- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Статья на тему: Использование элементов театральной деятельности в приобщении детей к чтению
Статья на тему: Использование элементов театральной деятельности в приобщении детей к чтению
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Кленина О.М. |
Дата | 05.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ Гимназия №1
г.Воронеж
педагог-библиотекарь
Кленина Ольга Михайловна.
Статья на тему:
Использование элементов театральной деятельности в приобщении детей к чтению.
На протяжении двух лет педагог-библиотекарь гимназии №1 Кленина Ольга Михайловна реализует творческий проект, пытающийся объединить усилия школы и детского сада по воспитанию и развитию гармонично развитой творческой личности. В ходе работы над проектом «Театр из книжки для малыша и малышки» особую важность приобрело приобщение младших, средних, старших и подготовительной групп детского сада №151 не только в роли слушателей и зрителей театрализированных представлений, но и в роли полноправных участников всех литературных праздников.
Уже более 20 лет в гимназии №1 существует театральный кружок «Театр Книги» под руководством Клениной Ольги Михайловны, поэтому реализация данного проекта оказалась на редкость гармоничной. Идея привлечения к театральному мастерству воспитанников детского сада помогла создать условия для развития художественной одаренности детей, начиная с самого раннего возраста.
Театральная деятельность, проводимая, совместными усилиями гимназистов и воспитанников детского сада оказывает неоценимую помощь в развитии искусства общения, способствует развитию фантазии, памяти, мышления.
Актуальность проекта: театральная деятельность является одним из приоритетных направлений, осуществляемых библиотекой МБОУ гимназия №1. Для реализации данного проекта ведущая роль отводилась координации нескольких видов деятельности: совместная и самостоятельная, игровая деятельности, клубная работа и целенаправленное взаимодействие с родителями.
Эти действия помогают обеспечить системность и целенаправленность проводимой работы.
В ходе реализации проекта «Театр из книжки для малыша и малышки» ключевым фактором можно выделить программу преемственности работы гимназии и детского сада с целью выявления и художественно-эстетического развития каждого гимназиста и воспитанника детского сада.
Театральная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности и творческого потенциала. Дети получают уникальную возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции.
Реализация проекта направлена:
-
осмысление важности художественного образования;
-
формирование эстетического вкуса; и нравственного воспитания;
-
развитие памяти, воображения, инициативности, речи;
-
создание положительного эмоционального настроя, развитие ребенка посредством театральной игры.
Цели проекта:
-
приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности;
-
способствовать формированию творческой личности, развитию речи и коммуникативных навыков у детей;
-
создать условия для осуществления творческой активности ребенка в театральной деятельности;
-
обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе
Задачи проекта:
-
расширять представления детей о театре , его видах, атрибутах, костюмах, декорациях;
-
создавать условия для организации совместной театральной деятельности , формировать художественно-эстетическую и творчески развивающую предметную среду;
-
учить детей продуктивно осуществлять совместную и самостоятельную деятельность;
-
развивать эмоциональность и выразительность речи;
-
способствовать формированию эстетического вкуса;
-
обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной и сокровищами мировой художественной литературы
Принципы проекта:
-
Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей - интересов, потребностей, творческих способностей, эмоционального благополучия ребенка.
-
Принцип интеграции - содержание театрализованных игр и представлении тесно взаимосвязано со всеми разделами программы преемственности гимназии №1 и детского сада №151.
-
Принцип возрастной адресованности - содержание деятельности выстраивается в соответствии с учетом возрастной группы детей
Методы :
-
творческая деятельность, игры-драматизации;
-
упражнения на развитие мимики, детской пластики, приобщение к искусству пантомимы;
-
театральные этюды,
-
репетиции и обыгрывание различных сказок и инсценировок.
Формы:
-
устные опросы «Зачем человеку театр?» и т.п.
-
развернутые выставки-экспозиции, демонстрируемые в библиотеке «Театральная мозаика»
-
совместная деятельность гимназистов и воспитанников детского сада в подготовке театральных мероприятий
Постоянная и целенаправленная работа педагога-библиотекаря Клениной О.М. направлена на создание системы перспективного планирования для развития театральной деятельности гимназистов и воспитанников детского сада.
Важнейшая задача работы педагога-библиотекаря - разработать ряд перспективных планов, взаимодействующих по разделам: совместная деятельность, игра, кружковая работа, взаимодействие с воспитателями и методистами детского сада.
В основе проекта - идея формирования заинтересованности детей в потребности самореализации посредством театральной деятельности.
Главный смысл театрального проекта заключается в том, что театральный деятельность, интегрированная, в образовательную среду выполняет задачу объединения элементов образования и из формы внеклассной работы становится важным компонентом целостной системы.
В одно интегральное поле объединяются учебные предметы, театральный кружок, внеклассная работа и целенаправленная деятельность воспитанников детского сада.
Такое образовательное пространство становится фактором качественного обновления приобретенных знаний и нового качества образования в целом.
Все компоненты структуры, в которую театральный кружок входит как элемент, стягивает в единый узел общая культурно-значимая тема, выбор которой может быть обусловлен разными обстоятельствами (памятными датами, юбилеями писателей, культурными событиями и т.д.).
Проводимые гимназистами, совместно с воспитанниками детского сада литературные праздники, устные журналы, театрализованные представления, квест-игры, литературно-музыкальные композиции и т.д. способствуют главной цели - приобщению детей к мировым и отечественным художественным ценностям.
В процессе подготовки и проведения разнообразных литературных мероприятий решаются образовательные задачи, направленные на реализацию творческих способностей гимназистов и воспитанников детского сада:
-
сформировать представление о многообразии видов прикладного искусства;
-
научить некоторым видам и техникам прикладного творчества;
-
познакомить с принципами заполнения сценического пространства;
-
привить навыки коллективного творчества;
-
развить чувство меры, гармонии, цвета, стиля.
Искусство театра синтезирует в себе литературу, живопись, музыку, хореографию, что делает возможным всестороннее развитие личности каждого ребенка с включением сознания, действия, чувства.
Драматическая игра, лежащая, в основе театрального действия является самой предпочтительной для детей формой деятельности, помогающей раскрыть таланты каждого ребенка.
В процессе работы над проектом были созданы благоприятные условия для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности и творческого потенциала через приобщение к театральному искусству, к театрализованной деятельности.
Немаловажная роль для данного проекта состоит в том, чтобы целенаправленно развивать самостоятельность и инициативность личности каждого ребенка, способствовать развитию речи, мимики, жестов.
В ходе реализации проекта «Театр из книжки для малыша и малышки», осуществляемого совместно гимназистами и воспитанниками детского сада были проведены следующие мероприятия:
Литературный праздник «Наши четвероногие друзья»
Литературная игра «Волшебный зонтик» - по сказкам Г.Х.Андерсена
Литературно-музыкальная композиция «В гостях у Королевы Книги»
Квест-игра «Сокровища пиратов»
Устный журнал «Колокола Победы»
Литературная игра-путешествие «Мир сказок Шарля Перро»
Театрализованное представление «Замки 5 принцесс»
Литературный праздник «Волшебный мир сказок»
Литературно-музыкальная композиция «Вовка в тридевятом царстве»
Устный журнал «Любимые писатели» - о жизни и творчестве А.Л.Барто.
Наш проект на самом старте и надеемся, что «Театр из книжки для малыша и малышки» ждет еще немало интересных театральных постановок, устных журналов, литературных игр и других творческих мероприятий.