Учебно-методический комплекс Рекреативные технологии

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ

Факультет культурологии

Кафедра социально-культурной деятельности


Одобрено НМС «ПГИИК»

Протокол № _____________________

«_____»__________________200___г.

Председатель_____________________

(подпись)


Фокина Наталья Николаевна


Технологические основы социально-культурной деятельности: Рекреативные технологии


Учебно-методический комплекс

специальности 071401 «Социально-культурная деятельность»

Рекомендовано кафедрой:

Протокол №___________________

«___»___________________200_г.

Зав. кафедрой_________________

(подпись)








Пермь 2012


Автор - составитель:

Фокина Наталья Николаевна, старший преподаватель, кандидат педагогических наук кафедры социально-культурной деятельности Пермского государственного института искусства и культуры

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Технологические основы социально-культурной деятельности: Рекреативные технологии» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения, Профессиональной образовательной программой по специальности, Примерной программой по дисциплине по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность», рекомендованной Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области народного художественного творчества, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов (2005).

Дисциплина входит в региональный (вузовский) компонент цикла дисциплин специализации и является обязательной для изучения.



СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1. Рабочая учебная программа дисциплины

1.1. Цели, задачи и предмет дисциплины…………………………………….…….4

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины………………..…..4

1.3. Объем дисциплины………………………………………………………..…….6

1.3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………..……….6

1.3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы………….….6

1.4. Содержание дисциплины……………………………………………….………9

1.5. Тематика практических и семинарских занятий……………………………..17

1.6. Список литературы………………………………………………………...…..24

Часть 2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации

2.1. Задания для самостоятельной работы студентов………………..…………...26

2.2. Темы контрольных работ и методические рекомендации по их выполнению………………………………………………………………...…………...29

2.3. Вопросы для подготовки к экзамену и зачету………………………..............31

2.4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………...……….33

2.4.1. Методические указания для преподавателя…………………………..33

2.4.2. Методические указания для студентов………………………….……36

2.4.3. Методическое обеспечение дисциплины……………………………..38

2.4.3.1. Тесты…………………………………………………………...38

2.4.3.2. Глоссарий игр Древней Греции ……………………………...66

2.4.3.3. Глоссарий религии и праздников Древней Греции ………...67

2.4.4.Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины……………………………………………………………...…….72

Часть 1. Рабочая учебная программа дисциплины

1.1. Цели, задачи и предмет дисциплины

Целью учебного курса является подготовка специалиста в области культурно-досуговой и рекреационной работы с различными категориями населения.

Задачи учебного курса «Технологические основы социально-культурной деятельности: рекреативные технологии»:

  1. Изучение рекреативных технологий в рекреационно-оздоровительной системе.

  2. Овладение знаниями специфики организации рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности.

  3. Приобретение умений и навыков в проектировании и реализации социокультурных рекреативно-оздоровительных программ.

  4. Выработка навыков по созданию благоприятной коммуникативной среды.

  5. Формирование практических навыков использования традиционных и инновационных методик.

Объект изучения: рекреационно-оздоровительная система.

Предмет изучения: рекреативные технологии организации свободного времени населения.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника: Курс входит в цикл технологических специальных дисциплин в подготовке менеджеров социально-культурной деятельности.

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Курс рассчитан на 166 часов, в том числе 64 часа отводится на самостоятельную работу студентов дневной формы обучения. Аудиторные занятия распределяются следующим образом: 20 час. - лекционные занятия и 44 час. - практические и семинарские занятия для студентов дневного отделения.

При чтении курса по данной программе используются следующие формы обучения: лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа студентов (подготовка рефератов, докладов и творческих показов). По некоторым темам используются активные методы обучения: выполнение практических заданий, деловые игры, тренинги и упражнения, организация и проведение различных рекреативных программ и др.

Изучение данного курса тесно связано и опирается на такие дисциплины: «Этнология», «История России», «История искусств», «Теория и история социально-культурной деятельности» и других.

Аттестация осуществляется по итогам работы в течение семестра и сдачи экзамена.

Требования к знаниям.

В результате изучения курса студент должен знать:

  • методологию, методику и технологию технологических основ социально-культурной деятельности;

  • сущность и особенности рекреативных технологий;

  • особенности рекреативных технологий;

  • потребности возрастных категорий населения.

Требования к умениям.

В результате изучения курса студент должен уметь:

  • анализировать рекреативные технологии на разных уровнях социально-культурной деятельности;

  • применять (внедрять и воплощать) рекреативные технологии в культурно-досуговую и социально-культурную деятельность;

  • формировать здоровый образ жизни населения;

  • разрабатывать отдых и развлечения для определенных групп населения.

1.3. Объем дисциплины

1.3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

№ семестра

Количество часов по формам обучения

очная

заочная

Аудиторные занятия:

7

64

16

Лекции

7

20

6

Практические / семинарские

7

44

10

Самостоятельная работа

7

100

100

Всего часов

7

166

116

Текущий контроль

7



Виды итогового контроля

7

зачет

экзамен


1.3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения: очная

№№

п/п


Названия разделов и тем


Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Лекции



Практические занятия,

семинар

1.

Введение. Предмет, объект, содержание и структура курса

2

2



2.

Раздел 1. Сущность рекреативных (восстановительных) технологий и их использование в процессе социально-культурной деятельности





3.

1.1. Происхождение рекреативных технологий

2

2



4.

1.2. Развитие рекреативных технологий, их исторические предпосылки

8

2


6

5.

1.3. Рекреативные технологии как инструмент оздоровления образа жизни и повышения культуры быта с античности до наших дней

12

2

4

6

6.

Раздел 2. Организация рекреативной деятельности через теорию игры





7.

2.1. Сущность игры. Игра как составная часть культурно-досуговой деятельности

6

2


4

13.

2.2. Психолого-педагогические основы игровой деятельности

10

2

2

6

17.

Раздел 3. Рекреативный потенциал форм культурно-досуговой деятельности





18.

3.1. Особенности подготовки и проведения познавательных игр

6


2

4

19.

3.2. Особенности подготовки и проведения подвижных игр

6


2

4

20.

3.3. Особенности подготовки и проведения народных игр

6


2

4

21.

3.4. Особенности подготовки и проведения новогодних игр

6


2

4

22.

3.5. Игровые программы: виды, специфика. Особенности режиссуры

10


2

8

23.

3.6. Методика подготовки и проведения игровых программ для детей и подростков

6


2

4

24.

3.7. Методика подготовки и проведения игровых программ для молодежи

6


2

4

25.

3.8. Методика подготовки и проведения игровых программ для пожилых людей

9


2

6

26.

3.9. Методика подготовки и проведения игровых программ для людей с ограниченными возможностями

6


2

4

27.

Раздел 4. Технологии организации отдыха и развлечений





28.

4.1. Технологии индивидуального туризма

16

2

4

10

29.

4.2. Технологии группового туризма

16

2

6

8

30

4.3. Технологии семейного туризма

14

2

4

8


4.4. Технологические модели организации отдыха и развлечений на примере:

- ДОЛ (детских оздоровительных лагерей);

- КВД (клуб выходного дня);

- отдых за рубежом.

