Артем

Черепанова Вероника

Шишкин Денис

Жирохов Никита

Казиева Анжелика

Варфоломеев Роман

Голубцова Виктория

Жирохов Никита

Черепанова Вероника

Шишкин Денис

Изолированные

Балуев Вадим

Жирохов Никита

Голубцова Виктория

Варфоломеев Роман

Папылева Вика

Балуев Вадим

Ибрагимов Тимур

Едемский Роман

Заметим что рейтинг популярных детей не упал в течении исследования.

Больше всего на коллективность повлияло то, что дети были знакомы. И их взаимные выборы обусловлены непосредственно дружбой.

К изолированным попали те которые прибыли из других школ и населенных пунктов им очень трудно привыкнуть к новым друзьям.

Мы кое-что уже знаем о том, что представляет собой школьный класс как специфическая общность. Мы знаем, что классу как малой группе присуща структура эмоциональных предпочтений - социометрическая. Возникает эта структура часто по половому признаку, по признаку успешности в учебной деятельности (в среднем звене) и по предпочтениям учителя (в младшем звене). Во многих случаях ее характеризует внутренняя несбалансированность, конфликтность отношений как между микрогруппами, так и внутри них. Структура неустойчива, в значительной мере зависит от текущих событий и отношений, а цементировать (подпирать) ее нечем: система деловых отношений практически отсутствует.

Реальных лидеров в классе во многих случаях просто нет, так как нет ситуаций, предполагающих совместную деятельность, нет опыта лидирования даже у тех детей, личные качества и потребности которых делают их склонными к управлению группой сверстников.

Для школьного класса типичны эмоциональные конфликты («вот не нравишься ты мне, и все!») и ценностные противоречия. Последние связаны с тем, что ученики ориентированы на различные, подчас противоположные по своим устремлениям внешние референтные группы. Взаимодействуя в классе, они неизбежно попадают в ситуации конфликта мнений, ценностей, представлений. Излюбленный и повсеместно распространенный способ решения таких конфликтов - выбор «козла отпущения». Им становится ученик, находящийся в роли отверженного, реже - учитель или классный руководитель, иногда - школа как таковая.

Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы. Средний уровень так как, в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково.

При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность выборов детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы:

Коэфф. сплоченности (к.с.)

=

Сумма положит. взаимовыборов

X 100%.

Сумма положит. выборов

В нашем примере к.с.

=

1+2+2+3+2+1+1+1+1+2

X 100%

16

X 100%.

1+1+1+3+12+4+4+3+2+2+6+1+3

43

Коэффициент сплоченности = 40%.

Коэффициент сплоченности класса показывает, что воспитание дружеских взаимоотношений у детей идет хорошо.

В общем, группа детей довольно дружная. Это было подтверждено в процессе проведения социометрии, во время наблюдения за детьми данной группы.

Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность. Коэффициент сплоченности, следовательно, может выражать различный характер отношений, существующих в коллективе. Он может быть показателем действительного единства коллектива на базе совместной деятельности, направленной на выполнение общественно полезных дел. Но с другой стороны, может свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные пары, микрогруппы, об отсутствии в группе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т. д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет структура группы, из каких "союзов" она состоит.

Чтобы выявить внутригрупповые союзы между детьми, необходимо нарисовать специальную схему - социограмму, отражающую целостную картину взаимоотношений в коллективе. Социограмма может быть представлена поразному, но чаще всего используются вариант "мишень".(Приложение)

В социограмме мальчики отмечаются треугольниками, а девочки - кругами. В соответствии с занимаемым статусом в группу детей распределяют по следующим областям социограммы:

-центральный круг занимают "популярные", "звезды";

-первый круг - "предпочитаемые";

-второй круг - "пренебрегаемые";

-третий круг- "изолированные" и "отвергаемые".

Специальными линиями в социограмме обозначаются типы отношений между членами группы.

2.2. Анализ полученных результатов, рекомендации

Социометрическая структура - это совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений. Иначе говоря, это система предпочтений, эмоциональных симпатий между членами группы. Свое название структура получила в соответствии с основным методом ее диагностирования - социометрической методикой.

Отметим важнейшие характеристики, описывающие систему внутригрупповых предпочтений. Во первых, это социометрические статусы членов группы. В соответствии с результатами социометрии, статус рассматривается как предпочтений, получаемых членом группы. Статусы имеют различный «вес» в зависимости от доли в них положительных выборов, а совокупность статусов всех членов группы задает статусную иерархию

Однако знания величины социометрического статуса недостаточно для точного представления о системе эмоциональных отношений в группе. Вторая характеристика системы - это взаимность эмоциональных предпочтений членов группы. Так, у учащегося в группе может быть только один положительный выбор, но если он взаимный, данный ребенок будет чувствовать себя в группе значительно увереннее, чем в том случае, если его предпочитают несколько ровестников, но он сам ориентирован на других, не замечающих или, что еще хуже, отвергающих его. Также и для «звезды» важно не просто иметь большое число выборов, но значительное число взаимных выборов, обеспечивающих устойчивость ее положения в группе и комфортное состояние.

Характеризуя личность в младшем школьном возрасте мы можем сказать:

-Учитель референтное лицо, оказывает влияние на статусное отношение в группе.

-Черты повышения статуса: готовность помочь, отзывчивость, внешний вид, доброта.

-Снижение статуса: плохая учеба, дисциплина, неумение дружить, плаксивость, и т. д.

-Зачатки лидера: организаторские способности, активность.