19

2

6

10

ИТОГО:

166

20

44

100

Форма обучения: заочная

№№

п/п


Названия разделов и тем


Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Лекции



Практические занятия,

семинар

1.

Введение. Предмет, объект, содержание и структура курса

2

2



2.

Раздел 1. Сущность рекреативных (восстановительных) технологий и их использование в процессе социально-культурной деятельности





3.

1.1. Происхождение рекреативных технологий

2

2



4.

1.2. Развитие рекреативных технологий, их исторические предпосылки

8

2


6

5.

1.3. Рекреативные технологии как инструмент оздоровления образа жизни и повышения культуры быта с античности до наших дней

12

2

4

6

6.

Раздел 2. Организация рекреативной деятельности через теорию игры





7.

2.1. Сущность игры. Игра как составная часть культурно-досуговой деятельности

6

2


4

13.

2.2. Психолого-педагогические основы игровой деятельности

10

2

2

6

17.

Раздел 3. Рекреативный потенциал форм культурно-досуговой деятельности





18.

3.1. Особенности подготовки и проведения познавательных игр

6


2

4

19.

3.2. Особенности подготовки и проведения подвижных игр

6


2

4

20.

3.3. Особенности подготовки и проведения народных игр

6


2

4

21.

3.4. Особенности подготовки и проведения новогодних игр

6


2

4

22.

3.5. Игровые программы: виды, специфика. Особенности режиссуры

10


2

8

23.

3.6. Методика подготовки и проведения игровых программ для детей и подростков

6


2

4

24.

3.7. Методика подготовки и проведения игровых программ для молодежи

6


2

4

25.

3.8. Методика подготовки и проведения игровых программ для пожилых людей

9


2

6

26.

3.9. Методика подготовки и проведения игровых программ для людей с ограниченными возможностями

6


2

4

27.

Раздел 4. Технологии организации отдыха и развлечений





28.

4.1. Технологии индивидуального туризма

16

2

4

10

29.

4.2. Технологии группового туризма

16

2

6

8

30

4.3. Технологии семейного туризма

14

2

4

8


4.4. Технологические модели организации отдыха и развлечений на примере:

- ДОЛ (детских оздоровительных лагерей);

- КВД (клуб выходного дня);

- отдых за рубежом.

19

2

6

10

ИТОГО:

116

10

6

100

1.4. Содержание дисциплины

Содержание курса соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования СД.Ф.02.03. «Рекреативные технологии»:

Сущность рекреативных (восстановительных) технологий и их использование в процессе социально-культурной деятельности. Психофизиологические и социокультурные особенности рекреации. Рекреативные технологии как инструмент оздоровления образа жизни и повышения культуры быта.

Организация рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности. Технологии организации отдыха и развлечений. Рекреативный потенциал праздников, конкурсных, игровых, художественно-зрелищных досуговых программ. Технологии индивидуального, группового, семейного туризма.

Введение

Понятия «рекреация», рекреационный досуг, рекреационные зоны, рекреационно-оздоровительная деятельность, уровни рекреационно-оздоровительной деятельности.

Понятие рекреативных (восстановительных) технологий. Цели, задачи рекреативных технологий как инструмента оздоровительного образа жизни и повышения культуры быта в организационном процессе отдыха и развлечений. Сущность и особенности рекреативных технологий. Психофизиологические и социокультурные особенности рекреации.

Тема 1. Классификация рекреативно-оздоровительных технологий

Рекреативные технологии, ориентированные на переход к созданию долговременных «сквозных» досуговых программ, предполагающих последовательное уча­стие населения в зрелищных, игровых, физкультурных, ритуально-праздничных и иных досуговых занятиях. Ис­пользование в оздоровительной работе методов биоэнерге­тики, ребефинга, шейпинга, музыкального целительства и др. Специфические возможности музыкально-медитативных и театрально-оздоровительных программ. Ис­пользование разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики.

Рекреативные технологии, ориентированные на организацию отдыха и развлечений: использование традиций возрождаемой народной культуры; восстановле­ние прежних и возникновение новых народных праздников, обрядов и ритуалов; обогащение конкурсных, игровых, художественно-зрелищных досуговых программ; индивиду­альный, групповой, семейный туризм.

Рекреативные технологии как инструмент оздоровления образа жизни и повышения культуры быта.

Тема 2. Организация игровой деятельности

Игра как феномен культуры. Понятие «игра», «игровое действие», «игровой процесс», «игровая акция», «игровая деятельность», «зрелище», «зрелищно-игровой досуг», «игровая акция». Основные признаки игровой деятельности. Применение игровых моделей в различных отраслях знаний. Видовые признаки и функции игры. Видовые признаки: вид, тип, класс. Типовые группы игр. Детские игры, театральные игровые действия; игровые тренинги и упражнения, эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания; мистификации, розыгрыши; карнавалы, маскарады и т.д.

Функции игры (социокультурная, межнациональная коммуникация, самореализации, коммуникативная, диагностическая, игротерапевтическая, коррекция, развлекательная). Современная классификация игр.

Тема 3. Психофизиологические и педагогические возможности игровой деятельности

Игра как фактор развития психических и умственных способностей в способе познания мира. Психологические теории игр: теория отдыха, избытка сил и упражнения (Штендаль, Лацарус, Спенсер, Гросс). Теория Сикорского А.И.

Дидактические игры и игровые приемы (дошкольников, младшего школьного возраста); интеллектуальные игры (среднего и старшего школьного возраста), игры для взрослых.

Игры: предметные (игрушки, материалы, предметы); настольно-печатные (лото, домино); словесные (игры - загадки, игры - путешествия); игра - труд и вовлечение в коллективную деятельность; имитационные педагогические игры.

«Игровая наркомания» - игромания. Негативное влияние игры на ее участников.

Тема 4. Содержание и формы педагогического руководства игровой деятельностью

Тематические и ситуационные формы воспитания. Игровой учебный тренинг специалистов культурно-досуговой деятельности по развитию творческих способностей. Игровое стимулирование: сфера воображения и фантазии, рационального и логического, образно-ассоциативного мышления. Развитие пластики, коммуникативных способностей, речи. Становление волевой сферы: характера, потребностей. Активизация в тренинге позиций, активных субъектов образовательной деятельности. Роли, позиции, статус взрослых в играх детей.


Тема 5. Методы и методики игровой деятельности

Термин «метод». Игровая методика и ее направления: описание последовательности действий и специфика руководства действиями. Создание определенного настроя, игровой атмосферы. Игровой прием как действие, облаченное игровыми характеристиками. Игровые и «неигровые» предметы и действия. Методика творческих игр. Природа, значение, формы и задачи творческих игр.


Тема 6. Рекреативный потенциал культурно-досуговых программ

Особенности идейно-тематической разработки игровых программ: развитие мотивов игровой деятельности, формулировка темы в игровых программах, ситуативная установка и возрастная зависимость содержания игровых программ.

Методика организации календарных семейно-праздничных обрядовых игр. Игра - зрелище, игроки - актеры, актеры - зрители. «Массовое действо - сценические игры» как зрелищно-игровая форма массового театра. Особенности ее разработки и проведения. Игровая деятельность по активизации межличностного общения аудитории. Игра как сценарно-режиссерский ход. Конфликт в игровых программах. Пространство и время.

Особенности кульминации в игровой программе («плавающая» и «запланированная» кульминация). Композиция как монтаж игровых элементов (игры - ширмы, игры - связки, игры - рефрены). Образность игровой деятельности. Средства игры (игровые пространства, время, речь, язык, место действия, создание образа персонажа). Игровой реквизит (аксессуары).

Сюжет, воображение, правила игры, игровые действия, материал игры - игропрактика. Формы и содержание мероприятий: Метод фокального объекта. Метод прогнозирования и фантазирования.


Тема 7. Методика организации игр и конкурсных программ

Принцип соревновательности и состязательности. Проблемы организаторов конкурсных программ. Конкурсные задания: условия выполнения и критерии. Рекламно-разъяснительная компания. Подготовительный этап: выставки, выступления.

Интеллектуально-познавательные игры как одна из самых популярных форм работы с детьми. Особенности интеллектуальных игр. Разработка правил и игрового сюжета. Специфика составления вопросов для интеллектуально-познавательной игры. Правила организационного порядка.

Методика организации ситуационно-ролевых игр. Термин «ситуационно-ролевая игра». Различие подходов к определению понятий - ситуационно-психические игры», «хоббитские игры». Общая вводная игры: описание места, времени, предметов игрового взаимодействия. Заданные роли. Правила игры, правила - предписания. Соревновательность. Процесс написания игры. Работа с игроками.

Методика коррекционно-развлекательных игр. Коррекционно-развивающие игры. Психологическая игровая коррекция. Игротерапия С.А. Шмакова, Н.Я. Безбородова. Развитие и коррекция психики ребенка тренингами, специальными занятиями, упражнениями, игровыми моделями. Рукоигры, куклотерапия, терапия и коррекционные методики современной досуговой практики.

Азартные игры. Игры отрицательного статуса. Развивающие игры. Разновидности азартной игры. Коммерческие и престижные. Из истории азартных игр. Первый закон об играх (Рим в III веке до н.э.). Игра - главный компонент игорного бизнеса. Разновидности игр, популярных в казино.


Тема 8. Роль ведущего в организации игровых программ

Понятие «профессиональная грамотность» шоу-менов, диск-жокеев и т.п. Импровизация как одно из основных качеств ведущего. Ведущий как психолог. Обратная связь и ее роль в формировании программы.

Текстовая импровизация. Ведущий - режиссер «в кадре». Речь ведущего и успех программы. Четкая дикция и достаточно сильный голос. Реакция на реплики и свободная импровизация игровым материалом. Общение со всей аудиторией.

Тема 9. Организация физкультурно-оздоровительной и курортно-рекреационной деятельности

Культура здорового образа жизни как часть общей культуры человека. Здоровьесберегающие технологии: критерии эффективности и особенности организации. Физкультурно-оздоровительные технологии в организации здорового образа жизни. Виды физкультурно-оздоровительной деятельности: спортивные комплексы, тренажерные залы, спортивные площадки, бассейны, шейпинги и др.

Учреждения организованного оздоровительного отдыха детей и подростков: стационарные лагеря, дачи, загородные оздоровительные центры, спортивные школы, базы отдыха, центры отдыха и оздоровления, экологические площадки, летние школы, оздоровительные детские комплексы и др.

Неспециализированные учреждения: оздоровительного отдыха детей и подростков: школы, внешкольные учреждения, клубы по месту жительства и др.

Основные задачи, функции и содержание оздоровительно-образовательных учреждений.

Принципы организации современной курортно-рекреационной системы. Особенности и функции курортно-рекреационной практики: оздоровительная; реабилитационная; рекреационно-анимационная. Формы оздоровления населения в курортно-рекреационной системе.


Тема 10. Технологии организации отдыха и развлечений

Организация отдыха и развлечений как одно из основных направлений деятельности учреждений культуры и досуга. Отдых как форма восстановления физических сил человека. Развлечение - способ снятия психологических стрессов и перегрузок. Сущность и основные принципы культурного отдыха. Особенности организации отдыха и развлечений для детей, подростков и молодежи. Специфика организации отдыха и развлечений для людей среднего и пожилого возраста.

Методика индивидуальной, групповой и массовой работы учреждений культуры и досуга по организации отдыха и развлечений населения.

Массовые формы отдыха и развлечений: праздники, зрелища, театрализованные представления, ярмарки, шоу-программы, фестивали, обряды, тематические вечера, дискотеки. Смысловой и эмоциональный заряд массовых форм организации досуга.

Методика организации групповых форм отдыха и развлечений. Многообразие групповых форм культурно-досуговой деятельности: клубные гостиные, концерты, диспуты, дискуссии, вечера вопросов и ответов, конкурсно-игровые программы, самодеятельное творчество, любительские объединения, экскурсии, вечера отдыха, встречи с интересными людьми, фольклорные игры и др.

Методика организации индивидуальной работы. Посещение выставок, индивидуальные беседы, консультации, индивидуальные занятия в любительских объединениях и коллективах художественной самодеятельности, экскурсии.

Использование традиций возрождаемой народной культуры в организации отдыха и развлечений населения.

Тема 11. Технология организации туристической деятельности

Туризм: цели, задачи, функции, особенности. Рекреационные основы туризма. Понятия «посетитель», «турист»», «туристский продукт», «сфера обслуживания», «потребности», «рекреационная деятельность» и их значение в организации досуговой сферы туризма. Типы туристов. Классификация туристов на группы в зависимости от стиля их жизни. Виды услуг и программа обслуживания. Мотивация программного туризма. Разновидности туристической деятельности: познавательный, экологический, семейный туризм, обучающие туры. Основные принципы, формы и методы рекреационной деятельности в сфере туризма.

Тема 12. Технология индивидуального туризма

Классификация индивидуального туризма. Любители спокойного отдыха. Любители активного отдыха. Любители спортивного отдыха. Отдыхающие с целью познания, изучения. Любители приключений. Любители наслаждений. Тенденциозные туристы. Виды услуг и программа обслуживания индивидуальных туристов.


Тема 13. Технология группового туризма

Классификация группового туризма. Организованный туризм. Самодеятельный туризм. Виды услуг и программы обслуживания: проживание, питание, досугово-развлекательные услуги, спортивные программы, экскурсионное обслуживание, курортные услуги, транспортные услуги, бытовые услуги и др. Параметры для дифференциации программ туристического отдыха и путешествий (основные виды рекреационной деятельности, основные группы населения, на которые рассчитаны программы, степень ориентации и зависимости от материально-технической базы, рекреационных ресурсов и туристской инфраструктуры).