Таким образом, социометрическое исследование помогает учителю увидеть скрытую от непосредственного наблюдения картину межличностных взаимоотношений в группе, определить для себя круг детей, оставшихся со стороны сверстников без должного внимания и уважения, и которым необходима поддержка и помощь в психологической адаптации.

На протяжении всего учебного процесса для сплочения коллектива и для установления более тесных взаимоотношений в нашем классе часто проходят различные мероприятия связанные с календарными праздниками. Экскурсии и совместное посещение библиотеки. На уроках используется групповая работа.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социометрия, проведенная в 2 классе «г» выявила, что в исследуемой группе большинство детей имеет более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.

В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола находятся

дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым ребенком. В данной группе положение, как девочек, так и мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело.

Среди популярных членов группы можно выделить: Хороброго Илью, Коршак Кирилла. Эти учащиеся имеют успехи в учебе, возможно, это и повлияло на большое количество выборов.

Нельзя оставлять без внимания и непопулярных детей (Балуев Вадим, Едемский Ибрагимов Тимур). Данную ситуацию можно оправдать тем, что Балуев Вадим имеет проблемы в обучении, нарушает режим и устав школы. Едемский Роман больше общается с девочками, хорошо воспитан, но вспыльчив и бывает агрессивен по отношению к одноклассникам. Ибрагимов Тимур - инфантильное поведение, плаксивость. Так как в классе большинство мальчиков то, возможно по этим причин получились данные результаты. Классному руководителю следует обратить особое внимание на этих детей. Следует выявить и развить у «непопулярных» детей положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.

Дети ограниченные вниманием, представляют собой одну из наименее защищённых групп детей, которые в силу определённых обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества. Воздействие неблагоприятных факторов может вызвать негативные психические, физические и иные изменения в организме ребёнка, которые могут привести к тяжелейшим последствиям, различным отклонениям (девиациям) в поведении.

Важнейшим условием успешности работы с детьми является включение таких детей в систему новых отношений, которые должны строиться на основе коллективной и общественно-полезной деятельности, а также при обязательной поддержке семьи.





Литература.

  1. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - М.: Академия пресс, 1997. - с.224

  2. Гильяшева, И.Н. Межличностные отношения ребенка / И.Н. Гильяшева, Н.Д. Игнатьева. - М.:Фолиум, 1994. - 64с.

  3. Изард, К. Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. - СПб.: Питер, 1999. - 464с.

  4. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 576с.

  5. Калишенко, К. К проблеме формирования коллективных межличностных отношений / К. Калишенко // Дошкольное воспитание. - 1984. - №7 - С.23-25

  6. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М.: Воронеж, 1997. - 384с.

  7. Лисина, М.И. Общение с взрослыми и сверстниками общее и различное // в сборнике "Общение, личность и психика, ребенка" / М.И Лисина. - М.: Институт практической психологии; Воронеж, НПО МОДЭК, 1997. - 219с.

  8. Морено, Якоб Леви. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе / Якоб Леви Морено. - М.: Академический проект, 2004. - 320с.

  9. Развитие общения дошкольников со сверстниками / под ред. Рузской А.Г. - М.: Педагогика, 1989. - 215с.

  10. Реан , А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - СПб.: Питер, 1999. - 416с.

  11. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 368с.

  12. Смирнова, Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. - 1996. - №3. - С.76-87

  13. Смирнова, Е.О. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам / Е.О. Смирнова, Е. В. Калягина // Вопросы психологии. - 1998. - №3. - С.50-60

  14. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников / Е.О.



Список класса

  1. Балуев Вадим

  2. Варфоломеев Рома

  3. Голубцова Вика

  4. Едемский Рома

  5. Жирохов Никита

  6. Ибрагимов Тимур

  7. Казиева Анжела

  8. Коршак Кирилл

  9. Мальцев Артем

  10. Маслова Наташа

  11. Мишаничева Даша

  12. Папылева Вика

  13. Полуяхтов Вадим

  14. Хоробрый Илья_

  15. Черепанова Вероника

  16. Шишкин Денис



Социограмма №1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1


+

+



2


(+)

(+)


(+)

3


+


+


4


+


+

5

+


+


+

6

(+)


+


+

7

+



+


8

(+)


+


(+)

9


+

+

+

10





11



+

+

12



+

+

+

13





14

(+)


(+)



15



+

+

+


16




+


0

3

1

1

0

3

2

5

1

4

2

2

3

5

1

1





Социограмма №2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1


+

+


+

2


+


+

3


+


+

4


+


+

+

5

+

+

+



6

+


+

+


7



+


+

8




(+)

9


+

+


10


+



11




+

(+)

12



+


+

13


+


(+)

14


(+)

+


15


+

+

(+)


16


+

+


(+)


2

0

0

1

1

2

1

9

1

5

2

0

2

4

5

1

Социограмма №3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1


+



2


+


+

3


+

+

+


4


+


+

5


+


+

+

6


+

+


+

7


+

(+)

+


8




(+)

(+)

9


+


(+)

(+)

10


(+)

(+)

(+)


11



(+)

+

(+)

12


+

+

(+)


13


+

(+)


+

14

+


(+)

+


15

+


+

(+)


16


+

(+)

(+)



0

1

1

0

1

0

3

12

4

4

3

2

2

6

1

3

4Социограмма (мишень) о треугольниками, а девочки - кругами.:

6положительный выбор круг занимают "популярные", "звезды";

3взаимный выбор круг - "предпочитаемые";

10

2

9nвторой круг - "пренебрегаемые";

1nтретий круг- "изолированные" и "отвергаемые".

16

5

15

12

11

8

13

7

14

© 2010-2022