Тема 14. Технологии семейного туризма

Сущность семейного туризма и определение основных понятий. Основные факторы и условия формирования и развития семейного туризма. Специфика семейного туризма. Функции семейного туризма. Государственная политика в вопросах формирования семейного туризма. Осознание необходимости изменения стратегии в организации семейного туризма. Особенности организации культурно-досуговых программ для детей, взрослых. Специфика проведения детских мероприятий, совместных программ. Организация вечеров знакомств, творческих программ, художественной самодеятельности, дискотеки для взрослых и детей. Спортивные программы на семейных турах. Курортные программы для отдыха.

1.5. Тематика практических и семинарских занятий

Тема 1. Средства создания среды игрового мероприятия

Форма занятия - практическое занятие

Практическое задание:

  1. Тренинг по теме.

  2. Создать проект игрового мероприятия - используя различные средства создания среды игрового мероприятия: природный ландшафт, технические средства, оформление мероприятия.

Тема 2. Психолого-педагогические характеристики возрастных категорий

Форма занятия - практическое занятие

Практическое задание:

  1. Тренинг по теме.

  2. Упражнение: проведите «игры на знакомство».

Тема 3. Психолого-педагогические характеристики возрастных категорий

Форма занятия - практическое занятие

Практическое задание:

1. Подготовьте и проведите коррекционно-развивающую игру в студенческой аудитории.

Тема 4. Психолого-педагогические характеристики возрастных категорий

Форма занятия - практическое занятие

Практическое задание:

  1. Подготовьте рекламно-разъяснительную компанию конкурсной программы и воплотите ее в действие.

Тема 5. Проанализируйте сценарий любого художественно-массового мероприятия сферы досуга (на основе учебного просмотра видео)

Форма занятия - практическое занятие

Практическое задание:

  1. Просмотр фильма социально-культурной акции.

  2. Разбор просмотренного мероприятия по следующим направлениям:

  • Четкое осмысление и понимание цели, задач программы;

  • Анализ вида, типа и жанра массовой формы;

  • Выявление архитектоники (структуры) мероприятия;

  • Организационно-педагогические условия для осуществления сценарного и режиссерского замыслов программы;

  • Определение содержания, соответствующего цели программы;

  • Органическое соединение всех средств и приемов, обеспечивающих единый познавательный, ценностно-ориентационный, коммуникативный процесс;

  • Выбор рациональных методов и приемов организации аудитории, для которой проводится программа (мероприятие);

  • Предполагаемая (реальная) активность зрителей, слушателей.

Тема 6. Моделирование туристской деятельности в рамках Пермского края

Форма занятия - практическое занятие

Практическое задание:

1. Тренинг по теме.

2. Напишите собственный проект рекреационной программы в сфере туристской деятельности Пермского края.

Тема 7. Методика литературной разработки рекреационных технологий

Форма занятия - практическое занятие

Практическое задание:

1. Тренинг по теме.

2. Методика литературной разработки содержания рекреационно-оздоровительного мероприятия

Тема 8. Особенности постановочной деятельно­сти в сфере досуга

Форма занятия - практическое занятие

Практическое задание:

  1. Тренинг по теме.

  2. Литературно-художественные программы как вид театрализованного представления и их применение в сфере досуга.

Тема 9. Сущность рекреативных (восстановительных) технологий и их использование в процессе социально-культурной деятельности

Форма занятия - семинар

Вопросы для обсуждения:

  1. Происхождение рекреативных технологий.

  2. Развитие рекреативных технологий, их исторические предпосылки.

  3. Рекреативные технологии как инструмент оздоровления образа жизни и повышения культуры быта с античности до наших дней.

Литература:

  1. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М., 1991.

  2. Практикум по массово-затейной работе. Минск: МИК, 1981.

  3. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб.пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.

  4. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников. Ярославль, 1996.

  5. Федорчук И.А. История. Интеллектуальные игры для школьников. Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.

  6. Хоббитские игры. М., 1980.

  7. Хейзинга И. Опыт определения игрового элемента культуры. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

  8. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. М.: Новая школа, 1994.

  9. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр - коррекций. М.: Новая школа, 1993.

  10. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999.

  11. Энциклопедия детских праздников. М.: Пилигримм, 1999.

  12. Энциклопедия игр. М., 2001.

Тема 10. Организация рекреативной деятельности через теорию игры

Форма занятия - семинар

Вопросы для обсуждения:

  1. Сущность игры. Игра как составная часть культурно-досуговой деятельности.

  2. Психолого-педагогические основы игровой деятельности

Литература:

  1. Хлеба и зрелищ! : жестокие развлечения древних римлян // Праздник. - 2007. - № 3. - С. 24-26

  2. Черняк Ю.М. Режиссура праздников и зрелищ : учебное пособие для вузов / Ю. М. Черняк. - Минск : ТетраСистемс, 2004. - 221 с. : ил.

  3. Юсупова Г. М. Советское зрелищное искусство 1920-х годов: проблема "нового зрителя" : автореферат дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.01 / Г. М. Юсупова ; Гос. ин-т искусствознания. - М., 2005. - 21 с.

  4. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М., 1991.

  5. Практикум по массово-затейной работе. Минск: МИК, 1981.

  6. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб.пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.

  7. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников. Ярославль, 1996.

  8. Федорчук И.А. История. Интеллектуальные игры для школьников. Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.

  9. Хоббитские игры. М., 1980.

  10. Хейзинга И. Опыт определения игрового элемента культуры. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

  11. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. М.: Новая школа, 1994.

  12. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр - коррекций. М.: Новая школа, 1993.

  13. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999.

  14. Энциклопедия детских праздников. М.: Пилигримм, 1999.

  15. Энциклопедия игр. М., 2001.

Тема 11. Рекреативный потенциал форм культурно-досуговой деятельности

Форма занятия - семинар

Вопросы для обсуждения:

  1. Особенности подготовки и проведения познавательных игр.

  2. Особенности подготовки и проведения подвижных игр.

  3. Особенности подготовки и проведения народных игр.

  4. Особенности подготовки и проведения новогодних игр.

  5. Игровые программы: виды, специфика. Особенности режиссуры.

  6. Методика подготовки и проведения игровых программ для детей и подростков.

  7. Методика подготовки и проведения игровых программ для молодежи.

  8. Методика подготовки и проведения игровых программ для пожилых людей.

  9. Методика подготовки и проведения игровых программ для людей с ограниченными возможностями.

Литература:

  1. Жарков А.Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология. - М.: МГУКИ, 2003. - 188 с.

  2. Жарков А.Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология. Ч. II - М.: МГУКИ, 2004. - 215 с.

  3. Козлова Т. Культурно-досуговые технологии: Организация массовых мероприятий как способ привлечения внебюджетных средств / Т. Козлова // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2004. - № 4. - С. 60- 64

  4. Огненное чудо-зрелище : история фейерверка // Праздник. - 2006. - № 9. - С. 5

  5. Фейерверочные представления из глубины веков : История фейерверочных зрелищ: Др. Греция, Рим, Италия, Россия, СССР) // Праздник. - 2006. - № 9. - С. 14-19

  6. Шубина И.Б. драматургия и режиссура зрелища: игра, сопровождающая жизнь: учебно-метод. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 288 с. - (Высшее образование).

  7. Шубина И.Б. Организация досуга и шоу-программ : Творческая лаборатория сценариста / И.Б. Шубина. - 2-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 351 с. : ил. - (Хит сезона)

Тема 12. Технологии организации отдыха и развлечений

Форма занятия - семинар

Вопросы для обсуждения:

  1. Технологии индивидуального туризма.

  2. Технологии группового туризма.

  3. Технологии семейного туризма.

  4. Технологические модели организации отдыха и развлечений на примере:

- ДОЛ (детских оздоровительных лагерей);

- КВД (клубы выходного дня);

- отдых за рубежом.

Литература:

  1. Приезжаева Е. М. Организация и методы игровой деятельности в туризме : учебно-методическое пособие / Е. М. Приезжаева ; Рос. междунар. акад. туризма. - М. : Советский спорт, 2005. - 130 с.

  2. Литвинова М. Концептуальные модели массовых праздников и зрелищ / М. Литвинова // Вестник МГУКИ. - 2005. - №4. - С. 98-104

  3. Лукашин С. Слагая бравурные вирши: Поэзия массовых праздников : метод. рекомендации, сценарные разработки / С. Лукашин ; Челяб. гос. акад. культуры и искусства. - Челябинск, 2002. - 21 с.

  4. Луначарский А. О массовых празднествах, эстраде, цирке. - М.: Искусство, 1981.

  5. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры.- Рига: Авотс, 1989.

  6. Бибарцева Т.С. Учебно-игровой тренинг специалистов социо-культурной сферы. Уч. пособие. Санкт-Петербург, 1999.

  7. Выготский Л.С. Игры детей.-М.,1928.

  8. Домаренко Е.В. Возастные (дифференциальные) социально-культурные технологии. Учеб. пособие. Орел., Орловский государственный институт искусств и культуры, 2003

  9. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры. Учеб. пособ., М., МГУКИ

  10. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. Учеб. пособ.- М., МГУКИ. 1995

  11. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002

  12. Педагогика и психология игры: Межвуз. Сб. науч. трудов., Новосибирск: НГПИ, 1985.

1.6. Список литературы

Основная:

  1. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры. Учеб. пособ., М., МГУКИ

  2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. Учеб. пособ.- М., МГУКИ. 1995

  3. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002

  4. Педагогика и психология игры: Межвуз. Сб. науч. трудов., Новосибирск: НГПИ, 1985.

Дополнительная:

  1. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры.- Рига: Авотс, 1989.

  2. Бибарцева Т.С. Учебно-игровой тренинг специалистов социо-культурной сферы. Уч. пособие. Санкт-Петербург, 1999.

  3. Выготский Л.С. Игры детей.-М.,1928.

  4. Домаренко Е.В. Возастные (дифференциальные) социально-культурные технологии. Учеб. пособие. Орел., Орловский государственный институт искусств и культуры, 2003

  5. Литвинова М. Концептуальные модели массовых праздников и зрелищ / М. Литвинова // Вестник МГУКИ. - 2005. - №4. - С. 98-104

  6. Лукашин С. Слагая бравурные вирши: Поэзия массовых праздников : метод. рекомендации, сценарные разработки / С. Лукашин ; Челяб. гос. акад. культуры и искусства. - Челябинск, 2002. - 21 с.

  7. Луначарский А. О массовых празднествах, эстраде, цирке. - М.: Искусство, 1981.

  8. Приезжаева Е. М. Организация и методы игровой деятельности в туризме : учебно-методическое пособие / Е. М. Приезжаева ; Рос. междунар. акад. туризма. - М. : Советский спорт, 2005. - 130 с.

  9. Федорчук И.А. История. Интеллектуальные игры для школьников. Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.

  10. Хейзинга И. Опыт определения игрового элемента культуры. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

  11. Хоббитские игры. М., 1980.

  12. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. М.: Новая школа, 1994.

  13. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр - коррекций. М.: Новая школа, 1993.

  14. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999.

  15. Энциклопедия детских праздников. М.: Пилигримм, 1999.

  16. Энциклопедия игр. М., 2001.

Часть 2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации

2.1. Задания для самостоятельной работы студентов

Разделы и темы

для самостоятельного изучения

Виды и содержание

самостоятельной работы

Раздел 1. Сущность рекреативных (восстановительных) технологий и их использование в процессе социально-культурной деятельности

1. Развитие рекреативных технологий, и их исторические предпосылки

Конспектирование научной литературы, проработка учебного материала по учебной и научной литературе, подготовка докладов к семинарскому занятию

2. Рекреативные технологии как инструмент оздоровления образа жизни и повышения культуры быта с античности до наших дней

Проработка учебного материала по конспектам лекций, учебной и научной литературе, подготовка к выполнению практического задания и участия в семинаре

Раздел 2. Организация рекреативной деятельности через теорию игры

3. Игра как составная часть культурно-досуговой деятельности

Проработка учебного материала по конспектам лекций, научной и учебной литературе.

Подготовка к семинарскому занятию

4. Психолого-педагогические основы игровой деятельности

Конспектирование первоисточников и другой научной литературы.

Подготовка к семинарскому занятию

Раздел 3. Рекреативный потенциал форм культурно-досуговой деятельности

5. Особенности подготовки и проведения познавательных игр

Конспектирование научной литературы, проработка учебного материала по учебной и научной литературе, подготовка к семинарскому занятию

6. Особенности подготовки и проведения подвижных игр

Работа с научной и учебной литературой

Подготовка к выполнению практического занятия.

Подготовка к семинарскому занятию

7. Особенности подготовки и проведения народных игр

Работа с научной и учебной литературой

Подготовка к выполнению практического занятия.

Подготовка к семинарскому занятию

8. Особенности подготовки и проведения новогодних игр

Работа с научной и учебной литературой

Подготовка к выполнению практического занятия.

Подготовка к семинарскому занятию

9. Особенности режиссуры игровых программ

Работа с научной и учебной литературой

Подготовка к выполнению практического занятия.

Подготовка к семинарскому занятию

10. Методика подготовки и проведения игровых программ для детей и подростков

Работа с научной и учебной литературой

Подготовка к выполнению практического занятия.

Подготовка к семинарскому занятию

11. Методика подготовки и проведения игровых программ для молодежи

Работа с научной и учебной литературой

Подготовка к выполнению практического занятия.

Подготовка к семинарскому занятию

12. Методика подготовки и проведения игровых программ для пожилых людей

Работа с научной и учебной литературой

Подготовка к выполнению практического занятия.

Подготовка к семинарскому занятию

13. Методика подготовки и проведения игровых программ для людей с ограниченными возможностями

Работа с научной и учебной литературой

Подготовка к выполнению практического занятия.

Подготовка к семинарскому занятию

Раздел 4. Технологии организации отдыха и развлечений

14. Технологии индивидуального туризма

Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе), конспектирование научной литературы

15. Технологии группового туризма

Конспектирование первоисточников и другой научной литературы

16. Технологии семейного туризма

Работа с научной и учебной литературой

17. Технологические модели организации отдыха и развлечений

Конспектирование научной литературы, проработка учебного материала по учебной и научной литературе, подготовка докладов к семинарскому занятию

Для самостоятельной работы студентов рекомендуются следующие источники:


2.2. Темы контрольных работ и методические указания по их выполнению

Раздел 1. Сущность рекреативных (восстановительных) технологий и их использование в процессе социально-культурной деятельности

Тема 1. Рекреативные технологии и специфика их использования в социально-культурной сфере.

Тема 2. Учебно-игровой тренинг как средство активизации специалистов социокультурной сферы.

Тема 3. Использование традиций возрождаемой народной культуры в организации отдыха и развлечений населения.

Тема 4. Особенности организации отдыха и досуга в курортно-рекреационных центрах.

Тема 5. Особенности организации рекреативно-оздоровительных программ для разных групп населения.

Раздел 2. Организация рекреативной деятельности через теорию игры

Тема 1. Понятие «зрелищно-игровой досуг» и основные характеристики игровой деятельности.

Тема 2. Функции игры и ее роль в развитии мотивационной сферы человека.

Тема 3. Игра как фактор развития психических и умственных способностей подростков и молодежи.

Тема 4. Организация игровой деятельности для различных возрастных групп населения.

Тема 5. Роль игровых программ в реализации массовых праздников и народных гуляний.

Раздел 3. Рекреативный потенциал форм культурно-досуговой деятельности

Тема 1. Государственная политика в вопросах формирования семейного туризма.

Тема 2. Рекреационные основы туризма: основные принципы, формы и методы.

Тема 3. Рекреативные технологии как инструмент формирования здорового образа жизни.

Тема 4. Сущность семейного туризма и особенности его организации.

Раздел 4. Технологии организации отдыха и развлечений

Тема 1. Технологии организации физкультурно-оздоровительной и курортно-рекреационной деятельности.

Тема 2. Массовые формы отдыха и развлечений, их смысловой и эмоциональный настрой в организации досуга.

Тема 3. Методика индивидуальной, групповой и массовой работы по организации отдыха и развлечений населения.

Тема 4. Использование художественного материала в анимационной деятельности туристских мероприятий.

Методические рекомендации по написанию контрольной работы по дисциплине «Технологические основы социально-культурной деятельности: рекреативные технологии»

Исходным моментом работы является выбор темы и определение задач исследования.

В ходе изучения литературы и источников составляется план (структура) работы. Важнейшими частями контрольной работы являются введение, основное содержание (изложение темы по главам и параграфам), заключение, список источников и литературы. Все эти части должны представлять целое, быть логически связаны, отражать тему исследования.

Работа выполняется на отдельных стандартных листах (А 4), а не в тетрадях. Писать следует на одной стороне листа, оставляя с левой стороны поля, а внизу место для подстрочных ссылок (сносок).

Все листы работы (за исключением титульного листа) должны быть пронумерованы арабскими цифрами в правом верхнем углу.

Каждую главу следует начинать с нового листа. Следует обязательно указывать название (заголовок) главы или параграфа.

Контрольная работа должна быть написана грамотно, литературным языком, четко и чисто, без сокращения слов. Примерный объем работы составляет 16-24 страницы рукописного (или машинописного) текста.

Работа имеет определенную структуру, обязательными частями которой являются: 1) титульный лист; 2) оглавление; 3)введение; 4) главы и параграфы; 5) заключение; 6) список используемых источников и литературы; 7) приложения.

Титульный лист является первым листом контрольной работы, в нем последовательно указываются название института, факультет, курс, фамилия студента, тема, фамилия научного руководителя (преподавателя), место и год написания.

Оглавление (содержание) помещается за титульным листом, в нем должны быть указаны названия всех глав и параграфов, номера страниц, с которых начинаются главы и параграфы.

Далее следует введение, основная часть (главы работы), заключение.

В конце работы помещается список использованных источников и литературы.

2.3. Вопросы для подготовки к экзамену и зачету


  1. Понятие «зрелищно-игровой досуг» и основные характеристики игровой деятельности.

  2. Рекреативные технологии и специфика их использования в социально-культурной сфере.

  3. Многообразие понятийного аппарата рекреативных технологий.

  4. Функции игры и ее роль в развитии мотивационной сферы человека.

  5. Классификация игр.

  6. Роль игровых программ в реализации массовых праздников и народных гуляний.

  7. Технология организации игр на дискотеке.

  8. Организация игровой деятельности для различных возрастных групп населения.

  9. Особенности организации рекреативно-оздоровительных программ для разных групп населения.

  10. Технология организации игр и игровых программ.

  11. Игра как фактор развития психических и умственных способностей подростков и молодежи.

  12. Технологии организации физкультурно-оздоровительной и курортно-рекреационной деятельности.

  13. Роль ведущего в формировании конкурсно-игровой программы.

  14. Учебно-игровой тренинг как средство активизации специалистов социокультурной сферы.

  15. Массовые формы отдыха и развлечений, их смысловой и эмоциональный настрой в организации досуга.

  16. Использование художественного материала в анимационной деятельности туристских мероприятий.

  17. Значение метода театрализации в организации и проведении отдыха и развлечений.

  18. Рекреативные технологии как инструмент формирования здорового образа жизни.

  19. Психологические теории игр и методика их применения.

  20. Методика проведения календарных семейно-праздничных обрядовых игр.

  21. Виды игорного бизнеса.

  22. Здоровьесберегающие технологии в организации свободного времени населения.

  23. Особенности организации отдыха и досуга в курортно-рекреационных центрах.

  24. Отдых как форма восстановления физических сил человека.

  25. Методика индивидуальной, групповой и массовой работы по организации отдыха и развлечений населения.

  26. Методика организации индивидуальной работы.

  27. Использование традиций возрождаемой народной культуры в организации отдыха и развлечений населения.

  28. Рекреационные основы туризма: основные принципы, формы и методы.

  29. Сущность семейного туризма и особенности его организации.

  30. Государственная политика в вопросах формирования семейного туризма.

2.4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

2.4.1. Методические указания для преподавателя

Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.

Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей.

Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Её цель - формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

  • изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

  • логичность, четкость и ясность в изложении материала;

  • возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

  • опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

  • тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара - наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

  • формулировка темы, соответствующей программе и госстандарту;

  • определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

  • выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

  • подбор литературы для преподавателя и студентов;

  • при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя:

  • составление плана семинара из 3-4 вопросов;

  • предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к семинару;

  • предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллетени, статистические данные и др.);

  • создание набора наглядных пособий.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

  • полнота и конкретность ответа;

  • последовательность и логика изложения;

  • связь теоретических положений с практикой;

  • обоснованность и доказательность излагаемых положений;

  • наличие качественных и количественных показателей;

  • наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;

  • уровень культуры речи;

  • использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

  • качество подготовки;

  • степень усвоения знаний;

  • активность;

  • положительные стороны в работе студентов;

  • ценные и конструктивные предложения;

  • недостатки в работе студентов;

  • -задачи и пути устранения недостатков.

После проведения первого семинарского курса, начинающему преподавателю целесообразно осуществить общий анализ проделанной работы, извлекая при этом полезные уроки.

При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй - на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность - главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.

2.4.2. Методические указания для студентов

Комплексное изучение студентами учебной дисциплины «Технологические основы социально-культурной деятельности: рекреативные технологии» предполагает: овладение материалами лекций, учебной и дополнительной литературы, указанными в программе, творческую работу студентов в ходе проведения семинарских и практических занятий, а также систематическое выполнение заданий для самостоятельной работы.

В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание.

Основной целью семинарских занятий является контроль степени усвоения пройденного материала и хода выполнения студентами самостоятельной работы, обсуждение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках заявленной темы. Занятие предполагает всестороннее обсуждение темы при максимальном участии студентов учебной группы. Ряд вопросов дисциплины, требующих авторского подхода к их рассмотрению, заслушиваются на семинарских занятиях в форме подготовленных студентами сообщений (10-15 минут) с последующей их оценкой всеми студентами группы. Тема, форма проведения семинара предполагает дискуссионность, свободный обмен мнениями. Студентам при подготовке к семинару следует сформировать свою точку зрения по каждому из вопросов, выносимых на обсуждение.

Основой для подготовки студента к семинарским занятиям являются лекции и издания, рекомендуемые преподавателем. При изучении источников студентам рекомендуется законспектировать основные идеи публикации, предлагаемые определения, зафиксировать существенные факты, суть приводимых примеров.

Основной целью практических занятий является приобретение и закрепление навыков работы с профессиональными документами различных видов в целях выявления, анализа и усвоения профессионально и учебно-значимой информации,

Предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) со студентами в ходе изучения материала данной дисциплины.

2.4.3. Методическое обеспечение дисциплины

2.4.3.1. Тесты

Учебно-методический комплекс Рекреативные технологии




Учебно-методический комплекс Рекреативные технологии




Учебно-методический комплекс Рекреативные технологии




Учебно-методический комплекс Рекреативные технологии




Учебно-методический комплекс Рекреативные технологии




Учебно-методический комплекс Рекреативные технологии




Учебно-методический комплекс Рекреативные технологии




Учебно-методический комплекс Рекреативные технологии

Учебно-методический комплекс Рекреативные технологии




Учебно-методический комплекс Рекреативные технологии

Учебно-методический комплекс Рекреативные технологии




Учебно-методический комплекс Рекреативные технологии




Учебно-методический комплекс Рекреативные технологии




Учебно-методический комплекс Рекреативные технологии

Учебно-методический комплекс Рекреативные технологии




Учебно-методический комплекс Рекреативные технологии




Учебно-методический комплекс Рекреативные технологии




Учебно-методический комплекс Рекреативные технологии




Учебно-методический комплекс Рекреативные технологии




Учебно-методический комплекс Рекреативные технологии

Учебно-методический комплекс Рекреативные технологии




Учебно-методический комплекс Рекреативные технологии




Учебно-методический комплекс Рекреативные технологии




Учебно-методический комплекс Рекреативные технологии




Учебно-методический комплекс Рекреативные технологии




Учебно-методический комплекс Рекреативные технологии




Учебно-методический комплекс Рекреативные технологии




Учебно-методический комплекс Рекреативные технологии




Учебно-методический комплекс Рекреативные технологии

Учебно-методический комплекс Рекреативные технологии

2.4.3.2. Глоссарий игр Древней Греции

Агнотесия - руководство играми.

Альтис - роща, священный округ Олимпии, в котором находятся все храмы, памятники и статуи.

Амфиктионы - члены священных посольств, которые каждый полис отправляли на священные игры.

Апена - состязание колесниц, запряженных мулами.

Апобаты - состязания, состоящие попеременно из бега и скачек на колесницах.

Батэр - возвышение, с которого спортсмены совершали прыжки в длину без разбега.

Гальма - прыжки.

Гекатомба - жертва из ста быков, которые могли приносить только очень богатые люди.

Гимнасии - помещения для физических упражнений.

Гимнический агон - соответственные состязания.

Гоплит - тяжеловооруженный воин.

Гоплитодромос - бег в доспехах.

Диаулос - двойной бег, на 2 стадия.

Дискабол - тот, кто метает диск.

Долиходромы - участники длинного бега.

Долихос - длинный бег, на 24 стадия.

Дромос - короткий бег, на 1 стадий.

Иеромения - священное праздничное время, когда прекращались государственные и частные дела.

Иппический агон - конные состязания.

Кальпа - попеременная скачка на колеснице и бег наездника.

Лампадодромия - бег с факелами.

Мусический агон - музыкальное состязание.

Олимпионик - победитель на Олимпийских играх.

Пале - борьба.

Палестра - помещение либо место для борьбы и прочих упражнений.

Панкратий - борьба со всеми возможными приемами.

Пентатлон - пятиборье: бег, прыжки, метание диска, копья и борьба.

Пиррихия - состязания в военных танцах.

Синорида - скачки на колесницах, запряженных двумя взрослыми лошадьми.

Скамма - углубление длиной более пятнадцати метров, в которое прыгали на Олимпийских играх.

Спондофоры - священные посольства, которые оповещали население полисов о начале проведения Олимпийских игр и установлении экехерии.

Тараксипп - круглый алтарь, который наводит на лошадей непреодолимый страх.

Триаддэн - боец, трижды коснувшийся земли и прекративший борьбу.

Хальтерес - свинцовые гири, необходимые для большего размаха при прыжке. Их роняли до приземления.

Химанты - кулачные ремни для борцов, вместо боксерских перчаток.

Эвандрия - состязания в красоте среди мужчин.

Элладоники - судьи на играх, мастера.

Эпиникий - хвалебный гимн, например, в честь победителя игр.


  1. Глоссарий религии и праздников Древней Греции

Адонии - праздники, посвященные Адонису. Проводились в Афинах в середине лета. Повсюду выставлялись "садики Адониса" - горшочки с быстро отцветающими букетами.
Аид - подземное царство мертвых.
Амброзия (амбросия, амврозия) - пища богов, дающая всякому, вкушающему ее, бессмертие.
Антестерий - весенний праздник пробуждения природы, проводившийся в Афинах. Первые два дня ("день открывания бочек" и "день кружек") посвящались Дионису.
Антропоморфизм - очеловечивание богов и явлений природы, изображение их в виде людей
Боги (божества) - существа, олицетворявшие силы природы и отличавшиеся бессмертием
Гадес - hades - подземное царство, местопребывание душ грешников.
Гекатомба - от греч. hekaton "сто" - жертвоприношение сотни животных (быков), позднее - любое жертвоприношение большого числа животных, приносившееся по праздникам.
Гереи - праздники в честь богини Геры, проводившиеся раз в пять лет в Аргосе.
Героиды - праздники, посвященные Семеле-Фионе. Проводились в Афинах.
Гигантомахия - борьба богов с гигантами.
Делии (Делийские игры) - праздники в честь Аполлона. Проводились на острове Делос раз в четыре года. Проходили поздним летом.
Дельфийский оракул - главный оракул Аполлона в городе Дельфы.
Демоны - низшие божества, связанные с природой, выступавшие в роли посредников между богами и людьми
Дионисии - праздники в честь Диониса. Великие дионисии - весенние фестивали, проводившиеся в Афинах. Хоры наряженных в козьи шкуры певцов исполняли гимны-дифирамбы из которых возникла трагедия ("песня козлов"). Сельские дионисии - праздненства на которых исполнялись шуточные песни, сопровождавшиеся плясками - от них произошла комедия.
Додона - город на северо-западе Греции, где у священного дуба Зевса находился его главный оракул. По значимости был равен Дельфийскому оракулу.
Духи - низшие божества, связанные с человеком
Елисейские поля (Элизий, Элизиум) - счастливая земля в загробном мире, где праведные души наслаждались существованием под вечно голубым небом с незаходящим солнцем.
Жрец (жрица) - служитель культа бога.
Зооморфизм - представление богов в виде животных.
Иакхион - святилище в Афинах, посвященное Иакху, ставшее центром толкователей снов.
Истмийские игры - конные, гимнастические и музыкальные состязания, посвященные Посейдону. Проводились каждые два года на Коринфском перешейке (Истме).
Комедии - праздники в честь Диониса
Корибанты - жрецы Кибелы.
Космос - "порядок", "мир", "красота" - мир, возникший из Хаоса.
Кронии - веселые праздники урожая, справлявшиеся в честь Крона (Кроноса).
Куреты - жрецы Реи и Зевса на Крите.
Ленеи - праздники-шествия в честь Диониса-Ленея и Семелы. Проходили в январе-феврале. Веселые песни, посвященные жизни бога виноделия и исполнявшиеся на этом празднике, со временем превратились в комедии (comoedia - "совершать шествие", лат.)
Мистерии - "таинства" - обряды, посвященные какому-либо богу, и в которых имели право принимать участие только прошедшие посвящение.
Мисты - участники мистерий.
Нектар - напиток богов, дававший им бессмертие и вечную молодость. Почетная обязанность разливать и подносить нектар богам была возложена на Гебу.
Олимпийские игры - самые значительные из общегреческих игр, проводившиеся летом каждые четыре года. Местом проведения был город Олимпия в северной части Пелопоннеса, где находилось святилище Зевса.
Омфал - "Пуп земли" - мраморный камень, обозначавший центр мира. По легенде этот камень был проглочен Кроном вместо младенца-Зевса и появился вместе с божественными детьми Крона, проглоченными им. Боги и злополучный камень появились после победы Зевса над отцом. Камень был установлен в Дельфах на том месте, где, по легенде, был зарыт Пифон, побежденный Аполлоном. Вокруг этого "памятника" был возведен храм Аполлона со знаменитым оракулом. Камень, находившийся во внутренней части храма, каждый день поливали маслом.
Оракул - предсказание, место, где оно дается и жрец-предсказатель.
Оргия - обряд, ритуал, мистерия, священная служба (греч. orgia) - священнодействие в честь богов, отличавшееся особым буйством и распущенностью. Наиболее часто проводились в честь Диониса и Деметры (Кибелы).
Палладий - см. Палладиум.
Палладиум (Палладий) - деревянная статуя Афины, обладавшая чудотворным действием. Город, владевший палладием, считался находящимся под покровительством богини. О палладии, хранившемся в Трое, ходила легенда о том, что он упал с неба. После Троянской войны Эней привез его в Рим и с тех пор палладий хранился в храме Весты.
Панафинеи - ежегодные праздники в честь рождения Афины. Летом каждые четыре года в Афинах проводились Великие панафинеи. После музыкальных представлений и жертвоприношений устраивалась процессия, следующая по Священной Дороге к Парфенону, куда приносились новые одежды для Афины.
Пантеон - сообщество всех богов какого-либо религиозного направления.
Парфенон - храм, посвященный Афине-деве (парфенос - "дева"). Расположен в Афинах.
Перферей - преподносящий дары Аполлону.
Пифийские игры - общегреческие спортивные и музыкальные состязания, организованные по приказу Зевса в память об убитом Пифоне и проводившиеся в Дельфах каждые восемь (позднее - каждые четыре) года. Последний раз проводились в 394 г. н.э.
Пифийский оракул - оракул, на месте которого возник Дельфийский оракул.
Пифия - жрица Аполлона, передававшая предсказания Дельфийского оракула. Пройдя сложный и торжественный подготовительный этап, пифия устраивалась возле расщелины и, вдыхая пары, идущие оттуда, передавала волю Зевса.
Тавроболии - ритуал жертвоприношения быка, связанный с культом Артемиды-Таврополы, во время которого происходило очищение людей кровью. Человек помещался в специальное углубление и над ним приносилась жертва. Вероятно предшественниками жертвенных быков были человеческие жертвы.
Тартар - мрачная бездна в глубине Земли, возникшая из Хаоса. Порождением Тартара и Геи считались Тифон и Ехидна. Окружен медными стенами и рекой Пирифлегетон. Считается нижней частью преисподней, куда были заключены титаны и киклопы.
Телестерион - храм Деметры в Элевсине, где ежегодно в сентябре проводились Элевсинские мистерии в честь Деметры и Персефоны.
Теогония - происхождение богов.
Титаномахия - сражение, произошедшее между титанами и олимпийцами, богами нового поколения, рожденными Кроном и Реей. Крон, силой воцарившийся на троне своего отца Урана, боялся, что также будет свергнут своими детьми и, чтобы избежать этого, велел своей жене Рее приносить ему новорожденных детей и проглатывал их. Последнего ребенка, Зевса, она спрятала на острове Крит, а Крону дала проглотить камень, завернутый в пеленки. Возмужавший Зевс заставил вернуть на свет проглоченных Геру, Гестию, Деметру, Аида и Посейдона и началась борьба с Кроном и титанами за власть над миром, длившаяся 10 лет. Сторону Зевса приняли титан Океан, Прометей, Эпиметей и Стикс. Киклопы, пришедшие на помощь Зевсу, выковали для него громы и молнии. Титаны были побеждены благодаря помощи сторуких великанов-гекатонхейров и низвергнуты в Тартар.
Фесмофорий - осенний праздник в честь Деметры и Персефоны.
Фитоморфизм - поклонение богам, представлявшимся в облике растений. Был характерен для периода раннего матриархата.
Элизиум - см. Елисейские поля.
Эрехтейон - храм Афины в Афинах.

2.4.4. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины

Перечень необходимых технических средств обучения, используемых в учебном процессе для освоения дисциплины и способы их применения:

  • портативный персональный компьютер (применяется на лекциях, семинарах);

  • мультимедийное оборудование (применяется на лекциях, семинарах);

  • информационная система «Консультатнт-Плюс», выпуск 8.0., сентябрь 2007 (применяется при подготовке к лекциям, семинарам, выполнении самостоятельной работы);

  • интернет-ресурсы (применяются при подготовке к лекциям, семинарам, выполнении самостоятельной работы).


© 2010-2022